Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветотерапия - Метод цветовых выборов МЦВ - модифицированный восьмицветный тест Люшера 2 страница




Черный (7). Это - «нет» в противоположность - «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 7 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции, 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета - статистически наиболее часто встречающаяся.

Согласно данным Г.Клара и Л.Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого. Коэффициент вегетативного баланса КВБ вычисляется следующим образом

КВБ=(18-(3+4))/(18-(1+2))

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Значение, превышающее единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы - доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, и о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Как уже говорилось, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом в

оригинальном варианте используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на язык, привычный для отечественных психологов. Здесь и такие сентенции как: «Томится по узам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию», «Горд, но безропотен», «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т.д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за такого рода выражениями, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, излагая анализ проблем обследуемого человека на языке более понятном и близком нашей культуре и традициям.

Во избежание субъективной произвольности в процессе реадаптации методики автором руководства введена терминологическая созвучность трактовок выявляемых методикой феноменов в соответствии с приведенной выше теорией ведущих тенденции и целостным подходом к понятию личность.

Модификация теста Люшера - Метод цветовых выборов.

Если психология восприятия цвета (согласно предшествующему опыту применения цветового теста) ориентирована на сиюминутное эмоциональное состояние, то последующий опыт применения методики показал, что даже в однотипных ситуациях реакции людей отличаются в зависимости от исходной индивидуально-типологической основы индивида. А это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т.е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности.

Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции, но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении выбора сферы интересов, способа самореализации в профессиональной деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной напряженности.

Сопоставление цветовых выборов дает представление о тех тенденциях, которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв адаптивного механизма, о чем речь пойдет позже. В рамках упомянутого выше концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических методов в стройную интерпретационную схему укладываются и результаты Метода цветовых выборов. В первую очередь, очевидным является тот факт, что показатели слабости нервных процессов, трофотропные тенденции - как базис константных личностных свойств - отражаются сочетанием «концентричных» (1 и 2) цветов на первых позициях цветового ряда, в то время, как «эксцентричные» цвета (3 и 4) выявляют принадлежность к сильному типу ВНД. При этом наиболее «чистый» вариант слабого типа выявляется в основном концентричным гетерономным синим цветом, а сочетание синего (1-й цветовой эталон) с зеленым (2-й цветовой эталон) свойственно смешанному типу реагирования, т.к. содержит в себе характеристики оборонительно-защитного, экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью, нежели «чистый» слабый (пассивно-созерцательный, интровертированный) тип реагирования, свойственный только синему цвету.

В то же время наиболее «чистый» вариант стенического типа отражается характеристиками красного цвета: сочетание красного с желтым выявляет эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности - недостаточно целенаправленный, т.е. этот тип реагирования также является смешанным. Таким образом, интерпретационная схема метода цветовых выборов включает в себя два полярных типа - сильный и слабый - и два смешанных (см. рис. 7). Связь основных цветов со свойствами нервной системы выявляется соотношением желтого (4) с лабильностью, красного (3) - с динамичностью по отношению к возбуждению, зеленого (2) - с инертностью, синего - с динамичностью по отношению к торможению, желтого и красного - с высокой внешней реактивностью при низкой интрапсихической активности, синего и зеленого - с низкой внешней реактивностью при высокой интрапсихической активности.

Таким образом, каждый основной цвет определяет ведущую тенденцию, придающую типологическую очерченность эмоционально-динамическому паттерну, который проявляется силой и направленностью мотивов, индивидуальным стилем переживания и межличностного поведения, типом восприятия и переработки информации об окружающем мире, т.е. стилем мышления.

Следует отметить, что и сам М. Люшер позже пришел к той идее, что основные цвета соотносятся с определенным индивидуально-философским содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности, но эти его публикации появились гораздо позже. Однако и в поздних своих работах М. Люшер остается верным себе: вместо обобщенной идеи, указывающей на корневую природу того или иного типа личности, когда причинно-следственные связи позволяют выводить частные проявления из краеугольного фундамента теоретической парадигмы, бесконечно уважаемый и талантливый автор методики по-прежнему остается в плену у чистой эмпирики. Речевые особенности, ролевое поведение и прочие проявления индивидов разного типа он описывает как сумму конкретных признаков. Сравнительный анализ данных с результатами других методик показал, что эти признаки прекрасно укладываются в рамки приведенной выше индивидуально-личностной типологии. При этом бросаются в глаза некоторые ошибки Люшера, когда от весьма удачных характеристик, базирующихся на конкретном опыте, он переходит к обобщенным личностным портретам. Так, он утверждает, что предпочтение синего эталона - признак удовлетворенности, в то время как опыт убеждает в другом: это - ведущая, никогда до конца ненасыщаемая потребность в покое и удовлетворенности отношениями. Другое разногласие в том, что тот же синий, расположенный в конце ряда (как и любой иной основной цвет) означает не противоположное качество, а фрустрированность той потребности, которую выявляет данный цвет. Значимость цветового выбора определяется как первыми тремя позициями, выявляющими типологическую принадлежность индивида, так и последними. В первом случае речь идет о ведущей тенденции, определяющей стиль переживания индивида, восприятия, мотивации и поведения, а во втором (т.е. когда цвет отвергаем) определяемые этим цветом потребности оказываются фрустрированными.

Другая серьезная ошибка М. Люшера заключается в том, что он тип людей, выбирающих синий цвет, относит флегматикам, а зеленый - к меланхоликам. При этом он совершенно справедливо отмечает, что лица, выбирающие синий, склонны к глубокой привязанности и чувствительны к воздействиям среды, а предпочитающие зеленый - упрямы, настойчивы, насторожены, постоянно находятся в оборонительной позиции, требуют признания, что явно противоречит соответствующим типологическим портретам и самой очевидности, которая наглядно проявляется при сопоставлении данных Метода цветовых выборов с показателями других методик. То же и с толкованием других ярких цветовых эталонов: совершенно ясно, что предпочтение красного цвета (цвет крови,) естественно для сангвинников, а желтого (желчь), отражающего эмоциональную неустойчивость, - для холериков. Люшер же приписывает первым принадлежность к холерикам, а вторым - к сангвиникам. При этом тут же, не замечая противоречий, правильно классифицирует сексуальную активность красного цвета как фаллическую, синего - как оральную, а зеленого - как анальную. Причем, его характеристика зеленого как «гибкость воли» противоречит его же словам о том, что значимый зеленый выявляет «упорство, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений», что характерно для личностей ригидных, то есть самых негибких среди других типологических вариантов. К тому же, именно ригидные, эпилептоидные личности принадлежат (по Фрейду) анально-эротическому типу сексуальности. Думается, что эти ошибки обусловлены тем, что М.Люшер отталкивался в основном от врачебной практики, не имея серьезной психологической базы. Его целостные портреты личностей весьма наивны. В то же время, сам цветовой тест, созданный Люшером, прекрасная методика, это - просто гениальная находка.

Необходимо подчеркнуть, что количественные критерии для данного метода трудно поддаются четкому определению. В зависимости от популяции обследуемых эти показатели значительно варьируют, поэтому для определения вероятности того или иного признака требовалось бы определить границы надежности для групп разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, региональному признаку. Однако и тогда бы они не были достаточно конкретными. В связи с этим некоторые психологи не относят метод Люшера к тестовым из-за невозможности его жесткой стандартизации. К стати, это не единственный метод в психологии, требующий больше качественного анализа, нежели квантифицированного подхода. Однако это не повод, чтобы отрицать, что восьмицветовой тест является одним их лучших инструментов психодиагностики, т.к. этот метод позволяет при использовании оригинального стимульного материала получить в коротком эксперименте те данные о человеке, которые обрисовывают глубинные основы индивидуально-личностного паттерна и сложный рисунок эмоционального состояния.

Особенно убедительны возможности методики в определении стресса, в оценке степени дисгармоничности или дезинтеграции личности. В то же время количественные показатели тревоги (количество знаков "!") оказались достаточно надежным критерием, что особенно проявилось в лонгитюдном исследовании. Что касается определения типологических свойств и психологической характеристики состояния, то здесь более актуальным представляется качественный анализ. При этом процентные соотношения и степень вероятности предпочтения того или иного цвета - признак хотя и зависящий от многих переменных, но его вполне могут объективизировать показатели других психодиагностических методик.

Изучение разных по индивидуально-личностным особенностям людей, относимых к психической норме, убедительно показало значимость цвета в определении ведущей, корневой индивидуально-психологической тенденции. Причем эта значимость тем выше, чем левее оказывается позиция того или иного основного цвета. Таким образом, I, II, III и IV позиции определяют тип личности, однако с оговоркой: если этот выбор не носит сугубо случайного характера, если это - устойчивый, свойственный человеку на протяжении длительного периода жизни выбор. Для повышения надежности результатов сама процедура обследования нами несколько трансформирована: если первый и второй выборы заметно отличаются, испытуемому предлагается уточнить свое отношение к изменившим позицию цветам в процессе их парного сравнения. Например, при двух выборах:

12435607
24135607

дополнительная инструкция должна звучать так: «Какой из этих двух Вы предпочитаете?: синий или желтый? Зеленый или желтый? желтый или красный? зеленый или синий?». При этом пара 2 4 в данном выборе может оказаться случайной, если конечным выбором будут 2 1 4 3 или 1234 на первых позициях, что встречается нередко.

В связи с этим уместно подчеркнуть, что трудное разбиение на пары и слепая к ним привязанность при интерпретации (особенно при определении целей и средств достижения) практически оказалось не всегда оправданным. Этот подход следует рассматривать как этап на пути освоения методики, конечной целью которого должно быть целостное понимание цветового ряда, формирующее интегративный образ личности в контексте определенного состояния. Чтобы исключить сдвиг типичного выбора под влиянием актуального состояния, следует обратить внимание на дополнительные и ахроматические цветовые эталоны. Как правило, в процессе корректно ведущегося обследования, предваряемого соответствующим объяснением о цели исследования и перемежающегося спокойной доброжелательной беседой, эти цвета, оказавшиеся при 1 -м выборе на значимой позиции, в дальнейшем отходят вправо, если сдвиг был связан с самой процедурой обследования и вызвал у испытуемого реакцию настороженности, протеста или защиты.

Если первый и второй выборы резко (или значительно) отличаются друг от друга, это может быть результатом нежелания обследоваться, стремлением «спутать карты», уйти от вмешательства в свой субъективный мир. Такая реакция проявляется серого или черного цвета на одну из первых или непосредственно 1-ю позицию. Если и третий выбор будет непохож ни на 1 -и ни на 2-й, то обследование следует прекратить, или возобновить его лишь после того, как у испытуемого будет выработано спокойное и серьезное отношение к исследованию. Если же испытуемый объясняет свое поведение тем, что у него нет определенного отношения к цветам, то это заявление само по себе симптоматично и может свидетельствовать об измененной мотивационной сфере. В то же время здесь также можно использовать процедуру попарного сравнения таблиц (с определенной ориентировкой на уже имеющиеся перед глазами экспериментатора выборы). В конце любой процедуры обследования не мешает закончить ее предъявлением последнего ряда с вопросом: «Хочется ли Вам в этом ряду что-либо изменить?». Кроме того, исследование можно дополнить вопросом: «Какие цвета нравились раньше в детстве, в юности?», «Какой вообще цвет любимый?», имея в виду и цвета, отсутствующие в методике.

В ряде ситуаций испытуемые дополняют исследование интересными сведениями. Например, при выборе 01 523461 испытуемый говорит: «В детстве я любил зеленый и красный больше всех остальных цветов». При этом естественно предположить, что пассивность, трудности в контактах, инертность и пессимистичность, недоверчивость и подозрительность развились в результате длительного неблагоприятного воздействия среды на формирующуюся личность, что и привело к состоянию хронически затрудненной адаптации, которая в основном проявляется трудностями в межличностных контактах, сензитивностью, уходом в мир надуманных обид, блокированностью спонтанной самореализации; однако в ситуации поощрения и одобрения; в благоприятных социальных условиях у испытуемого может проявиться собранность и деловитость, и, в силу присущих ему добросовестности и ответственности, он способен выполнить возложенные на него обязанности: однако, исчерпав ресурсы активности, он может вновь впасть в состояние пассивности, стремиться к покою и ограничению контактов.

Другой пример: испытуемая - молодая женщина, работающая на крупном промышленном предприятии, разведена, имеет двух детей; Метод цветовых выборов: 01563427. В процессе собеседования рассказала о тяжелой домашней ситуации: она вынуждена была разойтись с мужем в связи с его постоянной алкоголизацией, растит двоих детей, живет далеко от работы. Психокоррекционная беседа в конечном итоге позволила испытуемой произвести переоценку ценностей: она молода и хороша собой, у нее чудесные дети и в будущем ее ждет много хорошего: развод с мужем в сложившейся ситуации - благо, так как теперь в семье покой; в Москве работа, расположенная далеко от дома, - привычная проблема. В конце собеседования женщина (без всякой к тому провокации) сказала: «Да, я счастливая, я теперь это поняла, и если бы мне сейчас раскладывать ваши таблицы, то я бы на первое место поставила красный, желтый и зеленый - цвета радости». По-видимому, это была реакция гиперкомпенсации или феномен, который Люшером описан как гармонизация состояния под влиянием психотерапии и назван «аутогенной нормой» (речь идет о нормализации выбора после сеанса аутогенной тренировки).

При дальнейших обследованиях в основном ее выбор тяготел к ряду: 01534267. По характеру эта женщина отличалась застенчивостью, нерешительностью, чертами зависимости, стремлением к избеганию конфликта, с признаками иррациональной раздражительности, проявляющейся в стрессе при межличностных конфликтах, которая в социально значимых условиях успешно контролировалась, однако за счет повышения общей напряженности. Таким образом, у нее был выявлен смешанный тип реагирования с преобладанием характеристик слабого типа -пассивности, интровертированности, мягкости и женственности; ведущая потребность -покой и бесконфликтное сосуществование с окружающими, умение подавлять спонтанные реакции, зависимость работоспособности (см. позицию «рабочей группы») от настроения и ситуации, необходимость поддержки и поощрения для активации. Эти данные подтверждались результатами исследования методикой СМИЛ (профиль '27806- /95, FK/L).

Несмотря на выраженную зависимость данных цветового выбора от актуальной ситуации и установки на процедуру обследования, достоверность интерпретации выборов в контингенте нормы при определении индивидуально-типологического паттерна по нашим данным колеблется от Р=0,68 до Р=0,79 по разным группам обследованных. Если же интерпретация нацелена лишь на расшифровку эмоционального состояния «в поперечном разрезе», т.е. на данный момент, без попыток экстраполировать результаты на целостную оценку личности, то надежность данных здесь выше и колеблется между Р =0,82 и 0,86. Стресс у лиц психической нормы, у дисгармоничной личности и у больного с психическим заболеванием может выглядеть одинаково - 607 на первых трех позициях; и, напротив, собранность, активность, оптимистичность, высокая самооценка, отрицание каких-либо проблем, жажда жизни, стремление к отстаиванию своих позиций (выбор 3 4 2...) могут отражать 1) эмоциональный паттерн гармоничной личности стенического круга; 2) гиперкомпенсацию как защитную реакцию на трудности; 3) олигофренический тип реагирования на фоне сниженной критики; 4) постпроцессуальный дефект в результате психического заболевания.

Однако такие серьезные трудности могут возникнуть лишь в том случае, если психолог не использует никакой другой метод, кроме цветового теста. Даже простое сопоставление цветового ряда с данными объективного наблюдения, с историей болезни или клиническим диагнозом (если таковой имеется) позволяет определить, имеем ли мы дело с психологически понятными переживаниями гармоничной или акцентуированной личности, или речь идет о выраженной диссоциации между «жизнерадостным» паттерном цветового выбора и серьезной десоциализацией психически больного человека с определенным катамнезом заболевания. Мало того, такая диссоциация сама по себе информативна и свидетельствует о повышении порога восприимчивости цветового анализатора, что нередко является частным проявлением общей картины уплощенности, огрубения личности, неадекватной самооценки, некритичности.

В других случаях патологии канва переживаний переходит границу психологической понятности, адекватности и становится нелепой. Здесь мерилом синтонности переживаний может быть лишь клинический опыт. Поэтому в этих случаях особенно необходима психиатрически компетентная верификация оценки состояния и использование других методов психодиагностического и экспериментально-психологического исследования, которые могут обнаружить отклонения от нормальных личностных реакций. Сложнее установить градацию между умеренно выраженными тенденциями нормальной личности, акцентуированным характерологическим паттерном и наличием психопатических черт. Если в MMPI (СМИЛ) количественные критерии оценки степени адаптированности и личностной гармонии производятся в Т-баллах, в 16-факторном анализе личности Кеттелла отражаются в стенах, то тест цветовых выборов отражает личностный дискомфорт и эмоциональную напряженность передвижением ахроматических цветовых таблиц влево.

Однако психопатическая личность гиперстенического склада, находящаяся вне стресса и эмоциональной напряженности, т.е. в зоне комфорта, может дать выбор 3421 5607 или 4251607. Согласно данным Люшера, такие выборы близки к средненормативному и отражают оптимистическую, активную, жизнелюбивую позицию личности. Здесь как раз и сказывается отсутствие количественной градации степени выраженности того или иного признака. Это наиболее слабое звено в психодиагностическом тесте Люшера. Но, опять-таки, этот факт может служить камнем преткновения лишь в том случае, если нет никакой возможности получить дополнительную информацию; обычно же обследование можно дополнить собеседованием с испытуемым или сопоставлением данных цветового теста с результатами других психодиагностических методов и данными (если такие существуют) клинического наблюдения, чтобы понять, в контексте каких проблем следует расшифровывать цветовой выбор. И это нисколько не обесценивает значимость методики, просто необходимо знать границы ее возможностей.

Представляется спорной точка зрения Люшера в плане трактовки соотношений в цветовых парах. Опыт показывает, что 1 и 2 позиция цветов в паре не столько отражают средства и цель, сколько соответствуют преобладающим тенденциям потребностной сферы. Эти потребности следующие:

1.Синий цвет - потребность в глубокой привязанности как инструмент достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя.

2.Зеленый - потребность в отстаивании собственной позиции, оборонительность, агрессивность защитного характера.

3.Красный - потребность в достижении, обладании, лидировании, наступательная агрессивность «завоевателя», целенаправленность, высокая поисковая активность.

4.Желтый - потребность в эмоциональной вовлеченности и защищенности в социальном плане. Яркость переживаний и общение - как необходимый процесс.

Эти потребности являются основой индивидуально очерченной мотивационной направленности и представляют собой самые главные человеческие потребности, актуализация которых необходима для нормального существования человека. Та потребность, которая является ведущей, она и определяет индивидуально-личностный паттерн человека, в котором не только эмоциональные особенности, но и остальные субструктуры личности (интеллект, межличностное поведение) окрашены характерным для данной личности индивидуальным стилем.

Если какая-либо из главных потребностей фрустрирована, то соответствующий цветовой эталон оказывается на одной из последних позиций. Если на первые позиции выходят ахроматические (0 7) или дополнительные цвета (5 6), то выявляемые ими потребности обозначаются как вторичные. Они не являются главными потребностями, это -лишь вынужденная охранительная реакция на невозможность реализации первичных потребностей.

5.Фиолетовый - потребность в уходе от реальной действительности, иррациональность притязаний, нереальные требования к жизни, субъективизм, индивидуалистичность, эмоциональная незрелость.

6.Коричневый - потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

7.Черный - потребность в независимости через протест, негативизм по отношению к любым авторитетам, давлению извне. 0. Серый - потребность в успокоении, отдыхе; пассивность.

Таким образом, яркие цветовые таблицы отражают потребности, определяющие стиль жизненного стереотипа, способ существования, насущные, всегда существующие и никогда полностью не насыщаемые потребностиА свойственные индивиду как почерк, как modus vivendi, как свернутая и асегда напряженная пружина, как основная побуждающая сила, движущая личность в определенном направлении. Потребности, определяемые ахроматическими и дополнительными цветами, тесно связаны с защитными механизмами, направленными на противодействие тревоге, давлению внешнего воздействия, усталости и отражают проблему фрустрированности основной потребности, неприятие индивидом сложившихся условий и межличностных отношений, уход от них в бездействие (0), в самощажение (6), в протестные реакции (7), в мир фантазий и иррациональные способы защиты (5).

Однако это лишь обобщенный подход к пониманию «корневых» истоков тех качеств, которые лежат в основе цветовосприятия эталонов теста. Сравнительный анализ данных метода цветовых выборов с результатами других психодиагностических методик и данными объективного наблюдения позволил прийти к такой схеме толкования значений цветов Люшера:

1.Синий цвет в цветовом ряду, устойчиво занимающий 1 позицию, свидетельствует о том, что обследуемый соответствует слабому типу ВНД с преобладанием трофотропных тенденций и динамичности нервной системы в отношении процессов торможения; этому сопутствуют интровертированность и пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к пессимистичности; неуверенные в себе и в своих перспективах, лица этого типа постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, в следствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привязанности и защиты со стороны другого лица, а аффилиативная потребность является ведущей. Таким образом, потребность в понимании и сочувствии определяет устойчивые личностные характеристики как доминирующая, насущная, и поэтому никогда полностью не насыщаемая побудительная сила, определяющая стиль существования, в котором рефреном звучит всегда актуальная для данного типа личности проблема позитивного, доброжелательного отношения значимых окружающих. Среди женщин этот тип реагирования встречается значимо чаще, чем среди мужчин.

Инертность реакций и глубина переживаний формируют и другие - дериватные - свойства: конформность установок, избегание конфликта, стремление к устойчивой ситуации, страх перед трудностями, нерешительность в принятии решений, вдумчивость, способность к сопереживанию, пассивность в отношении актуальных проблем, повышенная склонность к рефлексии. Выбор синего цвета одним из первых характерен для интровертов с ананкастными чертами. Эти черты усугубляются и проявляются психастеническими особенностями при сочетании синего с серым на первых позициях. В этой ситуации интровертированность уже звучит как проблема трудности общения и проявляется избыточной нерешительностью, застенчивостью, ощущением непонятости, неприятия значимыми другими, эгоцентричной невротической сосредоточенностью на своих проблемах. Сочетание синего с черным свидетельствует об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, зависимости и протестных реакций, обидчивости и раздражительности. Здесь проявляется проблема подавленной агрессии, что в целом - свойственно психосоматике. Это сочетание часто встречается у лиц с различными психосоматическими заболеваниями и вегетососудистым дисбалансом. В группе лиц, страдающих вегетативной неустойчивостью сопряженность факторов обнаружена на уровне Р=0,76, в выборке больных с психосоматическими заболеваниями Р=0,68. Для резидуальных явлений «матовой» (негрубой) органики так же свойственно это сочетание - как на I-II, так и на VII-VIII позициях (Р =0,65) при полярном размещении 3 и 4 цветов. Различные сочетания синего с ахроматическими и смешанными цветами отражают уровень дезадаптации. Причем появление на первых позициях ахроматических цветов, особенно черного, более тревожно, чем смешанных. Сочетание синего цвета с более яркими придает эмоциональному паттерну определенные оттенки, усложняющие его меланхолическую основу. Так, сочетание 1 2 для популяции нормы можно считать гармоничным, так как эти цвета находятся на психограмме рядом и являются по отношению друг к другу дополнительными (рис. 17). В отличие от характеристик слабого, тормозимого типа, присущих синему цвету, сочетание 1 2 присоединяет к себе несколько «смягченные» благодаря синему цвету атрибуты зеленого цвета. Умеренно выраженный (не акцентуированный) характер этого типа содержит в себе наряду со сдержанностью, постоянством в привязанностях и глубиной переживаний, оборонительные черты, стремление к точности, повышенное чувство аккуратности, практичность, склонность к систематизации опыта и накоплению негативных эмоциональных переживаний. Сочетание 1 2 отражает потребность в самоуважении и уважении окружающих, сензитивность в отношении критических замечаний, стремление к упорному отстаиванию своих позиций социально поощряемыми или неагрессивными способами. Это же сочетание, смещенное с первых позиций ахроматическими таблицами и смешанными цветами,-соответствует актуальности проблемы самоутверждения, задетого самолюбия и стремления к отстаиванию личностной позиции с оттенком уязвленности. Если же 1 2 находятся на III-IV позициях, но первые позиции заняты яркими цветами, то такой вариант может трактоваться как сочетание стенических и гипостенических тенденций у гармонично сбалансированной личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.