Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения. 1. Сформулируйте суждения, противоположные и противоречащие следующим, и выясните их логические значения:




Упражнения

1. Сформулируйте суждения, противоположные и противоречащие следующим, и выясните их логические значения:

1) Все лучшие произведения русской живописи хранятся в Третьяковской галерее.

2) Некоторые птицы не улетают на юг.

3) Некоторые экспонаты краеведческого музея уникальны.

4) Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным положением.

 

2. Сформулируйте правильный вывод, если исходные суждения ложные.

1) У всех стариков слабеет память.

2) Ни один представитель полиции США не связан с гангстерами.

3) Все науки обходятся без экспериментальной проверки.

4) Все стихи Н. бездарны.

 

3. Определите тип сложного суждения и его логическое значение.

1) Если все студенты филологического факультета усердно изучают логику в течение семестра, то на Солнце существуют высшие растения.

2) Если вода в Амурском заливе такая же чистая, как 125 лет назад, то медь - металл.

3) Уголовной ответственности подлежит только лицо, умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

4) Это число либо кратно, либо не кратно пяти.

5) Недодать народу можно не только ленивыми руками, но и ленивой головой.

 

4. Постройте таблицы истинности для следующих выражений:

1) щp v щq

2) щ(p L q)

3) щp®(щp L q)

4) ((p«q) L (q«r)) ®(p«r)

 

5. Определите, обладают ли одинаковым логическим значением следующие пары суждений.

1) Сын работает на заводе, а дочь учится в школе. Неверно, что сын не работает на заводе или дочь не учится в школе.

2) Прямоугольные треугольники бывают равнобедренные или неравнобедренные. Неверно, что прямоугольные треугольники бывают равнобедренные и неравнобедренные.

3) Число является четным тогда и только тогда, когда оно делится на 2. Если число четное, то оно делится на 2, а если нечетное, то не делится на 2.

 

 

1. Обратите суждения:

1) Сумма трех нечетных чисел есть нечетное число.

2) Наука на веру ничего не принимает.

3) Все числа, кратные четырем, кратные двум.

4) Киты не рыбы.

 

2. Правильно ли произведено обращение?

1) Все, кто получил двойки на вступительных экзаменах, не стали студентами. Значит, все, кто не стали студентами, получили двойки на вступительных экзаменах.

2) Кто не умеет с толком употребить свободное время, тот первый жалуется на его нехватку. Значит, кто жалуется на нехватку времени, тот бестолково его тратит.

3) Тише едешь - дальше будешь. Значит, кто заехал далеко, ехал тихо.

4) Может тот, кто думает, что может. Значит тот, кто не думает, что может, не может.

 

3. Произведите превращение:

1) Я должен был сказать ему об этом.

2) Свет не без добрых людей.

3) Ваше утверждение не является верным.

4) Не все студенты знают логику.

5) Всякий угол падения луча света равен углу отражения.

 

4. Правильно ли произведено превращение?

1) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.

2) Никто из зимовщиков не простудился. Все зимовщики здоровы.

3) Все львы - хищники. Значит, нет таких львов, которые не были бы хищниками.

 

5. Контрапозицируйте суждения:

1) Если число делится на 9, то оно делится на 3.

2) Все окружности суть замкнутые кривые.

3) Никакие морские животные не могут жить в пресной воде.

4) Все квадраты - параллелограммы.

5) Все киты живут в воде.

 

6. Сформулируйте вывод. Определите фигуру и модус. Выразите силлогизм символически. Отношения между терминами изобразите круговыми схемами.

1) Ни одна птица не имеет зубов. Летучие мыши имеют зубы.

2) Все кометы - небесные тела. Комета Галлея - небесное тело.

3) Все металлы - проводники. Медь - металл.

 

7. Сформулируйте вывод и определите его модальность. Если вывод вероятный, квалифицируйте логическую ошибку.

1) Лошадь погибает от одного грамма никотина.

Я - не лошадь.

2) Человек, который грабит, обижает или прелюбодействует - грешник.

Я не граблю, не обижаю, не прелюбодействую.

3) Животные в ярости страшны для человека.

Мышь - животное.

4) Лица, занимающиеся спекуляцией, преступники.

Сидоров - преступник.

5) Ни одно ископаемое животное не может быть несчастно в любви.

Устрица может быть несчастна в любви.

 

Вопросы к семинару 5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.