Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы государственного управления.




Введение.

Губин В.Д. Философия /В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – 2-изд. перераб. – 2001 г.

5.Иконникова Г.И., Философия /Г.И. Иконникова В.Н. Лавриненко –Учебник – 2-е изд. – испр. и доп. – 2004 – 374 стр.

6.Кохановский В.П. Философия и методология науки./В.П. Кохановский – Учебник – 1999 – 576 стр.

 

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной

 

жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю

 

государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два

 

периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

 

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный

 

характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были

 

нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились

 

насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату.

 

Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные

 

реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде

 

реформы были более планомерными.

 

Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что реформы

 

Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь

 

продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение

 

XVII в. Другие историки (например, Сергей Соловьёв), напротив,

 

подчёркивали революционный характер преобразований Петра.

 

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются

 

разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что

 

как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления

 

Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю).

 

Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I

 

в проведении тех или иных реформ.

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере

государственного правления. Появление нового государственного

учреждения или изменение административно-территориального

управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало

значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения.

Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать

достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку

флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли

малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699

году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум

(Совет) министров, в которую входило до 8 доверенных лиц,

управлявших отдельными приказами. Это был прообраз

будущего Правительствующего Сената, сформированного 22

февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к

1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый

министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы

заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии

был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената:

«Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо

напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги

суть артериею войны.»

Созданный Петром для текущего управления государством на время

отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в

составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из

временного в постоянно действующее высшее правительственное

учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал

правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства,

наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности,

ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и

подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа.

Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение

считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть

своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов

персональную ответственность.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность

обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном

надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения

указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за

работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный

в оберсекретаре. С 1722 года контроль над Сенатом

осуществляют генерал-прокурор иобер-прокурор, которым подчинялись

прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело

силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его

заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения

требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была

проведена реформа исполнительных органов управления, в результате

которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями

были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники

будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы

деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в

самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были

введены:

Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский

приказ, то есть ведала внешней политикой.

Военная коллегия (Воинская) -комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.

Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала

дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки

на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 году.

Камер-коллегия — сбор доходов государства.

Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,

Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.

Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

Берг-коллегия — горно-металлургическое дело (горно-заводская промышленность).

Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность (мануфактуры, то есть предприятия, основанные на разделении ручного труда).

Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства

(при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные

акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые

обязательства). Занималась гражданским и уголовным судом.

Духовная коллегия или Святейший Правительствующий синод

управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а)

в 1721 году. В состав этой коллегии вошли представители высшего

духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения

им утверждались, можно сказать, что российский император стал

фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от

имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор —

гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр

I приказалсвященникам нести просвещенческую миссию среди крестьян:

читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у

нихпочтение к царю и церкви.

Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана,

которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим

местного управления. После смерти в 1722

году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были

запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия

возглавлялась царским офицером.

С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей

страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Согласнорегламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и

4 асессоров.

Центральное место в системе управления занимала тайная

полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных

преступлениях) иТайная канцелярия. Эти учреждения находились в

ведении самого императора.

Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая

канцелярия.

«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и

Иностранных дел.

На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный

магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и

уездная администрация.

Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются

историками.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.