Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об опыте 10 страница




 

[745]Размышляй об изгнании, пытках, войнах, болезнях, кораблекрушениях, чтобы не быть новичком ни при каком бедствии (лат.). – Сенека. Письма, 107, 4.

 

[746]Предчувствие страдания повергает тех, кто страдал, в такую же скорбь, какую они испытывали страдая (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32.

 

[747]Иванов день – 24 июня.

 

[748]…говорит один из мудрецов… – т. е. Сенека (Письма, 13, 10).

 

[749]…совершенствуя заботами человеческие сердца (лат.). – Вергилий. Георгики, 1,123.

 

[750]Усталость изнуряет чувства меньше, чем размышление (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, I, 12.

 

[751]Напрасно, смертные, вы хотите узнать час своих похорон и какой дорогой к вам явится смерть (лат.). – Проперций, II, 27. Монтень не вполне точно цитирует Проперция.

 

[752]Менее мучительно претерпеть внезапную гибель, чем пребывать в длительном страхе (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл. Элегии, I, 278–279.

 

[753]Вся жизнь философов есть приуготовление к смерти (лат.) – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 30. В I книге «Опытов» (начало гл. XX) Монтень уже цитировал эти слова Цицерона; однако там он комментировал их в совершенно противоположном смысле. Таких противоречий в «Опытах» довольно много, и отчасти они объясняются длительностью срока, в течение которого писалась книга.

 

[754]Где ни застанут меня обстоятельства, я тот же самый повсюду (лат.). – Гораций, Послания, I, 1, 15.

 

[755]…Цезарь высказывал мнение… – См.: СветониЙ. Божественный Юлий, 37. Мнение Цезаря Монтень уже приводил во II книге «Опытов» (гл. XIII).

 

[756]Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого (лат.). – Сенека. Письма, 98, 8.

 

[757]…он… говорил своим судьям… – Приводимая Монтенем речь Сократа представляет собой парафразу платоновой «Апологии Сократа» в латинском переводе Марсилио Фичино. Пританей – правительственное здание, в котором заседали пританы (высшие должностные лица в греческих полисах); афинский Пританей находился в Акрополе; в одном из его зданий помещалась трапезная, в которой неимущие граждане кормились на общественный счет.

 

[758]Лисий (459–378 гг. до н. э.) – знаменитый афинский оратор.

 

[759]…виновники его гибели… повесились. – Источник Монтеня: Плутарх. О зависти и ненависти, 6.

 

[760]Так обновляется совокупность вещей (лат.). – Лукреций, II, 75.

 

[761]Одна пресекшаяся жизнь породила тысячу других (лат.). – Овидий. Фасты, I, 380.

 

[762]…использован Сократом против Эвтидема. – См.: Платон. Эвтидем.

 

[763]Для самих душ весьма важно, в каком теле они заключены; ведь от тела исходит много такого, что либо возвышает, либо притупляет душу (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, I, 33.

 

[764]Сократ говорил о своем безобразии… – Источник Монтеня: Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 37.

 

[765]Сократ назвал ее благостной тиранией… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[766]…преимуществом, которым может наделить природа. – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, V, 19.

 

[767]Фрина проиграла бы свое дело… – Источник Монтеня: Квинтилиан. Обучение оратора, II, 15. Фрина – знаменитая греческая куртизанка, жила в IV в. до н. э.; обвиненная в безбожии, она была привлечена к суду.

 

[768]По‑гречески… обозначается одним словом. – καλοκαγαθία – красота, благородство и честность, соединенные вместе.

 

[769]…здоровье, красота, богатство. – Платон. Горгий, 451 е.

 

[770]…красивым принадлежит право повелевать… – Аристотель. Политика, I, 3.

 

[771]Аристотель ответил… – Диоген Лаэрций, V, 20.

 

[772]Что я сказал? Я сказал, что имею? Да, я имел, Хремес, так будет правильнее! (лат.) – Теренций. Сам себя наказующий, I, 42.

 

[773]Увы! Ты видишь лишь кости изнуренного тела (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 238.

 

[774]Тогда, Эней, нужна отвага и душевная твердость (лат.). – Вергилий. Энеида, VI, 261.

 

[775]Уже воззвав в молитве к Кастору и Поллуксу (лат.). – Катулл, XIII, 65. Кастор и Поллукс – братья‑близнецы, сыновья Леды, первый от ее мужа Тиндара, второй от Юпитера, явившегося ей в образе лебедя; Кастор и Поллукс считались покровителями странников и моряков.

 

[776]Я хотел бы, чтобы люди были виноваты передо мной лишь настолько, насколько у меня хватит духу их покарать (лат.). – Тит Ливий, XXIX, 21. Монтень цитирует эти слова Ливия, приспособлял их к своему контексту.

 

[777]…Аристотеля как‑то упрекали за… мягкосердечие… – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций: V, 17.

 

[778]…хоть я… всего‑навсего трефовый валет… – т. е. человек незначительный.

 

[779]…говорилось о… царе Харилае… – Источник Монтеня: Плутарх, О зависти и ненависти, 5.

 

[780]…Плутарх дает оба варианта… – См.: Плутарх. Жизнеописание Ликурга, 5.

 

[781]Благодаря всевозможным пояскам опыт создал искусство, путь к которому указывают примеры (лат.). – Манилий. Астрономика, 61–62.

 

[782]…умел разбираться, какое яйцо снесено… – Об этом рассказывает Цицерон: Академические вопросы, II, 18. Цицерон говорит, однако, не о некоем человеке из Дельф, а о человеке с острова Делос.

 

[783]…во всех мирах Эпикура… – По учению Эпикура, вселенная бесконечна, и в ней существуют бесчисленные миры, сходные с нашим и несходные.

 

[784]Подобно тому как когда‑то мы страдали от преступлений, так страдаем теперь от законов (лат.). – Тацит. Анналы, III, 25.

 

[785]…любая страна терпит от юристов и медиков. – Платон. Государство, III, 405 а‑с.

 

[786]Все, что размельчено в порошок, – перемешано (лат.). – Сенека. Письма, 89, 3. Монтень несколько изменил текст Сенеки.

 

[787]Ученость создает трудности (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, X, 3.

 

[788]Ульпиан Домиций – см. прим. 84, с. 454. Бартоло – см. прим. 612, гл. XII, том II; Бальдо дельи Убальди – см. прим. 612, с. 444.

 

[789]Мышь в смоле (лат.) – латинская поговорка.

 

[790]…слова Кратеса о произведениях Гераклита… – Диоген Лаэрций, IX, 12.

 

[791]Так видим мы, склонившись у ручья… – Это стихи Ла Боэси, обращенные им к Маргарите де Карль, его будущей жене.

 

[792]…порождены одною и тою же гордыней. – Аристотель. Никомахова этика, IV, 7.

 

[793]Лернейская гидра – девятиглавое чудовище, у которого на месте каждой отрубленной головы вырастали две новые; чтобы убить чудовище, надо было отрубить все головы сразу, что и сделал Геракл.

 

[794]Сократ спросил у Мемнона… – Источник Монтеня: Плутарх. О многочисленности друзей, I.

 

[795]Филипп… разрешил подобную… задачу… – Источник Монтеня: Плутарх. Изречения древних царей.

 

[796]…вызывает… в памяти мнение древних… – Источник Монтеня: Плутарх. Наставление занимающимся государственными делами, 21.

 

[797]…правосудие… действует на манер медицины… – Источник Монтеня: Плутарх. Почему божественное правосудие не сразу наказывает виновных, 16.

 

[798]…правосудие создают обычаи и законы… – См. Диоген Лаэрций, II, 93.

 

[799]…для мудрого воровство… и всякого рода разврат… допустимы… – См.: Диоген Лаэрций, II, 99.

 

[800]Я, подобно Алкивиаду… – Плутарх. Жизнеописание Алкивиада, 22.

 

[801]Люди являются к этим посланцам… за подарком. – Источник Монтеня: Гонсалес де Мендоса. История Китая. Франц. перевод. Париж, 1588.

 

[802]Каким образом бог управляет мирозданием, как появляется новая луна, как она убывает, как, соединив вместе свои полосинки, ежемесячно вырастает в полную; каким образам ветры властвуют над морем, за чем гонится порывистый Эвр, откуда в тучах неиссякаемая вода, и придет ли день, когда рухнут своды вселенной (лат.). – Проперций, III, 5, 26–31. Эвр – юго‑восточный ветер.

 

[803]Ищите на это ответ, вы, кого занимает устройство мира (лат.) – Лукан, I, 417.

 

[804]Подобно тому, как на морской поверхности появляются белые гребни, а затем море постепенно вздувается и вздымает все выше волны, пока, наконец, от самых глубин не возносится к небу (лат.).

море постепенно вздувается и вздымает все выше волны… Вергилий. Энеида, VII, 528–530.

 

[805]«Познай самого себя» – эти слова были начертаны на фронтоне храма Аполлона в Дельфах.

 

[806]Платон говорит… – Хармид.

 

[807]…Сократ… подтверждает это… примерами. – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[808]…хитроумное платоновское положение… – Платон. Менон, 89 b‑d.

 

[809]…как показал Сократ Эвтидему… – Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 2.

 

[810]Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением и одобрением познание и восприятие (лат.). – Цицерон. Академические вопросы, I, 12.

 

[811]Аристарх сказал… – Об этом передает Плутарх: О братской дружбе, I.

 

[812]…то же, что с древним сыном земли… – т. е. Антеем, сыном Посейдона и Геи (богини земли), которого задушил Геракл. Увидев, что Антей набирается сил, прикоснувшись к земле, Геракл поднял его на воздух и благодаря этому одолел его.

 

[813]…у которого, когда он прикасался к родительнице, исполнялись новою силою истомленные мышцы (лат.). – Лукан, IV, 599–600.

 

[814]…Антисфен сказал своим ученикам… – Диоген Лаэрций, VI, 2.

 

[815]…одной добродетели достаточно, чтобы сделать жизнь счастливой… – Диоген Лаэрций, VI, 11.

 

[816]Но невозможно исчислить, сколь много видов и каковы их названия (лат.). – Вергилий. Георгики, II, 103–104.

 

[817]Лишь одна мудрость полностью обращена на себя (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 7.

 

[818]Персей (178–167 гг. до н. э.) – царь македонский, разгромленный под Пидной римским полководцем Эмилием Павлом, взятый им в плен и умерший в заключении. Передаваемое Монтенем см.: Тит Ливий, XLI, 20.

 

[819]Платон говорит… – Горгий, 487 а.

 

[820]Пока более быстрая кровь давала мне силы и пока завистливая старость не посеребрила мне виски (лат.). – Вергилий. Энеида, V, 415–416.

 

[821]…который хочет быть тем, что он есть, и не хочет ничего другого (лат.). – Марциал, X, 47, 12. Этот стих процитирован Монтенем не вполне точно.

 

[822]…каждый… должен… уметь обходиться без врачей. – Тацит. Анналы, VI, 46; Светоний. Жизнеописание Тиберия, 68; Плутарх. Как сохранять здоровье, 23.

 

[823]Эту мысль он мог позаимствовать у Сократа… – Источник Монтеня: Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 7.

 

[824]…Платон был прав… – Государство, III, 408 d‑е.

 

[825]Наконец‑то я подаю руку этой могущественной науке (лат.). – Гораций. Эподы,

 

[826]Цирцея (Кирка) – волшебница, властительница острова, на который попал Одиссей со своими спутниками (Гомер. Одиссея, X); дав им волшебный напиток, Цирцея превратила их в свиней. Позднее, по настоянию Одиссея, она их расколдовала.

 

[827]…об этом… говорится где‑то у Сенеки. – Сенека. Письма, 90, 25.

 

[828]…лучшая утеха жизни – огонь… – Плутарх. Проблемы платоновской философии, 10.

 

[829]Васкосан, Мишель (ок. 1500–1576) и Плантен, Кристоф (1514–1589) – известные французские печатники, современники Монтеня.

 

[830]…Аристотель говорит об Андроне аргийце… – Диоген Лаэрций, IX, 81.

 

[831]…хочу упомянуть об одном дворянине… – Известно, что Монтень имеет в виду Жана де Вивонна, французского посла в Испании с 1572 по 1583 г.

 

[832]…это говорил и Сенека… – Письма, 56, 5.

 

[833]Когда Алкивиад спрашивал Сократа… – Этот ответ Сократа приводит Диоген Лаэрций, II, 36.

 

[834]Секстий – см. прим. 224, с. 428. О том, что Секстий не употреблял в пищу мяса, Сенека сообщает в письме 108.

 

[835]Аттал – философ‑стоик, у которого обучался Сенека, часто вспоминающий его в своих письмах. О том, что Аттал советовал спать на жестком ложе, Сенека сообщает в письме 108.

 

[836]Если она собирается выехать куда‑нибудь неподалеку за город, то время отъезда устанавливается по книге астрологии; если у нее зачешется уголок глаза, который она только что потерла, то она не приложит примочки, пока не заглянет в свой гороскоп (лат.). – Ювенал, VI, 577–579.

 

[837]…по словам Филопемена… – Плутарх. Жизнеописание Филопемена, 3. Филопемен (ок. 252–183 гг. до н. э.) – греческий полководец.

 

[838]…так исцелился Цезарь от падучей… и не поддавался ей. – Плутарх. Жизнеописание Цезаря, 17.

 

[839]Человек по своей природе – животное чистое и изящное (лат.). – Сенека. Письма, 92, 12.

 

[840]Стоит ли жизнь такой цены? (лат.) – Чьи это слова, не установлено.

 

[841]Нас заставляют отучить душу от привычных вещей, и, чтобы жить, мы перестаем жить. Можно ли считать живущими тех, кого лишают и воздуха, которым мы дышим, и света, столь много значащего для нас? (лат.). – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 155–156 и I, 247–248.

 

[842]Когда порхающий взад и вперед Купидон блистал возле меня, облаченный в великолепную пурпурную тунику (лат.). – Катулл, XVIII, 133–134.

 

[843]И сражался не бесславно (лат.). – Гораций. Оды, III, 26, 2.

 

[844]Помню, что счет у меня едва доходил до шести (лат.). – Овидий. Любовные песни, III, 7, 26. Монтень несколько изменил слова Овидия.

 

[845]Квартилла – персонаж из «Сатирикона» Петрония.

 

[846]Вот почему я стал похотлив, и на теле у меня рано выросли волосы, и моя мать была поражена моей бородой (лат.). – Марциал, XI, 27, 7.

 

[847]Защити меня, господи, от себя самого (исп.). – Монтень приводит здесь испанскую поговорку, встречающуюся в различных вариантах у многих народов Европы.

 

[848]Фернель, Жан (1497–1558) – знаменитый французский врач, автор большого количества трудов, прозванный современниками «Галеном нового времени»; Скалигер, Юлий Цезарь (1484–1558) – прославленный французский эрудит, автор трудов по филологии и медицине.

 

[849]в одной греческой школе кто‑то говорил очень громко… – Об этом рассказывает Плутарх: О велеречивости, 21.

 

[850]Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей не потому, что он громкий, а в силу присущих ему свойств особого рода (лат.). – Квинтилиан. Обучение оратора, XI, 3.

 

[851]Я согласен с Крантором… – Платон. Тимей, 89 b‑c. Крантор – см. прим. 200, гл. XII, том II.

 

[852]Возмущайся, если несправедливость совершена только по отношению к тебе одному (лат.). – Сенека. Письма, 91, 15.

 

[853]Глупец! Что ты тщетно предаешься ребяческим мечтам? (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 11.

 

[854]Платон не считает… – Государство, III, 406 с.

 

[855]Не иначе, как тот, кто старается поддержать разрушающуюся стену и для этого ставит всякого рода подпорки, пока в один прекрасный день его сооружение не развалится и не рухнет со всеми своими подпорками (лат.).

…в один прекрасный день… сооружение… развалится и… рухнет… – Максимиан, или Псевдо‑Галл, I, 171–174.

 

[856]…Ктесифонт… бил своего мула ногами… – Об этом рассказывает Плутарх: Как надлежит сдерживать гнев, 8.

 

[857]Незаслуженное страдание – особенно мучительно (лат.) – особенно мучительно. – Овидий. Героиды. V, 8.

 

[858]Когда с Сократа сняли оковы… – Об этом передает Платон в «Федоне», 60 b‑c.

 

[859]…Цицерон, говоря о болезни старости… – Цицерон. О старости.

 

[860]Злоупотребление сном Платон считает более пагубным, чем злоупотребление вином. – Платон. Законы, VII, 807 e, 808 a‑b.

 

[861]Прекрасно, по‑моему, умереть сражаясь (лат.). – Вергилий. Энеида, II, 317.

 

[862]Жить, мой Луцилий, значит бороться (лат.). – Сенека. Письма, 96, 5.

 

[863]Это тело больше не в силах переносить пребывание под открытым небом или терпеть ливни (лат.). – Гораций. Оды, III, 10, 19–20.

 

[864]Тревоги моей больной души не подтачивают здоровья моего тела (лат.). – Овидий. Скорбные песни, III, 8, 25.

 

[865]Кто удивится, увидев в Альпах зобатого (лат.). – Ювенал, XIII, 162. Альпийские жители часто страдают так называемым эндемическим зобом; считают, что это заболевание вызывается недостаточным количеством йода в питьевой воде.

 

[866]Неудивительно, что в сновидениях перед людьми проходит все то, чем они занимаются в жизни, о чем они думают и заботятся и что видят и делают и замышляют, пока бодрствуют (лат.). – Стихи из трагедии Аттика, процитированные Цицероном в его трактате «О гадании»: I, 22.

 

[867]…разум… должен извлекать из снов предвещание будущего. – Платон. Тимей, 71 e.

 

[868]…примеры, приводимые Сократом, Ксенофонтом, Аристотелем… – Эти свидетельства приводятся Цицероном: О гадании, I, 25.

 

[869]…атланты никогда не видят снов… – Источник Мои теня: Геродот, IV, 184. Атланты – легендарный народ, живший, по мнению античных историков, на севере Африки, в горах Атласа. По Диодору Сицилийскому, атланты достигли высокого уровня цивилизации, но были побеждены и истреблены другим легендарным народом – троглодитами.

 

[870]…Пифагор советовал принимать определенную пищу… – О советах Пифагора по этому Поводу см.: Цицерон. О гадании, II, 58.

 

[871]…слуга Перикла ходил по… гребню крыши. – Об этом рассказывает Диоген Лаэрций, IX, 82.

 

[872]…не согласен с мнением Фаворина… – Авл Геллий, XV, 8. Авл Геллий говорит не о Фаворине, а о Фавонии. Монтень ошибочно приписывает Фаворину те суждения, которые Фавонии, по Авлу Геллию, подвергал критике.

 

[873]Это забавы пресытившейся богатством роскоши (лат.). – Сенека. Письма, 18, 7.

 

[874]Если ты боишься отведать овощи, поданные в простой миске (лат.). – Гораций. Послания, I, 5, 2. Монтень приспособил стих Горация к своему контексту.

 

[875]Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого (лат.). – Сенека. Письма, 123, 3.

 

[876]Как по сердцу мне душевное благородство Хелониды… – См.: Плутарх. Жизнеописание Агнса и Клеомена, 17.

 

[877]Натуре моей более свойственно следовать примеру Фламинина… – См.: Плутарх. Жизнеописание Фламинина, I.

 

[878]…примеру Пирра, унижавшегося перед сильными… – См.: Плутарх. Жизнеописание Пирра, 3.

 

[879]…приходить к столу… позже других, как это делал Август… – Об этом сообщает Светоний: Жизнеописание Августа, 74.

 

[880]…Солон… считает крайним пределом… семьдесят лет. – Об этом сообщает Геродот: I. 32.

 

[881]Благодетельную уверенность (греч.). – Здесь Монтень, как обычно, выражает свою приверженность к известному латинскому изречению Sapienti sat… (мудрому довольно).

 

[882]Все, что делается согласно природе, должно считать хорошим (лат.). – Цицерон. О старости, 19.

 

[883]…смерть… к которой нас приводит старость, – наиболее легкая… – Платон говорит об этом в «Тимее», 81 е.

 

[884]Молодых лишает жизни насилие, стариков – преклонный возраст (лат.). – Цицерон. О старости, 19.

 

[885]…постничал, чтобы отучить свой вкус от изобилия яств… – Об этом передает Сенека: Письма, 18, 9.

 

[886]…с… божком… раздувшимся от винных паров… – т. е. богини разума Афины и Диониса – бога вина.

 

[887]…согласен с… Эпикуром… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 19, 10.

 

[888]…одобряю Хнлона… – См.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 2.

 

[889]…пил всего три раза в день. – Об этом рассказывает Светоний: Жизнеописание Августа, 77.

 

[890]…не желая нарушать правило Демокрита… – Это передает Плиний Старший: Естественная история, XXVIII, 17. Впрочем, Плиний Страший говорит о Деметрии, а не о Демокрите. Монтень позаимствовал свой пример у Эразма Роттердамского (Афоризмы, II, 3, 1), который и допустил эту ошибку.

 

[891]…обычай разбавлять вино водой введен был Кранаем… – Об этом рассказывает Атеней: II, 2. Кранай – легендарный афинский царь.

 

[892]Прислужница… Хрисиппа говорила… что у него только ноги хмелеют… – Об этом рассказано у Диогена Лаэрция: VII, 183.

 

[893]из Диоген… дал… оплеуху… воспитателю. – См.: Плутарх. О том, что добродетель можно преподать и ей можно научиться, 2.

 

[894]В Риме были люди, обучавшие пристойно жевать… – Источник Монтеня: Сенека. Письма, 15, 7.

 

[895]Алкивиад… не допускал за столом даже музыки… – Источник Монтеня: Платон. Протагор, 347 с‑е.

 

[896]Варрон считал… – Об этом рассказывает Авл Геллий: XIII, 11.

 

[897]Ксеркс… был просто самодовольным хлыщом… – См.: Цицерон. Тускуланские беседы, V, 7.

 

[898]Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (лат.). – Гораций. Послания, I, 2, 54.

 

[899]…как показали весы Критолая. – О весах Критолая сообщает Цицерон: Тускуланские беседы, V, 17. Критолай – греческий философ‑перипатетик (II в. до н. э.), считавший, что если положить на чаши весов духовные и телесные радости, то духовные радости перевесят.

 

[900]Философы киренской школы считают… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, II, 90.

 

[901]…как говорит Аристотель… – Никомахова этика, II, 7 и III, 11.

 

[902]…как бы их поддержали… только Марс, Паллада или Меркурий – вместо Венеры, Цереры и Вакха. – Т. е. бог войны, богиня мудрости и бог торговли, с одной стороны, и с другой – богиня любви, богиня плодородия и бог вина и веселья.

 

[903]Аристипп выступал лишь в защиту плоти… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[904]…Зенон считался только с душой… – Источник Монтеня: Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

 

[905]…Платон нашел некий средний путь… – Источник Монтеня: Августин. О граде божием, VIII, 4.

 

[906]…предается трапезе и беседе… как Брут… – Об этом передает Плутарх: Жизнеописание Брута, 14. Полибий (около 210–215 гг. до н. э.) – греческий историк.

 

[907]О храбрые мужи, часто претерпевавшие со мной бедствия, вином отгоните заботы; завтра мы пустимся в бескрайное море (лат.). – Гораций. Оды, I, 7, 30–33.

 

[908]…богословское и сорбоннское вино… превратились в пословицу… – Эразм Роттердамский отмечает в своих «Афоризмах», что в Париже «богословским вином» называли вино, отличавшееся своей крепостью.

 

[909]У кого ученое сердце, у того и небо ученое (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, II, 8. Монтень изменил текст Цицерона.

 

[910]Эпаминонд не считал… – Об этом сообщает Корнелий Непот: Жизнеописание Эпаминонда, 2.

 

[911]Среди стольких… деяний Сципиона Старшего. – Об этом говорят: Тит Ливий, XXVI, 19; Авл Геллий, VI, 1; Валерий Максим, III, 7, 3.

 

[912]…он… собирает ракушки и играет в ромки… – Источник Монтеня: Цицерон. Об ораторе, II, 6. Впрочем, Цицерон гороиит о Сципионе Эмилиане, а не о Сципионе Старшем, так что тут ошибка Монтеня

 

[913]…посещает… школы Сицилии и просиживает на уроках философии. – Источник Монтеня: Тит Ливий, XIX, 19. Тит Ливий, однако, говорит о Сципионе Африканском, так что и здесь, как и в предыдущая случае, Монтень допустил ошибку.

 

[914]…в старости находит время обучаться танцам… – Об этом передает Ксенофонт: Пир, 2.

 

[915]…Сократ… простоял в экстазе целый день и целую ночь… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d‑е.

 

[916]Первый… устремился… на помощь… Алквиаду… – Об этом рассказывает Платон: Пир, 220 d. Это случилось в битве при Потидее (429 г. до н. э,).

 

[917]Первым… попытался он спасти Ферамена… – Источник Монтеня: Диодор Сицилийский, XIV, 5.

 

[918]…он поднял и спас Ксенофонта, сброшенною с коня… – Об этом передает Диоген Лаэрций, II, 22.

 

[919]…превосходил всех своих товарищей терпением… – См.: Платон, Пир, 220 Ь.

 

[920]Евдокс, почитавший наслаждение высшим жизненным благом… – Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, VIII, 87; Евдокс (ок. 409 – ок. 356 гг. до н. э.) – греческий математик, астроном и географ, ученик Платона.

 

[921]Как безмерная радость, так и безмерная скорбь в одинаковой мере заслуживают порицания (лат.). – Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 31.

 

[922]…сила духа должна противостоять как страданию, так и… прелести наслаждения. – Платон. Федон, 64 d‑65 d.

 

[923]Это два источника… – Платон. Законы, I, 636 d‑е.

 

[924]Жизнь глупца неблагодарна, трепетна, целиком обращена в будущее (лат.). – Сенека. Письма, 15, 9. Монтень незначительно изменил слова Сенеки.

 

[925]Похожие на призраков, которые, как говорят, витают после смерти людей или являются в сновидениях, обманывая наши уснувшие чувства (лат.). – Вергилий. Энеида. X, 641–642.

 

[926]…Александр говорил, что цель трудов в том, чтобы трудиться… – Об этом передает Ариан: Анабасис, V, 26.

 

[927]Считал, что ничего не сделано, если нужно было еще что‑нибудь сделать (лат.). – Лукан, II, 657.

 

[928]Мудрый усердно ищет естественного богатства (лат.). – Сенека. Письма, 119, 5.

 

[929]Эпименид отбивал у себя охоту к еде… – Об этом сообщают: Плутарх. Пир семи мудрецов, 14; Диоген Лаэрций, I, 114. Эпименид – см. прим. 6, гл. XLIV, том I.

 

[930]Все, что согласно с природой, заслуживает уважения (лат.). – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 6. Монтень скорее излагает, чем цитирует Цицерона.

 

[931]…Сократ… ценит… плотское наслаждение, но предпочитает духовное… – См. Платон. Государство, IX, 586 d‑587 а.

 

[932]Нужно проникнуть в природу вещей… – Цицерон. О высшем благе и высшем зле, V, 16.

 

[933]Кто восхваляет как высшее благо природу души и осуждает природу плоти, видя в ней зло, тот, конечно, и душу любит по‑плотски и по‑плотски бежит от плоти, потому что он судит о них, руководствуясь не божьей правдой, а человеческой суетностью (лат.).

Кто… осуждает природу плоти… тот… и душу любит по‑плотски… – Августин. О граде божием, XIV, 5.

 

[934]Кто не признает, что глупости свойственно вяло и против воли делать то, что следует сделать, увлекать в одну сторону тело, в другую душу, и отрывать их друг от друга, направляя в противоположные стороны? (лат.). – Сенека. Письма, 74, 32. Монтень не вполне точно цитирует Сенеку, приспособляя его слова к своему контексту.

 

[935]Эзоп… увидел как‑то.... – Плануд. Жизнеописание Эзопа.

 

[936]Филота забавно уязвил его… – Источник Монтеня: Квинт Курций, VI, 9, 18. Филота – см. прим. 16, гл. V, том II.

 

[937]Ты властвуешь, потому что ведешь себя, как подвластный богам (лат.). – Гораций. Оды, III, 6, 5.

 

[938]Себя считаешь человеком ты… – Плутарх. Жизнеописание Помпея, 27. Монтень приводит эти слова в стихотворном переводе Амио.

 

[939]Дозволь, сын Латоны, мне, полному сил, наслаждаться тем, что я приобрел, и молю тебя, оставь мне незатуманенный разум, чтобы я достойно провел свою старость и не расставался с моею лирой (лат.). – Гораций. Оды, I, 31, 17–20. Сын Латоны – т. е. Аполлон, бог солнца и искусств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.