Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчета производственной программы, объема работ, численности рабочих и служащих




План:

1. Разработка плана реализации услуг

2. Планирование производственной программы

3. Расчет численности рабочих и служащих

 

План реализации услуг служит исходной базой для расчета других разделов годового плана. Так, план производства и финансовый план могут быть рассчитаны только после установления планируемых объемов и номенклатуры продукции (услуг).

Основной задачей плана реализации является установление оптимального соотношения между потребностями рынка в области конкретных видов услуг и производственными возможностями предприятия.

Другие задачи плана реализации:

- определение соотношений между предоставленными или оказываемыми услугами и новыми (вводимыми) видами услуг, работ, на основе потребностей покупателя и развития научно-технического прогресса;

- планирование объемов реализации услуг, работ, продукции по различным формам обслуживания;

- установление параметров качества обслуживания и оказы­ваемых (предоставляемых) услуг;

- расчет объемов предоставления дополнительных услуг или реализации сопутствующих товаров;

- прогнозирование продаж с учетом уровня спроса, конку­ренции, используемых способов продвижения продукции и мето­дов стимулирования продаж.

Исходной базой при расчете плана реализации яв­ляются:

- потребности рынка в услугах (продукции, работах) пред­приятия;

- прогноз продаж с учетом уровня спроса;

- способы продвижения услуг (продукции) и методы стиму­лирования спроса;

- сегменты рынка, определенные в плане маркетинга.

При планировании объемов реализации используются нату­ральные и стоимостные измерители. Натуральные измерители определяют количество продукции (работ, услуг), которые долж­ны быть выполнены в планируемом периоде. Их использование обеспечивает возможность обоснованного расчета необходимого количества оборудования, производственной мощности предпри­ятия, трудовых и материальных ресурсов, позволяет точно опре­делить затраты на производство одной единицы услуг (работ, продукции).

При разработке плана в стоимостном измерителе обычно используют средние цены с учетом уровня инфляции. Более точ­но предельный уровень цен определяется после расчета затрат на производство и плановой прибыли. Эти же данные (себестои­мость и прибыль) используются для оценки и возможной коррек­тировки планируемого объема реализации продукции (работ, ус­луг) с учетом точки безубыточности их продаж.

Годовой план реализации разрабатывается по месяцам с учетом коэффициента сезонности. Все составные элементы пла­нируемого объема реализации выражаются в ценах реализации: остатки на начало года в действовавших ценах периода, предше­ствующего планируемому, планируемый объем производства и остатки нереализованных работ, услуг, товаров - в ценах плани­руемого периода.

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обяза­тельства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и слу­жащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление дви­жения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает фи­нансовое положение предприятия.

В основе определения стоимости объема производства в планируемых ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных пред­приятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку товаров, выполнение работ и услуг, заявок потребите­лей.

Производственная программа предприятия определяет необходимый объем производства услуг, работ, продукции в пла­нируемом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассорти­менту, формам обслуживания и качеству требованиям плана реа­лизации. На ее основе определяются ввод в действие новых про­изводственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Производственная программа тесно связана с планом по труду и заработной платой, планированием себестоимости, прибыли, рентабельности, других показателей, рассчитываемых в финансовом и производственном планах предприятия.

Задачами планирования производственной программы предприятия являются:

- определение объема производства услуг, работ (выпуска продукции) в стоимостном выражении по укрупненным группам услуг (продукции) и обычного объема производства услуг, работ, продукции;

- совместное планирование объема реализации и объема производства с учетом сезонности оказываемых услуг;

- формирование показателей качества услуг, работ, продук­ции и обслуживания потребителей;

- кооперирование работы цехов, хозяйств и служб предпри­ятия;

- поиск возможностей повышения эффективности производ­ства продукции, оказания услуг, выполнения работ.

При планировании производственной программы изыски­ваются возможности для:

- повышения производительности труда за счет совершенст­вования его организации, механизации и автоматизации процесса производства;

- сокращение затрат материальных и энергетических ресур­сов;

- улучшение использования производственных мощностей;

- совершенствование систем управления процессом произ­водства.

Разработка производственной программы предприятий сфе­ры сервиса имеет свои особенности, вытекающие из специфики организации производственного процесса и широты номенклату­ры оказываемых услуг.

В присущем для сферы сервиса единичном производстве планирование производственной программы затруднено отсут­ствием к моменту ее составления точно установленной номенк­латуры или комплектности услуг (изделий) и поэтому она посто­янно уточняется по мере их поступления и в ходе подготовки производства отдельных заказов.

В условиях серийного производства, когда в процессе изго­товления находится несколько изделий и постоянно осваивается производство новой продукции, производственная программа разрабатывается и распределяется по кварталам, обеспечивая ук­рупнение серии и сокращение номенклатуры одновременно изго­товляемых изделий.

В поточном производстве производственная программ разрабатывается по предприятию и его структурным подразделениям одновременно.

Производственная программа предприятия составляется обычно на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Детальность отражения в производственной программе номенклатуры оказы­ваемых услуг, работ, производимой продукции зависит от но­менклатурного типа предприятия, т. е. предприятие может быть отнесено к технологическому, маркетинговому, рыночному но­менклатурному типу.

На предприятии, относящемся к технологическому типу (с развитой современной и быстро перестраиваемой технологи­ей), лучше расширить сбыт традиционной продукции (услуг, ра­бот), повышая ее конкурентные преимущества, благодаря кото­рым можно производить или оказывать определенную продук­цию (услуги) лучше, дешевле, быстрее, чем конкуренты. Вместе с тем если на предприятии используется технология, позволяющая без больших затрат выпускать сразу несколько видов продукции, оказывать разнообразные виды услуг, пользующиеся спросом, или же по налаженным рыночным связям реализовать тем же по­требителям вместе с уже оказываемыми услугами новые, то надо расширять номенклатуру услуг (работ, продукции).

На предприятиях рыночного типа, т. е. на предприятиях, где точно знают спрос и предложение и умеют быстро реализо­вать имеющиеся или налаживать новые коммерческие связи, лучше диверсифицировать производство (расширить номенкла­туру услуг).

На предприятиях маркетингового типа, находящихся в тесном взаимодействии с рынком, обладающих возможностью влиять на формирование спроса, должны преобладать услуги, близкие по способу и месту потребления.

Производственная программа предприятия формируется та­ким образом, чтобы обеспечить выполнение плана реализации в конкретном периоде на основе имеющихся производственных мощностей. Проблема состоит в том, что производственные воз­можности предприятия могут быть больше или меньше заплани­рованного объема реализации. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объ­ема реализации с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Планирование производственной программы имеет опреде­ленный порядок:

• проводится анализ выполнения производственной про­граммы в отчетном периоде. При этом рассматривается номенк­латура, ассортимент оказываемых услуг (работ, продукции), их качество, сезонность. На основе данного анализа определяются резервы производственной программы;

• анализируется план реализации. Рассматривается структу­ра планируемых к производству услуг (продукции), формы об­служивания, эффективность услуг с целью определения основ­ных видов услуг (работ, продукции) планового периода;

• рассматривается производственная мощность предпри­ятия. При расчете производственной мощности используются такие показатели, как трудоемкость отдельных видов услуг (про­дукции), фонд рабочего времени, режим работы персонала и предприятия, состав оборудования, производительность труда;

• планируется производство услуг (продукции) в натураль­ном выражении. Основой этого процесса является производст­венная мощность, план реализации, остатки продукции на начало планового периода;

• на основе цены и рассчитанной производственной про­граммы планируется производство услуг (продукции) в стоимо­стном выражении;

• для определения эффективности производственной про­граммы необходимо провести ее оценку. Для этого используются показатели рентабельности;

• завершающим процессом является контроль за реализаци­ей производственной программы.

Производственная программа предприятия должна быть обоснована расчетами материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения. При этом учитывает­ся их потребность на планируемый объем производства услуг (продукции), на ремонтно-эксплуатационные нужды, на строи­тельство и освоение нового оборудования, а также, при необхо­димости, на прирост материальных запасов.

Потребность в материальных ресурсах определяется по укрупненным видам материалов в натуральном выражении. Для увязки ее с планом по себестоимости надо определять затраты материальных ценностей в стоимостном выражении. Основой расчета потребности являются нормы расхода материалов, то­плива, электроэнергии в расчете на единицу или однородную группу конкретных услуг (продукции) с учетом планируемого предприятием снижения их норм расхода.

Обоснование потребности в топливе, электроэнергии на технологические нужды, для работы внутризаводского транспор­та осуществляется исходя из объемов производства услуг (про­дукции) и выполняемых работ и фактических норм расхода элек­троэнергии, учитывающих повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, снижения внутри­заводских потерь.

На основе этих данных в рамках производственной про­граммы разрабатывается план материально-технического обеспе­чения предприятия. Основой этого раздела производственной программы являются:

• потенциальные возможности предприятий-поставщиков;

• конъюнктура рынка, т.е. спрос и предложение по кон­кретным видам материально-технических ресурсов;

• динамика изменения цен на различные виды ресурсов;

• данные об остатках материально-технических ресурсов на начало планируемого периода;

• прочие потребности предприятия в материально-технических ресурсах.

В табл. 2.1 представлена классификация и характеристика материальных ресурсов.

Таблица 2.1

Классификация и характеристика материальных ресурсов

 

Вид материальных ресурсов Характеристика
Основные материалы   Материалы, входящие в готовы продукт, как основная его часть.
Вспомогательные материалы Материалы, входящие в готовы продукт, как вспомогательные части.
Производственные (технологические) материалы Материалы, непосредственно не входящие в готовый продукт, но необходимые при его производстве (топливо, энергия).
Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, фурнитура Материалы, закупленные на стороне и входящие в готовый продукт без какой-либо серьезной обработки.

При разработке плана реализации и производственной про­граммы предприятия используются следующие показатели:

- натуральные;

- условно-натуральные;

- стоимостные;

- трудовые.

Основным стоимостным показателем плана реализации и производства услуг является выручка от реализации услуг, работ, продукции.

Выручка от реализации услуг, работ, продукции - это вы­раженный в стоимостном измерении объем реализации услуг (ра­бот, продукции), оплаченных потребителем. Выручка от реализации услуг (работ, продукции) может быть рассчитана по формуле:

Vp =О1хЦ1+ О2хЦ2+.....+ ОiхЦi, (2.1)

где Ц1, Ц2, Цi - цена услуг различного вида по различным формам обслуживания, руб.

Объем реализации услуг, работ, продукции в натуральном выражении определяет общее количество предоставляемых услуг (работ, продукции) по видам, группам и формам обслуживания.

Он=О1+О2+…Оi (2.2)

где О1, О2.... Oi - плановое количество услуг по различным видам, группам, формам обслуживания в натуральном выраже­нии.

К стоимостным показателям производственной программы предприятия относятся валовой оборот, товарная продукция, ва­ловая продукция, нормативная стоимость, чистая и условно-чистая продукция.

Валовой оборот предприятия представляет собой суммар­ную стоимость услуг, работ, продукции всех основных, вспомо­гательных и обслуживающих подразделений предприятия. Этот показатель чаще всего используется для анализа работы предпри­ятия, при обосновании планируемых показателей в период изме­нения производственной структуры предприятия (введение но­вых цехов, участков, подразделений).

Для торговых предприятий и предприятий, реализующих сопутствующие товары, при расчете плана реализации услуг, ра­бот, продукции используется такой показатель, как товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа по­требительских товаров населению за наличный расчет независи­мо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

юридическими лицами, осуществляющими розничную тор­говлю и общественное питание, для которых торговая деятель­ность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирмен­ные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Показатели, используемые при планировании реализации и производственной программы на различных пред­приятиях сферы сервиса, представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Показатели, используемые при планировании реализации и

производственной программы на различных предприятиях сферы сервиса

 

Вид предприятия Наименование показателей
1. Предприятия, оказывающие производственные виды услуг  
1.1. По ремонту бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, ре­монту и обслужи­ванию транспортных средств, ча­сов, обуви и т. п. Выручка от реализации, чистая выручка от реализа­ции, объем реализации и производства услуг, работ в натуральном выражении. При реализации этими предприятиями сопутствующих товаров дополнительно рассчитываются объемы това­рооборота и выручка от реализации этих товаров.
1.2. По изготовле­нию изделий по заказам населения и производству изделий мелкими сериями Выручка от реализации продукции, услуг. Чистая выручка от реализации продукции. Объем реализации продукции (услуг) в натуральном выражении. Валовой оборот. Товарная продукция. Валовая продукция. Чистая продукция
2. Предприятия, оказывающие не­производственные виды услуг Выручка от реализации услуг. Объем услуг в нату­ральном выражении. При реализации этими предприятиями существующих товаров дополнительно рассчитывается товарооборот. Выручка от реализации товаров. Объем реализации товаров в натуральном выражении
3. Торговые пред­приятия Товарооборот. Выручка от реализации товаров и услуг. Объем реализации товаров и услуг в натуральном вы­ражении.

 

Планирование потребности в пер­сонале явля­ется важнейшей составляющей плана производства.

Во-первых, на любом предприятии, а в сфере сервиса особенно, человеческий капитал является главной составляющей экономического потенциала. От того, на­сколько рационально будет определена потребность в численности по категори­ям, профессиям и квалификационному уровню, будут зависеть качество и сроки выполнения услуг для населения.

Во-вторых, персонал является важ­нейшим объектом менеджмента на пред­приятии сферы сервиса, поэтому особую значимость представляют вопросы пла­нирования численности.

Планирование численности персонала основывается на рас­чете баланса рабочего времени одного работника.

Структура баланса рабочего времени одного работника при­ведена в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Баланс рабочего времени

 

Показатель Отчетный год Плановый год
1. Календарный фонд рабочего времени, дни    
2. 2.1 2.2 Количество нерабочих дней всего В т.ч. праздники Выходные (при пятидневной рабочей неделе – определяется по календарю)    
3. Номинальный фонд рабочего времени, дни (строка1-строка2)    
4.     Количество неявок всего, дней (по условию задачи) В т.ч. очередные и дополнительные отпуска отпуска по учебе В связи с родами Выполнение гособязанностей Целодневные потери по болезни Прочие неявки, разрешенные законом Неявки с разрешения администрации (по отчету) Прогулы (по отчету) Целодневные простои (по отчету) Прочие невыходы    
5. Полезный фонд рабочего времени, дни (стр. 3-стр. 4)    
6. Потери времени, связанные с сокращением длительности рабочего дня, всего часов В т.ч. для занятых на тяжелых и вредных работах Для подростков Внутрисменные простои (по отчету)    
7. Средняя продолжительность рабочего дня, час. (строка 6 / строка 5)    
  Полезный фонд рабочего времени одного рабочего (в часах)    

 

В качестве исходных данных расчета баланса рабочего вре­мени используются отчетные данные действующего предприятия об использовании рабочего времени и намеченные ме­роприятия по улучшению организации и условий труда, обеспе­чивающие более рациональное использование рабочего времени в планируемом году.

Календарный фонд времени, количество нерабочих дней определяются по календарю в соответствии с принятым режимом работы цеха (предприятия), числом дополнительных, вторых дней отдыха в неделю.

Количество календарных рабочих дней - номинальный фонд рабочего времени, который характеризует потенциальную величину максимально возможного для использования фонда ра­бочего времени. Его величина определяется по формуле

Фн=Фк-(Дв+Дп) (2.3)

где Фк - календарный фонд времени, дней;

Дв - число выходных дней в плановом периоде; Дп - число праздничных дней в плановом периоде.

Средняя длительность очередных и дополнительных отпус­ков (Оср) определяется в соответствии с действующим законода­тельством РФ, а также с учетом самостоятельных решений пред­приятия, оговоренных в его уставе, коллективном договоре, та­рифном соглашении, контрактах по найму на работу.

Дополнительные отпуска по учебе предоставляются всем работающим, которые занимаются без отрыва от производства в высших и средних учебных заведениях, а также в школах рабо­чей молодежи.

Средняя длительность отпуска по учебе планируется на ос­нове данных предприятия за отчетный год.

Отпуска в связи с родами, невыходы, связанные с выполне­нием государственных обязанностей, также можно запланировать на основе данных действующего предприятия за отчетный год.

Невыходы по болезни планируются исходя из отчетных данных предприятия с учетом намеченных в плане маркетинга мероприятий по охране труда, улучшению организации труда и отдыха работающих, оздоровлению и улучшению условий труда.

Плановые потери времени в связи с сокращением длитель­ности рабочего дня могут быть определены как суммы недоработанных часов подростков и кормящих матерей по материалам действующего предприятия в отчетном году.

Средняя продолжительность рабочего дня рассчитывается как разность между длительностью рабочего дня, установленной режимом работы предприятия, и потерями времени в связи с со­кращением длительности рабочего дня, приходящимися на одно­го рабочего.

Полезный фонд рабочего времени одного рабочего опреде­ляется умножением средней продолжительности рабочего дня на полезный фонд времени в днях.

В соответствии с действующими в настоящее время норма­тивными документами весь персонал предприятия классифици­руется следующим образом.

Вначале выделяют две группы персонала:

• промышленно-производственный персонал (персонал ос­новной деятельности);

• непромышленный персонал (персонал неосновной дея­тельности).

К персоналу основной деятельности относятся те работники, которые заняты непосредственно выполнением услуг, работ, из­готовлением продукции (работающие в основных подразделени­ях предприятия), и те, которые обеспечивают рациональное функционирование предприятия (работающие во вспомогатель­ных и обслуживающих подразделениях предприятия).

К персоналу неосновной деятельности относятся работники медико-санитарных учреждений, учебных заведений, подразде­лений по капитальному ремонту зданий и сооружений, состоя­щих на балансе предприятия и не участвующих в процессе вы­полнения услуг, работ, изготовления продукции.

На предприятиях сферы сервиса, как правило, имеет место персонал только основной деятельности.

В состав промышленно-производственного персонала вхо­дят следующие категории работников.

• рабочие (основные и вспомогательные);

• служащие (руководители, специалисты и технические ис­полнители);

• работники пожарно-сторожевой охраны;

• обслуживающий персонал.

К категории основных рабочих относятся лица, занятые не­посредственно созданием материальных ценностей. В частности, лица, осуществляющие изготовление материальных ценностей вручную, а также при помощи механизмов, машин, наблюдение за работой автоматов, автоматических линий. К вспомогательным рабочим относятся лица, занятые уходом за машинами, об­служиванием оборудования (слесари-ремонтники, электромонте­ры, наладчики), перемещением грузов, перевоз пассажиров (транспортировщики, шоферы), обслуживанием помещений (уборщики, сантехники), а также приемщики заказов от населе­ния, контролеры качества готовой продукции, рабочие участка запуска.

К категории руководителей относятся работники, занимаю­щие должности руководителей организации и ее подразделений (выполняющие функции общего и линейного руководства пред­приятия). В частности: директор (генеральный директор), прези­дент, управляющий, начальник цеха; главные специалисты: глав­ный инженер, главный механик, главный бухгалтер, главный экономист; к категории руководителей относятся также замести­тели по названным должностям.

В составе специалистов учитываются работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, другими работами, специалисты осуществляют планирование хозяйственной дея­тельности предприятия, оперативное управление производством, техническую подготовку производства, бесперебойное снабжение предприятия материально-энергетическими ресурсами, проведе­ние маркетинговых исследований, обеспечивают высокий уро­вень качества и конкурентоспособности продукции, услуг. К спе­циалистам относятся: инженеры, экономисты, бухгалтеры, ху­дожники, нормировщики, техники, психологи, социологи, юрис­консульты и др.

Распределение работников по категориям персонала осуще­ствляется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих (введен в действие с 01.01.1996 г.).

При планировании численности персонала по категориям используются различные подходы. Прежде всего численность ра­бочих планируется по явочному и списочному составу; числен­ность руководителей, специалистов, служащих - только по спи­сочному составу.

Списочное число рабочих определяется по явочному их числу и общему планируемому проценту дней невыходов на ра­боту. Расчет ведется по формуле

Чсп = (Чяв*100) / (100 – Z) (2.4)

где Чсп - списочный состав рабочих, чел.; Чяв - явочный состав рабочих, чел.; Z - планируемый процент невыходов на работу по ба­лансу рабочего времени одного рабочего.

Разность между списочным и явочным числом рабочих представляет собой число резервных рабочих:

Чр=Чсп-Чяв (2.5)

Не включаются в списочную численность работники:

• выполняющие работы по заключенным договорам граж­данско-правового характера (включая договор наряда), привлекаемые для выполнения разовых работ;

• принятые на работу по совместительству из других фирм;

• привлеченные для работы согласно специальным догово­рам с государственными организациями на предоставле­ние рабочей силы;

• безработные, привлекаемые на общественные работы;

• временно направленные на работу на другое предпри­ятие, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;

• направленные фирмой на учебу в высшие и средние спе­циальные учебные заведения с отрывом от работы, полу­чающие стипендию за счет средств фирмы;

• молодые специалисты, находящиеся в отпуске после окончания учебного заведения;

• подавшие заявления об увольнении и прекратившие рабо­ту до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения нанимателя, а также работни­ки, уволенные за прогул. Они исключаются из списочно­го состава работников с первого дня невыхода на работу.

В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяют­ся по среднесписочной численности. При определении средне­списочной численности в расчет принимается сумма списочной численности персонала за все календарные дни. Она определяет­ся путем деления суммы списочной за все дни месяца на общее число календарных дней в месяце.

В практике планирования трудовых показателей предпри­ятия сферы сервиса может быть использовано несколько вариан­тов расчета потребной численности основных рабочих.

Классическим вариантом расчета численности основных ра­бочих является методика, основанная на учете трудоемкости вы­полняемых работ. Расчет можно выполнить по формуле:

п

Ч сд = (Sti*Пнi) / (Ф*Квнв), (2.6)

I=1

где Ч сд – численность рабочих сдельщиков, чел.

п – количество видов выполняемых услуг

ti - трудоемкость выполнения i-го вида услуг (работ, операций), час;

Пнi - объем планируемых работ, услуг i-го вида услуг в натуральном выражении, ед.;

Ф - фонд рабочего времени одного рабочего по балан­су рабочего времени, час;

Квнв - планируемый коэффициент выполнения норм выработки рабочими.

Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на любом предприятии сферы сервиса при осуществлении нормирования работ основных рабочих.

Если выполнение услуг (работ) осуществляется с техноло­гическим разделением труда, с использованием бригадно-операционного метода выполнения работ, то расчет численности основных рабочих выполняется по данным расчета технологиче­ского процесса осуществления работ, услуг. Расчет ведется по формуле

(2.7)

где Т - трудоемкость выполнения единицы изделия (услуги, работы), час;

т - такт процесса, т. е. время выполнения одной органи­зационной операции (изготовления одного узла изделия), час;

Кс - коэффициент сменности работы предприятия.

Данный вариант расчета численности основных рабочих может использоваться на предприятиях сферы сервиса, осущест­вляющих изготовление новых изделий по заказам клиентов (на­пример, изготовление мебели, швейных, трикотажных изделий и др.).

В ряде случаев численность рабочих сдельщиков целесооб­разно считать по количеству размещаемых рабочих мест. Расчет выполняется по формуле

(2.8)

где Sn - размер производственной площади, м2;

Hs - норма площади на одно рабочее место, м2;

Кс - коэффициент сменности работы предприятия.

Данный вариант расчета численности персонала использу­ется при выполнении парикмахерских, косметических услуг.

Численность основных рабочих может быть рассчитана и по укрупненным показателям. Такой метод расчета может использо­ваться при выполнении услуг, работ любого вида. Расчет ведется по формуле

Чсд = V / B1 (2.9)

где V - выручка от реализации услуг, работ, продукции в плани­руемом периоде, тыс. руб.;

В1 - планируемая выработка на одного основного рабочего,

тыс. руб.

Численность рабочих, занятых на повременных работах, планируется исходя из норм обслуживания и нормативов числен­ности.

Так, численность слесарей-ремонтников, электромонтеров может быть определена исходя из количества установленного оборудования, пересчитанного в условные ремонтные единицы, норм обслуживания на одного рабочего и коэффициента сменно­сти.

(2.10)

 

 

где N0i - количество единиц оборудования i-го вида;

KPi- категория ремонтной сложности i-го вида оборудова­ния, усл. ед.;

Нобсл.- норма обслуживания на одного рабочего, усл. ед.;

Кс - коэффициент сменности работы предприятия.

Численность уборщиков производственных помещений мо­жет быть определена на основании площади уборки и нормы об­служивания на одного человека:

Чуб = Sу / Нуб (2.11)

где Sy - площадь уборки, м2;

Hуб. - норма уборки на одного рабочего, м2.

Численность приемщиков заказов определяется на основа­нии затрат времени за прием и выдачу заказов и количества зака­зов.

Чпр = (tпр*Пн) / Ф (2.12)

где tnp - затраты времени на прием и выдачу заказов (в рас­чете на 1 заказ), час;

Пн - планируемое количество заказов, ед.;

Ф - фонд рабочего времени одного рабочего в плани­руемом периоде.

Численность прочих вспомогательных рабочих (кладовщи­ков, контролеров и др.) определяется согласно нормативам чис­ленности на выполняемые работы.

Планируемая численность руководителей, специалистов, служащих определяется в соответствии с действующей организа­ционной структурой управления с учетом норм управляемости и нормативов численности на выполняемые виды работ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.