Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование




Непрерывное образование как образование взрослых.

Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни (lifelong learning, далее LLL).

Понятие и содержание непрерывного образования

Понятие «непрерывное образование» впервые появилось в 1968 г. в материалах ЮНЕСКО.

В настоящее время в отечественной литературе используется несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования:

1. Понимание непрерывного образования как образования на протяжения всей жизни (LLL) предельно раздвигает границы этого понятия, поскольку к нему в такой постановке можно отнести и процесс обучения маленького ребенка родному языку (ребенок учится говорить), и различные формы обучения пенсионеров, например садоводству (курсы садоводов-любителей, кружки по обмену опытом, различные ассоциации садоводов, включающие формальный и неформальный обмен информацией, а также самообразование с помощью книг по садоводству, журналов, Интернета и т.п.).

В этой связи можно выделить институционализированные и неинституционализированные формы непрерывного образования, точнее - процесса получения образования.

а) Институционализированные формы непрерывного образования - это те формы, которые осуществляются в рамках действующих в обществе институтов: образовательных учреждений, различных зарегистрированных курсов и кружков, ассоциаций и союзов, публично объявленных образовательных программ и т.п.

б) Выделить и определить (описать) неинституционализированные формы образования сложно, поскольку они очень изменчивы, слабо проявляются в публичном пространстве и связаны с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации. Примером неинституционализированной формы образования может служить, прежде всего, самообразование, протекающее в самых различных формах (с одной стороны, чтение художественной литературы - повышение общего культурного уровня, а с другой стороны,

2. Понимание непрерывного образования как уже предыдущего образования взрослых и делает акцент на специфике контингента - взрослых, - особенностях его запросов и технологий обучения (получения знаний). Образование взрослых протекает в тех же формах - институционализированных и неинституционализированных, оно может быть и формальным и неформальным, стандартизованным и нестандартизованным.

В образование взрослых также входит и сегмент социального образования, охватывая определенные группы взрослого населения с их специфическими нуждами. Например, мигрантов надо обучить русскому языку, а также дать или расширить профессиональные знания и навыки, чтобы обеспечить им легальный выход на рынок труда.

Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей взрослого населения, несомненно, имеет свою специфику по сравнению с запросами детей или их родителей. В то же время и в первом, и во втором случаях система образования сталкивается с многообразием требований потребителей образовательных услуг. Можно только предположить, что поскольку часть индивидуальных потребностей взрослых связана с их профессиональной деятельностью, то, в принципе, указанные запросы будут охватывать более широкий спектр навыков и знаний.

Главное отличие непрерывного образования взрослых лежит в области образовательных технологий и связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы. Их запросы более конкретны и прагматичны, когда речь идет о программах профессионального образования. Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Как правило, оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от трудовой деятельности должен быть предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.

Однако при анализе собственно образования взрослых возникает проблема, которая не артикулируется при рассмотрении непрерывного образования как образования на протяжении всей жизни. Это проблема вычленения взрослого контингента. В нормативах ЕС взрослый - это человек в возрасте от 25 до 60 лет. В России до сих пор нет четкого определения, кто относится к числу взрослых. Например, в СССР в творческих сообществах, организациях понятие «молодой композитор (художник)» определяло верхнюю границу в 35 лет. Этот момент характерен и для системы образования. Кто должен рассматриваться как взрослый в системе образования, если установленные возрастные рамки молодежи простираются от 15 до 30 лет? В промежуток от 15 до 30 лет попадает и получение общего образования и различных уровней профессионального образования, включая послевузовское (аспирантура), причем это образование не рассматривается как специфически взрослое.

3. Понимание непрерывного образования как непрерывного профессионального образования также уже его предельно широкой трактовки как образования на протяжении всей жизни. Однако в отличие от подчеркивания специфики контингента в данном случае подчеркивается функциональная специфика получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.

Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что дополнительное профессиональное образование, по идее, должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования.

Это отличие существенно, поскольку внутри себя содержит разные представления о профессиональной карьере:

а) в логике дополнительного образования она линейна и связана с линейным развитием технологий;

б) в логике непрерывного профессионального образования она не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника постоянно (регулярно) менять сферы деятельности, профессии или специальности неоднократно на протяжении профессиональной жизни.

Таким образом, в логике непрерывного профессионального образования лежит получение и второго, и третьего, и т.д. высших образований, а также прохождение одновременно с этим различных курсов повышения квалификации и переподготовки. В принципе, здесь возникает возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий. Например, получив техническое образование, индивид далее получает дополнительные профессиональные квалификации, затем происходит смена траектории: он получает второе высшее гуманитарное образование, занимается управленческой деятельностью, повышая там свою управленческую квалификацию, потом возвращается, например, к инженерной деятельности и добирает технические знания и т.п.

В международной практике понятие «непрерывное образование» известно довольно хорошо.

Так, понятие непрерывного образования как принципа упоминается в следующих документах:

1. Конвенция Организации объединенных наций (ООН) «О техническом и профессиональном образовании»;

2. Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы»;

3. Международная Конвенция «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских и европейских государствах бассейна Средиземного моря»;

4. Резолюция ХХХ Международной организации труда «О занятости молодежи»;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.