Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные причины нервно-психических расстройств

Глубокое и всестороннее изучение причин нервно-психических расстройств позволяет на современном научном уровне наметить конкретные меры и пути их предупреждения.

Одна из таких причин — наследственность. Существуют разные взгляды на значение наследственности в психиатрии и невропатологии. Одни, без должных на то оснований, роль наследственности недооценивают. Другие переоценивают. Оба эти подхода ошибочны. В последние десятилетия учение о механизмах наследственности достигло несомненных успехов. Ученым удалось не только установить материальный носитель наследственности, так называемые рибо- и дезоксирибонуклеиновые кислоты (РНК и ДНК), но уточнить значение каждой из них в передаче признаков от поколения к поколению.

Сложные молекулы нуклеиновых кислот исторически от поколения к поколению накапливают и хранят в себе (кодируют) информацию, которая определяет последовательность образования (синтеза) сложных белков, белков, составляющих основу клеток, тканей, систем, органов, основу жизни. По сути дела именно этот сложный код накопленной информации и определяет последующую структуру и функции клеток организма. Именно этот код и определяет наследственное постоянство и изменчивость живых существ. В то же время если в результате тех или иных внешних влияний код информации молекулы нарушается, то создаются условия для передачи нового признака следующим поколениям.

Таким образом, каждая молекула ДНК содержит в себе как бы проект формирующегося на ее основе о будущем белка. В свою очередь, осуществление этого проекта происходит с помощью другой нуклеиновой кислоты РНК. В этой связи представляется оправданным говорить о том, что в механизме наследования признаков первостепенную роль играют ДНК и РНК.

Наряду с успехами изучения биологических основ наследственности многого достигла и клиническая генетика. Изучены, в частности, некоторые закономерности наследования болезни Вильсона, болезни Дауна, амавротической идиотики Тай-Сакса и других болезней. В частности, в отношении шизофрении клинически подтверждены возможности ее наследования.

Утверждение значения наследственного фактора для возникновения ряда нервно-психических расстройств совершенно не означает, что такая болезнь обязательно возникнет у потомков больных родителей. Известно, в частности, что патологический наследственный признак в ряде последующих поколений может себя вовсе не проявлять. Известно, также, что возможность возникновения болезни, которой страдали родственники, тем менее вероятна, чем более далеки родственные связи ребенка от больного родственника.

Доказано, что дети, рождаемые от матери с наследственной нервно-психической болезнью, имеют несколько больший риск заболеть той же болезнью, чем,в случае, если болен отец. Вероятность возникновения наследуемой болезни у ребенка особенно велика в тех случаях, когда ею больны оба родителя. Следует, однако, помнить, что даже в таких случаях, как правило, не все дети в семье заболевают. Это вновь и вновь подтверждает отсутствие роковой предопределенности болезни у ребенка, рожденного больными родителями. Вместе с тем недооценивать эти положения было бы также ошибочно.

Именно поэтому все сказанное нашло свое отражение в мерах профилактики нервно-психических болезней, которые предусматриваются в так называемых генетических консультациях. Такие консультации имеют целью дать советы квалифицированного специалиста женщине или мужчине перед бракосочетанием и в случаях желания больных родителей иметь детей.

Генетические консультации по психоневрологии наиболее квалифицированно может осуществить только специалист: врач-невропатолог или психиатр. Как правило, брак заключается молодыми людьми по любви. И может возникнуть вопрос: допустимо ли вмешательство посторонних в этот процесс? Практика жизни показывает, что не только допустимо, но и абсолютно необходимо для тех лиц, вступающих в брак, которые ранее или в период бракосочетания обнаруживают нервные либо психические расстройства.

Однажды на прием пришла молодая учительница (преподаватель сельской школы). Она считала себя практически здоровой и ранее к врачам не обращалась. Муж, тоже педагог, также не обнаруживал болезни. Семейная жизнь их сложилась хорошо. Они с радостью ожидали рождения ребенка. Когда ребенок подрос, родители обратили внимание на его умственную отсталость. После консультации у врачей было установлено, что он глубоко слабоумен и останется инвалидом на всю жизнь. Переживания родителей в связи с этим понятны. Но врач-педиатр допустил ошибку, и, вместо того чтобы тщательно обследовать родителей и ребенка, рекомендовал родителям не расстраиваться и обзавестись новым ребенком.

Вновь родился ребенок, вновь подрос и оказался таким же, как и первый. Новые страдания родителей, повторная ошибка неопытного врача, и, как следствие,— рождение третьего больного ребенка.

В момент, когда мать пришла на консультацию к специалисту, она уже имела троих детей (13, 9 и 5 лет). Все они были слабоумными. Жизнь семьи протекала напряженно. Родители отдавали все время своим детям, которые не могли себя обслужить даже в элементарных потребностях. Былое счастье покинуло семью. Простая реакция, выполненная в лаборатории, позволила обнаружить тяжелую наследственно обусловленную болезнь. Если бы своевременно родители воспользовались услугами генетической консультации, будущее семьи могло бы сложиться иначе.

Возникает вопрос, что же было бы полезнее для молодых родителей: своевременно обратиться за советом к специалисту (даже в столь интимной ситуации) или обречь себя на тяжелую, безрадостную жизнь? Ответ на данный вопрос вряд ли необходим.

Это положение имеет еще большее значение для тех случаев бракосочетания, в которых один из молодых людей заведомо перенес нервно-психическую болезнь. Советы специалиста в таких случаях могут во многом предупредить возможные неблагоприятные последствия бракосочетания.

Другая причина возникновения неравных заболеваний,— вредные влияния в период зачатия ребенка. Половые клетки, из которых после оплодотворения формируется плод и ребенок, являются специальными, но вместе с тем клетками организма. Естественно поэтому, что для будущего развития плода не безразлично, в каком состоянии были клетки в период оплодотворения.

Функциональные способности, жизнедеятельность и биологическая активность половых клеток определяются многими причинами. При прочих равных условиях хронические инфекционные болезни, длительные состояния интоксикации (отравления) организма могут отрицательно сказаться на жизнедеятельности половых клеток. Более того, острые интоксикации, особенно алкоголем, наркотиками и пр., изменяя жизнедеятельность всего организма, резко угнетают, как правило, функ-цию и половых клеток.

Проводились интересные опыты. Сперматозоиды (мужские половые клетки) в естественной для них жидкости помещались под микроскоп, где можно было видеть их быстрое перемещение. Если к этой жидкости добавлялись малые количества алкоголя или раствора наркотиков, то движения их замедлялись. При увеличении содержания вредных веществ в жидкости активность клеток все более ослабевала и, наконец, они погибли.

По аналогии с этими опытами можно утверждать, что острые и хронические интоксикации организма в период зачатия ребенка могут оказаться одной из причин нарушения последовательного и закономерного формирования плода и вызвать слабость, в первую очередь, нервных процессов у новорожденного. Нередко такая слабость является предрасположением для возникновения нервных и психических расстройств у ребенка..

Напрашивается вывод о том, что если родители своевременно начинают проявлять заботу о своем потомстве, о его психическом здоровье, то они должны уделить особенное внимание исключению вредных влияний на свой организм в период зачатия. Зачатие ребенка родителями в состоянии наибольшего их здоровья и благополучия представляет собой один из существенных моментов профилактики нервно-психических неблагополучий у детей.

Изучение нервно-психически больных детей позволяет в ряде случаев выявить в прошлом неблагоприятное течение беременности у матери. Сравнительное исследование, показало, что случаи патологии беременности у матерей здоровых детей более редки. Хорошо известно, что беременность как правило, представляет собой естественный физиологический процесс.

. У здоровой женщины он протекает благополучно. Более того, первая беременность часто оказывает весьма благотворное влияние на женщину. Она и физически и духовно расцветает в ожидании материнства. И все последующие беременности у здоровой женщины стимулируют ее организм, обогащай его способности новыми, более совершенными качествами.

Естественный ход беременности значительно чаще имеет место у тех женщин, которые не только с радостью ожидают потомства, но и строят свой режим таким образом, чтобы исключить возможные вредные влияния на свой организм, а тем самым и на плод.

До самого момента рождения ребенка плод развивается и формируется за счет тех питательных веществ, что поступают из организма матери. Теснейшая связь и взаимозависимость плода и материнского организма обусловливает как физиологическое развитие плода, так и возможности нарушения формирования его при вредных влияниях на организм матери. В период беременности могут оказывать вредное влияние на плод различные факторы: обострение у матери хронических болезней, в том числе и психических, тяжелые инфекционные заболевания, разного рода интоксикации, включая и обусловленные приемом лекарств, и, наконец, тяжелые психические "переживания". Очень вредное влияние оказывают немедицинские (криминальные) попытки искусственного прерывания беременности. Нередко это ведет к рождению ребенка с различными видами уродства и дефектами психики.

О сложных механизмах интимной связи между изменениями в организме беременной и плода свидетельствуют многочисленные опыты на животных, проведенные учеными разных стран. В ходе таких опытов было отмечено, что даже изменение артериального давления у беременного подопытного животного, изменения содержания сахара, солей, белков в жидкостях его организма немедленно отражались на деятельности систем и органов плода. Естественно полагать, что длительные изменения такого рода приводят уже не к частным изменениям, а к нарушениям обычного темпа развития и созревания плода. Новорожденный после такого рода продолжительных вредных влияний уже не обладает достаточными качествами для приспособления к окружающей среде, он более склонен к болезням, в том числе нервным, а у человека и психическим.

Процесс формирования плода зависит не только от качества, интенсивности и продолжительности действия вредности на организм беременной, но и от того, на каком этапе развития плода действует эта вредность. При прочих равных условиях, чем раньше начинается действие вредоносного агента на плод, тем более основательным может оказаться дефектное развитие его в будущем.

Вопросы эмбриогенеза (механизма развития плода), весьма интересные и важные, могли бы сами по себе явиться предметом специального обсуждения. Однако, памятуя о нашей задаче, следует лишь подчеркнуть, что в первичной профилактике нервных и психических болезней у детей огромное значение имеет комплекс мероприятий, направленных на охрану благополучного течения беременности. В мире существует широкая сеть женских консультаций, укомплектованных квалифицированными специалистами. Подавляющее большинство женщин пользуется их услугами. В этой связи вряд ли имеется необходимость перечислять такого рода мероприятия. Недооценка же некоторыми женщинами значения таких консультаций обходится иногда им весьма дорого.

Так же, как и беременность, нормально протекающий акт родов представляет собой физиологическое явление и не несет в себе вреда для новорожденного. Изучение нервно-психической заболеваемости позволило установить, что у матерей психически больных детей значительно чаще, чем у здоровых, течение родового акта было патологическим.

Неблагополучия в родах чаще наблюдаются при недоношенной, переношенной беременности либо при различных вариантах нарушения положения плода перед родами. В качестве непосредственной причины, предшествовавшей дефектному развитию ребенка, у наших детей преимущественно наблюдались асфиксии (продолжительная задержка первого крика и первого вдоха ребенка, сопровождающаяся кислородным голоданием его организма); массивные механические повреждения головки новорожденного, вызванные, в частности, применением неудачных приемов родовспоможения.

Из практики родовспоможения хорошо известно, что чем лучше роженица подготовила себя к родам, чем полнее воспользовалась она услугами врачей женской консультации, чем регулярнее она консультировала свое состояние в период, предшествующий родам, тем меньшим оказывается риск возникновения неблагополучий в родовом акте.

Профилактика благополучного течения беременности и родов самым непосредственным образом связана с предшествующим развитием женщины. Физически сильные, здоровые, выносливые, тренированные женщины, хорошо владеющие, управляющие своими движениями, своими мышцами, воспитавшие в себе умение расслабляться (релаксация) и напрягаться в нужных условиях; женщины, не склонные к страху по мелкому поводу и радостно ожидающие появления на свет ребенка, во многом застрахованы от неблагоприятного течения родов.

Инициатива самой женщины, страстно желающей душевного благополучия своему ребенку, знание правил гигиены, а также правильное использование рекомендаций женской консультации (или медицинского работника), в первую очередь является залогом психического здоровья ребенка.

Как мы уже видели, охрана психического здоровья ребенка начинается задолго до его рождения. Послеродовый период жизни ребенка — ранний этап развития его — во многом определяет все последующее здоровье. Ребенок, писал Гёте, отец человека. В эту короткую фразу он очень удачно вложил большую и глубокую мысль: именно первые годы жизни ребенка создают, определяют содержание взрослого человека.

Мнения ученых расходятся. Одни говорят, что самым важным является первый год жизни, другие — первые три, третьи—первые пять. По сути дела все они правы. Весь период гармоничного развития ребенка формирует человека. Чем моложе возраст, тем более пагубно влияние различных вредностей на ребенка.

Как указывалось раньше, к настоящему времени ученым- медикам удалось обнаружить более 30 обменных болезней, каждая из которых проявляется сложными расстройствами нервно-психической сферы. В чем же их сущность? Можно ли, как и когда предупредить их развитие? Для ответа на эти вопросы остановимся еще раз на одной из наиболее изученных форм «врожденного» слабоумия (олигофрении), вызванной нарушением одного из важных звеньев обмена — фенилкетонурии;

Этот и многие другие варианты нарушений обмена имеют наследственную обусловленность. Если соответствующее расстройство обмена веществ у новорожденного не заметить (не сделать простого анализа), то через несколько недель после рождения казавшийся практически здоровым ребенок обнаруживает задержку развития, слабоумие. У выше обрисованных детей из семьи педагогов имел место именно такой вид расстройства. Они жили в районном центре, где в то время еще не было налажено обязательное исследование мочи новорожденного с помощью реакции Фёллинга. В итоге слабоумные дети, которым на позднем этапе их развития никто не может помочь.

Что же дают анализы? Если новорожденному в первые недели его жизни несколько раз сделать этот простой анализ мочи, который может обнаружить соответствующие нарушения обмена, то своевременно назначенная диета, бедная фенилаланином (одной из аминокислот), нормализует (коррегирует) имеющийся недостаток, и умственное развитие ребенка происходит почти нормально. Длительное содержание ребенка на диете (на протяжении нескольких лет) до периода созревания основных психических процессов предупреждает возникновение у него тяжелого слабоумия.

Этот и многие аналогичные примеры демонстрируют неоправданность скепсиса некоторых рожениц и иллюстрируют одно из конкретных направлений современной профилактики нервно-психического расстройства у детей. Из этого следует не менее существенный вывод о том, что даже наследственно обусловленная форма нарушений обмена веществ подвластна человеку, если она глубоко изучена, вовремя обнаружена и своевременно исправлена.

Весьма важным звеном профилактики психического здоровья ребенка является организация правильного вскармливания его. Дело не в том, как думают некоторые, чтобы ребенка не отрывать от груди как можно дольше. В наше время многие матери отнимают ребенка от груди уже через месяц после первого прикладывания. Правильная организация последующего искусственного вскармливания ребенка никогда не оказывалась для него вредной. Главное в том, чтобы организм его получал своевременно в нужном количестве и в наиболее усвояемой форме все те питательные вещества, которые ему необходимы. Современной педиатрии хорошо знакомы научные основы рационального вскармливания ребенка. В этой связи вовремя полученный совет у педиатра нередко оказывается весьма существенным в цепи профилактических мероприятий.

Уделяя большое внимание поддержанию физического благополучия развивающегося организма ребенка, обеспечению его необходимым энергетическим материалом, не следует забывать, что психическое его развитие по сути дела начинается с первых дней после рождения.

В самых общих чертах хочется привести интересные наблюдения, сделанные венским психологом К. Лоренцом. Существовало представление, что целый ряд ранних реакций (форм деятельности) новорожденного целиком и полностью определяется врожденными рефлексами — инстинктами. В этой связи и ранние проявления психической деятельности ставились в прямую зависимость от инстинктов. В опытах на разных животных Лоренц показал, что самые ранние формы общения новорожденного с окружающими в первую очередь определяют характер многих его психических актов. Если из утят с первого дня их рождения одних подсадить к матери-утке, а других к человеку, который будет постоянно ухаживать и кормить их, то позже поведение их становится поразительным. Утята, взращенные человеком, при входе его в помещение идут к нему, а не к истинной матери-утке, другие же, наоборот, к утке, а не к человеку.

Эти интересные опыты явились очередным подтверждением величайшего значения ухода и окружающей среды (в первую очередь матери) для гармоничного формирования психологической деятельности у ребенка. На значение материнского ухода за ребенком часто указывают и врачи-клиницисты; Вопрос этот особенно широко обсуждается в странах Западной Европы и США. Однако, (правильно подчеркивая сам факт значения матери, многие западные педиатры и детские психиатры объясняют это значение спекулятивно, используя взгляды известного творца психоанализа, венского психиатра 3. Фрейда.

Наблюдения американских психологов, проведенные в приютах для маленьких детей, показали, что воспитание ребенка в отличных условиях, но без материнского ухода, без общения с матерью влечет за собой задержку психического развития его, повышает чувствительность его к детским болезням и даже приводит к гибели многих из них. Не останавливаясь на объяснениях, которые дают исследователи этому факту, мы хотели бы, однако, подчеркнуть его несомненность.

Эти и многие другие наблюдения дают основания утверждать, что правильная организация материнского ухода за маленькими детьми, особенно первого года жизни, является одним из ведущих мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических расстройств в последующем развитии ребенка.

В связи с изложенным ранее возникает вопрос о роли семьи, ее организации и обстановки в ней для формирования психики ребенка и о тех дефектах в жизни семьи, которые могут нанести вред ребенку.

После рождения человек проходит длительный этап развития (около 20 лет) до периода его полной зрелости. Развитие ребенка (подростка) на протяжении этого времени идет по внутренним законам формирования организма. В отличие от других высокоорганизованных животных человек является существом общественным.

Всем хорошо известна повесть Киплинга «Маугли». В ней описан ребенок, вскормленный с раннего детства волчицей и многие годы живший в волчьей стае. В содержании повести много сказочного вымысла, который делает эту замечательную книгу особенно привлекательной для пылкого воображения детей и подростков.

Вместе с тем основная идея рассказа не является вымыслом. Индийские исследователи описали несколько случаев встречи жителей пограничных с джунглями поселков с человеком-волком. Родившись человекам, но получив «воспитание» среди животных, такой ребенок физически отличался несколько измененными пропорциями тела из-за особенностей перемещения и пользования конечностями. В то же время психических качеств, свойственных человеку, в первую очередь речи, он не имел. Эти примеры убедительно доказывают, что воспитание ребенка вне человеческого коллектива, вне общества не может привести к формированию у него специфических человеческих качеств. Для формирования их необходимо не только простое наличие человеческого окружения, но обязательны и человеческие формы общения (окружающих лиц с ребенком и наоборот),

Исторически сложилось так, что общество создает условия для развития индивидуума, а индивидуум, в свою очередь, сознательную жизнь посвящает не только себе, но и обществу. От того, в каком окружении развивается ребенок и как это окружение влияет на него, в первую очередь зависит то, каким вырастет ребенок.

Первичной ячейкой общества является семья. На первый взгляд, семья кажется совершенно самостоятельной единицей. И действительно: каждая семья накапливает и имеет свои традиции, свои особенности. Влияние семьи на ребенка, на других членов ее целиком и полностью обусловлено закономерностями общественных отношений, типичными для данного склада общества, для данной общественно-экономической формации. Поэтому отрывать семью от общества и рассматривать ее как самостоятельную независимую ячейку столь же ошибочно, как и не улавливать особенностей семьи, механически равняя ее с другими общественными группами.

Развитие здорового, психически полноценного человека определяется последовательностью, строгостью, гармонией его воспитания и обучения, главным образом в детском, отроческом и юношеском возрасте.

В зависимости от возраста в таком воспитании и обучении участвуют разные коллективы (ясли, детский сад, школа, техникум, институт, производство), но наряду с этим на всем протяжении ведущим остается воспитательное значение семьи.

Не имея возможности подробно останавливаться на чрезвычайно многообразных и сложных вопросах поэтапного воспитания и обучения растущего ребенка, хотелось бы обратить внимание на те моменты, которые более близки основной теме работы.

Семья — всегда маленький целостный коллектив, который включает мать, отца и детей. Воспитательное значение семьи, в частности, и определяется как положительным влиянием на ребенка каждого члена ее, так и всей ситуации семьи, «духа семьи», В связи с этим распад семьи, уход из семьи одного из родителей создает «неполный дом», «разрушенную семью», и несмотря на то, что формально она продолжает существовать (при одном из родителей), свое целостное воспитательное влияние на ребенка она утрачивает. Для ребенка в такой разрушенной семье возникают, с одной стороны, понятные материальные трудности, а с другой — длительно продолжающийся моральный, душевный конфликт, существенно меняющий формирование его психики.

Проведенное нами исследование роли явлений «неполного дома» для психического здоровья ребенка позволило обнаружить ряд весьма важных фактов. Нам не удалось найти прямой причинной связи между распадом семьи и возникновением психоза. Вместе с тем распад семьи, невротически перестраивая личность ребенка, создает условия для формирования нервно-психических расстройств и в том числе тяжкого по своим последствиям психоза — шизофрении. Об этом говорят следующие цифры.

Среди здорового детского коллектива были обнаружены разрушенные семьи лишь в 4%. Среди детей и подростков с патологическим развитием личности такие семьи составили 40%, среди больных шизофренией — 53% и, наконец, среди больных реактивными психозами, реактивными состояниями и неврозами — свыше 60%. И если науке еще далеко не полностью известны механизмы формирования нервно-психических расстройств у детей и подростков, воспитываемых в разрушенных семьях, то для профилактики является несомненным борьба за сохранение цельной, дружной семьи, предупреждение разрывов между родителями,— все это благотворно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Почти аналогичные цифры получены нами и при анализе другой формы семейного неблагополучия: длительные, хранящие в себе угрозу разрыва семьи конфликты между родителями либо между другими членами семьи. Вряд ли можно найти такую семью, в которой не возникало бы временных разногласий, противоречивых взглядов и установок, а следовательно, и преходящих конфликтов. Практически такого рода конфликты правильнее рассматривать как противоречия, которые оказываются не только вредными, но чаще полезными для формирования более совершенного, более дружного, более сплоченного, отличающегося единством взглядов коллектива семьи.

Однако всякие явления, если они приобретают чрезмерные, непропорциональные размеры, превращаются в свою противоположность. В этом отношении растянутые по времени, стойкие, угрожающие разрушением семьи конфликты оказываются для ребенка столь же пагубными, как и сам разрыв семьи.

Предупреждение нервно-психических болезней у ребенка обязывает будущих родителей к продуманному, серьезному отношению при создании семьи: вниманию и терпимости молодых родителей к естественным, особенно вначале, расхождениям их взглядов и черт характера; мудрому отношению к воспитанию ребенка, который должен быть исключен из возникающих между родителями конфликтов и для которого должно быть создано спокойное, ровное, доброе и неомраченное тревогой за целостность семьи детство.

Наконец, в результате проведенных исследований было установлено вредное влияние алкоголизма родителей или членов семьи на развитие ребенка.

Алкоголизм (систематическое, неумеренное употребление алкогольных напитков) способствует безнравственному поведению пьющего, почти всегда является одной из ведущих причин длительных семейных конфликтов и, более того, представляет собой одно из ведущих условий, а часто и прелюдию разрыва семья.

Одним из главных условий воспитания полноценного потомства и охраны психического здоровья ребенка является исключение алкоголизма из быта семьи.

Мы уже рассмотрели ряд предпосылок, обеспечивающих благоприятное развитие психики ребенка. Охрана психического здоровья ребенка начинается задолго до его рождения. Если строго придерживаться ранее описанных мер предупреждения нервно-психических болезней у ребенка, то появляется реальная надежда на то, что ребенок родится здоровым, без дефектов, и биологическое развитие его в последующие годы будет проходить без патологических (болезненных) отклонений. Возникает, однако, вопрос: достаточно ли этого, можно ли этим удовлетвориться?

Оказывается, нет. Главное в первичной профилактике нервно- психических расстройств у ребенка—-это рациональное воспитание, воспитание и еще раз воспитание. Положение это не новое, но обращаться к нему приходится вновь и вновь.

В 1859 году был напечатан первый систематизированный курс лекций по душевным болезням, принадлежавший замечательному русскому ученому, основателю первой в России кафедры психиатрии в Петербургской медико-хирургической академии, профессору И. М. Балинскому. Рассматривая причины помешательства, он специально останавливался на значение воспитания. Направление, говорил он, придаваемое с детства фантазии и воле любого человека, решает его участь на всю жизнь. Вот почему пример родителей действует на ребенка равносильно наследственному расположению.

«Недостатки воспитания,— писал Балинский,— бывают

очень разнообразны. Так раннее и черезмерное напряжение умственных способностей мешает правильному физическому развитию детского организма и дает начало душевной и телесной слабости его в будущем, и поэтому, и ведет к заболеванию. Еще хуже действует чрезмерная строгость и отсутствие справедливости в общении с детьми, беспрестанные попрекания и унижения детского самолюбия. Так начинает развивается у детей и подростков постоянное болезненное состояние души, которое препятствует нормальному влиянию хороших впечатлений окружающего мира.

Все сказанное Балинским целиком и полностью сохранило свое значение и до наших дней.

Давайте прежде всего проследим основные, наиболее часто встречающиеся признаки нервного ребенка. Ему свойственны ««соответствующая обстановке и возрасту живость реакций, повышенное двигательное беспокойство днем, нарушения сна ночью (расстройство засыпания, расстройство глубины сна, беспокойные вздрагивания, ворочание головой и телом, ночное недержание мочи), расстройство аппетита: нарушение режима приема пиши, отказы от пищи, избирательный аппетит (хочу того, не хочу другого и пр.). Легко превращаются в болезненную привычку у таких детей игра со своим телом: сосание пальца, обгрызывание ногтей, верчение волос, выдергивание их. В более старшем возрасте наряду с нарушениями сна и двигательным беспокойством оказываются типичными нарушения концентрации внимания и в школе и дома. Не останавливаясь на других явлениях детской нервности, мы хотели бы подчеркнуть, что на данном этапе «детской нервности» все эти расстройства не только могут быть предупреждены, но ах можно устранить и не только лекарствами, но и правильной организацией воспитания ребенка.

Разнообразные явления «детской нервности» формируются на фундаменте физиологической незрелости, а часто и слабости детской нервной системы, которая возникла из-за с тех или иных телесных болезней. Однако, как видно из содержания самих перечисленных признаков повышенной нервности, все они определяются нарушениями общей гармонии деятельности и жизни ребенка. Сама же такая гармония формируется только системой развития у ребенка правильных форм поведения и развития.

.:

Остановимся прежде всего на значении ритма сна и бодрствования. Известно, что сон представляет собой одну из форм биологического щажения нервных и иных клеток организма от перегрузки. Выработка у ребенка правильного ритма бодрствования и сна — явление целиком и полностью воспитываемое. Если на первом году жизни ребенок спит большую часть времени суток, то уже 1 этот период пробуждение его в строго определенные часы суток для вскармливания (в первые месяцы жизни) закрепляет, воспитывает навык самостоятельного пробуждения. Позднее время бодрствования ребенка прогрессивно нарастает, а продолжительность сна уменьшается: вначале до 12—10, а у подростков до 9—8 часов.

Систематическое приучение у ребенка засыпать в строго постоянное время, пробуждаться в одинаково фиксированное время благоприятствуют, становления глубокого, крепкого, спокойного сна; переход от бодрствования ко сну — быстрым, радостным, желанным; пробуждение — столь же быстрым, с чувством свежести, бодрости, удовлетворения. Правильный режим детского сна благоприятствует более яркому, полноценному, радостному бодрствованию.

Отдохнувший ребенок всегда в меру оживлен, деятелен, постоянно занят своими делами (играми) легко и быстро усваивает новый жизненный опыт, используя обильные впечатления от действительности. Его реакции зависят в первую очередь от характера, качества раздражителей. Поскольку самыми сильными раздражителями для человека являются слова, то совершенно не безразлично для ребенка содержание этих слов, тон, которым их произносят, интонации, их сопровождающие.

Ровное обращение близких к ребенку, без элементов раздражительности, недовольства, пренебрежения, недоброжелательности, как правило, воспитывает у ребенка соответственно ровные, разморенные, спокойные реакции. Воспитание ребенка становится более цельным тогда, когда окружающие взрослые не нарушают соответствия между содержанием словесного обращения к ребенку и характером своих действий.

Слова, не имеющие никакой опоры в действительности, можно сравнить, писал Дени Дидро, с теми лесами на севере, где деревья растут без корней. Достаточно довольно легкого дуновения ветра, чтобы перекинуть целый лес. Достаточно маленького факта, чтобы перекинуть целый лес непрочных представлений такого ребенка.

В результате одностороннего подхода родителей к воспитанию дети нередко хорошо знают, как не надо жить, как не надо делать, но часто не знают, как надо жить, как надо делать. Такое несоответствие между пониманием ребенком обстановки и поведением его в ней обусловлено в первую очередь несоответствием между словами воспитателя и его действиями.

Выслушав вопрос ребенка, родители часто мимоходом обещают выполнить его просьбу: сделать что-либо, купить то «ли другое. Не отдавая отчета в своих действиях, родители, сказав, часто не выполняют обещанное. В результате у ребенка воспитывается противоречие между значениями слов и ощущениями, его реальной ценностью. Такой, на первый взгляд несущественный, элемент нарушения воспитания фактически уродует гармонию личности ребенка. Повторение аналогичных ошибок приводит к закреплению такого несоответствия в нервных, психических реакциях ребенка и разлаженности его.

Еще классики педагогики, указывали на то, что родитель (воспитатель) должен всегда внимательным быть к слову, которое обращенно к ребенку. Если ты не можешь выполнить обещание — не обещай, определенно и точно объясни, почему не следует или ты не можешь его выполнить. Если ты можешь выполнить обещание — выполни, даже если, по твоему мнению, ребенок и «не очень заслужил» этого или вел себя после данного обещания не совсем правильно.

Весьма существенным в воспитании является, как писал А. С. Макаренко.

Наконец, четвертая группа нервно-психических нарушений у детей связана с так называемыми органическими поражениями головного мозга. Понятие «органические поражения» характеризует большую сборную группу расстройств, которая, по мере развития клинической психиатрии детского возраста, все больше расчленяется на отдельные конкретные формы болезней. Не имея возможности подробно останавливаться на этой группе болезней, мы считаем более важным обсудить лишь два вопроса. Первый позволяет приблизиться к пониманию самых общих причин возникновения расстройств психической деятельности органической природы. Второй же раскрывает некоторые особенности клиники этих нарушений.

В вопросе о причинах органических поражений головного мозга ребенка уточнены далеко не все детали. В самой общей форме можно эти причины систематизировать на несколько групп. Сюда, прежде всего, относятся последствия поражений головного мозга в период внутриутробного развития плода.

Третья группа патологических состояний представлена так называемыми олигофрениями. Олигофрения — состояние малоумия, «врожденного слабоумия» или «задержки умственного развития». Ребенок с раннего детства обнаруживает черты замедленного двигательного и умственного развития. Как правило, он позже начинает ходить, говорить, медленно пополняет запас слов, осваивает навыки опрятности, самообслуживания. При специальном обследовании нетрудно отметить, что у него не формируются высшие для человека — абстрактные — категории мышления, он мыслит конкретными, образными представлениями, которые, в свою очередь, отличаются бедностью содержания и элементарностью. Глубокие степени олигофрении называют идиотией, менее глубокие — имбецильностью и самые легкие — дебильностью.

В учении об олигофрении остается еще много неуточненного, неясного и нераспознанного. Однако за последние десятилетия удалось приблизиться к пониманию механизма некоторых форм ее. И эти достижения настолько важны, что уже сейчас они позволяют в корне пересмотреть возможности профилактики олигофрений.

Еще и поныне можно слышать от некоторых врачей, встретивших на приеме подростка с глубокой степенью олигофрении, заключение о его неизлечимости. При тщательном изучении такого больного и в первую очередь при раннем обследовании его нередко оказывается, что такой пессимистический взгляд на его будущее в большей мере неправомерен. Успехи в изучении олигофрений позволяют довольно полно обосновывать мероприятия по первичной и вторичной профилактике этой формы патологии.

Олигофрения — явление совсем нередкое. По материалам наблюдений сотрудников нашей клиники, олигофрены составляют 5 на тысячу жителей возрастом до 18 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем по Европе один из 30 новорожденных является недостаточно умственно развитым. В США считают, что среди всего населения страны олигофрены составляют 10 на каждую тысячу или один из сотки жителей. Аналогичные показатели на тысячу жителей в Англии — 8,6, в Дании — от 7 до 13, в Швейцарии — 7—8 и т. п. Большинство таких больных обнаруживает легкие степени олигофрении — дебильность (65%), реже встречаются имбецилы (20%) и еще реже идиоты (15% от числа всех олигофренов).

С целью большей доступности усвоения мероприятий по предупреждению некоторых видов олигофрении, представленных в следующих разделах, важно коротко познакомить читателя с одним из направлений исследования природы олигофрений. После открытия норвежским врачом Феллингом (1932 г.) так называемой фенилкетонурии началась новая эпоха в изучении роли нарушений обмена аминокислот, углеводов [(сахаров) и жиров (липидов) в механизме некоторых нарушений деятельности головного мозга, в частности олигофрений.

К настоящему времени обнаружено уже более 30 таких обменных болезней. Для всех их характерна причинная зависимость между нарушением обмена и слабоумием. Не все окончательно изучено для того, чтобы при всех этих 30 болезнях врач мог добиться предупреждения нарастающего слабоумия. Однако, как недавно сообщил Биккель, минимум при девяти таких болезнях удалось достигнуть полной или частичной коррекции (исправления) психического дефекта у детей путем направленного изменения процессов обмена в организме.

Клиническая картина неврозов иногда дополняется и другими расстройствами:.головными болями, легкой сменой настроения; нередко изменение и общего фона настроения; возникновение сниженного настроения, угрюмости. Отмечается легкость возникновения вегетативных реакций (покраснение, побледнение лица, появление очерченных участков гиперемии, покраснения на коже лица, шеи, груди; усиление слюноотделения, позывов на мочеиспускание и даже дефекацию, нервные рвоты, нервный кашель,

сосудисто-вегетативные приступы, слезы без повода, изменения аппетита и пр.).

Одной из особых форм невроза, характерной для подросткового возраста, особенно для девочек, является так называемая нервная анорексия. У этих детей и в прошлом можно отметить избирательное отношение к пище, непостоянный, меняющийся в своей интенсивности аппетит. В возрасте 12—14 лет эти подростки неожиданно начинают меньше есть, а затем полностью отказываются от пищи. Резко нарастает похудание, истощение. Мотивом для отказа от еды (анорексия) являются указания девочек на то, что они якобы очень пополнели, что они толстые, жирные, что сверстники делают им по этому поводу замечания. Отказы от приема пищи становятся настолько упорными, что без специальных лечебных мероприятий со стороны врачей — детских психиатров возникают даже случаи смерти подростков от истощения.

Выделяют три формы неврозов: неврастению, психастению и истерию. Такое разграничение неврозов возможно у взрослых и у старших подростков. У детей дошкольного и тем более раннего возраста выделить ту или иную форму невроза бывает чрезвычайно трудно, а иной раз и невозможно. Представление о распространенности неврозов среди детей дают следующие цифры.

Из общего числа всех нервно-психически больных детей, зарегистрированных в детских психоневрологических диспансерах, 16% составляют дети, старадаюшие неврозами, реактивными состояниями с невротическими реакциями. Если учесть, что далеко не все такие дети учтены в диспансере, то можно полагать, что из всех нервно-психически больных детей больные неврозами составляют примерно одну пятую.

На каждую тысячу детей и подростков в диапазоне возраста от 0 и до 18 лет шесть больны неврозами, невротическими реакциями и реактивными состояниями. Важно иметь в виду тот факт, что дети с такого рода расстройствами рано обращают на себя внимание родителей и воспитателей детских учреждений. Более 80% этих детей ставится на учет психоневрологических диспансеров возрастом с 4 и до 11 лет. Из них дети восьмилетнего возраста составляют 14%.

Так как 60% больных детей обнаруживают признаки невроза в возрасте от 7 и до 11 лет, возникает необходимость обсудить вопрос о так называемых «школьных неврозах». Термин этот имеет длительную историю и сейчас часто используется в детской психиатрии зарубежных стран. Еще в прошлом веке известный немецкий психиатр Эмиль Крепелин в связи с ростом числа неврозов у подростков выступил со специальной монографией, посвященной вопросу «нервной перегрузки ребенка». Вопрос этот привлекал внимание классиков психиатрии и педагогики: Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Руссо, Гризингера, Балинского, Ушинского, Макаренко, Корсакова. Вместе с тем естественнонаучная сущность нервной деятельности и механизмов перегрузки нервных клеток была разработана лишь в последние 50—70 лет нашими замечательными соотечественниками-физиологами Сеченовым, Ухтомским, Павловым, и другими.

Как и всякая другая клетка, нервная клетка имеет предел своих функциональных возможностей. Длительное функциональное напряжение может привести к резкому истощению, а при перегрузке — и к гибели нервной клетки. В жизни клетки сосуществуют противоположные состояния: состояния деятельности (возбуждения) и состояния покоя (торможения).

Если в деятельном состоянии клетка расходует энергию за счет распада веществ, сопровождающегося накоплением шлаков, ядовитых (токсичных) для самой клетки, то в состоянии покоя имеет место обратная картина. Продукты неполного распада выводятся, клетка очищается от вредных для нее шлаков, накапливает поступающие извне энергетические продукты и приобретает возможности для полноценной деятельности.

Сказанное о нервной клетке относится и к функциональным возможностям всей нервной системы. Известно, что нервная система состоит из нервных клеток — нейронов. Каждая такая клеточка имеет очень маленькое тело (диаметром в 50—100 тысячных миллиметра) и тонкие, длинные отростки (толщиною примерно в 5 тысячных миллиметра)—нервные волокна. Таких клеток в нервной системе человека очень много. Только в коре головного мозга их насчитывают до 10—15 миллиардов, а общая длина нервных волокон составляет более 5 тысяч километров.

Эти клетки, с их отростками, каждая из которых отличается свойственным ей оптимумом функциональных возможностей, и составляют материальную основу высшей нервно-психической деятельности. Было бы неверно рассматривать функциональные возможности клетки и тем более нервной системы как раз навсегда данные и неизменные. Весь процесс роста, гармоничного созревания и развития человека сопровождается, в частности, повышением функциональных возможностей, ростом силы и совершенствованием других качеств нервных процессов. Не останавливаясь на других интересных и важных особенностях нервной и высшей нервной деятельности, подчеркну тот факт, что планомерный процесс воспитания ребенка создает необходимые условия для гармонического созревания разных нервных клеток, обеспечивающих в единстве всю сложную нервную и психическую деятельность человека.

Совершенно естественно, что если нагрузки на нервную систему ребенка (систематический процесс воспитания его) будут осуществляться рывками, неравномерно, с перегрузкой в одни периоды роста и недогрузкой в другие, то созревание нервных клеток будет происходить хаотически, вне естественной последовательности, что приведет к дисгармонии формирования личности ребенка и создаст условия для возникновения у него нервно-психических расстройств.

В связи со сказанным нет никаких оснований выделять «школьные неврозы» в самостоятельную группу. Это те же клинические формы неврозов, но возникающие в тот период жизни ребенка, когда он встречается с новыми трудностями, новой нагрузкой — переходом к систематической школьной нагрузке, школьному обучению. Правильно организованное, такое обучение для здорового ребенка не может оказаться и не является причиной нервно-психических расстройств. Вместе с

тем у детей с предрасположением, ранее возникшей слабостью нервных клеток и в случаях непродуманной системы школьной (семейной) нагрузки ребенка возникают реальные условия для надлома его созревающей нервной системы, для появления

невроза.

Гёте в свое время писал, что несчастен тот человек, который не делает того, что мог бы делать, и берется за такое, что этому человеку не по силам,— не мудрено, если он и погибает. Слова эти в большей мере относятся к взрослому человеку. Если же говорить

о ребенке, который еще не может строго соразмерить свои возможности и поступки, то ответственными за его перегрузку являются его родители и воспитатели (педагоги).

В клинической практике последних лет нередко приходится встречать детей, в возникновении нервно-психических расстройств у которых не последнюю роль сыграла перегрузка. Когда знакомишься с их жизнью до болезни, то часто удивляешься неразумному поведению их родителей. Становится модным, например, обучать ребенка с первых школьных лет не только программе массовой школы, но и музыке и иностранному языку одновременно. На первый взгляд кажется, что в этом выступает забота родителей о ребенке. Но если „ помнить о том, что такой ребенок теряет детство, становится рано обремененным заботами тружеником, что нервные клетки его находятся в постоянном состоянии перегрузки, то делается понятным появление у таких детей нервности, недомогания, а иногда и грубых нарушений психики. Не каждый ребенок может выдержать такую перегрузку, не каждый может уподобиться Паганини. Знание своего ребенка родителями, рациональная нагрузка, исключающая перенапряжение растущего организма,— одна из святых обязанностей родителей, воспитателей и педагогов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профилактика. В далеком прошлом, более пяти тысяч лет назад, в период расцвета культуры и науки в древнем Китае, Индии | Отличия в строении тонкой и толстой кишки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.