Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции формирования равновесной цены по Л.Вальрасу И А.Маршаллу

Равновесие (equilibrium) - термин, заимствованный из физики и обозначающий такую ситуацию, когда индивид при данных условиях и имеющихся ограничениях не может улучшить своего положения с точки зрения любого экономического критерия; сбалансированность, состояние экономики, в котором отсутствует тенденция к изменению.

 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 1, а), а объем предложения не соответствовать объему спроса (рис. 1, б). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

 

Рис. 1. Модели неустойчивого положения – не возвращение в исходное положение.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 2). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

Qe

Рис. 2. Равновесная цена и отклонения от нее.

 

В точке равновесия:

Ps = Pd = Pе

Qs = Qd = Qе

Равновесная цена (equilibrium price p) - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

 

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене P1 (см. рис. 3), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Qs(Р) = Qd(Р) = Qе

 

Моделью Л.Вальраса характеризуется короткий период.

 

Рис. 3. Концепция формирования равновесной цены по Л.Вальрасу

2. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P1 – Р2. А. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 4).

Ps = Pd = Pе

 

Моделью А. Маршалла лучше характеризуется длительный период.

 

 

 

Рис. 4. Концепция формирования равновесной цены по А.Маршаллу

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фрагмент шкалы предложения | Динамическая модель рыночного равновесия (паутинообразная модель)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.