Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследование умственных способностей

Исследование способностей человека и животных, возможнос­ти их наследования — это вопрос очень непростой. И поднимая этот вопрос, конечно, имеют в виду не столько принципиальную возможность наследственной передачи специфических для данного вида форм поведения, сколько об индивидуальных возможностях к их развитию: скорости и способе освоения, полноте, возможно­сти надстраивать (развивать). Следовательно, способности — это особые свойства высшей нервной деятельности, психики, которые обеспечивают успешность осуществления и уровень развития про­цесса той или иной деятельности. Психологи выделяют множество типов способностей, например: сенсорные, кинестетические, мнес-тические (мнемические), креативные и прочие.

Психологов и педагогов особенно волнует вопрос — наследуют­ся ли интеллектуальные способности, или они практически пол­ностью определяются средой, окружением?

На сегодняшний день существуют вполне достаточные основа­ния для утверждения, что умственные способности наследуются по обычным генным каналам. Наибольшее количество данных полу­чено методами популяционной генетики по наследованию «коэф­фициента умственного развития» — ИК (IQ). Многочисленные ис­следования, проведённые в течение последних пятидесяти лет по­казали, что ИК находится под контролем множества генов (по разным оценкам их от 20 до 100 и более). Кроме того, исследова­ние генетики человека затруднено принципиальными ограничени­ями, связанными с категорической невозможностью постановки запланированных экспериментов со скрещиванием. Остаются, ко­нечно, методы популяционной генетики, но они требуют несрав­ненно большего времени наблюдений и больших объёмов исследу­емого «материала», И ещё — мы знаем, что человек является суще­ством необычайно пластичным и чувствительным к социально культурным модификаторам фенотипа (по формам поведения), что' делает задачи генетиков невероятно трудными.

Собственно говоря, исследование генетики «интеллектуальных способностей» человека в настоящее время стали сводиться к вы­явлению закономерностей наследования частных способностей, таких

как — а) беглость речи; б) пространственное воображение; в) арифметические способности; г) логика; д) память и другие. На основании такого рода исследований выявлено, что по крайней мере для первых четырёх из перечисленных «первичных» умствен­ных способностей влияние наследственности считается доказанным. Более того есть основания считать, что первичные способности на­следуются как независимые компоненты*, но вместе с этим в каж­дом конкретном человеке они объединяются в динамичные непре­рывные комплексы. Вероятно поэтому такие инструменты, как IQ-тест, оценивающий их лишь суммарно, дают весьма противо­речивые и спорные результаты.

Несмотря на это, убедительные данные, полученные Э. Уилсо-ном в 70-е годы при исследовании близнецов (6, 7, 8 лет) и их родителей с использованием совершенно адекватного статистичес­кого анализа и учётом влияния «средовых» и «наследственных» факторов, позволили ему утверждать:

Индивидуальные различия интеллекта у людей никогда не будут сгла­жены, несмотря на всесовершенства мотодов воспитания и энтузиазм воспитателей. Генотипически обусловленные различия имеют слишком глубокие корни, чтобы их могла устранить специальная тренировка. Но максимальная реализация умственных способностей каждого ребёнка — цель вполне реальная, и подчинённые ей воспитательные меры должны быть делом первостепенной важности. *

И всё же взаимодействие наследственности и среды непосред­ственно на. человеке изучать очень трудно. Трудно представить ме­тодически безупречный эксперимент на человеке — нормальных людей (тем более детей) никто не станет полностью изолировать от социального окружения.

В этом отношении поучительны эксперименты по способности к обучению животных в лабиринте. В долговременных опытах с по­мощью направленного отбора были выведены две линии мышей («умных» и «глупых»), которые отличались по способности ориен­тироваться в лабиринте. 1) В обычных лабораторных условиях, «ум­ные» животные совершали в среднем 120 ошибок при прохожде­нии лабиринта, а «глупые» — около 170 ошибок. 2) В обеднённой среде различия в скорости обучения между линиями исчезали, по­скольку «умные» опускались до «глупых». Этот факт свидетель­ствует, что «умные» в большей степени реагируют на обеднение среды, чем «глупые». 3) В обогащенной среде что удивительно «глу­пые» крысы обучались намного успешнее, чем «умные». Следова­тельно; создание более благоприятных условий в гораздо большей степени раскрывает способности «глупых» животных, чем «умных»! Даже у крыс взаимодействие генотипа и среды оказывается граздо сложнее, чем можно было предположить.

Психогенетические дефекты (или особенности), затрагивающие высшие отделы мозга у человека могут быть очень трудно выявля­емыми, но при этом оказываются способными решительным об­разом влиять на его судьбу. Самый простой тому пример — левору-кость. Но известны и более серьёзные страдания, обусловленные наследуемыми психоинтеллектуальными свойствами. Так, один из локусов на седьмой хромосоме человека жёстко связан с дислексией*. Генетический дефект приводит к недоразвитию коры мозга в речевых зонах левого полушария. Оказалось, что это нередкое яв­ление, и около 10% людей, хотя и в разной мере, страдают от данного расстройства. В поведении дислексия выражается в затруд­нениях чтения текстов, в замедленном и угадывающем его харак­тере, к потере букв, путанице их порядка и нередко в не улавли­вании смысла прочитанного. В крайних случаях учителя (гораздо реже и родители) диагностируют здесь элементы умственной от­сталости. Потому что текст в школе нередко становится тестом на интеллектуальную полноценность. Однако дислектики, которые нашли своё истинное призвание, свободно могут стать не только абсолютно полноценными людьми (так и бывает сплошь и рядом), но и выдающимися деятелями, например: учёными и изобретате­лями (Эдисон), дипломатами (Талейран), святыми (Сергей Радо­нежский). Более того — знаменитый современный английский ар­хитектор Р. Роджерс (создатель центра Помпиду в Париже) счи­тает, что для его профессиональной деятельности (сам он дислек-тик) это заболевание создаёт огромные преимущества, и поэтому набирает в свою творческую группу преимущественно дислекти-ков.


 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Альтруизм как врождённое свойство | ЛЕКЦИЯ 6. Основные положения гражданского права Российской Федерации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.