Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус и обязанности офицерского состава ВС РФ




В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. К таким случаям может быть отнесено, в частности, наступление военного времени, а также введение военного положения.

Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, являются военно-служебными отношениями и регулируются Федеральным законом " О воинской обязанности и военной службе", а также другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. Следовательно, нормы гражданского права, трудового и других отраслей права к отношениям, связанным с данным контрактом, применяться не могут.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

1. военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

2. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев;

3. граждане, пребывающие в запасе;

4. граждане мужского пола, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

5. граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

6. другие категории граждан в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется военными комиссариатами, а из числа военнослужащих - воинскими частями. В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.

Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:

1. отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

2. решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

3. решение комиссии военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Решение о несоответствии гражданина требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Копия решения указанной комиссии должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.

Контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Контракт вступает в силу со дня его подписания соответствующим командиром, определенным Положением, о чем издается соответствующий приказ.

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

В случае отказа гражданину в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящем органе, прокуратуре или суде. Военнослужащие, назначенные на должность министра обороны Российской Федерации (руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба)" проходят военную службу, в соответствующей должности без заключения контракта о прохождении военной службы. Контракт о прохождении военной службы, который был заключен военнослужащими до назначения на эту должность, прекращает свое действие. За указанными военнослужащими сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. После освобождения от должности они заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Медицинское освидетельствование граждан проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина к военной службе.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной Службе по контракту на конкретных воинских должностях: рекомендуется в первую очередь - первая категория; рекомендуется - вторая категория; рекомендуется условно - третья категория; не рекомендуется - четвертая категория.

При этом на военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, кроме указанных требований, также должен соответствовать требованиям по уровню образования; профессиональной подготовки; физической подготовки, которые устанавливаются Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти), в котором предусмотрена военная служба.

Граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 18 до 22 лет, а также прошедшие военную службу до достижения ими возраста 24 лет реализуют свое право добровольного поступления на военную службу путем поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования. В эти образовательные учреждения имеют право поступать также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет. Если военнослужащие, не зачисляются в военные образовательные учреждения профессионального образования, то они направляются для дальнейшего прохождения военной службы.

Граждане, поступающие в военные образовательные учреждения профессионального образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности. При этом граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы. Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения. Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

1. продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;

2. продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два месяца военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву;

3. продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.

Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два месяца военной службы в указанном образовательном учреждении за один месяц военной службы по призыву.

Военнослужащие женского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, увольняются с военной службы: не имеющие военно-учетной специальности, - без постановки на воинский учет; имеющие военно-учетную специальность, - с зачислением в запас и направлением в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

Контракты о прохождении военной службы подразделяются на первый и новый. Заключение контрактов с гражданином (военнослужащим) оформляется приказом по личному составу ближайшего командира (начальника), имеющего право издавать приказы по личному составу.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, может быть заключен контракт на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащего, заключающего контракт о прохождении военной службы. Впервые поступающие на военную службу, заключают контракт при поступлении на должность, замещаемую солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), - на 3 года, а замещаемую прапорщиками (мичманами) или офицерами, - на 5 лет.

С военнослужащими - курсантами (слушателями) военного образовательного учреждения профессионального образования контракт заключается на время обучения в указанном учреждении и на 5 лет военной службы после его окончания.

Командир (начальник), который вправе заключить контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за 3 месяца до истечения срока предыдущего контракта.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия. Они утверждаются Президентом РФ. Военнослужащий вправе не носить военную форму одежды вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом России и Боевым Знаменем воинской части.

Приведение к Военной присяге проводится:

- по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать 2 месяца;

- по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Она играет важную рольв прохождении военной службы офицеров. В ходе нее дастся объективная оценка деловых и моральных качеств каждого офицера, определяется соответствие занимаемой должности и перспектива его служебного использования, а также выявляется резерв кандидатов для продвижения по службе и направления на учебу. Аттестование офицеров в мирное время проводится один раз в пять лет. По решению Министра обороны аттестование всего офицерского состава или отдельных категорий может проводиться и в другие сроки. Лица офицерского состава аттестуются прямыми начальниками. В аттестовании участвуют и аттестационные комиссии.

При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

1. проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

2. провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

3. дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций. Утвержденные аттестации объявляются аттестованным военнослужащим их непосредственными начальниками. Жалоба на нарушение порядка аттестование и необъективность аттестации может быть подана в установленном порядке не позднее месячного срока со дня объявления аттестации. Окончательное решение по аттестации принимается начальником, утвердившим аттестацию. В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестацию вносятся соответствующие изменения или составляется новая аттестация.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск, продол­жительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавлива­ется от 30 до 45 суток. Если ис­полнение обязанностей воен­ной службы связано с тяжелым физическим трудом или повы­шенной опасностью для жизни и здоровья или прохождением ее военнослужащим в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными кли­матическими или экологически­ми условиями, продолжитель­ность основного отпуска увели­чивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослу­жащим по контракту могут пре­доставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам, учебные и др.). Продолжительность основ­ного отпуска и отпуска по лич­ным обстоятельствам увеличи­вается на количество суток для проезда к месту отпуска и об­ратно.

Отпуск по болезни предоставляется на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется на срок до 10 суток в следующих случаях:

в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего: супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родных брата или сестры, или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;

в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;

в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, по решению командира воинской части.

 

В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

1. поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

2. охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

3. разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

4. участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

5. участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи, указанные выше, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

Для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть привлечены Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима военного положения выполняют следующие задачи:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

4) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

6) участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Под статусом военнослужащих (от лат. Status – “состояние”) понимается юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое совокупностью предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией, так и специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей и ответственности данной категории граждан.

Правовой статус военнослужащих состоит из общей (общегражданской) и военно-служебной частей, причем эти части диалектически взаимодействуют.

Структуру статуса военнослужащих составляют права, гарантированные государством, обязанности и ответственность, установленные законодательством.

Права и обязанности военнослужащих - это установленные государством меры возможного и дозволенного поведения личности, в том числе военнослужащего, в области экономических, политических и иных общественных отношений, включая и отношения, связанные с военной службой.

Одним из важных направлений военной реформы в Российской Федерации является создание эффективной системы правовых гарантий военнослужащим. Решение этих задач необходимо осуществлять в соответствии с принципами правового государства и нормами международного права. В настоящее время правовой статус военнослужащего в государстве определяется федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", рядом других законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" правовой статус - военнослужащих имеют граждане, которые проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

1) Статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеют офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.

2) Статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву имеют сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

3) Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Граждане приобретают правовой статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

4) В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, правовой статус военнослужащих распространяется на граждан, призванных на военные сборы.

За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется правовой статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Юридические гарантии реализации статуса военнослужащих связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих. Реализация прав и свобод военнослужащих может выражаться в форме пользования ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения. С целью обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и военнослужащих, Конституция предусматривает систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи.

Гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. Для осуществления этой функции при Президенте РФ была создана Комиссия по правам человека и Указом Президента РФ от 1 ноября 1993 г. утверждено Положение об этой Комиссии, цель которой - усиление гарантий соблюдения прав граждан.

Важным органом при Правительстве РФ является Комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. В частности, она является координационным органом, обеспечивающим согласованную работу федеральных органов исполнительной власти по решению социальных вопросов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно Конституции Российской Федерации введен новый
институт защиты прав и свобод человека - Уполномоченный по правам
человека
. Деятельность Уполномоченного по правам человека
регламентирована Федеральным конституционным законом от
26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации".

Важнейшей юридической гарантией прав и свобод является судебная защита (ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ), которая в соответствии с Конституцией РФ гарантируется каждому военнослужащему. В ч. 2 ст. 118 Конституции РФ отмечается, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопроизводства должны стать эффективными способами защиты прав военнослужащих.

Широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод военнослужащих. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что военнослужащие, как и граждане РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации гарантируется право на получение
квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных
законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ст. 48
Конституции РФ). Гарантиями реализации статуса военнослужащих
являются также установленные статьей 3 Федерального закона "О статусе
военнослужащих" гарантии правовой и социальной защиты
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их
семей.

В соответствии с данным Федеральным законом правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов иx семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Основным нормативно-правовым документом, определяющим статус военнослужащих и конкретизирующим положения Конституции РФ, является федеральный закон «О статусе военнослужащих», принятый в 1998 году. Он определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Структурно закон состоит из трех глав. Глава I «Общие положения» определяет статус военнослужащих и на кого он распространяется, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты. Глава II «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» раскрывает основные права и свободы военнослужащих (защита свободы, чести и достоинства, права на труд, отдых, жилище и др.), определяет основы денежного довольствия и всех видов обеспечения военнослужащих, а также меры по социальной защите членов их семей. Глава III «Обязанности и ответственность военнослужащих» определяет общие, должностные и специальные обязанности, закрепляет формы ответственности военнослужащих за правонарушения.

 

Правовой статус офицерского состава, как составной части личного состава Вооруженных Сил РФ, представляет собой совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности офицеров, установленных законодательством. Он основан на Конституции РФ, федеральном законе «О статусе военнослужащих», других нормативно-правовых актах.

По сравнению с солдатами и сержантами, правовой статус офицеров дает им несколько больше прав и свобод, но в то же время накладывает целый ряд дополнительных обязанностей, ужесточает ответственность за допущенные нарушения.

Права и ответственность офицеров будут раскрыты при рассмотрении третьего вопроса. Рассмотрим более детально обязанности военнослужащих и их особой категории – офицерского состава.

Согласно Современному толковому словарю русского языка, обязанность значит то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения в соответствии с требованиями законов, общественными требованиями или внутренними побуждениями. Они выполняются человеком вынужденно, вопреки желанию.

В соответствии с законодательством РФ, определяющим статус военнослужащих, о бязанности военнослужащих делятся на общегражданские и военно-служебные. Общегражданские обязанности военнослужащие несут наравне с другими гражданами Российской Федерации. Общегражданские обязанности устанавливаются Конституцией Российской Федерации и законодательными актами. К ним, в частности, относятся: обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уважать законные права и интересы других лиц и др.

Военно-служебные обязанности военнослужащих возникают у военнослужащих в связи с поступлением на военную службу и устанавливаются федеральными законами "О статусе военнослужащих, "О воинской обязанности и военной службе", общевоинскими уставами, а также другими нормативными правовыми актами, действующими в военной области. Эти обязанности делятся на общие, должностные и специальные.

Общие обязанности военнослужащих определяются ст. 26 Закона РФ "О статусе военнослужащих" и главой 1 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Содержание этих обязанностей отражает основные требования к военнослужащему, предъявляемые военной службой. К ним, в частности относятся: обязанность быть верным Военной присяге; беззаветно служить своему народу; защищать Отечество мужественно и умело; совершенствовать воинское мастерство; соблюдение норм международного права; беспрекословное подчинение командирам (начальникам); соблюдение правил воинской вежливости и некоторые другие.

Что же касается такой категории военнослужащих как офицеры, то их общие обязанности конкретизированы в Главе 3 Устава внутренней службы ВС РФ применительно к командирам и начальникам:

- поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части или подразделения;

- непосредственно руководить боевой подготовкой подчиненных военнослужащих;

- постоянно воспитывать своих подчиненных, формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Российской Федерации, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам;

- постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава;

- обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части или подразделении;

- поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание;

- совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подчиненными подразделениями и др.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Так, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также обязанности солдата и матросов (Глава 3).

В то же время, военнослужащие, при нахождении на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, а также привлекаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, устанавливаемые законодательством и общевоинскими уставами ВС РФ. Они возникают в связи с возложением на военнослужащего задания, выполнение которого выходит за пределы его должностных обязанностей, и носят, как правило, временный характер. Так военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула. К этим обязанностям относятся и обязанности дневального по роте, патрульного и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.