Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетическое слово

СЛОГ

Фонетическое слово, синтагма, фраза, фоноабзац, текст.

Лекция 9

 

На предыдущей лекции мы выяснили, что слог представляет собой симбиозную фонетико-фонологическую единицу. Просодические единицы, такие, как, например, ударение и тон, влияют в большей степени на слог в целом, чем на отдельные субслоговые единицы. Феномен, традиционно называемый слогом, можно определить как относительно устойчивый минимальный сегмент речевого потока и как относительно устойчивую минимальную структуру речевой коммуникации, формируемую под влиянием артикуляционной базы языка и находящуюся на пересечении семантической и асемантической шкал.

Из первой лекции вы помните, что сегментный уровень (сегментная фонология) содержит единицы, выделяемые на основе так называемого двойного лингвистического членения – с опорой на план содержания (предложение – синтагма (словосочетание) – словоформа – морфа – фонема) и с опорой на план выражения (фраза – фонетическое слово (речевой такт) – слог – звук). Сегменты, получаемые в том и другом случае, необязательно должны совпадать в силу отсутствия изоморфизма меду планами формы и содержания в языке.

Вообще, установление взаимодействия уровней (фонологического, морфологического, лексического, синтаксического) теоретически неправомерно обосновывается как некая иерархия в системе языка, в то время как эти уровни представляют собой не сферу взаимодействия элементов системы языка, а сферу его физического субстрата. Звук, слог, фонетическое слово, фраза существуют как единое целое, как материально выраженное речевое произведение, в котором все составные элементы определяются материальными условиями линейности формирования языка. Ни фонема, ни морфема, ни слово, ни предложение не находятся в каком-либо подчинении друг другу, а представляют собой относительно стратифицированное материальное образование. Точкой пересечения материальной и функциональной шкал является слог, позволяющий манифестировать и идентифицировать речевое сообщение. Функционирование слога в потоке речи позволяет, с одной стороны, дифференцировать различные речевые сегменты, с другой стороны, интегрировать их в целостную структуру речевого высказывания. При помощи слога не только реализуется всякое речевое сообщение, но также осуществляется восприятие и понимание последнего. Следовательно, слог выступает в качестве опорной элементарной структуры и опорного сегмента в процессе вербальной коммуникации в целом.

Следующей структурой в иерархии выступает фонетическое словоминимальная единица организации слогов в целое, которая обеспечивает переход от семантически нефункциональных единиц к элементам смысловым. Фонетическое слово (речевой такт) обладает следующими признаками:

· возможность паузы до и после слова,

· единое и единственное ударение для каждого слова,

· определённая слоговая структура слова,

· гармония гласных,

· определённые позиционные изменения звуков или тона,

· пограничные сигналы, свидетельствующие о начале или конце слова.

Однако и эти критерии не абсолютны, т.к.

· служебные слова часто не имеют отдельного ударения, и слова могут фонетически сливаться благодаря явлениям сандхи (ассимилятивные явления на стыках слов – внешнее сандхи; и в пунктах соединения их частей – внутреннее сандхи) и подобным;

· одни и те же сигналы могут означать начало (конец) как слова, так и корневой морфемы внутри слова (meani ng –meani ng ful);

· помимо основного ударения, слово может иметь второстепенное (особенно в сложных словах);

· фонетическое слово может не совпадать с границами слова в его лексико-грамматическом понимании и может объединять ряд слов (stress group у О’Коннора – May I borrow it now? [meiai borouit nau]), которые объединены в одно фонетическое слово одним фонетическим ударением.

 

СИНТАГМА

 

Следующий уровень членения звучащей речи представлен синтагмой, это понятие весьма продуктивно, его основная функция – организовать последовательность слов в семантико-синтаксическое и просодическое единство.

Обратимся к общеизвестному примеру: «Как удивили его/ слова брата», «Как удивили его слова/ брата». «Ходить долго – не мог.» «Ходить – долго не мог». В данном случае синтаксические и семантические функции членов предложения меняются. Сравниваемые предложения различны по содержанию.

Единство синтагмы в звучащей речи достигается просодическими средствами: частотой основного тона, последовательностью фонетических слов, полной или звучащей паузой на границе синтагм. Управляются же эти средства синтагматическим ударением.

При изучении звучащей речи целесообразно введение такого понятия как ритмическая схема синтагмы, которая выполняет функцию каркаса для реализации частоты основного тона в синтагме. Особенно важны для формы контура частоты основного тона место первого и последнего в синтагме словесного ударения. Принципиально важно и то, каков объём синтагмы.

Акустические корреляты границ синтагмы определяются в терминах просодических характеристик. Начало синтагмы внутри фразы, как правило, маркируется расширением диапазона частоты основного тона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции слога в фонетической структуре слова и фразы | Фоноабзац
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.