Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл концентрации




Концентрация, рыночная власть.

6.2 Типы слияний. Продуктовая дифференциация.

 

 

6.1 Концентрация, рыночная власть.

 

 

Существую две разные идеи, связанные с концентрацией. Одна называется общей концентрацией, другая - рыночной. Общая концентрация связана с выпуском продукции, скажем, 50 или 100 ведущих фирм в экономике. Какая доля продукции в общем выпуске товаров сконцентрирована в руках этих конкурентных фирм в экономике в целом? Не имеет значения в какой конкретной отрасли эти фирмы осуществляют свою деятельность. Нас просто интересует, какое количество этих фирм, контролирует определенную часть национального продукта. Но нас также интересует поведение отдельных фирм и отраслей в рамках различных типов рыночной конкуренции. Особенное здесь место занимает рыночная концентрация. Мы рассмотрим конкретные рынки и увидим, сколько власти находится в руках фирм. Рыночная концентрация, по крайней мере, по мнению многих экономистов, помогает определить, как устанавливаются цены в данной отрасли, какая получается прибыль, чем определяется рекламное поведение, а может быть и то, сколько проводится научных исследований, как продвигаются разработки и насколько эффективна данная отрасль.

 

Измерение рыночной концентрации: уровень концентрации.

 

Существуют различные способы измерения концентрации рынка. Первым и наиболее простым способом является способ, основанный на так называемой кривой концентрации. В любой момент времени отдельный рынок или отрасль будут иметь такую кривую. В табл. 6.1.1 показано распределение продукции между самыми крупными фирмами в нескольких гипотетических отраслях. На рис. 6.1.1 показано, как кривая концентрации строится для каждой отрасли на основе представленных данных.

Таблица 6.1.1

Уровни концентрации для пяти гипотетических фирм по отраслям.

 

  Доля, %  
  Отрасли Фирма   Фирма     Фирма     Фирма     Фирма     CR3(уровень концентрации Для трёх самых крупных фирм.)
Отрасль A            
Отрасль B         -  
Отрасль C            
Отрасль D         -  
Отрасль E            
Отрасль F         -  
Отрасль G         -  
Отрасль H            

 

 

   
  A   D    
         

Доля в 100

совокупной 90

продаже

отрасли.

 

60
0 1 2 3 4 5 Число

самых крупных

фирм в отрасли (n)

 

Рис. 6.1.1 Поясняющие кривые концентрации

 

Вдоль горизонтальной оси мы отображаем пять фирм в промышленности, из числа самых крупных. Вертикальная ось измеряет соответствующую часть продукции, производимую каждой из этих фирм в отрасли. Для отрасли А самая крупная фирма имеет 60 % рыночной доли. Поскольку на вторую по величине фирму приходится 20 % рынка то общий объём производства находится в руках двух самых крупных фирм и составляет 80 % и т.д. В нашем случае, мы обладаем информацией обо всех фирмах в отрасли А. Мы видим, что на пять самых крупных фирм, приходится 100 % рынка.

На рис. 6.1.1, помимо кривой концентрации отрасли А изображена кривая концентрации отрасли D. В отрасли D существуют три самые крупные фирмы, на каждую из которых приходится по 30 % рыночной доли, при этом на одну ведущую фирму приходится 30 %. Кривая концентрации отрасли D показывает, что вместе две фирмы имеют 60 % и т.д. Поскольку в этой отрасли всего четыре фирмы, кривая концентрации отрасли D достигает 100% раньше, чем отрасли А. Если бы в отрасли было больше, чем пять фирм, кривая концентрации не достигла верхнего правого угла диаграммы на рис. 6.1.1, поскольку в этом примере разбираются только пять самых крупных фирм.

Мы можем начертить кривую концентрации для любой конкретной отрасли и на любой момент времени, если обладаем соответствующей информацией. На основе этой кривой концентрации можно рассчитать уровень концентрации. Его довольно просто измерить. Выбираем любую произвольную точку на кривой концентрации и задаёмся вопросом: «Какая доля совокупного отраслевого продукта находится в руках крупнейших «n» фирм?» Для Великобритании нормальное значение для «n» - это три или пять. На американском рынке - это почти всегда четыре. Выбирая произвольную точку на кривой, мы можем видеть, насколько отрасли относительно сконцентрированы.

В таблице 6.1.1 показано восемь различных отраслей, две из которых -А и D -мы нанесли на кривую концентрации. Последняя колонка этой таблицы показывает уровень концентрации для тех самых крупных фирм- CR3. Для отрасли А – на три ведущие фирмы приходится 90% рынка, для отрасли В- ведущие фирмы имеют 85% рынка и т.д. Так что показатель CR3 полезен, так как даёт простое представление о степени концентрации в отрасли. Используя пропорции объёма производства, а не конкретные величины выпуска продукции, мы также можем проводить сравнение с другими отраслями. К сожалению, эта простота затрудняет практическое использование. Такое упрощение ведёт к тому, что мы рассматриваем, только одну точку на кривой, так что при суммарном измерении можно упустить очень важную информацию.

Мы можем увидеть это, если вернёмся к кривым концентрации на рис. 6.1.1 Вполне возможно, что две кривые концентрации пересекутся. Если они пересекаются, мы можем увидеть, насколько произволен уровень концентрации. Отрасли А и D могли бы рассматриваться как отрасли с одинаковой концентрацией, поскольку обе отрасли имеют уровень для тёх самых крупных фирм-CR3=90%. Но если мы посмотрим на уровень концентрации четырёх фирм, то увидим, что отрасль D окажется более концентрированной (CR4=100%), чем отрасль А.

Эта проблема не возникает, если кривые концентрации не пересекаются. Рассмотрим, например, отрасли А и Н. Мы можем сказать, что отрасль А имеет более высокий уровень концентрации, чем отрасль Н, поскольку кривая концентрации отрасли А полностью находится над кривой отрасли Н. Но если кривые пересекаются, то трудно сказать, какая из отраслей обладает большей концентрацией. Так что, если мы хотим рассмотреть, скажем, соотношение между уровнем концентрации и прибыльностью отрасли, точка на кривой концентрации, которую мы выбираем, будет очень важна для определения относительной концентрации отраслей, которые мы рассматриваем. Тем не менее, этот метод измерения широко применяется, потому что он прост, понятен и содержит информацию, которую легко получить. Таким образом, во многих исследованиях, рассматривающих отношение между концентрацией и другими переменными, кривая концентрации и связанный с ней уровень концентрации используется для измерения рыночной концентрации.

Ещё одна проблема, связанная с кривой концентрации и уровнем концентрации, может быть очевидна из рис. 6.1.1 Как рынок А, так и рынок D имеют одинаковую концентрацию в том смысле, что на них 90% рыночной доли находится в руках трёх фирм. Но это нам ничего не говорит о распределении власти между этими тремя фирмами. Для отрасли D распределение власти между тремя фирмами одинаково, так как каждая фирма имеет 30% рынка. Но распределение власти в отрасли А существенно отличается, поскольку самая крупная фирма имеет 60% рынка. Назначение цен, рекламное поведение в отрасли А могут несколько отличаться, когда одна фирма доминирует на рынке, по сравнению с отраслью D, где все три фирмы имеют одинаковые размеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.