Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность указанного составляет КОНЦЕПЦИЮ

Концепция – это система взглядов, система описания определенного предмета либо явления относительно его построения, функционирования, что способствует его пониманию, толкованию, изучению главных идей.

 

Дисциплинарные методы – система приемов, принципов, применяемых в той либо иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегрированных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

 

3. Применение логических законов и правил:

1. Логические законы:

1) закон тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным;

формула: А=А

Ошибки:

омонимия – неправомерное отождествление объективно различного (подмена понятий)

синонимия - ошибочное различие тождественного

2) закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое;

формула: неверно, что А и не А одновременно истинны:

Используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то из этого следует, что другое суждение ложное.

Не действует, если утверждение касается разного времени или разных отношений (ответственность уголовная и ответственность хозяйственно-правовая).

Пример: истинным есть один вариант, например: вопрос исследовался либо не исследовался, норма закона противоречит либо не противоречит.

3) закон исключенного третьего, который утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно;

формула: А есть либо Б, либо не Б;

требует последовательности в изложении,

не действует на противоположные суждения,

требует ясных и определенных ответов, без допусков среднего.

Например: неустойка в ХО есть либо самостоятельной штрафной санкцией либо это обобщающее понятие для пени и штрафа;

4) закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание (закон требует, чтобы всякое суждение, которое используется в работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано).

2. Правила построения тезиса:

2.1. Логическое средство – умозаключение, т.е. мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным,

2.2. Виды умозаключений – дедуктивные и индуктивные,

1) дедуктивное – в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества:

Ø Структура: три суждения:

общее положение, именуемое большой посылкой;

связанное с ним суждение, ведущее к его применению, называемое малой посылкой;

заключение.

Ø Правила проверки: правильны ли посылки: следует ли из них данный вывод?

2) индуктивное – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса, делается вывод о классе в целом

Первый вариант индукции – суждение о причинной зависимости, т.е. заключение о причине есть логичное рассуждение о перемене:

v вывод, что при данном положении вещей результатом будет то или иное заключение (от причины к следствию)

v вывод, что данное положение вещей вызвано известными другими условиями (заключение от следствия к причине).

Методы установления причинно-следственной связи:

1. Метод единственного сходства (считается наиболее слабым)– если два и более случая имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные различны, то оно и есть причина данного явления.

2. Метод единственного различия (считается самым сильным) – если случае, при котором явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то такое обстоятельство и есть причина явления.

3. Объединенный метод сходства и различия – объединение первого и второго

4. Метод сопутствующих изменений – если возникновение или изменение одного явления вызывает каждый раз изменение другого явления, то явления находятся в причинной связи.

5. Метод остатков – если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления (предсказание существования планеты Нептун, которая и была открыта).

Ø Правила проверки умозаключений о причинной связи:

- Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предполагаемая причина?

- Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая причина налицо?

- Не представляет ли единственная связь между следствием и его предполагаемой причиной только случайное возникновение одного после другого?

- Нет ли других возможных причин?

- Нет ли других возможных последствий

Ø Способы обоснованности использования перечней отдельных примеров в научных текстах:

1) установить, правилен ли пример, положенный в основу обобщения,

2) выяснить, имеет ли пример отношение к заключению,

3) определить, достаточно ли приведено примеров, что зависит от их количества, способа отбора и видоизменяемости,

4) установить, типичны ли подобранные примеры.

Второй вариант индукции – умозаключение по аналогии - уподобление нового единичного явления другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространение на первое ранее полученной информации;

Ø Способы проверки умозаключений по аналогии:

1) действительно ли уместно сравнение явлений?

2) нет существенного различия между ними?

3. Аргументирование – это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е тезиса доказательства) с помощью других суждений

3.1. Правила доказательства (аргументирования):

1) тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко (ошибки в выборе слов, двусмысленность),

2) тезис должен оставаться неизменным в ходе доказательства, доказывается одно и то же.

3.2. Основные ошибки в построении тезиса:

1) потеря тезиса - потеря основной мысли и хода рассуждения, переход от одного тезиса к другому, косвенно связанному с основным;

2) полная подмена тезиса - доказывание близкого, но другого тезиса, хождение “вокруг да около” как правило из-за отсутствия четкой формулировки тезиса;

3) частичная подмена тезиса - видоизменение ранее сформулированного тезиса, преувеличивая либо сужая его, либо смягчая свою резкую оценку чего-либо.

3.3. Требования, предъявляемые к аргументам:

1) требование истинности: в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными:

а) ошибки - “ложный аргумент”, т.е. использование несуществующего факта, ссылка на событие, которого не было, указание на несуществующих очевидцев и др;;

б) ”предвосхищение основания” - когда истинность предполагается, ссылки на расхожие мнения, высказывания кого-либо и др.

2) требование автономности: аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. соблюдаться правило их автономного обоснования, что предполагает необходимость проверки вначале аргументов;

3) требование непротиворечивости: они должны быть непротиворечивы:

4) требование достаточности: аргументы в своей совокупности должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал доказываемый тезис:

первая ошибка - недостаточность аргументов, когда отдельными фактами обосновывается широкий тезис;

вторая ошибка - чрезмерное доказательство, “кто много доказывает. тот ничего не доказывает”

3.4. Ошибки в способах доказательства, т.е. ошибки в демонстрации или связанные с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом, т.е. отсутствие связи между тем, чем доказывается, по отношению к тому, что именно доказывают:

1) неоправданный логический переход от узкой области к более широкой области;

2) переход от сказанного с условием к сказанному, безусловно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыт и факты – источник, основа познания действительности | Источники доказательств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.