Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные морские проливы




План

Морские пространства со специальным правовым режимом

1. Международные морские проливы.

2. Международные морские каналы.

Проливы – это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Они обычно являются необходимыми путями, иногда даже единственными, для морских и воздушных связей государств, что свидетельствует об их большом значении в международных отношениях.

Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (например, Керченский или Ирбенский), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (например, Лаптева или Лонг-Айленд), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:

a) части открытого моря (или экономических зон);

b) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств.

Конкретные проливы могут иметь свои особенности. Тем не менее, считается, что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех стран. Такой режим действует в этих проливах на протяжении длительного исторического периода в силу международных обычаев или международных соглашений.

При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства.

По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:

a) проливы, в которых устанавливается режим мирного прохода:

- проливы, образованные континентальной частью государства и принадлежащим тому же государству островом (например, Мессинский пролив в Италии);

- проливы, ведущие из открытого моря в территориальные воды неприбрежных к этим проливам государств (например, Тиранский пролив, соединяющий Красное море с Акабским заливом).

b) проливы, в которых устанавливается транзитный проход:

- проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, межостровные проливы в Эгейском море и др.);

- проливы, имеющие полосу вод открытого моря (например, пролив Па-де-Кале).

В международных проливах суда пользуются правом мирного прохода, как он определен для территориального моря. Согласно ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Однако в отличии от мирного прохода в территориальном море, который может быть временно приостановлен, если такое приостановление существенно важно для охраны безопасности прибрежного государства, мирный проход в проливе, используемом для международного судоходства приостановлен быть не может.

В соответствии со ст. 38 Конвенции ООН по морскому праву транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство.

Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода:

a) без промедления следуют через пролив или над ним;

b) воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

c) воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливом, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

Кроме того, в соответствии со ст. 42 Конвенции ООН по морскому праву государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отношении всех нижеследующих вопросов или любого из них:

a) безопасности судоходства и регулирования движения судов;

b) предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе;

c) в том что касается рыболовных судов, – недопущения рыболовства, в том числе требования относительно уборки рыболовных снастей;

d) погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.

Конвенция ООН по морскому праву не затрагивает правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам. Такого рода конвенции, как правило, заключались в прошлом применительно к проливам, ведущим в закрытые или полузакрытые моря, в частности в отношении Черноморских проливов (пролив Босфор, Мраморное море, пролив Дарданеллы) и Балтийских проливов (Большой Бельт, Малый Бельт, Зунд).

Черноморские проливы открыты для торгового судоходства всех стран, что было провозглашено в XIX ст. в ряде договоров Турции и России, а затем подтверждено в многосторонней конвенции, заключенной в 1936 году в Монтре.

Согласно положениям данной Конвенции в мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах, днем и ночью, независимо от флага, и груза, без каких-либо формальностей при условии уплаты установленных в Конвенции сборов и прохождения санитарного осмотра.

Полная свобода судоходства для торговых судов сохраняется и в военное время, если Турция не является воюющей стороной.

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, пользуются правом свободы прохода и плавания в проливах, при условии, что они никаким образом не оказывают содействия противнику.

Порядок прохода через проливы военных кораблей и пролета военных самолетов регулируется ст.ст. 8-22 Конвенции, в которых предусмотрены четкие разграничения прохода судов черноморских и нечерноморских государств.

Нечерноморские государства могут проводить через зону проливов легкие надводные корабли и вспомогательные суда. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в транзите через проливы, не должен превышать 15 тыс. т, а их общее число не должно превышать девяти. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в Черном море, не должен превышать 30 тыс. т. Этот тоннаж может быть увеличен до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран. Военные корабли нечерноморских стран проходят через проливы с уведомлением за 15 суток и могут находиться в Черном море не более 21 суток.

Черноморские державы могут проводить через проливы не только легкие военные суда, но также свои линейные корабли, если они следуют в одиночку при эскорте не более двух миноносцев, а также свои подводные лодки в надводном состоянии. Уведомление о таких проходах делается за 8 суток.

Конвенция подробно регулирует вопросы прохождении через проливы иностранных военных кораблей во время войны. Если Турция не участвует в ней, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Военные корабли воюющих государств не имеют права пользоваться проливами.

В случае участия Турции в войне или нахождения ее под угрозой непосредственной военной опасности ей предоставлено право по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей.

Контроль за выполнением положений Конвенции возлагается на турецкое правительство. Черноморские державы обязаны ежегодно сообщать Турции общее водоизмещение кораблей своего флота. Цель такого сообщения – регулировать разрешенный Конвенцией общий тоннаж флотов нечерноморских держав, которые могут одновременно находиться в Черном море.

Режим Балтийских проливов в настоящее время регулируется как договорными положениями, так и нормами обычного международного права, а также национальными законами: Дании – в отношении Малого и Большого Бельтов и датской части Зунда и Швеции – в отношении шведской части Зунда.

Важнейшим актом, действующим в настоящее время и регулирующим режим Балтийских проливов, является Копенгагенский трактат, заключенный в 1857 г. в г. Копенгагене между Данией, с одной стороны, и Россией, Австрией, Венгрией, Бельгией, Францией, Англией, Ганновером, Голландией, Пруссией, Швецией, Норвегией, и некоторыми графствами и вольными городами, с другой стороны.

По этому соглашению Дания в связи с выплатой ей участниками соглашения 100 млн. французских франков отказалась от взимания каких бы то ни было сборов с судов или их грузов при проходе через проливы и от права их задержки под предлогом неуплаты сборов. При этом специально оговаривалось, что сборы, которые, таким образом, отменены, не могут быть восстановлены косвенно, например, посредством увеличения портовых сборов.

Кроме того, Дания приняла на себя обязательства поддерживать в хорошем состоянии все огни и маяки, а также обеспечивающие судоходство в Каттегаке, Зунде и Бельтах, бакены, вехи и навигационные знаки. При этом на Данию была также возложена обязанность по своевременной замене и, если потребуется для безопасного мореплавания, увеличение числа огней и маяков в проливах. Дания согласилась поддерживать надзор за лоцманской службой, причем лоцманские сборы должны устанавливаться в умеренных и одинаковых размерах, как для Датских, так и для иностранных судов в проливах.

Согласно положениям трактата никакое судно не может быть остановлено или задержано при транзитном проходе Зунда и Бельтов.

Пролет военных воздушных судов над датской частью Балтийских проливов требует получения предварительного разрешения согласно декрету «О допуске иностранных военных судов и военных воздушных судов в пределы датской территории в мирное время» от 27 декабря 1976 г.

Пролет иностранных военных воздушных судов над шведскими территориальными водами в Зунде разрешается без выполнения формальностей согласно Постановления о правилах доступа иностранных государственных судов и государственных воздушных судов на территорию Швеции от 17 июня 1982 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.