Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы достижения цели

1) Неустанно прикладывать все усилия для восприятия и постижения того, в чем именно заключаются жизненные потребности пациента, как физические, так их духовные, чутко прислушиваясь, сопереживая и осознавая ограниченную возможность проникнуться потребностям другого.

2) Создать «конструктивные взаимоотношения» с пациентом, т.е. стремиться к тому, чтобы отношения с пациентом развивались естественно и позитивно. Составлять последовательный план мероприятий по уходу за пациентом.

3) Выполнять необходимые действия за пациента, чтобы он мого удовлетворить свои потребности.

4) Действовать в соответствии с состоянием здоровья пациента, учитывая при этом и другие важные факторы.

5) Так обеспечить уход за пациентом, чтобы учитывались его привычки

6) Максимально уменьшать страдания и утешать пациента (осуществлять эмоциональную поддержку).

7) Объяснять пациенту и его близким меры, необходимые для удовлетворения его жизненных потребностей.

8) Обеспечить меры безопасности в связи с удовлетворением потребностей пациента и при различных процедурах и лечебных мероприятиях.

9) Выполнять предписания врача.

6. Контекст сестринского дела. Ключевым понятием концепции сестринского дела В. Хендерсон является пациент, больной человек. Перечень основных жизненных потребностей считается универсальным для всех людей, но особую важность он обретает для сестринского дела.

Хендерсон утверждает, что наиболее важна для больного физическая и моральная поддержка медсестры.

 

Основной тезис теории

Сестринское дело должно исходить из понятия жизненных потребностей человека. Наиболее важным в деятельности медсестры, иными словами, ее прямой обязанностью является удовлетворение этих потребностей, если пациент сам не в состоянии это сделать.

 

Морально-этические ценности теории

Согласно концепции Хендерсон, человек – это независимый, активно действующий индивид с определенными потребностями, которые связаны с его

социальной и культурной принадлежностью. В обычных условиях человек способен сам удовлетворять свои потребности. В связи с болезнью или другими изменениями в организме он не может приложить необходимые усилия, чтобы удовлетворить свои потребности. В таких ситуациях человек нуждается в сестринском уходе.

Способность понять потребности другого человека ограничена. Согласно теории это и является важнейшей фундаментальной предпосылкой при осуществлении сестринского ухода. Медсестра должна исходить из осознания этого факта и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек.

Согласно теории Хендерсон, медсестра работает в больнице или каком-либо другом лечебном учреждении. В связи с этим важнейшей определяющей доминантой для нее будут указания врача, влияющие на планирование и процесс осуществления ухода. Хендерсон приводит много примеров того, как врач направляет работу медсестры: «Медсестра решает вместе с врачом, каким именно образом она будет осуществлять уход за пациентом, она информирует врача о проделанной работе». Из этой цитаты следует, что врач оказывает значительное влияние на работу медсестры.

Подход к пациенту в данной теории индивидуальный, ориентированный на конкретного человека. Его близкие также активно привлекаются к уходу.

Обоснование теории

Теория Хендерсон представляет собой попытку определить уникальную роль сестринского дела. Она планирует действия медсестры, опираясь на общие универсальные принципы независимо от диагноза и проводимого лечения.

Описывая основополагающие человеческие потребности, Хендерсон ссылается на признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например, это делает Абрахам Маслоу, который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА МОДЕЛЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Автор модели Определение сестринского дела Что обусловливает деятельность медсестры Представления автора теории
о человеке о здоровье об окружающей среде
Найтингейл Женская профессия, цель которой заключается в выявлении и использовании законов природы, благоприятно влияющих на здоровье человека Создание оптимальных, естественных условий для восстановления или сохранения здоровья человека, предупреждения и лечения болезней и травм Совокупность физических, интеллектуальных и духовных качеств и сил Отсутствие болезней и способность максимально использовать возможности своего организма Внешние факторы, влияющие на состояние здорового или больного человека
Пеплау Практическая дисциплина, цель которой заключается в содействии продуктивному преобразованию энергии Целенаправленный межличностный процесс взаимодействия медсестры и пациента Самостоятельная система, обладающая биохимическими, физическими и психологическими характеристиками и потребностями, среди которых важнейший компонент – психологический Продуктивный уровень активности, дающий возможность межличностному общению и решению эволюционных задач Совокупность значимых для пациента субъектов, с которыми он взаимодействует
Орландо Взаимодействие с п-том, нуждающимся в помощи, с целью улучшения его здоровья, включая подтверждение пациентом его потребности и адекватности полученной помощи Потребности пациента определяют действия медсестры Функционирующий человеческий организм; пациенты – лица, находящиеся под медицинским наблюдением или проходящие лечение Состояние физического и психического комфорта, ощущение адекватности и благополучия Время и место, т.е. обстоятельства, при которых возникает потребность в сестринской помощи
Виденбах Обдуманная совокупность мыслей, чувств и практических действий по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи Поведение пациента, выражающее потребность в помощи, служит сигналом для действий медсестры Функционирующее и думающее существо, способное определить свою потребность в помощи Специального определения состояния здоровья нет. Виденбах исходит из предположения, что потребность пациента в помощи со стороны медсестры определяется состоянием его здоровья   Определения окружающей среды нет. Предполагается, что она может содержать в себе причину или являться причиной, порождающей потребность в оказании помощи
Хендерсон Помощь индивиду, больному или здоровому, в сохранении или восстановлении здоровья, которую он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел для этого силы, желание и знания   Осознанное стремление реализовать на практике 14 компонентов, составляющих суть сестринского дела Биологическое существо, духовная и физическая сущности которого неразделимы Способность независимо функционировать, оцениваемая по 14 компонентам Нет четкого определения; воздействие, оказываемое на пациента, может быть как положительным, так и отрицательным
Левин Взаимодействие между людьми; использование научных принципов в осуществлении сестринского процесса Холистический (целостный) уход, ориентированный на индивидуальные потребности пациента; медсестра помогает пациенту в процессе адаптации Сложно организованный индивид, находящийся во взаимодействии с внутренней и внешней средой и способный адаптироваться к изменению этих факторов Модель адаптивных изменений «целого» Внутреннюю среду определяет физиология человека; внешняя среда имеет составляющие, постигаемые чувствами, интеллектом, а также в процессе практической деятельности  
Джонсон Профессиональная дисциплина, сочетающая в себе элементы науки и искусства, функционирующая как внешняя регулирующая сила поведенческой системы Действия медсестры обусловлены возникновением нестабильности или нарушением баланса поведенческой системы Поведенческая система, распознаваемая по действиям и реакциям; представляет собой совокупность 7 взаимосвязанных подсистем Подвижное состояние, определяемое психологическими, социальными, физиологическими факторами и фиксируемое как таковое специалистами в области здравоохранения; подверженное изменению состояние равновесия, возникающее в результате процессов изменения в состоянии здоровья Не дается определения в рамках данной модели; подразумевается, что к ней относится все внешнее по отношению к поведенческой системы
Орем Служба, созданная для восполнения ограниченных возможностей человека действовать самостоятельно в ситуациях, связанных со здоровьем Медсесра предпринимает те или иные действия на основании собственных суждений о потребности пациента в уходе; т.е. потребности пациента в помощи для поддержания здоровья и жизни Человек – интегрированная целостность, функционирующая биологически, духовно и социально Состояние, при котором все органы человека функционируют как единое целое Компонент, необходимый для существования человека; в совокупности человек и окружающая среда составляют единую систему, способную к самостоятельному оздоровлению
Рой Аналитический процесс и действия, связанные с уходом за больным или потенциально больным человеком Действия медсестры определяются моделью поведения, предписывающей оценку и вмешательство; практическая деятельность медсестры ведется в контексте общего содержания сестринского дела и включает в себя манипулирование различными стимулами Биопсихосоциальное существо, постоянно взаимодействующее с изменяющейся окружающей средой; представляющее открытую, способную к адаптации систему Соотношение здоровье – болезнь представляет собой континуум, отражающий стадии или уровни здоровья или заболевания, характерные для человека в каждый момент; соотношение здоровье – болезнь является неотъемлемой характеристикой человеческой жизни Все условия, обстоятельства и факторы, которые существуют и оказывают влияние на развитие организма или группы организмов
Патерсон и Здерад Целенаправленная реакция, ориентированная на содействие улучшению качества и увеличению продолжительности жизни человека, имеющего проблемы в сфере «здоровье - болезнь»   Межличностное взаимодействие пациента и медсестры по поводу качества жизни, определяемого параметрами здоровье – болезнь Материальное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с людьми и предметами во времени и пространстве Нечто большее, нежели отсутствие заболевания; определение или соотнесение с понятиями качества или продолжительности жизни отсутствует Внутренний мир человека, субъективно воспринимаемая, отраженная реальность, а также реальный мир людей и вещей во времени и пространстве
Нойман Уникальная профессия, рассматривающая человека как целостное явление, т.е. все переменные, определяющие реакцию человека на факторы, вызывающие стресс Медсестра является активным действующим лицом, ведущим работу либо по уменьшению возможности возникновения факторов, вызывающих стресс, либо по смягчению последствий воздействия этих факторов Личность – это существо физиологическое, психологическое, социокультурное и развивающееся; личность следует воспринимать в целостности; концепция целостности связана с динамичным взаимодействием переменных Здоровье человека – это состояние болезни или ее отсутствия, определяемое 4 переменными: физиологическим, психологическим, социокультурным факторами и фактором развития; здоровье – понятие относительное и находится в процессе непрерывного изменения Окружающая среда может быть внутренней и внешней; внешняя – это все внешнее по отношению к человеку; внутренняя среда – это внутреннее состояние личности, определяемое физиологическим, психологическим, социокультурным факторами и фактором развития
Кинг Процесс межличностного взаимодействия между медсестрой и пациентом Медсестра и пациент знакомятся друг с другом и с ситуацией, обмениваются информацией, совместно определяют цели и предпринимают действия по достижению этих целей Открытая система с проницаемыми границами, позволяющими осуществлять обмен материей, энергией и информацией с окружающей средой Динамичное приспособление к стрессовым ситуациям, возникающим как во внутренней, так и во внешней среде, путем оптимального использования ресурсов с целью достижения максим. потенциала для повседневного существования Открытая система с проницаемыми границами, позволяющими осуществлять обмен материей, энергией и информацией с человеческими существами (личностями)
Роджерс Профессия, получаемая путем обучения, основная задача которой заключается в сохранении и укреплении здоровья, уходе за выздоравливающими и инвалидами Стремление содействовать всестороннему взаимодействию между окружающей средой и человеком (для всех людей повсеместно) 4-хмерн. негэнтропийн. энергетич. поле, определяемое по форме и способу организации и характеризуемое качествами о моделями поведения, которые отличны от качеств и моделей поведения его частей и не могут быть предсказаны на основании знакомства с этими частями Здоровье – оценочная категория, широко используемая культурными сообществами и отдельными индивидуумами для определения состояний, относимых к разряду «высококачествен-ных» или «низко-качественных» Четырехмерное негэнтропийное энергетическое поле, определяемое по форме и способу организации и включающее в себя все, что находится вне пределов любого данного человеческого поля
Ньюман Сестринская наука, ориентированная на содействие укреплению здоровья людей Работа медсестры состоит в том, чтобы помочь людям использовать их собственные ресурсы для повышения уровня их сознания Человек – это энергетическое поле, являющееся составной частью жизни Здоровье как составная часть процесса жизни представляет собой симбиоз заб-ния и его отсутствия и является отправной точкой для каждого человека, стремящегося повысить уровень самосознания Окружающая среда – это энергетическое поле, являющееся составной частью жизни и находящееся вне пределов любого данного человеческого поля
Парс Наука и искусство, в центре внимания находится человек как живой организм Квалифицированное соучастие человека в работе сферы здоровья Синергетическое открытое существо, живущее на Земле и свободное в своих поступках Переживаемый человеком процесс становления Процесс взаимного обмена энергией, способствует становлению человека
Фитцпатрик Наука и профессиональная сфера, в центре внимания которой – вопросы жизни (здоровья) человека Призвана содействовать направлению процесса развития по пути здоровья Открытая система, единое целое, характеризуемое базовыми ритмами, присущими человеческому существу Постоянно развивающееся качество жизни человека; полный жизненный потенциал; осознание значимости жизни Открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с людьми

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения модели В. Хендерсон | Модель Н.Роупер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.