Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсхил - отец трагедии, нововведения и эволюции творчества. Трагедия «Персы», «Прометей прикованный». Трилогия «Орестея»

Эсхил (525-456 гг до н.э.)

Эсхил родился в предместье Афин Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. Время его жизни совпадет с событиями, сыгравшими огромную роль в жизни греческого общества - свержением тирании Писистанидов и реформами Клисфена, окончательно завершившими формирование афинского демократического государства, наконец, с греко-персидскими войнами, непосредственным участником которых он был, сражаясь в трех важнейших битвах при Марафоне, Саламине, Платеях.

Все творчество Эсхила порождено это эпохой. Центральной его темой становится утверждение идеи афинской рабовладельческой демократии, идеи государственности, победы государства, победы государства и его нравственных норм над родовым строем и родовой моралью.

Эсхилом было написано около 90 трагедий. Из них сохранилось только 7, среди них единственная трилогия «Орестея». Его ранние трагедии («Молящие», «Персы») еще носят характер своеобразных ораторских драм. Элемент в них развит слабо, и главенствующее место принадлежит хору. Политические симпатии Эсхила очень заметно проявляются в его произведениях тенденциозным поэтом. Демократизация афинского государственного строя в 5в. до н.э. и рост значения денежных слоев вызывали у Эсхила тревогу за судьбу Афин («Орестея»).

Последние годы жизни Эсхил провел на Сицилии из-за разногласий с афинянами. Умер в сицилийском городе Геле в 456г. Эсхил верил в божественные силы, воздействующие на людей. Он считал, что вина ложится на потомков, т.е. наследственная родовая ответственность. И в то же время Эсхил выдвигает момент личной ответственности человека. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, изменил партии хора и придал первенство диалогу.

Самая первая пьеса «Молящиеся» ( Просящие) о 50 дочерях Даная, которые бегут со своим отцом из Египта в Аргос, спасаясь от брака с двоюродными братьями, сыновьями Египта. Сюжет - дочери обращаются с мольбой к царю Аргоса о защите. Главная роль - хор Данаид. Образ царя – воплощение демократии, царя, не принимающего серьезных решений без согласия народного собрания.

«Персы» пьеса поставлена в 472г. Поход Ксеркса на Грецию. Трагедия интересна тем, что 1) является самостоятельной пьесой, она содержит свою проблематику в законченном виде. 2) сюжет «Персов» подчеркнут не из мифологии, а из недавней истории. Хор персидских старейшин - обеспокоен судьбой войска отправившегося на Элладу. Мрачные предчувствия, плюс сон царя Атоссы. Появляется вестник, сообщающий действительное поражение персов. Предсказание отца Ксеркса - чрезмерность посягательств Ксеркса, который не послушал непрерывное расстояние скорби. В последнем акте появляется сам Ксеркс и тут начинается совместный плач с хором. Осмысление страданий как орудия божественной справедливости - одна из важнейших задач трагедии Эсхила. Эсхил оценил героику борьбы греческого народа за независимость, а также становление двух систем — эллинской и восточной, т.е. разница между восточной монархией и греческим полисом. Эсхил против наступления войны в Азии, он за мир с Персией.

Проблеме трагической судьбе рода посвящено и самое позднее произведение Эсхила «Орестея». По драматическому строю, она сложней: в ней использован третий актер введенный молодым соперником Эсхила Софоклом и новое устройство - с задней декорацией изображающей дворец и с колоннадой. Сюжет «Орестеи» - судьба потомков Атрея, над, которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Артей враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. Демон мучения Аластор руководит этим. Агамемнон приносит в жертву свою дочь Ифигению, жена Агамемнона Клитемнестра убивает своего мужа с помощью Эгисфа, сын Агамемнона Орест убивает мать и Эгисфа.

I ч. - Агамемнон

II ч - Хоэфоры - убийство Клитимнестры Орестом

III ч - Эвмениды - борьба богов вокруг Ореста.

Богини материнского гнева - благосклонные богини плодородия. В трилогии - политические взгляды Эсхила: он возвеличивает ареопаг, старинное аристократическое учреждение и считает «безвластие» не менее опасным, чем «деспотизм».

«Прикованный Прометей» - борьба Прометея с Зевсом. Прометей - друг человека, он принес людям огонь, письмо, ремесла и науки. Человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась. Мифический податель благородного разума, выводящий человечество к культурной жизни и является у Эсхила Прометей.

5. Творчество Софокла. Трагический конфликт в «Антигоне», трагедия неведения - «Царь Эдип», «Электра», «Эдип в Колоне». Софокл (496 -406г)

Саломинская битва 480 г.

В 45 лет Эсхил принимал участие в бою с персами, Софокл праздновал эту победу хоре мальчиков. Эврипид в этом году родился.

Эсхил - зарождение афинской демократии.

Софокл — поэт рассвета Афин.

Эврипид — поэт ее кризиса.

Родился Софокл в Колоне, предместье Афин, принадлежал к состоятельным кругам, (отец - владелец оружейной мастерской) получил традиционное гимназическое и музыкальное образование. Примкнул к Периклу, умеренно-демократические взгляды. В старости - время Пелопонесской войны, когда развитие рабовладение уже подтачивало основы полиса кризис в обществе, но Софокл был за старый уклад жизни. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека - основные черты мировоззрения Софокла.

Им было написано 123 пьесы, 24 раза получал первый приз, 7 полных трагедий. Центр тяжести трагедий - изображение людей, их поступков, решений, борьбы. Герои действуют самостоятельно, но не без помощи богов.

1) наследственное проклятье - источник сложного выбора, покорность велению богов

2) проблемы, волновавшие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода, каждая из трагедий - самостоятельное художественное целое

3) допущение 3-го актера.

«Антигона» (442) сюжет - фиванский цикл и продолжение сказания о войне «Семерых против Фив» и о поединке Этиокла и Полиника. Креонт -похоронил Этиокла, а Полиника, пошедшего войной на Фивы не придали земле. Антигона нарушает запрет и хоронит брата. Изображая величие человека, богом его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.

«Царь Эдип». Софокл отказался от идеи наследственной вины, его интерес сосредоточен на личной судьбе Эдипа.

Лай - фиванский царь, приказал убить сына - проклятье. Полиб - усыновил Эдипа, Иокаста - жена Лая, мать Эдипа.

Тема - не невольное преступление героя, а его последующее саморазоблачение. Художественное действие трагедии в значительной мере основано на том, что истина, лишь постепенно раскрывается перед Эдипом, уже заранее известно греческому зрителю, знакомому с мифом.

«Электра» - тема «Хоэфор» Эсхила, т.е. гибель Клитемнестры и Эписфа от руки Ореста. Софокл всегда стоит на почве отцовского нрава, и противника Ореста не возбуждает у него сомнений. Орест исполняет веление Аполлона, и интерес драмы сосредоточен не на нем, а на переживаниях Электры. Сестра Хрисофемида.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трагедия | Древнеаттическая комедия. Злободневность и актуальность тематики. Средства и приемы: социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, карикатура, слияние мифа и жанра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.