Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная Дума

Федеральное собрание - парламент РФ.

1.

Компетенция Президента Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции:

Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти.

Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами:

1. В соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент и Федеральное Собрание - Парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо Парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В отношении формирования исполнительной власти Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации.

На Президента возложены конституционные и ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Он назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренном Конституцией.

Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето, вносит законопроекты в Государственную Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции нормативных актов, о толковании Конституции.

Президент имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

2. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. Президент по Конституции не является главой исполнительной власти, но специфика полномочий Президента и Правительства, таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия их Конституции.

Президент РФ назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в субъектах федерации.

3. Как глава государства, Президент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты, назначает и отзывает дипломатических представителей.

Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности. Он имеет право в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Он имеет право вводить чрезвычайное положение.

4. Президент имеет право назначать Всероссийский референдум в соответствии с федеральным конституционным законом.

5. Президент решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами и присвоения почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий, осуществления помилования.

6. Президент осуществляет правотворческую деятельность, которая обязательна для исполнения на всей территории РФ. Он издает Указы и Распоряжения.

Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне.

Во главе Администрации стоит Руководитель Администрации. Администрация не представляет собой орган государственной власти. В ее функции входит создание всех необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других многосторонних условий, без которых невозможно осуществление полномочий Главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

 


Вопросы:

1. Когда был учрежден пост Президента России?

2. Какое место занимает Президент Российской Федерации в системе государственных органов? Каков его конституционный статус? Как строятся его взаимоотношения с другими государственными органами? Какова система сдерживания и противовеса власти Президента?

3. Что представляет собой порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ?

4. Каков срок полномочий Президента РФ?

5. Дайте общую характеристику компетенции Президента РФ.

6. Каковы полномочия Президента РФ по формированию государственных органов, назначению должностных лиц?

7. В чем состоят права Президента, связанные с организацией и деятельностью законодательной власти?

8. Что включает полномочия Президента в сфере внешней политики? В области обороны и безопасности страны?

9. Как Президент может быть отрешен от должности?

10. Является ли Президент Российской Федерации главой исполнительной власти? 11. Имеет ли право Президент РФ единолично назначить на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации?

12. В каких случаях Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу?

 
 


       
   
 
 

Лекция 3.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.

План.

1. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации.

2. Совет Федерации.

3. Государственная Дума.

4. Депутаты палат Федерального Собрания.

 

Федеральное собрание является парламентом РФ.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты возникли еще в 12-13 веках. История современного парламента как общенационального представительного органа начинается с эпохи буржуазных революций. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом.

Федеральное Собрание - это законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Ни один закон РФ не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использованием права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый "верхней палатой", состоит из депутатов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы регионов. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения адресуются государству в целом.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Совместно они могут собираться лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

 

3. Совет Федерации.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение Указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. Но палата вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

Председатель Совета Федерации разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации; созывает внеочередные заседания палаты; ведет заседания палаты; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты палаты законы, принятые Государственной Думой после их одобрения Советом Федерации; организует проведение парламентских слушаний; решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и т. п.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Советом Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов.

Совет Федерации собирается на свое первое заседание на 30 день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ, а затем заседание ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до тех пор, пока не будет избран и не приступит к исполнению своих обязанностей Председатель Совета Федерации.

На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Президент РФ, Председатель Правительства, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного суда, Генеральный прокурор вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица только по специальному приглашению.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Заседание совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты.

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Оно проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее 1/5 от числа присутствующих депутатов.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Совета Федерации.

Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов.

 

Государственная Дума по Конституции состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Первый состав Государственной Думы в 1993 избирался на 2 года.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты, назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистии; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения от должности.

Государственная Дума принимает федеральные законы Российской Федерации. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ.

В случаях роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента ее роспуска.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартйности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы, первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Кандидатуры на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать фракции, депутатские группы и депутаты. Председатель Государственной Думы и его заместители не могут быть представителями одной фракции или депутатской группы.

Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает внутренним распорядком палаты; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, а также с парламентами зарубежных государств и международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах в целях разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и т. п.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

Совет Государственной Думы разрабатывает проект общей работы Государственной Думы на определенную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц, созывает внеочередные заседания палаты, направляет для рассмотрения в комитеты палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы, принимает решения о проведении слушаний и т. п.

Депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения. Депутатские объединения в составе Государственной Думы, сформированные на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, именуются фракцией и подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракцию, вправе образовывать депутатские группы.

Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Объединения депутатов, не зарегистрированные в соответствии с Регламентом Государственной Думы, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-тый день после своего избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. На заседании Государственной Думы вправе присутствовать депутаты Совета Федерации. Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, работа депутатов.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

Государственная Дума может назначать и освобождать от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты, Председателя Центрального банка РФ, объявлять амнистии, рассматривать внешнеполитические вопросы, ратифицировать международные договоры РФ, устанавливать порядок международного межпарламентского сотрудничества.

Государственная Дума или 1/5 ее депутатов могут обратиться с запросами в Конституционный Суд РФ по вопросам соответствия нормативных актов Конституции РФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты, которые постоянно действуют.

Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

 

5. Депутаты палат Федерального Собрания.

Депутатом Совета Федерации является избранный народом представитель субъекта РФ, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом обеих палат.

Срок полномочий депутатов палат начинается со дня их избрания и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва. Досрочно полномочия депутатов прекращаются в случаях:

- письменного заявления депутата, осведомляющего о сложении своих полномочиях;

- утраты депутатом гражданства РФ;

- вступлением в законную силу обвинительного приговора,

- смерти депутата и т. д.

Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутаты палат - члены коллегиальных органов, поэтому важнейшей формой их деятельностью является участие в заседаниях, в работе комитетов и комиссий, в выполнении поручений, в парламентских слушаниях и т. д.

Являясь представителями своих избирателей, депутаты поддерживают с ними постоянную связь. Работая с избирателями, депутаты обязаны принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы; способствовать решению вопросов, вести прием граждан и т. п.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики. Депутаты представляют в налоговом фонде декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения.

Закон устанавливает гарантии депутатской деятельности.

Депутаты обладают правом законодательной инициативы. Группа, численностью не менее 1/5 депутатской палаты может вносить предложения о поправках и пересмотрах положений Конституции РФ. Депутаты обеих палат пользуются правом решающего голоса. Депутаты и группа депутатов вправе обратиться с запросом к местному государственному органу или должностному лицу, на что должен быть дан ответ в устной или письменной форме не позднее, чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.

Депутат или группа депутатов Государственной Думы вправе обращаться с вопросом к любому члену правительства РФ на заседаниях Государственной Думы.

Депутаты пользуются также правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами на территории РФ, которые обязаны дать им ответ на их обращение или предоставить запрашиваемый ими документ или сведения безотлагательно Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня получения обращения депутата. Депутат имеет право на получение необходимой информации.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий; Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность депутата распространяется на его служебное положение, жилье, транспорт, связь, документы.

Депутат не может быть привлечен к уголовно-административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий, кроме случаев оскорбления, клеветы и т. п. со стороны депутата.

Жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

Депутата освобождают на срок его полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

По окончании срока полномочий депутату предоставлены: премия, работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласием на другом месте.

Депутату на время осуществления депутатской деятельности за это время выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата.

Депутатам обеих палат предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 рабочих дней. Им также предоставлены медицинское и бытовое обслуживание.

Депутаты вправе иметь помощников.

Депутаты имеют удостоверения, являющиеся их основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата и нагрудные знаки.

 

 

Вопросы:

1. Чьи интересы представляют Государственная Дума и Совет Федерации в своей деятельности?

2. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы?

3. Может ли одно и то же лицо одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

4. Могут ли депутаты Государственной Думы находиться на государственной службе?

5. В каких случаях палаты Федерального Собрания могут собираться совместно?

6. Перечислите предметы компетенции Совета Федерации. Вправе ли Совет Федерации самостоятельно отрешить Президента РФ от должности?

7. Назовите властные решения, которые вправе принимать Государственная Дума.

8. В какой правовой форме принимаются решения Государственной Думы?

 

 


 

 

 

 


 

 

 



Лекция 4.

Правительство Российской Федерации

План.

1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации.

4. Организационная деятельность Правительства Российской Федерации.

5. Акты Правительства Российской Федерации.

 

 

1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

 

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложения о кандидатуре Председателя Правительства выносятся не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ до истечения полномочий по личному заявлению об отставке, в случае принятия отставки Правительства; в случае невозможности исполнения своих обязанностей. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет за собой отставку Правительства РФ в полном составе.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства, его обязанности исполняет один из его заместителей, а в случае невозможности - один из первых заместителей Председателя Правительства по решению Президента РФ.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. При этом Председатель Правительства РФ заявляет вновь избранному Президенту РФ о сложении полномочий Правительством. Президент принимает и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до формирования нового Правительства.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной. Думы и о назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий, Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства.

 

3. Полномочия Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране; направляет и контролирует деятельность ее органов; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического и финансового инвестиционного сотрудничества; формирует мобилизационный план экономики России; обеспечивает функционирование оборонного производства; осуществляет государственную политику в области экономического сотрудничества с зарубежными странами.

В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; регулирует рынок ценных бумаг; управляет государственными внутренними и внешними делами Российской Федерации; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; реализацию конституционных гарантий в области социального обеспечения граждан; способствует развитию дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического состояния в стране; содействует решению проблем молодежи, развитию физической культуры и спорта, туризма; содействует развитию системы социального партнерства.

В области развития науки, культуры, образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки; приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области образования; определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения объектов культурного наследия общегосударственного значения.

В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов; развитию минерально-сырьевой базы страны; улучшению состояния и защите окружающей среды; осуществляет меры по регулированию природопользования, обеспечению экономической безопасности; координирует деятельность по предотвращению, и уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В области укрепления законности и правопорядка Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией; разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, их кадровому обеспечению, осуществляет меры по совершенствованию действующего законодательства.

В области обороны и государственной безопасности Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, принимает меры к обеспечению государственной безопасности, содействует выполнению органами разведки, контрразведки, правительственной связи и службами охраны возложенных на них задач; обеспечивает социальные гарантии военнослужащим и иным лицам, привлекаемым в соответствии с федеральными законами к обороне страны и обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране границы, руководит гражданской обороной, осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности РФ в соответствии с федеральными законами.

В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией, представляет интересы Российской Федерации в международных организациях, регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляет государственной контроль в этой сфере, осуществляет общее руководство таможенным делом, реализует внешнеэкономическую деятельность.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, которая осуществляется путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправкам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат официальному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссией и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства. Для защиты позиции Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

Правительство РФ направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредствам его актов-постановлений и распоряжени й. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем или по его поручению одним из заместителей Председателя Правительства.

Постановления публикуются в Собрании законодательства РФ, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до общего сведения через средства массовой информации.

Акты Правительства вступают в силу со дня их подписания, постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

 

 

Вопросы:

1. Каким образом формируется Правительство РФ?

2. Каковы условия отставки Правительства? Слагает ли свои полномочия Правительство перед вновь избранной Государственной Думой?

3. Что представляют собой органы федеральной исполнительной власти специальной компетенции?

  1. В каких случаях Правительство может объявить о собственной отставке?
  2. В какой срок Президент РФ обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства после вступления в должность вновь избранного главы российского государства?
  3. Сколько раз Государственная Дума может отклонить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства? Может ли Президент вносить в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру?
  4. Полномочен ли Председатель Правительства РФ издавать указы и распоряжения?

Темы творческих проектов:

«Истоки парламентаризма»,

«Принцип разделения властей и его реализация в РФ»,

«Парламенты ведущих стран мира».

Тема 2.4

Судебная система Российской Федерации.

 

Лекция 1

Судебная система Российской Федерации.

 

План.

1. Понятие судебной власти, ее признаки и специфика.

2. Принципы судопроизводства и судебная система РФ.

3. Статус судей в РФ.

4. Конституционные основы правосудия.

5. Система судов Российской Федерации.

- институт мировых судей

- суды общей юрисдикции

- Верховный суд

- Конституционный суд

- Высший Арбитражный суд

- судебные приставы

- присяжные заседатели

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок выборов Президента РФ и отрешение его от должности | Понятие судебной власти, ее признаки и специфика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.