Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НТП в современных условиях. Основные принципы и условия




Цель, задачи, содержание дисциплины ОНИ

План

ВВЕДЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ №1

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1. Цель, задачи, содержание дисциплины ОНИ

2. НТП в современных условиях. Основные принципы и условия.

 

Учебная дисциплина ОНИ основывается дисциплинах гуманитарного цикла (философия, история развития науки и техники, и др.), на фундаментальных дисциплинах (математика, физика и др.) и служит основанием для изучения специальных дисциплин (НДРС, патентоведение и др.).

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов научного кругозора в области прикладных наук, в и дения перспектив развития науки техники, осознания их роли в современных условиях рыночных отношений на принципах самофинансирования и самообеспечения, развитие рационального творческого мышления и организации оптимальной мыслительной деятельности.

Предметом изучения являются: 1) подходы к определению научной проблемы; 2) вопросы формулирования темы, определения цели и задач научного исследования; 3) методология, методики и методы теоретических и экспериментальных исследований; 4) анализ результатов исследований, формулирование выводов и предложений; 5) отдельные методы научных исследований (моделирование, статистических испытаний планирования экспериментов и т.д.). Уделяется внимание вопросам внедрения и эффективности научных исследований. Обращается внимание на особенности выполнения квалификационных работ различного уровня. Дается информация о правилах оформления НИР.

За период обучения студент для закрепления полученных знаний и умений должен выполнить в рамках НИРС под руководством научного руководителя те или иные научные исследования.

В результате выполнения исследований по выбранной теме студент должен на практике освоить методологию и методику научных исследований, научиться отбирать и анализировать необходимую информацию, разрабатывать теоретические предпосылки, планировать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты измерений и оценивать их погрешности, сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками и формулировать выводы научного исследования; составлять отчет, доклад или статью по результатам научного исследования.

 

 

Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины — основных принципов развития общества — включает вопросы научно-технической революции (НТР).

Ныне проблемам НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных достижений. Это отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества.

В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку.

Общество не может способствовать научно-техническому прогрессу (НТП), не создав научную теорию, научные основы управления. На пути решения этой проблемы стоят не только технические трудности, но и трудности психологического характера. Еще не каждый ученый, не каждый участник НТП осознал закономерность перехода к управлению творческим трудом исследователей. Дело в том, что при жизни буквально одного-двух поколений ученых произошло коренное изменение такого характерного соотношения: в XVII—XIX в.в. продолжительность творческой жизни ученого (35—37 лет) была в 2—3 раза меньше периода существования общепринятых теорий и методов исследований. То есть человек мог родиться, сформироваться как ученый, прожить всю жизнь, вырастить учеников, эти ученики – своих учеников, и все это в пределах одного научного мировоззрения, возможно, ложного, например, гипотезы флогистона. Далее, учитель мог высказать идею, а реализация ее, доведение до практики, доставалась, как правило, ученикам. Это было естественно. Сейчас это соотношение уменьшилось на порядок. Период обновления науки стал меньше продолжительности индивидуальной творческой жизни исследователей и составляет по отношению к ней величину 0,3—0,4. Это означает, что за одну индивидуальную жизнь творца НТП ему приходится в три раза или даже три-четыре раза (в быстро развивающихся областях) существенно переучиваться, овладевать новыми концепциями, методами и принципиально новыми техническими средствами создания научной работы. При этом возросла и индивидуальная ответственность творца за судьбу того, что он открыл.

Явление ускорения темпов НТП имеет конкретные, количественно оцениваемые формы проявления в мире науки, например, заметно учащаются такие события, как уточнение и обновление взглядов, тенденций, концепций, методов исследования, принятых в той или иной конкретной научной дисциплине.

Можно напомнить, что аристотелевская теория гравитации просуществовала около двух тысяч лет; идеи Ньютона ждали своего обобщения и существенного уточнения примерно две сотни лет; теория строения атома Резерфорда – Бора – несколько десятков лет.

Существует и другая совокупность данных, показывающих явное сокращение лага – временной дистанции между научным открытием и его практической реализацией. Открытие фотографии прошло этот путь более чем за сто лет, телефон – примерно за шестьдесят лет, радиолокатор – за пятнадцать, ядерный реактор – за десять и т. д.

Нужно сказать, что при этом происходит не только ускорение реализации результатов исследования, но каждый раз это ускорение приводит к качественным характеристикам, к обновлению лика, параметров и возможностей технических средств. Вместе с тем все более дают о себе знать социальные последствия научно-технического прогресса, требующего все б о льших затрат научного потенциала, творческих сил ученых и материальных ресурсов общества.

Подобного рода примеры могут привести к мысли о том, что по мере нарастания мощи нашего знания и ускорения прогресса каждый шаг на пути в будущее становится все более легким. Это не так. Действительно, каждый шаг НТП дает все больший эффект, т.е. реализация этих потенций науки и техники, ее возможностей дает все б о льшую отдачу обществу. Но каждый шаг вперед достигается все б о льшим трудом. Так, переход от одного поколения машин к другому происходит все быстрее и дает все б о льший абсолютный и отнесенный к размерам затраченных средств эффект. И в то же время каждый переход от поколения к поколению машин требует все б о льшего объема исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, все более глубокой перестройки производства. Это важное обстоятельство нужно иметь в виду при обсуждении последствий и формировании выводов об ускорении темпов научно-технического прогресса.

Из отмеченной взаимосвязи научно-технических и организационно-экономических факторов вытекает несколько важных выводов. Для того чтобы обеспечить ускоренные темпы НТП и экономическую заинтересованность общества в поддержании высоких темпов обновления технических средств, необходимо соблюдение следующих кардинальных условий.

1. Быстро расширяющаяся масштабность реализаций. Эффект тиражирования уже освоенных и отлаженных нововведений выражается в многократном получении экономической и социальной отдачи при незначительных (в сравнении с первоначальными) дополнительных вложениях.

2. Высокие темпы освоения нововведений необходимы, чтобы при все более сокращающемся общем интервале времени между сменой поколений научно-технических решений дать возможность пользователю достаточный резерв общественно необходимого времени для получения отдачи от еще морально не устаревшего нововведения.

3. Интенсификация научно-технического труда и сокращение затрат по всему циклу "исследование – проектирование – подготовка производства" является жизненно важным условием ускорения темпов и повышения эффективности НТП, осуществляется на основе системного анализа научных проблем, автоматизации обработки данных и планирование экспериментальных исследований, автоматизированного проектирования новых технических средств (САПР), включая конструирование и технологическую подготовку производства.

Особенностями НТР являются: 1) возрастающая роль науки; 2) возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; 3) бурный рост и обновление научно-технической информации; 4) быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; 5) резкое увеличение разновидностей инженерных решений; 5) повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления.

Развитие НТП сказывается на совершенствовании высшего образования. Он предъявляет новые возросшие требования к знаниям студентов и их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, ставить и решать различные принципиально новые вопросы, ориентироваться в научной информации.

Выполнение поставленных задач возможно в случае вооружения молодых специалистов новейшими знаниями, методологией и методами научных исследований. Это обязывает высшую школу широко привлекать студентов к проведению научных исследований. Таким образом подготовка студентов к научной деятельности – одна из важнейших задач обучения.

Важным этапом развития высшей школы является введение в учебный процесс нового предмета "Основы научных исследований", в котором рассматриваются методология и методы научных исследований, а также способы их организации.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.