Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические факторы и окружающая среда

Гигиена (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного воздействия и профилактики неблагоприятного. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения — факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария (Википедия).

Основ­ные задачи гигиены физических упражнений и спорта:

- изуче­ние и оздоровление условий внешней среды, в которых происхо­дят занятия физической культурой и спортом;

- разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, росту спортивных достижений.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Она включает в себя:

- рациональный суточный режим,

- оптимальное питание (по составу, по калорийности, по объему),

- уход за те­лом,

- гигиену одежды и обуви.

Особое значение имеет режим дня. При его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, что создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду­альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари­ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми:

- выполнение различных видов дея­тельности в строго определенное время,

- правильное чередование работы и отдыха,

- регулярное питание.

Особое внимание нужно уделять сну - основному и не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще­ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни­жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Изучение ряда заболеваний показало, что их причиной являются различные нарушения режи­ма. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в раз­личное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспо­собность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспита­тельное значение. Строгое его соблюдение воспитывает у студентов дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Важно соблюдать следующий распорядок дня:

- заниматься регулярно утренней гимнастикой,

- принимать пищу в установленные вами часы,

- чередовать умственный труд с физическими упражнениями,

- работать и спать в хорошо проветриваемом помещении,

- ложиться спать и вставать ежедневно в одно и то же время.

 

Большое значение оказывает на здоровье состоя­ние окружающей среды. Загрязнение суши, гидросферы, и атмосферы негативно сказывается на состоянии здоровья людей.

Эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухо­лей, катаракты; загрязнение атмосферы - на состояние дыхательных путей; загрязнение воды - на пищеварение.

Естественно, человек приспосабливается к явлениям природы и ритму их коле­баний. Психофизические упражнения и закаливание организма этому способствуют, а также помогают уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды.

Наследственность также необходимо учитывать как объективный фак­тор воздействия на здоровье. Наследственность - способность повторять в ряду поколений одинако­вые признаки и особенности развития, передавать от одного поколения к другому структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на здоровье и биологические ритмы. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены определенному ритму.

Изучением ритмов активности и пассивности нашего организма занимается наука биоритмология. Согласно этой науке, большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными влияниями.

 

Период физиологического ритма может изменяться в широких пределах (например, 60 ударов в минуту в покое и 180-200 ударов в минуту при работе).

Период экологических ритмов приблизительно постоянен.

Выделяют и социальные ритмы (начало и конец рабочего дня или учебы, отдых и сон, прием пищи).

Наука о биологических ритмах имеет большое практическое значение для медицины. Составление режима работы, учебных занятий, питания, отдыха, занятий физическими упражнениями без учета закономерностей проявления биологических ритмов может снизить работоспособность, а в некоторых случаях привести к развитию какого-либо заболевания.

 

Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах: физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Это не зависит ни от расы, ни от национальности человека, ни от каких-либо других факторов.

Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.

Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.

Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Любой из циклов состоит из двух полу периодов, положительного и отрицательного.

В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.

В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует.

Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.

 

 

Приложение 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закаливание | Алкоголизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.