Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалистическое понимание истории




Социальная философия.

Антропология и социальная философия Карла Маркса.

 

Основоположниками марксизма являются немецкие философы К.Маркс и Ф.Энгельс.

Карл Маркс, 1818 – 1883 гг.

Энгельс Фридрих, 1820 – 1895 гг.

Учение марксизма возникло в 40-е годы XIX в. Для понимания социальной философии марксизма важны как ранние сочинения основоположников, так и зрелые. К ранним работам относятся «Немецкая идеология» (К. Маркс и Ф. Энгельс), «К критике политической экономии» (К. Маркс), к работам зрелого периода – «Манифест Коммунистической партии» (К. Маркс и Ф. Энгельс), «Капитал» (К. Маркс), «Гражданская война во Франции» (К. Маркс), «Критика Готской программы» (К. Маркс), «Анти-Дюринг» (Ф. Энгельс), «Диалектика природы» (Ф. Энгельс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф. Энгельс) и другие.

 

Социальная философия – это раздел философского знания, в котором изучается общественная система, её структура, связи и отношения, противоречия и закономерности развития. Марксистская социальная философия является материалистической диалектикой, включающей принцип системности. Она содержит исследование происхождения человека, семьи, частной собственности и государства, экономических основ общественного развития, форм классовой борьбы, общественного сознания.

В условиях первоначального накопления капитала Маркс сформулировал научную модель развития общества и создал теорию политической борьбы рабочего класса за освобождение от эксплуатации. Теория К. Маркса вдохновляла и поддерживала рабочий класс в конце XIX начале XX века, она стала «оружием» в руках пролетариата во время социалистической революции в России 1917 г. Маркс также прогнозировал наступление новой общественно-экономической формации – социализма и коммунизма, описал в общих чертах их особенности. Большое влияние на формирование учения о практической, революционно-преобразующей деятельности оказала новая методология – материалистическая диалектика. На принципах марксистской философии осуществляли свою деятельность социалистические и социал-демократические партии рабочего класса Европы, Америки и России. В процессе классовой борьбы низшие слои общества добивались улучшения своего положения, участия в политических государственных решениях. Трудящиеся России в течение 70 лет пробовали реализовать модель социалистических отношений, однако сделать это в одной отдельной стране (или даже в нескольких странах) в рамках мирового капиталистического рынка не удастся, о чем предупреждали К. Маркс и В.И. Ленин. Часть теоретических положений Маркса стала основой современной модели «социального государства», представленной в XX веке в программных документах европейской социал-демократии. Факторы развития современного общества (новые виды оружия, информатизация, глобализация и др.) изменили положение наемных работников, формы эксплуатации и манипулирования сознанием. Новые реальности должны учитываться в современных моделях развития общества. Однако марксистская модель человека и общества сохраняют свою привлекательность и актуальность и в наше время.

В ранних работах К. Маркса и Ф. Энгельса была сформулирована концепция материалистического понимания истории, а также проблема отчуждения и его преодоления в классовом обществе; в поздних – теория классовой борьбы и диктатуры пролетариата, а также – критика оппортунизма.

Заслугой К. Маркса является создание материалистической модели развития общества. Философы материалисты прежних эпох в объяснении истории оставались на идеалистических позициях, т.е. решающим двигателем истории признавали разум великих правителей, полководцев, ученых или мировой разум. Маркс впервые сформулировал материалистическое понимание общества и истории. Он подразделял все общественные отношения по их происхождению и значимости на первичные и вторичные. Первичные отношения складываются естественно и независимо от того, осознает их человек или нет, в этих отношениях человек реализует свои потребности в пище, жилье, воспроизводстве человека. Отношения, в которых люди совместно создают необходимые предметы и условия жизни Маркс называл производственными отношениями или экономической структурой общества, реальным экономическим базисом общества или общественным бытием. Над базисом возвышается надстройка или политические и правовые формы жизнедеятельности и общественного сознания (наука, право, религия и др.). Маркс утверждал, что общественное бытие (производство) первично, общественное сознание вторично, т.к. зависит от уровня и характера производственных экономических отношений. Из этого утверждения следовало, что какие бы фантастические планы не формулировали философы и политики, главным и объективным условием их реализации является уровень экономики и материальных возможностей.

К. Маркс воспринял из философии Гегеля формулировку трех диалектических законов, но приписывал эти законы не мировому разуму, а природе, поскольку был материалистом и атеистом. Три закона диалектики являются всеобщей характеристикой мира, они действуют в природе, обществе и мышлении человека. Первый закон – единства и борьбы противоположностей, второй – закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Историю человечества Маркс представлял как линейный, прогрессивный процесс смены устаревшего способа производства более прогрессивным, подчеркивая при этом решающую роль экономического фактора. Он выделял пять способов производства или общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. В первобытной формации все люди равны, объединены в общины, нет государства, денег, рынка и классовой борьбы. Это первый этап развития системы, называемый в третьем законе диалектики «тезисом». Второй этап (антитезис, или первое отрицание) – это частнособственническая общественно-экономическая формация, в которой Маркс объединял рабовладение, феодализм и капитализм как идентичные по существу, отличающиеся только собственником (рабовладелец, феодал, буржуа). На этом этапе отрицается первобытное равенство и утверждаются частнособственнические интересы, государство (власть), классовая борьба, рынок и деньги. Огромные человеческие ресурсы гибнут в результате войн и эксплуатации, неразумной и эгоистической системе управления. Маркс оценивает такую историю как ненастоящую нечеловеческую, как предысторию и считает, что на смену должна прийти история человека-творца, свободного от эксплуатации, нищеты и невежества. Наступит третий этап развития системы –синтез, снятие противоречий. Маркс называет его коммунистическим способом производства. При коммунизме социальное равенство (в возможностях пользоваться общественными благами) будет основано не только на общественном высокотехнологичном характере производства, но и на общественном характере распределения благ в интересах всего общества. Маркс стоял на позициях материализма и науки, утверждая, что все люди по природе доброжелательные, творческие и активные. Преступными и ленивыми они становятся в жестоком и равнодушном обществе. Он был уверен, что гуманное, технологически развитое и культурное общество сможет преодолеть социальные уродства, порождаемые неравенством и унижениями.

Маркс являлся диалектиком и подчеркивал позитивную роль общественных противоречий. Главным экономическим противоречием он называл противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Производительные силы – это работники с их навыками, орудия труда, предметы труда, инфраструктура. Они представляют собой прогрессивное, быстро меняющееся содержание экономической системы – способа производства. Вторым элементом экономики Маркс называл производственные отношения, которые включают в себя отношения управления, обмена, распределения, потребления и основаны на закрепленном в законе характере собственности. Это формальная сторона способа производства, медленно меняющаяся форма экономической системы. Маркс подчеркивал, что правящий класс заинтересован в сохранении системы собственных привилегий и выгодного ему распределения материальных благ. Он стремится закрепить законодательно право частной собственности на заводы, фабрики, недра и не желает политических, правовых и налоговых изменений в пользу других слоев общества, тем самым сдерживает модернизацию производства и улучшение жизни народа. Маркс подчеркивал также, что при максимальном обострении противоречия между производительными силами и производственными отношениями, между антагонистическими (непримиримыми) классами наступает период социальной революции, в ходе которой к власти приходит новый класс, меняется характер власти и собственности, происходит переход к новой экономической формации. Он считал экономически не эффективным такой тип общественных отношений, при которых производство носит общественный характер, а распределение осуществляется по принципу приоритета частных интересов. Марксизм исходит из того, что труд обеспечивает человека всем необходимым – пищей, одеждой, жильем; труд превратил обезьяну в человека; трудовые отношения являются основой солидарности рабочего класса. Коммунизм будет основан на трудовых отношениях, трудовой этике, на возможностях всех людей в равной степени пользоваться общественными благами, на «действительном движении вперёд». Маркс предполагал, что при коммунизме не будет частной собственности, рынка и денег, классовой борьбы и социального неравенства, не будет государства, политики и классов. В основу нового общества будет положен принцип равенства всех в пользовании социальными благами: медицинскими услугами, образованием, жильем и всем необходимым для жизни, развития способностей и творческого труда. Чтобы преодолеть конкуренцию за материальные блага, обществу нужно подняться на высоко технологический уровень производства, а для этого каждый должен вносить свой позитивный вклад в его развитие. В социальной философии Маркса утверждается необходимость преодоления социального неравенства как источника страданий и невежества. Средством преодоления неравенства он называл научную методологию и теорию, а также революционно-преобразовательную деятельность человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.