Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7-8. Автомобильный транспорт




 

Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Россия по уровню автомобилизации населения занимает скромное место в мире.

Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиа­ционным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки авто­бусами в городском и пригородном сообщениях. В последние го­ды в транспортной системе России наблюдается рост пассажирооборота индивидуальных легковых автомобилей.

По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт.

Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевоз­ками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Если рассмотреть качество дорожного покрытия, то 15% авто­мобильных дорог общего пользования в России — грунтовые. Менее половины (47%) автомобильных дорог с твердым покры­тием — это цементобетонные и асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебеночное или гравийное покры­тие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими типами покрытий в три—пять раз выше, чем на дорогах с усовершенст­вованными капитальными типами покрытий.

Как было отмечено выше, ме­няются приоритеты инвестиционной политики в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транс­порта.

 

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций автотранспортных средств. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В зависимости от назначения автомобили подраз­деляются на следующие группы:

— транспортные, осуществляющие перевозки гру­зов и пассажиров (грузовые и легковые автомобили и автобусы);

— специальные, используемые для выполнения оп­ределенного вида работ (автокраны, санитарные, по­жарные и др.).

Требования, предъявляемые к перевозке конкретных грузов, проходимости автомобиля и его грузоподъемно­сти, определяют специализацию автомобилей:

— по назначению;

— по грузоподъемности;

— по проходимости.

Для осуществления перевозок автотранспортные предприятия имеют подвижней со­став, который состоит из:

— грузовых автомобилей, включая автомобили-тя­гачи, прицепы полуприцепы;

— пассажирских автомобилей — автобусы, легко­вые автомобили;

— специализированных автомобилей.

Грузовой подвижной состав подразделяют в зави­симости от:

— полной массы автомобиля;

— типа кузова;

— проходимости.

В зависимости от типа кузова грузовые автомоби­ли делятся на:

— общего назначения с бортовой грузовой плат­формой;

— самосвальные — для перевозки навалочных грузов;

— специализированные, приспособленные для пе­ревозки определенных грузов и особых условий транс­портировки (фургоны, цистерны, цементовозы, панеле­возы, контейнеровозы и др.).

По грузоподъемности подвижной состав различают:

— особо малой грузоподъемности — до 1 т;

— малой грузоподъемности — от 1 до 2,5 т;

— средней грузоподъемности — от 2,5 до 5 т;

— большой грузоподъемности — от 5 до 10 т;

— особо большой грузоподъемности — свыше 10 т.

По полной массе грузовые автомобили подразделя­ются на семь категорий (табл. 1), что определяет их транспортное использование.

По проходимости грузовые автомобили делятся на:

— дорожные (нормальной проходимости);

— повышенной проходимости (с колесной формулой 4x4; 6x4)

- высокой проходимости 8Х8, 6x6, предназначенные для движения по бездо­рожью

Таблица 1

Полная масса автомобиля Эксплуатационное назначение
До 1,2 т Выполнены на шасси легкового автомобиля для предприятий связи, торговой сети, бытового об­служивания населения
От 1,2 до 2,0 т Для перевозки небольшого количества грузов, обычно в пределах населенного пункта
От 2,0 до 8,0 т Для перевозки грузов предприятий, имеющих средний грузооборот
От 8,0 до 14,0 т Для перевозки строительных материалов, топли­ва и продукции крупных промышленных пред­приятий по дорогам с твердым покрытием
От 14,0 до 20,0 т Для обслуживания больших и установившихся грузопотоков, обычно вне дорог общего пользо­вания (карьеры, рудники, крупные стройки)
От 20,0 до 40,0 т    
Свыше 40 т    

 

К грузовому подвижному составу относятся и ав­томобили-тягачи, которые предназначаются для бук­сировки прицепного состава. Их разделяют на:

— буксирные, предназначенные для транспорти­ровки прицепа на буксирном устройстве и оснащен­ные балластной платформой для увеличения массы тягача;

— седельные, когда тяговое усилие переда­ется через опорно-сцепное устройство, на которое опи­рается полуприцеп и распределяет часть силы тяже­сти полуприцепа на задний мост автомобиля-тягача.

Прицепы классифицируются по:

— способу буксировки;

— устройству прицепного приспособления;

— виду перевозок.

Прицепы буксируют с помощью грузо­вого автомобиля, имеющего буксирное устройство,

Пассажирский подвижной состав подразделяется на 7 классов (табл. 2): легковые автомобили в зави­симости от рабочего объема цилиндров двигателя (по литражу), автобусы — от габаритной длины.

Таблица 2

Вид авто­моби­ля Пара­метры Класс
                     
Легко­вые Рабо­чий объем двига­теля Особо малый до 1,2 л Малый до 1,8л Сред­ний св. 1,8 до 3,5 л Боль­шой св. 3,5 л Высший не регламен­тируется
Авто­бусы Габа­ритная длина   Особо малые до 5 м Малые 6-7,5 м Сред­ние 8-9,5 м Боль­шие 10,5 м Сочлененные более 16,5 м

Классификация АТС согласно ГОСТ-Р-52051

АТС подразделяют на категории, приведенные в таблице 3.

Таблица 3

 

АТС категории М_3 дополнительно подразделяют на три класса:

I - городские автобусы - транспортные средства, оборудованные местами для стоящих пассажиров в целях беспрепятственного перемещения пассажиров;

II - междугородные автобусы - транспортные средства, оборудованные сиденьями, конструкция которых допускает перевозку стоящих в проходах и/или в месте для стоящих пассажиров, не превышающего пространства, предусмотренного для двух двойных мест для сидения;

III - туристские автобусы - транспортные средства, предназначенные исключительно для перевозки сидящих пассажиров:

АТС категории М2 дополнительно подразделяют на два класса:

А - транспортные средства, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров. Могут быть места для стоящих пассажиров;

В - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.

Прицепы (полуприцепы) (по ГОСТ Р 52051) категорий О_2, О_3, О_4 дополнительно классифицируют в зависимости от конструкции:

полуприцеп - буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач). Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от буксирующего транспортного средства (тягача):

полный прицеп - буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и буксирным (тягово-сцепным) устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и служит для поворота передней(их) оси(ей), но не передает какой-либо значительной статической нагрузки на буксирующее транспортное средство (тягач);

прицеп с центральной осью - буксируемое АТС, оборудованное тягово-сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.