Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные механизмы экономического управления природоохранной деятельностью




Основными механизмами экономического управления природоохранной деятельности являются принцип платности загрязнений и использования природных ресурсов.

Принцип — «загрязнитель платит» предусматривает экономическую ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды, компенсацию со стороны предприятия экономического ущерба, наносимого окружающей среде и населению его загрязнениями. Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнение. Платежи за загрязнение нельзя рассматривать как полную компенсацию наносимого ущерба. Их внесение не освобождает предприятие от возмещения причиненного ущерба, предприятие не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб. Финансовое бремя платежей за загрязнение стимулирует предприятие к уменьшению облагаемой платежами величины. В настоящее время плата взимается за следующие виды загрязнений:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

• сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

• размещение отходов.

За выбросы, сбросы загрязняющих веществ от стационарных источников установлены два вида базовых нормативов (ставок) платы:

• в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, т/год);

• в пределах установленных предприятию лимитов (ВСВ, ВСС —соответственно временно согласованных выбросов и сбросов, т/год).

За сверхлимитный выброс, сброс, превышающий ВСВ и ВСС, ставка платы повышается в 5 раз по отношению к ставке платы в пределах установленных лимитов.

Базовые ставки платы устанавливаются органами государственного управления по каждому веществу с учетом их опасности для окружающей среды, периодически пересматриваются и доводятся до сведения территориальных органов, ведающих вопросами охраны окружающей среды. Ставки платежей, взимаемых с предприятий, определяются умножением базовых ставок на региональные коэффициенты К э, учитывающие экологическую ситуацию, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов региона. Разброс коэффициентов при загрязнении атмосферы от 1,0 (Дальневосточный регион) до 2,0 (Центральный, Уральский регионы). Разброс К э при загрязнении водных объектов определяется бассейном загрязняемых рек и изменяется от 1,0 до 1,85.

Таким образом, начисление платежей можно рассчитать по следующим формулам:

— для загрязнения в пределах норматива — ПДВ, ПДС i ≤ М н i)

, руб

 

— для загрязнения в пределах лимита — ВСВ, ВСС (М н j < Mj≤Mлj)

, руб

 

для загрязнения сверх лимита — сверх ВСВ и ВСС k > Млk)

 

где К э — региональный коэффициент; i, j, к — соответственно номер вещества, загрязняющего окружающую среду в пределах норматива, лимита и сверх лимита; I, J, К— соответственно число веществ, загрязняющих окружающую среду в пределах норматива, лимита и сверх лимита; Сн i, C л j, С л k базовые нормативы платы в пределах норматива и лимита по каждому i, j, к загрязняющему веществу (руб/т), Mi, Мj. Мk — фактическая масса загрязнения (выброса, сброса) i, j, к веществ, т; М н i, М н j выброс (сброс) i и j загрязняющих веществ в пределах установленного норматива — ПДВ, ПДС, т; M л j,
М
л k — выброс (сброс) j и к веществ в пределах установленного лимита - ВСВ, ВСС, т.

Общая плата за загрязнение окружающей среды выбросами (сбросами) стационарными источниками определяется по формуле:

П=Пнлсл

Плата за загрязнение атмосферного воздуха выбросами передвижных источников подразделяется на:

• плату за допустимые выбросы;

• плату за выбросы, превышающие допустимые.

 

Удельная плата, за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующих при использовании одной тонны е-то вида топлива, определяется по формуле:

 

где i — вид загрязняющего вещества, п — число загрязняющих веществ в выбросе; Н бн i базовый норматив платы за выброс одной тонны i -го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб/т загрязняющего вещества); Мi — масса i -го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода-изготовителя, при использовании одной тонны, м3, е- го вида топлива (тонн загрязняющего вещества/т, м3, топлива).

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы. Различают следующие виды топлив: бензин этилированный, бензин неэтилированный, дизельное топливо, сжатый природный газ, сжиженный газ.

Плата за допустимые выбросы определяется по формуле

, руб.,

 

 

где R — число видов топлива, используемого на предприятии,
Те количество е-го вида топлива, израсходованного на предприятии за отчетный период (т, м3).

Плата за превышение допустимых загрязняющих веществ определяется по формуле

 

где j — тип транспортного средства; Р — число типов транспортных средств на предприятии; П н j — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ j -го типа транспортного средства, руб.; dj доля транспортных средств j -го типа, не соответствующих требованиям стандартов, определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству транспортных средств.

Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле

 

где К э, атм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в регионе.

Плата за размещение отходов подразделяется на:

• плату за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов (ПДР — предельно допустимого размещения);

• плату за сверхлимитное размещение отходов.

Плата за размещение отходов в пределах лимитов определяется по формуле i < М л i):


, руб.

где С л i — ставка платы за размещение 1 т или 1 м3 i -го вида отхода в пределах установленных лимитов, руб./т, руб./м3; Mi —- фактическое размещение i -го вида отхода, т, м3; M л i, — установленный годовой лимит на размещение i -го вида отхода (т, м3), i -вид отхода; п — количество видов отходов, размещаемых в пределах лимитов.

Ставка платы за размещение отходов определяется по формуле:

где Н бл i — базовый норматив платы за размещение одной тонны или 1 м3 i -го вида отхода в пределах установленных лимитов, руб/т, руб/м; К э,отх — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

Плата за сверхлимитное размещение отходов определяется по формуле (Mi > М л i):

, руб

 

где р — количество видов отходов, размещаемых сверхустановленных лимитов.

При размещении предприятием отдельных видов отходов в пределах и сверхустановленных лимитов суммарная плата за размещение отходов определяется по формуле:

Отходы при их размещении подразделяются на следующие виды: промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные. Базовые нормативы платы Н бл i зависят не только от вида отхода, но и от места его размещения.

Важным экономическим механизмом, стимулирующим ресурсосбережение и малоотходные технологии, является плата за использование природных ресурсов. В настоящее время плата взимается за использование воды, земли, леса, минеральных ресурсов.

По фактам физического загрязнения окружающей среды в РФ не предусмотрено системы платежей, не существует развернутых служб контроля в системе Министерства природных ресурсов, достаточно полной отчетности и адекватного отражения в официальных обзорах состояния окружающей среды.

Большинство физических факторов физического воздействия не оставляют стойких изменений в значениях параметров окружающей среды, поэтому под неблагоприятным воздействием на окружающую среду, в данном случае, понимают воздействие на людей и биоту, осуществляемое посредством окружающей среды, и временно меняя значение некоторых ее параметров.

Для расчета экономического ущерба от воздействия шума на здоровье людей можно использовать подход, связывающий среднегодовую выработку на одного работающего, численность населения, проживающего в зоне дискомфорта, процент градообразующей группы, процент снижения производительности труда и норму общей полезной площади:

, где

В- среднегодовая выработка одного работающего (руб/чел.); g – процент градообразующей группы (%); k – коэффициент, учитывающий снижение производительности труда (%); S – площадь дискомфорта по максимально допустимому уровню (60 децибелл) (га); p – плотность жилого фонда (м2/га); N- норма общей площади на одного человека (15 м2/чел).

Насчет вибрационного воздействия может рассматриваться как самостоятельное направление вследствие особенностей его воздействия на окружающую среду.

Для оценки ущерба от вибрационного воздействия на окружающую среду может использоваться следующая формула:

,

Где Bj (Bн) - фактический (нормативный) уровень вибрации j-го уровня частоты; с12) – минимальный (32,5) и максимальный (8000 Гц) уровни частоты; n- число исторических зданий в рассматриваемом районе; zi – коэффициент значимости i-ого здания (может быть определен на основе восстановительной стоимости или экспертной оценки); vi – коэффициент, отражающий скорость разрушения i-ого здания (зависит от возраста здания, современного состояния, использованных при постройке и реставрации материалов); ri – расстояние до постройки; γ- стоимостная оценка для эталонного варианта воздействия.

Социальной составляющей ущерба от загрязнения окружающей природной среды является ущерб, наносящийся здоровью, благополучию и существованию людей. Его необходимо учитывать наряду с экономическим ущербом. Социальный ущерб возможно оценить экономическими показателями. Например, можно определить прямые расходы в области здравоохранения и социального обеспечения, а именно: затраты на лечение и оплату больничных листов, производственные потери от неыходов на работу и снижения производительности труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.