Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогенетика и факторно-аналитический подход к исследованию личности




Проблема личности в психологии остается одной из самых сложных на сегодняшний день. Существует множество теорий личности, но современные психогенетические исследования опираются на факторно-аналитический подход к изучению свойств личности. Основателем факторно-аналитического подхода является американский психолог Г. Олпорт.

Идея факторно-аналитического подхода к изучению свойств личности подобна той, что лежит в основе психометрического подхода к изучению интеллекта. Предполагается, что личность представляет собой иерархически организованную структуру. Есть психологические особенности низшего порядка, которые образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы). Те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.

Попытку представить личность как систему иерархически организованных черт Г. Олпорт начал с составления словаря, включающего все термины, имеющие отношение к характеристике человека. Первоначальный вариант словаря содержал около 18 000 слов. Затем список слов был сокращен. Были оставлены лишь те характеристики, которые имели отношение к устойчивым чертам человека.

Дальнейшая работа в этом направлении была проделана в начале 40-х гг. Р. Кэттелом, которому удалось выделить 16 устойчивых особенностей личности. Методика диагностики свойств личности, предложенная Кэттелом, носит название 16-факторного опросника Кэттела (табл. 4).

В 60-х гг., было продолжено совершенствование факторно-аналитической структуры личности. В настоящее время на основе того же списка слов, который использовал Р. Кэттелл, выделяют пять факторов, каждый из которых имеет положительный и отрицательный полюса:

1. Экстраверсия. Положительный полюс этого фактора – общительность, настойчивость, уверенность в себе, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный – стремление к одиночеству, замкнутость.

2. Альтруизм, склонность идти навстречу людям. Положительный полюс – дружелюбность, готовность помочь, мягкость, способность прощать. Отрицательный – неуступчивость, недружелюбие, вздорность, неблагодарное отношение к другим людям.

3. Сознательность, контроль импульсивности. Положительный полюс – ответственность, организованность, умение планировать свои действия, практичность, зависимость. Отрицательный – безответственность, неорганизованность, забывчивость, необязательность, независимость.

4. Невротизм, негативные эмоции. Положительный полюс – эмоциональная уравновешенность, спокойствие, преобладание хорошего настроения. Отрицательный – тревожность, страхи, преобладание негативного настроения.

5. Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Положительный полюс – широкие интересы, склонность к получению новых знаний и опыта, артистичность, развитое воображение. Отрицательный – бедность интересов, ограниченность.

Эти факторы наиболее обобщенно описывают личностные черты. Их объединяют под названием «Большая пятерка» («big five»).

Сопоставление этих пяти факторов с другими структурами личностных свойств, созданных различными авторами даже на иных основаниях, демонстрируют универсальность Большой пятерки. Например, хорошо известный опросник Г. Айзенка, направленный на диагностику трех общих свойств личности – экстраверсии, невротизма и психотизма, хорошо согласуется с первым, вторым, третьим и четвертым факторами Большой пятерки. Исследования, проведенные в ряде стран Европы и Азии, также подтверждают универсальность пяти-факторного подхода. В последнее время пытаются выявить аналогичные особенности поведения, свойственные одомашненным и лабораторным животным, чтобы проводить модельные эксперименты (Boushard T.J., Loehlin J.C., 2001).

Таблица 4

Название факторов, входящих в 16-факторный опросник Кэттела

Обозначение фактора Положительный полюс Отрицательный полюс  
Название Основные черты Название Основные черты  
A Аффектотомия (Циклотемия) Сердечность, доброта Шизотимия Обособленность, отчужденность  
В Высокий интеллект Умный Низкий интеллект Глупый  
С Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость  
Е Доминантность Настойчивость, напористость Конформность Покорность, зависимость  
F Энергичность Беспечность Отсутствие энергии Озабоченность  
G Сила супер-эго Совестливость Слабость супер-эго Низкое принятие групповых норм  
H Parmia Тяга к приключе-ниям, смелость Threctia Робость  
I Premsia Мягкость, нежность Harria Суровость  
L Protension Подозрительность Alaxia Доверчивость  
M Аутичность Мечтательность Практичность Приземленность интересов  
N Проницатель-ность Хитрость, коварство Наивность Прямота  
O Выраженность чувства вины Тревожность, депрессивность Адекватность Уверенность в себе  
Q 1 Радикализм Склонность к экспериментированию Консерватизм Склонность отдавать предпочтение устоявшимся взглядам  
Q 2 Самодостаточ-ность Склонность полагаться на себя Зависимость от группы Склонность полагаться на других  
Q 3 Высокая интеграция Высокий самоконтроль Низкая интеграция Низкий самоконтроль  
Q 4 Высокое энергетическое напряжение Фрустрирован-ность, напряженность Низкое энергетическое напряжение Расслабленность  
             

 

Нужно отметить, что столь высокий уровень обобщения привел к тому, что в Большую пятерку попали и те черты темперамента, которые ранее исследовались самостоятельно (социабельность и активность входят в фактор, названный экстраверсией, а эмоциональность – в фактор невротизма).

Существуют результаты психогенетических исследований различных свойств личности, выделенных не только при факторно-аналитическом подходе, но и на других основаниях.

Еще до создания Большой пятерки велись исследования близнецов и приемных детей с использованием опросников Айзенка, Кэттела и критериальных опросников, из которых наиболее известными являются Калифорнийский (CPI) и Миннесотский (MMPI).

Одними из наиболее исследованных являются экстраверсия-невротизм-психотизм Г. Айзенка. Часто эти свойства рассматриваются в категории свойств темперамента, в частности, в отечественной психологии. Сам Г. Айзенк был склонен рассматривать их как свойства личности.

В таблице 5 приведены результаты крупных близнецовых исследований, проведенных в разных странах.

Критериальные опросники (MMPI, CPI) создавались несколько иначе, чем факторные. В основе их лежит сравнение групп людей, отличающихся по какому-либо критерию. Например, при создании ММРI были сформированы группы из здоровых лиц и больных людей, имеющих определенный психиатрический диагноз. Главным требованием к формированию групп было различие по выбранному критерию (заболевание), но совпадение по другим параметрам (социально-экономический статус, образование, пол, возраст и т.п.). Было отобрано 550 вопросов, по которым группы больных и здоровых достоверно отличались. Эти вопросы представляют оценки личностных свойств по 10 шкалам (табл. 6).

Таблица 5

Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по экстраверсии и невротизму, полученные в самых больших близнецовых исследованиях

Выборка Экстраверсия-интроверсия Невротизм
МЗ близнецы ДЗ близнецы МЗ близнецы ДЗ близнецы
Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен. Муж
США Швеция Австралия Финляндия 0,62 0,54 0,53 0,49 0,57 0,47 0,50 0,46 0,28 0,21 0,19 0,14 0,20 0,20 0,13 0,15 0,48 0,54 0,52 0,43 0,58 0,46 0,46 0,33 0,23 0,25 0,26 0,18 0,26 0,21 0,18 0,12
                   

Близнецовые и семейные исследования (метод приемных детей), проведенные по критериальным опросникам, немногочисленны, а их результаты довольно противоречивы. Во всех исследованиях отмечается большее сходство МЗ близнецов по сравнению с ДЗ как по конкретным шкалам, так и при сопоставлении профилей. Коэффициенты наследуемости сильно варьируют, но в среднем составляют от 30 до 50%. Среди средовых эффектов главное место занимает различающаяся среда (табл. 7–9).

Таблица 6

Шкалы Многофазного личностного опросника (MMPI) и интерпретация высоких баллов по этим шкалам

Название шкалы Высокий балл по шкале
Ипохондрия Болезненное внимание к физическому состоянию, отношение к своему здоровью как к сверхценности
Депрессия Подавленность, пессимизм, склонность к чувству вины, ощущение себя несчастным, плохое физическое состояние
Истерия Стремление привлекать внимание окружающих, желание казаться более значительным, чем есть на самом деле, избегание сложных ситуаций и «уход» в болезнь при необходимости их разрешения
Психопатия Социальная дезадаптация, непонимание социальных норм и нежелание им следовать
Мужественность – женственность Неадекватность поло-ролевого поведения: у мужчин – фемининный тип личности (повышенная склонность к самоанализу, чувствительность), у женщин – маскулинный тип личности (повышенная доминантность, агрессивность, склонность к мужским занятиям)
Паранойяльность Подозрительность, обидчивость, мстительность, психастения, тревожность, неверие в собственные силы
Шизоидность Парадоксальное мышление, низкая конформность, отрыв от реальности
Гипомания Импульсивность, повышенная возбудимость
Социальная интроверсия Замкнутость, ориентация на собственные чувства, переживания, неумение общаться с другими

Таблица 7

Показатели наследуемости шкальных оценок Миннесотского многофазного личностного опросника (Fuller J.L., Thompson W.R., 1978)

Название шкалы Показатель наследуемости h2
Ипохондрия Депрессия Истерия Психопатия Мужественность-женственность Паранойяльность Психастения Шизоидность Гипомания Социальная интроверсия 0,17 0,35 0,21 0,28 0,09 0,21 0,35 0,27 0,17 0,37

численность выборки – 120 пар Мз и 132 пары ДЗ близнецов

Таблица 8

Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по показателю наличия пиков в профилях Миннесотского многофазного личностного опросника

Показатель МЗ ДЗ
n=25 n=17
Наличие пиков    
Подростки 0,57 -0,01
Взрослые 0,47 0,57
Изменение от подросткового к взрослому периоду 0,49 -0,16

Таблица 9

Внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов по профилям свойств личности, диагносцированным Калифорн. психол. опросником (Dworkin R.H. et al., 1976, 1977)

Показатель МЗ ДЗ
n=25 n=17
Общие контуры профилей    
Подростки 0,43 0,26
Взрослые 0,46 0,20
Возрастное изменение 0,36 0,13
Наличие пиков в профилях    
Подростки 0,76 0,56
Взрослые 0,55 0,00
Возрастное изменение 0,69 0,30

 

Результаты близнецовых исследований, проводившихся по 16-факторному опроснику Кэттела, несколько напоминают результаты, полученные по критериальным опросникам. Для отдельных факторов характерна довольно пестрая картина, вклад генотипа в вариативность не превышает 30–40 %. В исследовании, проведенном М.С. Егоровой и В.В. Семеновым (1988), была обнаружена зависимость сходства близнецов от их внутрипарных отношений, в частности, принятия ролей «лидера» и «ведомого». Внутрипарные корреляции по факторам Кэттела, полученные на выборках МЗ и ДЗ близнецов, представлены в таблице 10.

Таблица 10

Внутрипарные корреляции по 16 факторам З. Кэттела у разлученных и неразлученных близнецов (Canter S., 1973)

Факторы МЗ ДЗ
Неразлученные n=23 Разлученные n=15 Неразлученные n=28 Разлученные n=16
А 0,38 0,62 0,25 0,02
В 0,20 0,16 0,26 -0,29
С 0,50 0,22 0,22 -0,03
Е 0,13 0,37 0,18 0,37
F 0,42 0,79 0,24 0,60
G 0,30 -0,02 0,23 0,51
H 0,57 0,63 0,28 0,36
I 0,67 0,70 0,20 0,36
L 0,38 0,24 0,01 0,01
M 0,32 0,17 0,19 -0,16
N 0,34 0,03 0,41 0,07
O 0,50 0,27 0,18 -0,19
Q 1 0,16 0,42 0,28 -0,09
Q 2 0,32 0,49 -0,10 0,37
Q 3 0,33 0,11 0,22 0,07
Q 4 0,49 -0,11 0,23 -0,06

И, наконец, о факторах Большой пятерки. В одном из последних обзоров Т. Бушар и Дж. Лоэлин (BouchardT.J., Loehlin J.C., 2001) приводят сводку коэффициентов наследуемости факторов Большой пятерки по результатам близнецовых исследований, проводившихся в странах Европы и Америки (табл. 11).

Таблица 11

Наследуемость свойств Большой пятерки по данным различных авторов (приводится по: T.J. Bouchard and J. C. Loehlin, 2001)

  Коэффициенты наследуемости
  Loehlin Обзор 1992 Jang et al (Канада) 1999 Walter (США) 1998 Loehlin et al (США) 1998 Reimann et al (Германия) 1997
Экстраверсия 0.49 0.53 0.49 0.57 0.56
Альтруизм, склонность идти навстречу людям 0.35 0.41 0.33 0.51 0.42
Сознательность, контроль импульсивности 0.38 0.44 0.48 0.52 0.53
Нейротицизм 0.41 0.41 0.42 0.58 0.52
Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность 0.45 0.61 0.58 0.56 0.53
МЗ пары          
ДЗ пары            

Как и в большинстве обзоров предыдущих лет, отмечается наследуемость на уровне 40-60% и почти полное отсутствие влияний общей среды. Оставшиеся 40-60% вариативности личностных факторов приходятся на долю различающейся (индивидуальной) среды. В семейных исследованиях и исследованиях приемных детей корреляции в парах «родители-дети» и «сибсы», как правило, оказываются менее 0,20. Оценки наследуемости при этом оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях (около 30%). Возможным объяснением таких расхождений является присутствие неаддитивного компонента наследуемости.

Таким образом, существуют наиболее обобщенные черты личности, вариативность которых в популяции, по-видимому, зависит в основном от двух причин – наследственных особенностей людей и средовых условий, не связанных с общесемейной средой.

В то же время глобальные характеристики личности складываются из признаков более низкого уровня обобщения вплоть до оценок по конкретным шкалам. Как правило, оценки наследуемости по факторам низшего порядка оказываются ниже, но причиной этому является меньшая надежность измерений по конкретным шкалам. При корректировке с учетом уровня надежности коэффициенты наследуемости по отдельным шкалам поднимаются до уровня 40-60% (Bouchard T.J, Loehlin J.C., 2001).

Помимо психогенетических исследований личности на высоких уровнях обобщения представляют интерес и некоторые результаты, полученные при решении более частных задач. Впечатляющие результаты получены недавно (Reiss et al., 2000; цит. По: Bouchard T.J. Loehlin J.C., 2001) при исследовании более 700 сиблинговых пар подростков (однополые пары): МЗ близнецы, ДЗ близнецы, полные сибсы, полусибсы, сибсы-неродственники из семей с приемными детьми. Подростки оценивались по антисоциальному поведению, депрессии, успешности в школе, социабельности, самостоятельности, социальной ответственности и общей самооценке. Результаты представлены в таблице 12.

Таблица 12

Компоненты фенотипической вариативности некоторых характеристик подростков (Reiss et al., 2000) по T.J. Bouchard and J. C. Loehlin, 2001

  h2 c2 e2 Error
Антисоциальное поведение 0,70 0,10 0,18 0,15
Депрессия 0,77 0,00 0,23 0,15
Школьная успешность 0,75 0,02 0,23 0,15
Социабельность 0,57 0,31 0,12 0,24
Самостоятельность 0,40 0,46 0,14 0,20
Социальная ответственность 0,89 0,00 0,11 0,27
Общая самооценка 0,17 0,03 0,80 -

Поражают высокие коэффициенты наследуемости для таких характеристик, как антисоциальное поведение, депрессия, социальная ответственность, школьная успешность (70-89%). Роль общей среды оказалась довольно значительной в показателях социабельности и самостоятельности (31 и 47 %). По-видимому, на эти характеристики влияет среда и ближайшее окружение подростков (общие друзья, учителя и т.п.). Подобные исследования открывают простор для дальнейших экспериментов, связанных с изучением наследственных и средовых факторов, влияющих на разнообразные психологические характеристики, относящиеся к личностной сфере.

Стоит упомянуть еще об одном сообщении (Eley, 1997; цит. По: Bouchard T.J, Loehlin J.C., 2001). Хорошо известно о корреляции двух признаков – тревожности и депрессии. Исследование Эли, проведенное на близнецах 8-16 лет в Великобритании, позволило получить генетическую корреляцию между тревогой и депрессией. Она оказалась высокой (80%), оставшиеся 20 % приходятся на факторы общей среды.

Приведенные примеры показывают, что в области исследования личности анализ множественных переменных, включающий генетические и средовые параметры, является одним из наиболее перспективных в настоящее время.

В заключение несколько слов о картировании генов при исследовании личностных признаков. В психогенетике уже прочно закрепилось понятие сложного или комплексного признака («complex trait»). Это означает, что признак формируется при участии множества факторов, в том числе и наследственных.

Для наследственных заболеваний выше вероятность обнаружения главных генов, имеющих значительный эффект. Для нормальных признаков, как правило, более характерно полигенное наследование с участием многих генов с малым эффектом. Учитывая это, полной неожиданностью для исследователей было открытие в 1996 г. Наследственного полиморфизма с 10%-ным эффектом, ассоциированного с одной из черт личности – стремлением к новым впечатлениям, иногда связанным с рисками (novelty seeking). Ген-кандидат оказался связанным с нейрорецептором дофамина. Дофамин, в свою очередь, имеет отношение к регуляции настроения. Результаты дальнейших исследований в этом направлении пока не создают ясной картины. Возможно, эффект этого гена ниже (порядка 4%). Окончательный вывод, очевидно, делать преждевременно, но попытки обнаружить «личностные» гены продолжаются. Возможно, в дальнейшем будут найдены и другие полиморфизмы со значительными эффектами.

Выводы

Многие динамические характеристики поведения человека формируются под большим или меньшим влиянием факторов наследственности, причем это влияние обнаруживается уже на первом году жизни. Относительно же генетических влияний на экстраверсию и нейротизм можно сделать два вывода. Во-первых, обе черты обнаруживают умеренную наследуемость, причем в экстраверсии ее влияние, очевидно, несколько выше, чем в нейротизме. Во-вторых, классический близнецовый метод дает более высокие оценки наследуемости, чем семейный и метод приемных детей. Это расхождение может быть отчасти следствием неаддитивного генетического компонента, особенно в вариативности оценок экстраверсии.

1. Под темпераментом в отечественной психологии понимаются формально-динамические особенности деятельности человека. Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека. Наследственная обусловленность является одним из критериев для отнесения какой-либо черты человека к чертам темперамента.

2. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.

3. Исследования свойств личности в психогенетике базируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.

4. В настоящее время выделяют пять глобальных факторов, наиболее обобщенно описывающих черты личности ("Большая пятерка"). Психогенетические исследования "Большой пятерки" и других подобных характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30-50%. Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.

5. По всей видимости, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации межиндивидуальной вариативности которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность.

6. Для некоторых черт личности (например, стремления к новым впечатлениям, связанным с рисками) удается обнаружить конкретные гены с довольно значительными эффектами порядка 4-10%.

7. Некоторые недавние возрастные психогенетические исследования личностных черт указывают на значительные наследственные эффекты у подростков. Коэффициенты наследуемости некоторых черт в этом возрасте достигают 70-80%.

 


[1] Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.

[2] Loehlin J.C. Genes and Environment in Personality Development, Sage, 1992.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.