Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печать Великобритании во второй половине XX века: монополизация и концентрация

Годы

1. Дифференциация английской прессы. Появление массовых издании (60-е годы XIX – первые десятилетия XX в.)

Теряя положение мастерской мира, Англия, однако, сохраняла колониальную и морскую гегемонию, преобладающую роль в мировой посреднической торговле, страховом и банковском деле, которые по-прежнему приносили английской буржуазии огромные, все растущие прибыли»[33][122].

Произошли серьезные изменения в философской мысли Западной Европы. Разум, логос, считавшийся основой европейского менталитета, утратил свой универсализм, его перестали рассматривать в качестве панацеи от всех бед. В позитивизме и прагматизме возобладала идея полезности. Иррационализм и интуитивизм поставили под сомнение ценность сознания, а Ф. Ницше провозгласил миф неотъемлемой частью (если не доминантой) человеческого существования.

В этой обстановке шло превращение службы Джулиуса Рейтера в подлинно информационное агентство. Процесс внедрения Рейтера в журналистику не был безболезненным: «старые» английские газеты типа «Таймс» предпочитали получать информацию из-за рубежа от своих корреспондентов. Первые попытки продавать заокеанские новости прессе были неудачными, но с 1858 г. ситуация изменилась. В 1859 г. Рейтер убедительно продемонстрировал «Таймс» и другим изданиям, что получаемые им телеграммы гораздо оперативнее, чем сообщения специальных корреспондентов. «Таймс», «Морнинг Кроникл», «Морнинг Геральд», «Дейли Телеграф» и «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления») в начале 60-х годов XIX в. уже платили солидные суммы за подписку на информацию Рейтера. Подписчиками агентства стали немецкие и бельгийские издания. Правда, в освещении Крымской войны «Таймс» продолжала лидировать, но после 1858 г. число подписчиков Рейтера увеличилось, одновременно расширилась и сеть агентов, которые не были журналистами, а собирали информацию для Лондона[34][124].

Для кого работало агентство? «Английскими читателями телеграмм Рейтера были исключительно мужчины с либеральными взглядами среднего класса. Их можно было рассматривать сторонниками зарубежных конституционных движений, учитывая их интерес к Гарибальди; но они выглядели больше роялистами, нежели республиканцами, так как их сильно волновали деяния королей и королев. Их можно было расценить как приверженцев британской имперской идеи, если речь шла о репортажах из основных колоний и из "самой темной" Африки. Все они были христианами. Наконец, они получили некое классическое образование и имели некоторое представление о современной литературе, музыке и науке»[35][125].

В 1859–1860 гг. европейские новости все еще преобладали в агентстве, но потом были созданы индийская и китайская службы, а к 1861 г. «Рейтер» связывала с миром сотня линий. Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка входили в круг его постоянных интересов. В Англию поступали сообщения о гражданской войне в Северной Америке. С 1868 г. новости «Рейтер» для провинциальных изданий начало распространять агентство «Пресс Ассошиэйшен»; благодаря этому сотрудничеству агентство «Рейтер» не стремилось стать службой внутренней информации[36][126].



Уже в 1856 г. «Рейтер», французское агентство «Гавас» и немецкое «Вольф» сделали шаги навстречу друг другу – в 1859 г. между ними было заключено первое письменное соглашение. Новый договор подписывают «Рейтер» и «Гавас» в 1865 г., «Гавас» и «Вольф» в 1867 г. В 1870 г. в Париже между тремя агентствами было заключено соглашение исключительной важности: оно определило характер их отношений вплоть до 30-х годов XX века. Начался раздел мирового информационного пространства[37][127].

В сложном положении оказалось агентство в годы первой мировой войны (1914–1918), когда развернулось пропагандистское противоборство воюющих сторон. Примечательно, что Великобритания через четыре часа после начала боевых действий вывела из строя кабельную сеть Германии, лишив ее важнейшего информационного канала.

Барону Рейтеру (потомку выходцев из Германии) пришлось доказывать истинно британский характер агентства, а после добровольного ухода на фронт его единственного сына и смерти жены владелец агентства в 1915 г. застрелился. Его пост занял Родерик Джонс (1877–1962), позиции агентства укрепляются. С 1918 г. Джонс ведает пропагандой в министерстве информации, тогда же он превращается в сэра Родерика, автократия которого продлится с 1919 по 1934 г.[38][129]

В 60–80-е годы в Англии получили новый импульс развития различные типы периодических изданий. Так, в Лондоне появилось много вечерних газет: «Пелл Мелл Газетт» (1865), «Лондон Дейли Меркури» («Лондонский ежедневный вестник», 1862), «Ивнинг Меркури» («Вечерний вестник», 1868), «Ивнинг Ньюс» («Вечерние новости», 1881), «Стар» («Звезда», 1855). Провинциальная «Ливерпуль Дейли Пост» («Дневная почта Ливерпуля», 1855) печатала утренний выпуск в три часа ночи, дневной в девять утра, вечерний – в три часа дня. В викторианскую эпоху возникают воскресные газеты «Уикли Баджет» («Еженедельные новости», 1861–1912), «Рефери» («Арбитр», 1877–1939), «Пипл» («Люди», 1881)[39][131]. Ряды журнальной периодики пополнили «Фортнайтли Ревью» («Ежеквартальное обозрение», 1865), ежемесячный «Контемпорэри Ревью» («Современное обозрение», 1866), «Найнтинс Сенчури» («Девятнадцатый век», 1877), который издавался по типу французского «Ревю де дё монд» («Обозрение двух миров»).

В 1870 г. в Англии был принят закон о всеобщем начальном образовании для детей в возрасте от пяти до тринадцати лет. Возросли субсидии на образование: общество было заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров, обладающих знаниями в области технических и естественных дисциплин.

В последние десятилетия XIX в. пресса, придерживавшаяся давно устоявшихся традиций, стала испытывать определенные трудности. Доходы многих изданий снизились. «Старые» газеты утрачивали свою привлекательность в глазах публики: они выглядели слишком серьезными, их заголовки были невыразительными, страницы изобиловали политическими публикациями, а все то, что связано с повседневными житейскими интересами, практически отсутствовало[40][134].

Одним из первых, кто начал реорганизацию английской прессы, явился Уильям Томас Стед (1849–1912). Глубоко убежденный в том, что журналистика призвана делать добро, будучи гигантской силой формирования общественного мнения, в 1871 г. он стал редактором «Норзерн Эко» («Северное эхо») в Дарлингтоне. В 1880 г. начал работать в вечерней «Пелл Мелл Газетт» («Газета Пел-Мел»). На ее страницах появились криминальные сюжеты, статьи, касающиеся торговли, что вызвало интерес читателей. В 1890 г. Стед приступил к изданию «Ревью оф Ревью». Это был дайджест, в котором реферировались журналы типа «ревью» и «мэгэзин»[41][135].

В 1881 г. Джордж Ньюнес (1851–1910) основал «Тит-Битс» («Всякая всячина») – дешевый еженедельник, который обещал предоставить своим читателям пикантные новости из самых интересных книг, журналов и газет мира. Вначале газета была типичным дайджестом, затем в ней появились и оригинальные материалы.

Вступлению Англии в век «новой» журналистики немало способствовал тот факт, что в 1894 г. братья Альфред Хармсворт и Гарольд Хармсворт купили лондонскую «Ивнинг Ньюс» и модернизировали ее. До этого А. Хармсворт, сотрудничая в «Тит-Битс», заинтересовался одной из ее колонок – «Ответы корреспонденту» и решил создать газету, целиком состоящую из таких ответов. В 1888 г. вышел первый номер «Ансверс» («Ответы»). Специализируясь на выпуске дешевой печатной продукции, Хармсворты достигли определенных успехов: их издания выходили тиражом в полтора миллиона экземпляров[42][138].

Но подлинным первенцем массовой печати была национальная ежедневная газета «Дейли Мейл» («Ежедневная почта»), основателем которой стал А. Хармсворт в 1896 г. Его стремление к созданию утренних газет объяснялось тем, что пресса слабо ориентировалась на новую читающую публику – клерков и ремесленников. «Дейли Мейл» как раз и была рассчитана на тех «юношей и девушек, ежегодно оканчивающих школы, которые хотят читать все, что написано просто и достаточно интересно»[43][139].

Вначале эта восьмистраничная газета была достаточно традиционна по форме, но Хармсворт постоянно менял ее содержание. Уже в первый год своего существования «Дейли Мейл» увеличила тираж до 200 тыс. экземпляров в день. Через год он достиг полумиллиона, а через четыре – 700 тыс. экземпляров. Издавался ее воскресный выпуск – «Санди Дейли Мейл» («Воскресная утренняя газета»), в 1899 г. ее сменила художественная, иллюстрированная и содержательная газета – «Иллюстрейтед Мейл» («Иллюстрированная почта»). В дальнейшем получили распространение и другие издания газеты – «Континентал Дейли Мейл» («Континентальная утренняя почта»), «Оверси Дейли Мейл» («Заморская утренняя почта»).

Снизив на «Дейли Мейл» цену (отчего сократился доход от розничной продажи), А. Хармсворт увеличил тираж и привлек огромное количество рекламы. Газета стала приносить солидную прибыль. Он ввел в «Дейли Мейл» специальные рубрики для женщин, регулярно печатал новости, проводил газетные кампании. Так как Хармсворт покровительствовал авиации, газета выплатила несколько крупных призов авиаторам[44][140].

В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежедневную газету – «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и предназначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, проникнутое британским имперским духом.

В начале XX в. «Таймс» представляла собой мощное газетное предприятие. Собственно, «Таймс» издавалась на 20–28 страницах объемом приблизительно в 113000 слов, не считая объявлений. Газетными «продолжателями» «Таймс» служили выходившая три раза в неделю «Мейл» («Почта» – обзор публикаций основного издания); «Таймс Уикли Эдишн» («Еженедельное издание Таймс» – в ней перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»); «Литрэча» («Литература» – еженедельник с обзором мировой литературы); «Иссьюз» («Итоги» – два полугодовых сборника финансового характера). «Таймс» выпускала также энциклопедическую и справочную литературу[45][151].

Как и другие качественные английские газеты, «Таймс» гордилась своими корреспондентами. Так, считается, что среди военных корреспондентов не было равных Генри де Бловицу (1825–1903). Вопросы внешней политики были, несомненно, приоритетным направлением в газете, важнейшей частью ее содержательной модели. Но именно в подаче информации о внешней политике проявилась идеологическая «ангажированность» газеты. Несмотря на то, что Наполеон III был союзником Англии, «Таймс» отзывалась о нем сдержанно. Газета заняла проправительственную позицию при освещении ирландского вопроса, событий на Балканах; она была активнейшим участником «газетной войны», развернувшейся в связи с конфликтом Англии и Германии в Восточной Африке. Не лучшей страницей истории «Таймс» явилась ее позиция в англо­бурской войне: она замалчивает факт наличия концлагерей в Южной Африке, а для прикрытия вторжения англичан в Трансвааль публикует фальшивку, разоблачение которой вызвало широкий общественный резонанс[46][152].

В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти. Таким образом в одних руках оказалась и качественная, и массовая печать, несмотря на их отчетливо выразившееся расхождение. Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу.

Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX – начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.

В годы деятельности I Интернационала ряд английских изданий выступает от его имени. Одно из них – рабочая газета «Бихайв» («Улей», 1861–1876), типичный представитель тред-юнионистской прессы. Возникшая в ходе стачечного движения, она издавалась «в интересах рабочего класса». В 1876 г. ее переименовали в «Индастриэд Ревью» («Промышленное обозрение»)[47][153].

Газетно-журнальный рынок Англии средств массовой информации (20–50-е годы XX в.)

Важным этапом становления внутреннего вещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923). В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. Исполнительный, а затем генеральный директор корпорации Джон Рит (1889–1971) считал, что «радио – это инструмент, практически бесценный в социальной и политической жизни общества. Его влияние будет все больше чувствоваться в повседневной жизни почти во всех областях человеческой деятельности, делах национальных и интернациональных»[48][160]. В 1932 г. Би-Би-Си начинает вести передачи для англичан за границей и для англоязычных доминионов: на Рождество Георг V обратился по радио к подданным империи. В скором времени Би-Би-Си стала передавать двухчасовые «блоки» программ в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Восточную и Южную Африку. В 1935 г. Дж. Рит подготовил документ «Позиции Би-Би-Си в войне», в котором были сформулированы задачи корпорации в условиях неизбежной, по мнению организаторов Би-Би-Си, войны.

В 1925 г. в Лондоне впервые с помощью аппаратуры зрительная информация была передана на расстояние. В 1927 г. Би-Би-Си организовала публичный сеанс телевизионного вещания. В 1936 г. начала работу первая регулярная телевещательная служба в Лондоне. Электронные средства информации – «друзья-соперники» прессы – все активнее заявляли о себе. По словам известного исследователя проблем масс медиа М. Маклюэна, печатная техника создала публику, электронная – массу.

Межвоенный период оказался напряженным и для английской прессы. Процесс монополизации в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны.

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией. Ротермир и братья Берри состязались в борьбе за провинциальную прессу; уничтожить друг друга им не удалось, и они вынуждены были разделить сферы влияния. Позиции одного из братьев Берри – Кэмроза – укрепились, когда в 1927 г. он стал владельцем «Дейли Телеграф». Объем продажи газеты, когда-то обладавшей гигантским тиражом, сократился до 84 тыс. экземпляров. Но после «вливания» такого издания, как «Морнинг Пост», аудитория «Дейли Телеграф» возросла до 100 тыс. читателей, а к 1939 г. продавали уже 750 тыс. экземпляров газеты[49][165]. В руках Кэмроза оказался концерн «Амальгамейтед пресс» и газета «Файненшл Таймс».

Империя Кэмсли (брата Кэмроза) включила в себя воскресные издания (среди них – «Санди Таймс»), а также провинциальные газеты.

Ротермир – владелец «Дейли Мейл» – в 1928 г. основал компанию «Нортклиф Ньюспейперс Лтд.», что позволило ему создать сеть провинциальных вечерних изданий.

Концерн «Одамс» приобрел лондонскую газету «Пипл» и лейбористскую «Дейли Геральд» (соответственно в 1925 и 1929 гг.), которые в поисках своей «ниши» на читательском рынке состязались с лордом Бивербруком – хозяином «Дейли Экспресс»[50][166].

После смерти Нортклифа новый владелец «Таймс» решил реорганизовать свое газетное предприятие, которое приобрело форму треста, чтобы собственность не попала в чужие руки.

Ротермир, братья Берри, Бивербрук на долгие годы станут теми людьми, которые определят специфику газетно-журнального рынка Великобритании. Не случайно Ротермир с 1934 г. занимал пост президента Ассоциации газетных предпринимателей.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20–30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. В 1925 г. вышел ежемесячный «Модерн Вумэн» («Современная женщина»), за ним последовали «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом»), «Май Хоум» («Мой дом»), «Вумэн энд Бьюти» («Женщина и красота»), «Эври Вумэн» («Для всех женщин»), большинство из этих изданий перестали выходить во время войны или были тогда же приостановлены. Среди журналов типа «мэгэзин» выделялся «Кан­три Мэн» («Сельский житель»), созданный Дж.У. Роберсоном в 1927 г. Это издание карманного формата сжато и лаконично освещало события, происходившие в провинции. «Кантри Мэн» пользовался популярностью, которую, по мнению историков журналистики, можно было сравнить с известностью «Ридерз Дайджест»[51][167].

Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями», но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению»[52][170].

21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. Серьезное предупреждение было сделано газете «Дейли Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению официальных лиц, вызвать пораженческие настроения. Реакция прессы была неоднозначной. «Дейли Геральд» заявила: «В сто раз благоразумнее разрешить газете писать глупости, чем предпринять акцию, которая может подорвать веру общественности в независимость»[53][171].

Таким образом, английская пресса за время войны не понесла существенных потерь. С 1937 до 1947 г. несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет, зато возрос их тираж. Количество национальных ежедневных изданий осталось неизменным, но их тиражи увеличились. Стало меньше провинциальных утренних изданий, но они начали выходить большими тиражами. Та же тенденция проявилась и в сфере еженедельной прессы, что говорит о динамике процесса ее концентрации. В конце 40-х и в 50-е годы пресса в Англии была в основном поделена между ведущими пресс-концернами.

Одной из самых могущественных являлась группа «Дейли Миррор Ньюспейперс» (ею владел родственник Ротермира Сесиль Кинг). Основными изданиями группы являлись «Дейли Миррор» и «Санди Пикториал». Кроме газет и журналов в Англии, Сесилю Кингу принадлежали газеты в Африке. Он вкладывал средства в прессу Австралии, а также в коммерческое телевидение Англии и Австралии. С 1959 г. С. Кингу принадлежал концерн «Амальгамейтед Пресс». «Одамс Пресс Групп» (А. Дункан) владела, кроме «Дейли Геральд», множеством газет и журналов в Англии, Африке и Австралии. «Рой Томсон Ньюспейперс» (бывшая «Кэмсли Ньюспейперс») стала обладателем «Санди Таймс» и «Санди График». «Ассошиэйтед Ньюспейперс» Ротермира не только контролировала лондонские газеты («Дейли Мейл», «Дейли Скетч», «Ивнинг Ньюс» и «Санди Диспатч»), провинциальную прессу и зарубежные издания, но и вкладывала капитал в производство газетной бумаги, железорудные месторождения, в коммерческое телевидение. Среди магнатов газетно-журнального бизнеса в 50-е годы в Англии выделялись также Джон Эллерман («Иллюстрейтед Ньюспейперс»), Гарольд Дрейтон («Юнайтед Ньюспейперс»), лорд Каудрей («Вестминстер Пресс Провиншл Ньюспейперс»), Гарольд Хармсворт («Хармсворт Ньюспейперс Лтд.»)[54][172].

В 50-е гг. укрепляются связи власти и владельцев газетно-журнального рынка Англии. Эта тенденция проявилась еще в годы второй мировой войны, когда и лорд Кэмроз и лорд Бивербрук занимали важные государственные посты.

Но тем не менее на рубеже 50–60-x годов XX столетия специфику английской прессы определяли издания, лидировавшие в то время среди качественных и массовых газет. Продолжал оставаться исключительно высоким престиж «Таймс», хотя газета не стремилась расширить круг своих читателей и ее тираж колебался в пределах 200–240 тыс. экземпляров. В 1959 г. приобрела общенациональный характер «Манчестер Гардиан», отныне именовавшаяся просто «Гардиан» (150 тыс. экземпляров). Наиболее многотиражной из качественных газет являлась «Дейли Телеграф энд Морнинг Пост» (1 млн. экземпляров). Выжив в долгой конкурентной борьбе, заявила о себе как о серьезном и информированном издании выходившая с 1888 г. «Файненшл Таймс» («Финансовое время»).

Среди массовых газет первое место по тиражу занимала «Дейли Миррор» (4700 тыс. экземпляров), за ней следовали «Дейли Экспресс» (4 млн.), «Дейли Мейл» (2 млн.) и «Дейли Скетч» (1 млн. экземпляров). Скандальную «Ньюс оф де Уорлд» по воскресеньям читали 16 млн. человек. Характер серьезного издания удалось сохранить старейшей английской газете «Обсервер». Вне конкуренции в середине 50-х годов оставался юмористический журнал «Панч» (год его выхода в свет – 1842)[55][174].

Во время войны и в первые послевоенные годы произошла серьезная реорганизация финансовой структуры агентства «Рейтер», которое в 1941 г. было превращено в трест. Половина акций «Рейтер» была продана Ассоциации газетных предпринимателей, в которую входили владельцы всех лондонских буржуазных газет, что одновременно укрепило связи агентства с монополиями прессы и упрочило финансовую базу. В 1945 г. общий штат сотрудников «Рейтер» (в том числе и находящихся за рубежом) составил 2000 человек. К 1950 г. крупные бюро агентства действовали в 23 странах мира, а небольшие – еще в 19. В 40–50-е годы «Рейтер» получало около полумиллиона слов различных сообщений[56][179]. Позиции «Рейтер» укрепились в Азии, особенно Юго-Восточной, в Африке, на Ближнем Востоке. Правда, если прибыль, получаемая «Рейтер» из Европы, за первое военное пятилетие увеличилась в четыре раза, из стран Дальнего Востока – почти в 11 раз, то резко сократились его доходы (примерно в 4,5 раза) из Индии, после провозглашения в этой стране независимости[57][180].

В годы войны исключительно возросла роль радиовещания. В международном «радиоконцерте» (а к лету 1939 г. 25 стран вели иновещание на иностранных языках) голос Би-Би-Си был весьма ощутим. В 1940 г. она вещала на 34 языках и передавала ежедневно 78 информационных бюллетеней. Особое внимание уделялось пропагандистским программам, нацеленным на Германию и Италию[58][181]. Примечательно, что всю английскую пропаганду в годы второй мировой войны координировал Брюс Локкарт, которого Уинстон Черчилль назначил на пост генерального директора по ведению политической войны. В 1918 г. в России за участие в антисоветском заговоре он был заочно приговорен к расстрелу, несколько лет сотрудничал в «Ивнинг Стандард», написал несколько книг и скончался в возрасте 86 лет.

Численность языков английского иновещания постоянно возрастала: к концу 1941 г. Би-Би-Си говорила с миром на 39 языках; объем вещания составлял около 440 часов в неделю (причем использовались не только «классические» языки, но и диалекты, например марокканский диалект арабского языка). Для ретрансляции своих сообщений Би-Би-Си использовала и местные передатчики. Эфир предоставлялся и для оккупированных стран. В 1941 г. была проведена замечательная радиокампания Би-Би-Си, которая начиналась с передачи азбукой Морзе начальной буквы английского слова Victory (победа) и первых аккордов Пятой симфонии Бетховена. Кампания оказала большую моральную поддержку жителям тех европейских стран, в которые вошли германские войска.

Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

В 60-е годы Британия занимала третье место в мире по производству промышленных товаров, в области транспортного машиностроения она уступала только США. Большинство работающих англичан были заняты в промышленности и в сфере обслуживания. К 90-м годам серьезно изменилась структура капиталовложений страны. Увеличились инвестиции в передовые наукоемкие отрасли (страна занимает одно из ведущих мест в мире по затратам на научные исследования и разработки). В это же время на лидирующие позиции в мире вышло и английское сельское хозяйство, хотя в нем работает очень незначительная часть населения – 2,1%.

В 60–90-х годах XX в. во главе правительства попеременно оказывались консерваторы и лейбористы (например, Гарольд Вильсон находился у власти с 1964 до 1970 г., а затем с 1974 до 1976 г., а Маргарет Тэтчер – с 1979 до 1990 г.)

В 1988 г. в результате слияния либеральной и социалистической партии образовалась партия либерал-демократов, а после раскола коммунистической партии Великобритании в 1991 г. возникла партия левых демократов, с 1988 г. существует коммунистическая партия Британии. В стране в 90-х годах было официально зарегистрировано 309 тред-юнионов.

Одним из наиболее серьезных в рассматриваемый период стал возникший в 1969 г. политический и социальный кризис в Северной Ирландии – Ольстере. Большой резонанс в мире получил вооруженный конфликт Великобритании и Аргентины 1982 г. «Приливы» и «отливы» британской экономики сказывались на социально-политической ситуации в стране, которая пережила ряд крупных забастовок. Неоднозначно проходит для Великобритании и процесс евроинтеграции (с 1973 г. она – член ЕС).

В 60-х годах Великобритания занимала первое место на Западе по распространению газет: «Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету»[59][186].

На тысячу англичан в 60-е годы приходилось ежедневно 514 экземпляров газет, общий ежедневный тираж которых достигал 27 млн. В Великобритании и Северной Ирландии выходило 120 ежедневных и 15 воскресных газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

Среди монополий прессы на первый план в 60-е годы выдвинулись группа лорда Ротермира «Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.», «Бивербрук Ньюспейперс Лтд.», группа лорда Сесиля Кинга «Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен», «Томсон Организейшн Лтд.», компания «Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.».

Проблема монополизации английской прессы в начале 60-х годов изучалась королевской комиссией по вопросам печати. Было выявлено, что три концерна обладали 67% всех газет Англии, кроме воскресных; они же владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: «Общая сумма капиталов этой четверки – Бивербрука, Кинга, Ротермира и Томсона – превысила капиталы всех остальных газетно-журнальных издательств, вместе взятых»[60][187]. Рой Томсон – выходец из Канады, бывший торговец радиоприемниками, в 30-е годы начал скупать газеты и в своей стране и за рубежом. В 1953 г. он приобретает шотландскую газету «Скотсмен» («Шотландец»), а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Англии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал «Фэмили Серкл» («Круг семьи»). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета «Таймс», которая в это время испытывала трудности: тираж в 250 тыс. экземпляров не позволял ей ощущать себя достаточно стабильно. Финансовое положение Томсона в это время было достаточно прочным, и его капиталы служили серьезной гарантией возможного процветания газеты, считавшейся «английской национальной институцией». В 1966 г. «Таймс» после долгих дебатов перешла в руки Томсона. К концу 60-х годов тираж этой независимой, но близкой к консерваторам газеты составлял 401 тыс. экземпляров, объем – 18–20 страниц. Для королевы и членов кабинета готовилось специальное издание на особой бумаге.

Объектом ожесточенной конкуренции стала в 1968 г. газета «Ньюс оф де Уорлд», тираж которой – свыше 6 млн. экземпляров – был самым высоким из тиражей английских газет. В борьбе за «Ньюс оф де Уорлд» столкнулись интересы представителей нового поколения английских владельцев прессы, которое в полной мере заявит о себе позднее и как бы «персонифицирует» многие тенденции развития журналистики, как в самой Англии, так и за ее пределами. Это австралийский магнат Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл (в прошлом Людвиг Хох), ставший гражданином Англии после второй мировой войны. В 1968 г. Мэрдок получает существенную часть акций «Ньюс оф де Уорлд», а через некоторое время становится представителем компании, сменив на этом посту сэра Уильяма Карра. В 1969 г. Мэрдок покупает у концерна ИПК убыточную ежедневную газету «Сан» («Солнце»), заменившую в 1964 г. лейбористскую «Дейли Геральд».

Изменения происходят и в самой ИПК, главным предприятием которой в 60-х годах была массовая ежедневная газета «Дейли Миррор». Глава ИПК Сесиль Кинг в 1968 г. вступил в конфликт с премьер-министром Гарольдом Вильсоном, после чего вынужден был уйти в отставку: «Непрочность положения Кинга – продолжателя дела магната прессы Нортклифа – показалось для многих непосвященных невероятным и загадочным сюрпризом. Однако за этим вырисовывалась и непрочность финансовых позиций самого концерна. Несмотря на гигантские размеры его разросшегося владения, Кинг начал к тому времени обнаруживать свою неспособность учитывать все последствия дорогостоящих сделок»[61][188]. Фактически произошло слияние ИПК и концерна «Рид Корпорейшн» – гиганта бумажно-целлюлозного производства.

В мире газетных хозяев Великобритании в начале 70-х гг. наметились определенные изменения.

На первый план выдвинулась группа Роя Томсона, обладавшая периодическими изданиями во всей Великобритании, США, Канаде, Латинской Америке, Африке, а также радио- и телестанциями. Сохраняла свои лидирующие позиции и ИПК, несмотря на финансовые затруднения, которые она сумела решить путем слияния с «Рид Корпорейшн». Ведущей газетой ИПК оставалась «Дейли Миррор», этой же монополии принадлежали воскресные газеты, провинциальные издания, женские журналы; пока еще сохранялся контроль ИПК над рядом изданий Африки. «Ассошиэйтед Ньюспейперс», концерн Бивербрука «Пирсон – Лонгмен», группа Берри занимала существенное место на газетно-журнальном рынке Великобритании. В 1969 г. в Англии стала действовать монополия Руперта Мэрдока «Ньюс Лтд.», которая будет набирать силу в последующие годы.

В это время определилась политическая ориентация ведущих английских изданий. На консервативную партию (вернее на ее правое крыло) ориентировались «Дейли Мейл», «Дейли Телеграф», «Санди Телеграф» («Воскресный телеграф»), «Дейли Экспресс», «Санди Экспресс», «Ньюс оф де Уорлд», «Бирмингем Пост» («Бирмингемская почта»), «Йоркшир Пост» («Йоркширская почта»), «Скотсмен», «Санди Таймс», «Файненшл Таймс». Консервативная пресса центристского толка включала в себя газеты «Таймс», «Сан», еженедельники «Экономист» и «Спектейтор». К либеральному центру относились «Гардиан», «Обсервер», «Лиснер». Правое крыло лейбористов опиралось на «Дейли Миррор» и «Пипл»; лейбористский центр – на «Нью Стейтсмен» («Новый государственный деятель») и «Трибюн». Среди изданий, связанных с компартией, можно отметить «Морнинг Стар», «Коммент», «Лейбор Мансли».

В 70-е годы четко определялись читательские «ниши» качественных и массовых английских изданий. Если 25% читателей «Таймс» принадлежали к высшим кругам общества, то применительно к «Дейли Миррор» эта цифра составляла 1%, а к «Дейли Экспресс» – 3%. 39% рабочих страны читали «Дейли Миррор», 31% – «Дейли Экспресс»[62][195]. Соответственно сформировалась и модель того или иного типа газеты (как содержательная, так и оформительская): «качественная» пресса в освещении наиболее важных социально-политических проблем апеллировала к разуму читателя, опираясь на систему аргументов, убеждающих аудиторию в логичности рассуждений и доказательств. Массовая пресса в основном использовала метод внушающего воздействия, которое «прививает психические состояния, т.е. идеи, чувствования и ощущения без помощи логики и каких-либо доказательств»[63][196]. Обилие иллюстраций, броские заголовки, набранные крупным шрифтом, стремление ориентироваться на язык улицы – все это стало отличительными чертами «популярных» газет. Существенная часть газетной площади этих изданий отводилась и отводится под рекламу и объявления, новости занимают весьма незначительное место. По мнению владельцев массовых газет, на их полосах не нужно печатать то, что можно увидеть по телевидению, т.е. информацию. Не случайно, что рост тиражей массовых газет вызвал в 70-е годы обеспокоенность английской общественности[64][197].

В 70-х – начале 80-х годов в Великобритании продолжали действовать тенденции концентрации и монополизации в сфере средств массовой информации. С 1920 по 1970 г. число английских газет сократилось почти на 35%; с 1974 по 1981 г. вместо 1300 провинциальных газет стало выходить 800; за 30 лет, к началу 80-х годов, количество газет, не принадлежавших концернам или конгломератам, уменьшилось с 490 до 220.

В середине 70-х годов Великобритания столкнулась с серьезными кризисными явлениями в сфере печати: у ряда изданий сократился тираж, снизились прибыли. Сдали свои позиции «газетные короли» старшего поколения, в списке национальных газет не стало изданий Томсона, Бивербрука, Асторов. Снизились тиражи национальных газет: в 1970 г. они составляли 37 млн. экземпляров, в 1980 г. – 33,5 млн. Кризис не обошел и партийную прессу; в 1974 г. тираж «Морнинг Стар» был 45000 экземпляров, в 1976 – 41235, в 1979 – 34588 экземпляров.

В начале 70-х годов возникли затруднения у газеты «Таймс», новому владельцу которой, Р. Томсону, не удалось сделать из нее прибыльное предприятие. Дефицит «Таймс» приблизился к двум миллионам фунтов стерлингов[65][198].

В 1978–1979 гг. над «Таймс» нависла угроза закрытия: «Несмотря на свой престиж, "Таймс" давно приносила владельцам убытки. Сложные отношения с профсоюзами в связи с попытками внедрить современную технику печати и соответственно выбросить на улицу "лишний персонал" уже привели в 1978–1979 годах к тому, что хозяева прекратили выпуск "Таймс" на 348 дней»[66][199]. Варианты спасения газеты обсуждались достаточно долго; речь шла о возобновлении публикации «Таймс» в провинциальной типографии, оборудованной новейшей технологией, и даже о переводе производства «Таймс» в США, чтобы доставлять ее ежедневно в Великобританию и продавать по более низкой цене. Журналистами «Таймс» было внесено предложение создать консорциум, который смог бы купить газету. Кандидатура возможного покупателя «Таймс» обсуждалась не только в английских средствах массовой информации, но и за рубежом[67][200]. Королевская комиссия по прессе в середине 70-х годов пришла к заключению, что выход из кризиса можно достигнуть путем внедрения новой техники и сокращения на треть рабочей силы.

Несмотря на кризис, охвативший «традиционную» печать Великобритании, ряду изданий в 70-е годы удалось не только сохранить свою экономическую эффективность, но и снискать популярность у широкой аудитории. Это касается, например, бесплатных газет, число которых с 1974 по 1981 г. возросло с 194 по 512. Их аудитория в начале 80-х годов составила 95% населения страны.

В 1971 г. в Великобритании было введено коммерческое радиовещание в провинциях и начала складываться конкурирующая с Би-Би-Си коммерческая телесеть. Объем иновещания Би-Би-Си в это время составил 720 часов в неделю (меньше, чем у США и СССР), передачи велись на 37 языках. В 70-е годы в структуре вещания Би-Би-Си постоянно происходили изменения, но самыми крупными иностранными редакциями оставались арабская, французская и немецкая. Среди социалистических стран русская служба занимала центральное место (45 часов в неделю). В это же время проводилось регулярное техническое переоснащение Би-Би-Си[68][201].

Степень концентрации производства в газетной индустрии Великобритании начала 80-х годов, когда 80% тиража английских газет издавалось тремя транснациональными корпорациями – «Ньюс Интернэйшнл», «Рид Интернэйшнл», «Трафальгар Хаус», – была очень высока. Газетно-журнальное производство (по совокупной стоимости выпускаемой продукции) находилось на 3-м месте среди отраслей английского хозяйства. Было подсчитано, что каждая четвертая из пяти английских газет принадлежит концернам или конгломератам, в том числе носящим транснациональный характер. «Трафальгар Хаус», поглотившая империю Бивербрука (ей принадлежал «Дейли Экспресс»), была связана с кораблестроительными отраслями, туризмом, торговлей недвижимостью. Чтобы открыть новую газету – «Дейли Стар» («Дневная звезда»), этот концерн продал несколько зданий в Лондоне за 40 млн. фунтов стерлингов. «Ассошиэйтед Ньюспейперс» контролировала добычу нефти, являясь собственником земли, транспорта, ресторанов. В конце 70-х годов «Рид Интернэйшнл» вложил большую сумму в южноафриканскую компанию по производству упаковки.

В первой половине 80-х годов шло дальнейшее перераспределение сил на рынке средств массовой информации Великобритании. С Флит-стрит ушел конгломерат «Трафальгар Хаус». Потомки и наследники Бивербрука, Томсона, Кэмроза оказались не так хорошо приспособленными к жесткой конкурентной борьбе, как их предшественники. На первое место в сфере масс медиа Великобритании выдвинулись Руперт Мэрдок и Роберт Максвелл.

Для прессы Великобритании 80-х годов было характерно продолжающееся усиление концентрации в сфере печати. 70% ежедневной и воскресной прессы контролировали группы ставшего американским гражданином Р. Мэрдока («Ньюс Интернэшнл»), Р. Максвелла («Миррор Груп Ньюспейперс»), лорда Стивенса («Юнайтед Ньюспейперс»). Оставались сильными позиции групп Ротермира и Томсона.

К началу 80-х годов Руперт Мэрдок уже считался одним из известных международных «лордов прессы». Его отец – друг Нортклифа – был издателем газет «массового интереса» в Австралии. Сам Р. Мэрдок успешно занимался газетным бизнесом в Австралии, где приобрел навыки конкурентной борьбы, которые пригодились ему в ходе завоевания рынка прессы за пределами его родной страны. Империя Мэрдока изначально формировалась как транснациональная. Конец 60-х годов был ознаменован приобретением Мэрдоком двух массовых английских газет – «Ньюс оф де Уорлд» и «Сан». В 70-е годы этот магнат прессы активизировался в США, где стал владельцем одной из старейших газет страны – «Нью-Йорк Пост» («Почта Нью-Йорка»), основанной в 1801 г. К этому времени он уже купил две газеты в Техасе, основал ежедневник «Стар», завладел газетой «Виллидж Войс» («Голос Виллиджа»), а также журналами «Нью-Йорк» и «Нью Уэст» («Новый Запад»), что явилось сенсацией и за пределами Америки.

Новое появление Мэрдока на Флит-стрит было связано с покупкой газет «Таймс» и «Санди Таймс». Его империя уже включала в себя свыше 80 газет, журналы, радио- и телестанции, киностудии, фирмы грампластинок, нефтепромыслы, горнорудные карьеры, животноводческие фермы. Несмотря на то, что совместный разовый тираж газет, приобретаемых Р. Мэрдоком, выходил за рамки, установленные антимонопольным законодательством, сделка состоялась. Согласно акту 1973 г. о добросовестной торговле продажа изданий допускается, если они нерентабельны (а как известно, «Таймс» переживала тогда серьезные финансовые затруднения).

В дальнейшем на 17% был сокращен персонал редакций и типографий. Было положено начало той войне Р. Мэрдока с профсоюзами, которая развернулась в середине 80-х годов.

В начале 80-х годов непростая финансовая ситуация сложилась в группе «Миррор». По словам ее главного управляющего, решение распродать «Миррор» было принято «прежде всего потому, что она была неприбыльна. Мы знали, что именно не в порядке с нашей собственностью, но считали, что налаживать порядок было бы непроизводительным»[69][202]. Максвеллу удалось перехватить инициативу, и он стал владельцем «Дейли Миррор», «Санди Миррор», «Пипл», «Дейли Рекорд» и «Спортинг Лайф» (ее читателем была королева Великобритании). На рубеже 1980–1990-х годов «Дейли Миррор» и «Дейли Рекорд» издавались тиражом, равным четверти совокупного тиража ежедневной британской прессы.

В 80-е годы Великобритания обладала широкоразветвленной сетью периодической печати. Продолжало сохраняться традиционное для страны деление прессы на качественную и массовую. И та, и другая сохраняли свою направленность: первая обращалась к образованному читателю, часто связанному с системой управления, была информативна и аналитична; вторая, ориентируясь на широкую аудиторию, скорее следовала ее вкусам и запросам, чем пыталась изменить или усовершенствовать природу человека. Обе разновидности британской прессы нашли и своего рекламодателя. На страницах качественной печати печаталась дорогостоящая реклама тяжелой промышленности, строительной индустрии, недвижимости; массовая рекламировала, как правило, товары массового потребления.

В середине 80-х годов наиболее высокотиражными массовыми газетами были «Ньюс оф де Уорлд» (4,78 тыс. экземпляров), «Сан» (4,05 млн.), «Миррор» (3,26 млн.), «Дейли Экспресс» (1,98 млн.), «Дейли Мейл» (1,86 млн.). Тиражи качественных изданий распределялись следующим образом: «Дейли Телеграф» (1,3 млн. экземпляров), «Гардиан» (421,6 тыс.), «Таймс» (305,7 тыс.), «Файненшл Таймс» (204 тыс.).

Отличалась разнообразием английская журнальная периодика. Ее представляли политико-экономические и научные издания, например, «Экономист» (232,1 тыс. экземпляров). Освещал проблемы политики, литературы и искусства еженедельный журнал «Нью Стейтсмен» (40 тыс.), основанный при участии Дж.Б. Шоу и имевший лейбористскую окраску, и журнал «Спектейтор» (18,4 тыс.), ориентировавшийся на консерваторов. Среди изданий по вопросам науки и техники серьезное место занимал еженедельный журнал «Нью Сайнтист» (77,2 тыс.).

Иллюстрированными еженедельниками для женщин являлись «Вумэн» (1,3 млн. экземпляров), «Вумэнз Оун» («Журнал для женщин») (1,38 млн.), «Ми» (1,25 млн.).

Большой популярностью пользовались в Великобритании издания, освещающие деятельность телевидения и радио, – «Радио Таймс» (3,36 млн.) и «Лиснер» (29,2 тыс. экземпляров).

На рубеже 90-х годов наметились новые изменения в структуре Би-Би-Си. Если в середине 80-х годов корпорация обладала четырьмя общенациональными каналами радио, местными радиостанциями и двумя каналами телевидения, то планировалось оставить два национальных канала радио, создать три общенациональных канала эфирного телевидения (два – в ведении Би-Би-Си), обсуждался вопрос о расширении возможностей коммерческих эфирных телекомпаний, речь шла о создании новых космических телевизионных каналов, расширении кабельной сети и создании местных микроволновых телестанций.

Иновещание Би-Би-Си в 80-е годы составляло 643 часа в неделю с использованием 39 языков.

В 1982 г. был открыт первый британский канал спутникового телевидения, в 1989 г. он начал использовать люксембургский спутник «Астра», след которого охватывает всю Западную Европу. В дальнейшем на орбиту были выведены очень дорогостоящие спутники «Марко Поло», что расширило возможности британского телевидения.

В 80-е годы шло изменение структуры агентства «Рейтер». Руководство заявило, что первоочередной задачей «Рейтер» является достижение самых высоких стандартов в организации службы новостей. В это время агентство превратилось в гораздо «более международную службу», чем какое-либо другое: журналистский штат «Рейтер» за рубежом составлял 514 человек, «Ассошиэйтед Пресс» – 346, «Франс Пресс» – 310. К 1984 г. штат агентства насчитывал 3865 сотрудников. Из них 2085 в Европе, 817 в Северной Америке, 675 на Ближнем Востоке, в Азии, Австралии, 288 в Латинской Америке. Самый большой оборот средств агентства был связан с европейским рынком. «Рейтер» создало одну из наиболее разветвленных компьютерных сетей в мире. Его базы данных находились в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Франкфурте, Женеве[70][205].

В 1984 г. «Рейтер» перестало быть частным предприятием и стало акционерным обществом. Его прибыль составила почти 100 млн. долларов. Сотрудники «Рейтер» ежедневно готовили 60 тыс. слов информации для 15 тыс. органов пропаганды, предприятий и банков почти в 160 странах мира. Экономическая служба предоставляла сведения о курсах валют, расценках товаров. К концу 80-х годов в «Рейтер» существенно увеличилась доля, принадлежавшая Р. Мэрдоку.

Начало 90-х годов было ознаменовано для журналистики Великобритании усилением тенденций глобализации средств массовой информации. Глобальный характер приобрела «Файненшл Таймс», выходящая двумя изданиями: одно предназначается для жителей Британских островов, другое носит интернациональный характер и распространяется в 160 странах, его читают в финансовых столицах мира. Газета получает разностороннюю информацию не только из Европы, но из Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Было принято решение о совместном издании «Файненшл Таймс» и российских «Известий». «Файненшл Таймс» сотрудничает с Эн-Би-Си, передает деловые бюллетени и финансовые новости на радиостанции – как британские, так и зарубежные. 24 часа в сутки и 360 дней в году «городская линия» «Файненшл Таймс» передает важнейшую коммерческую информацию[71][206].

В 1991 г. Англия столкнулась с феноменом, который вряд ли можно назвать типичным для ее журналистики: несколько снизился спрос на массовую прессу и повысился интерес к качественным изданиям. Это объяснялось возросшей потребностью аудитории в серьезной информации, а также усилившейся вульгаризацией популярных газет. Некоторый спад интереса к массовой прессе был вызван и тем, что молодежная аудитория переориентировалась не только на телевидение. В ее распоряжении оказался широкий набор видеопродукции, компьютерные игры, с которыми «старым» средствам информации конкурировать достаточно сложно.

В 1992 г. процесс снижения тиражей затронул и качественные издания. Несколько возрос тираж воскресных изданий, обладающих своей аудиторией. Одновременно ухудшилось положение серьезных еженедельников, перестал выходить журнал «Энкаунтер» («Столкновение»). В 1992 г. исчез журнал «Лиснер», тогда же был закрыт известнейший юмористический журнал «Панч».

В последующие годы рынок английской прессы продолжало лихорадить. Рост цен на бумагу привел к тому, что газеты все больше и больше стали терять своих читателей. Ряд изданий решил использовать совместную полиграфическую базу, чтобы выдержать натиск конкурентов.

В 1993 г. Р. Мэрдок развернул «войну цен». Демпинговое снижение цен на принадлежащие ему издания привело к взлету их тиражей: тираж «Таймс» достиг небывало высокой отметки – 600 тыс. экземпляров. «Войны цен» не выдержала претендовавшая на независимость «Индепендент»: она перешла под контроль консорциума, возглавляемого «Миррор Групп Ньюспейперс» (при участии Испанской Республики). Снизился тираж «Дейли Телеграф»; возникло опасение, что разрушается рынок серьезных газет. Общественное мнение было обеспокоено и деятельностью массовой прессы, которая с начала 90-х годов проявила настойчивость в погоне за сенсацией и в «подглядывании в замочную скважину». Скандальный тон, «наклеивание ярлыков» были присущи многим таблоидам. В 90-е годы были предприняты попытки, приостановить чрезмерное вторжение средств информации в частную жизнь, однако они не увенчались успехом: в 1997 г. «Дейли Мейл» объявила убийцами несколько человек, оправданных судом. В 1996 г. перешел на еженедельный выпуск журнал «Демпстерз» («Скользкие ступеньки»), специализирующийся на распространении сплетен и слухов. Кроме того, ежеквартально будет появляться его издание в очень дорогом полиграфическом исполнении[72][207].

Рубеж 1980–1990-х годов стал концом эры Флит-стрит. Это объяснялось тем, что многие издательские комплексы переехали в новые, современно оснащенные помещения. Пресса ощутила возможность нового притока капиталов и появления новых владельцев газетно-журнального рынка. После того как крупнейшие английские газеты «ушли» с Флит-стрит, появились не только новые черты в содержательной и графической концепциях британских национальных газет, но и в самом существе редакционной деятельности: сокращается элемент живого общения между журналистами, при сборе информации большую роль начинают играть телефон и компьютер, повышается статус сотрудников, «пакетирующих» готовую информацию, а репортеры неохотно покидают здание офиса[73][208].

В начале 90-х годов произошло новое перераспределение сил на рынке английских средств информации. После смерти Р. Максвелла (обстоятельства его гибели недостаточно ясны) встал вопрос о судьбе его наследия. Корпорация Максвелла была частично приобретена консорциумом «Макмиллан – Макгроухилл» и М. Закерманом (владельцем «Юнайтед Стейтс Ньюс энд Уорлд Рипорт»), «Юэропиэн» приобрели англичане братья Барклей. Что же касается «Миррор Груп Ньюспейперс», то решение ее проблем приобрело затяжной характер: общественность опасалась «сползания вправо» и самой группы, и газеты «Дейли Миррор», что могло бы усилить содержательную и политическую унификацию английской прессы. Исполнительным директором «Миррор Груп» стал Дэвид Монтгомери[74][209].

Д. Монтгомери пытается упрочить пошатнувшееся положение «Миррор» (под таким названием он решил выпускать «Дейли Миррор»). Газета в 1996 г. потеряла 4,9% своего тиража, который опустился до отметки 2533 тыс. экземпляров, в то время как ее постоянный конкурент «Сан» Р. Мэрдока снизила тираж только на 1,1%, продолжая продавать 4020 тыс. экземпляров. «Миррор» улучшила дизайн первой полосы и даже рискнула вынести на нее более серьезные темы. Газета надеется остаться изданием, привлекающим читателей обилием материалов об отдыхе и спорте[75][210].

На рубеже 80–90-х годов нашего столетия проводились новые мероприятия, связанные с развитием законодательства о прессе Великобритании, поскольку в стране нет конституции как единого основного закона; конституционное значение приобрели прецедент, судебные решения и ряд законодательных актов: Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. и др. В Великобритании действует антимонопольное законодательство, но одновременно сохраняются и возможности для того, чтобы обойти его на законном основании. Существуют законы о диффамации (клевете), охраняются интересы государства, но нет закона, позволяющего сохранить в тайне источник информации.

В конце 80-х – начале 90-х годов в Великобритании осуществлялись меры по регулированию средств массовой информации, продолжался административный контроль за прессой, радио и телевидением. Ряд судебных дел рассмотрел права британских журналистов на редакционную тайну. В 1989 г. стали вестись экспериментальные телепередачи из палаты общин, правда, сразу же были оговорены некоторые ограничения, связанные с соблюдением журналистской этики[76][212].

В 1990 г. в Великобритании был принят новый закон о радиотелевещании, внесший серьезные изменения в систему коммерческого телевидения. Закон предусматривает выдачу лицензий на право вещания (претендент должен пройти жесткий отбор и, в случае получения лицензии, неукоснительно выполнять зафиксированные в ней условия). Принятие нового закона фактически распространяет на Великобританию общие для стран Объединенной Европы правила регулирования деятельности радио- и телевещания.

На рубеже 80–90-х годов был выдвинут законопроект об ограничении продажи порнографических изданий, однако он не получил единодушной поддержки, как и другой законопроект, направленный против расовой ненависти. В Великобритании сформировалась группа сторонников реформы английской неписаной конституции за включение в нее Билля о правах и положений о свободе информации[77][213].

Для английского телевидения 90-х годов характерны тенденции конкуренции и монополизации. С Би-Би-Си конкурируют коммерческое, а также спутниковое, кабельное и эфирное телевидение (правда, лишь 12% семей приобрели оборудование спутникового и кабельного телевидения). Слились несколько телевизионных компаний. Наибольший общественный резонанс вызвало объединение «Скай Телевижн» (владелец – Руперт Мэрдок) и «Бритиш Сателлит Бродкастинг». Так как обе службы были нерентабельными, антимонопольное законодательство в данном случае применено не было. В результате их финансовое положение упрочилось, и образовалась новая организация спутникового телевидения, которая приобрела характер небританской службы, – Би-Скай-Би. Была проведена «мини-приватизация» Би-Скай-Би, для чего ее владельцы прибегли к флотации, продаже части ее акций. Примеру Би-Скай-Би последовали и ее конкуренты. Би-Скай-Би предложила сенсационный рекламный проект: запустить на геостационарную орбиту специальный спутник «Скай» со светящейся рекламой.

В 1992 г. была создана Всемирная служба телевидения (ее основали Всемирная служба радиовещания, телевидение Би-Би-Си и коммерческая служба «Би-Би-Си Энтерпрайзис»).

В 1996 г. самой читаемой ежедневной газетой продолжала оставаться «Сан» (4073601 экземпляр), увеличился тираж «Дейли Мейл» (2039713). Повысили объем распространения «Мейл он Санди» (2138465), «Санди Таймс» (1138337); вне конкуренции – воскресная газета «Ньюс оф де Уорлд» (4656718). Стали продавать больше своих экземпляров «Таймс» (688205) и «Файненшл Таймс» (308556). Менее удачной оказалась ситуация для «Индепендент», «Дейли Телеграф» и «Санди Экспресс»: их тиражи снизились[78][214].

 

В типологической системе английских печатных СМИ возник совершенно новый сектор "freesheet" - "горячие новости".

Что же касается печатных СМИ, то в Великобритании к августу 1992 года насчитывалось тринадцать национальных ежедневных газет с общим тиражом более чем четырнадцать миллионов экземпляров. Самые большие тиражи были у бульварных газет "Daily Mirror", "Sun", "Daily Mail" и "Daily Express". И только пятое место среди наиболее популярных газет занимает "Daily Telegraph", характеризующаяся как broadsheet - массовая широкополосная газета, относящаяся к качественной прессе. Это единственная ежедневная качественная массовая газета с тиражом более чем пятьсот тысяч экземпляров. Таблоиды доминируют и на воскресном рынке. Из десяти национальных газет, выходящих в воскресенье и доступных британскому читателю, пять наиболее популярных можно назвать "бульварными газетами".

Надо иметь в виду, что эти данные - всего лишь моментальный снимок национального газетного рынка: так он выглядел в течение шестимесячного периода с января по июнь 1992 года. Между тем, в течение пятилетнего периода между 1988 и 1992 годами наблюдалось последовательное снижение упоминаний бульварных газет, таких как "Sun" и "Daily Star".

Главные собственники и доля акций
национального газетного обращения в Великобритании
(в %, данные на январь - июнь 1992 года)

Собственники: Издания Ежедневные Воскресные
News International: Sun, Today, Times, Sunday Times, News of the World 31.3
Mirror Group Newspapers: Daily Mirror/Record, People, Sunday Express 25.4
United Nespapers: Daily Express, Star, Sunday Express 16.4 10.4
Associated Newspapers: Daily Mail, Mail on Sunday 10.8
Hollinger: Daily Telegraph, Sunday Telegraph 7.3 3.4
Newspapers Publishing: Independent, Independent on Sunday 2.7 2.4
Guardian and Manchester Evening News: Guardian, Observer (с мая 1993 года) 2.9 3.3
Financial Times Ltd: Financial Times -
Apollo: Sport, Sunday Sport - 1.9
Morning Star Cooperative Society: Morning Star - -

Самая большая из них - "News Internantional" - принадлежит Р.Мердоку. Вторая по мощности, "Mirror", была перекуплена Робертом Максвеллом в 1984 году при скандальных обстоятельствах. И все же никто не подозревал в момент этой сделки, что именно ей суждено положить начало новой стадии периодически разгорающейся войны с профсоюзами печатников из-за раздутых штатов и права руководить, завершившейся созданием новой газетной империи. Подробнее об этом можно прочитать в книге Джо Хейнза "Максвелл. Биография успеха издателя, миллиардера, политика", выпущенной на русском языке совместно издательствами Москвы и Тбилиси в 1991 году. После загадочной смерти Роберта Максвелла 5 ноября 1991 года управление "Mirror Group" перешло консорциуму банков и других банковских учреждений. К этому времени она уже является собственником 25% ежедневных и 30% воскресных печатных изданий.

"Guardian" и "Independent" кажутся независимыми, поскольку не принадлежат ни одной из вышеупомянутых корпораций, - это акционерное общество, организованное таким способом, чтобы гарантировать целостность пакета редакционных документов. Хотя в 1991 году "Independent" и ее двойник "Independent on Sunday", испытав финансовые затруднения, изменили структуру и позволили иностранным инвесторам купить существенную долю своих акций.

"Morning Star" еще в недавнем прошлом - газета Коммунистической партии Великобритании. В посткоммунистическом мире ей приходится бороться за читателей: только их средства могут поддержать тираж этой газеты, составляющий приблизительно сто тысяч экземпляров. В новой политической среде 1990-х годов, без субсидий Коммунистической партии Советского Союза, остается неопределенным, насколько длительным будет ее существование.

1980-е и начало 1990-х годов были периодом развития региональной прессы, особенно рынка небольших, "общинных" газет, газет местного сообщества, полностью финансируемых за счет рекламных доходов - "freesheets" (буквально - "горячие новости"). Сегодня существует множество компаний, издающих сотни таких газет во всех уголках страны. Главной функцией они полагают рекламу местного бизнеса и услуг, но это не мешает им отслеживать местные новости, привлекая внимание потенциальных читателей.

В дополнение к "freesheets", конечно, имеются сотни подписных газет, издаваемых за пределами Лондона. Достаточно большой тираж у шотландских изданий, таких как "Daily Record", "Sunday Mail", "Herald" и "Scotsman". Меньшим тиражом обладают издания, целенаправленно предназначенные для аудитории маленьких городов и сельских общин. При этом надо иметь в виду, что для шотландцев, конечно, эти газеты не региональные, а национальные, так же как "Wales on Sunday" для жителей Уэльса или "Belfast Telegfaph" для североирландцев.

Так же как в случае с национальной прессой, собственность и контроль над региональной газетной индустрией Великобритании сконцентрированы в руках небольшого числа компаний. Важнейшие среди них - "Thomson Regional Newspapers" ("TRN"), "Reed Regional Newspapers" ("RRN"), "Yellow Advertiser Group", "East Midlands Allied Press" ("EMAR") и "Westminster Press". К ним присоединяются и некоторые национальные собственники, такие как "Associated Newspapers", "United Newspapers", "Guardian and Manchester Evening News group".

 

1950-е годы. Тенденции: а) расширение медиавладения до слияния медиаконцернов с другими индустриями (первый этап конгломерации); б) территориальное расширение холдингов на колонии и доминионы; в) первые общественные дебаты по поводу концентрации прессы; г) сращение медиавладения с властными институтами через пресс-баронов (лорд Бивербрук принимает участие в формировании комитетов пропаганды во время войны; традиция сохраняется).

1960-е годы. Тенденции: а) рассмотрение проблемы концентрациии на уровне парламента (парламентская комиссия); б) выход концернов на международную (европейскую) арену, то есть начало горизонтального расширения британских медиаконцернов и их превращение в медиаТНК; в) с конца 1960-х – тенденция кроссмедиавладения (печать и аудиовизуальные СМИ). Крупнейшая в мире медиаимперия – концерн «ИПК» – принадлежит сэру Сесилу Кингу, племяннику лорда Нортклиффа. На сцену выходит медиавладелец Рой Томсон; в конце 1960-х – австралиец Руперт Мердок.

Рубеж 1960-70-х характеризуется конкуренцией кроссмедийных холдингов «Ассошиэйтед Ньюспейперз» (группа владельцев) и ИПК, который перешел в собственность Томсона. Сильны тенденции конгломерирования в СМИ (слияние «ИПК» и бумажного концерна «Рид Интернешнл»), развития международного корпорирования.

1970-е годы. Первое место занимает «ИПК» Роя Томсона, и его работа отражает все тенденции того времени. Происходит рост империи Мердока; на арене появляется канадец Роберт Максвелл. Происходит резкое сокращение количества газет в стране.

1980-е годы. Руперт Мердок ведет «ценовые войны» против Роберта Максвелла, выкупая крупные британские издания. Магнаты в Лондоне и регионах борются с бастующими работниками медиаиндустрии, и в середине 1980-х Мердок проводит «революцию Уоппинга» и перевозит редакции в новые районы города. Рынок прессы приобретает современный вид. Растет влияние ТНК на газетный бизнес. Британские медиавладельцы начинают выход на рынки Восточной Европы.

1990-е годы. После гибели Максвелла в 1992 году Мердок остается главной силой на газетном рынке страны. Он владеет более чем 30% тиража прессы общенационального охвата, включая крупнейшие таблоиды и флагманы качественной прессы. Попытки богатых иностранцев (включая Мохаммеда аль-Файеда) проникнуть на журнальный рынок неудачны.

В 2000-е годы ситуация в медиавладении, включая рынок печати, складывается так: в национальной (лондонской) прессе царит Мердок и компании, владеющие «зонтичными» конгломератами изданий. В региональной прессе действуют около 20 крупных компаний, из которых ведущими являются «United News and Media», «Guardian Media Group», «Pearson», «Northcliffe Newspapers».

 

Таблица 1. Кроссмедиальное владение на медиарынке Британии в 1990-е-2000-е годы

Источник: Watts D. The Mass Media: Political Communication in Britain Today. Sheffield: Hallam University, 2000. P. 35. Цит. по: Бодрунова С.С.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Печать Великобритании во второй половине XX века: монополизация и концентрация

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.166.142
Генерация страницы за: 0.029 сек.