Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы конфликтных личностей




Условно можно выделить следующие пять типов конфликтных личностей:

1. Конфликтная личность демонстративного типа. Желает быть центром внимания, хорошо выглядеть в глазах других. В поведении присутствует неадекватная эмоциональность, манерность, подчеркнутая вежливость. Отношение к другим людям определяется тем, как внешне относятся к нему (ней), обижается по пустякам, вызывает ложное чувство вины у окружающих, любит комплименты. Легко переносит поверхностные, межличностные конфликты, демонстрируя собственную стойкость и страдания. Быстро определяет линию своего поведения в различных ситуациях, избегает кропотливую, систематическую работу. Не уходит от конфликтов, уверенно чувствует себя в конфликтной ситуации. Часто источник конфликта, но этого не осознает.

2. Конфликтная личность ригидного типа. Подозрителен, с завышенной самооценкой, постоянно требуется подтверждение собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств, прямолинеен и негибок, консервативен. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается как выпад, угроза. Слабо выражена самокритика, может внешне согласиться с доводами окружающих, но на собственные поступки мнение других не повлияет: Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3. Конфликтная личность неуправляемого типа. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение мало предсказуемо, вызывающее, агрессивное, может быть неадекватно, действует без соблюдения общепринятых норм. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность согласовывать свои поступки с целями и обстоятельствами. Не учитывает прошлого опыта, не извлекает уроков на будущее.

4. Конфликтная личность сверхтревожного типа. Педантично относится к работе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, придирчив. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям, перестраховщик. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может, внезапно порвать отношения с друзьями, знакомыми, если ему показалось, что его обидели. Серьезно переживает свои просчеты и неудачи. Сдержан во внешних, эмоциональных проявлениях, не всегда ориентируется в реальных взаимоотношениях в группе.

5. Конфликтная личность бесконфликтного типа. Неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив, непоследователен. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Определение какого-либо типа конфликтной личности в коллективе поможет разработать индивидуальный подход к ней в случае обострения ситуации, а также иметь уже готовые рецепты для разрешения возможного конфликта.

Модели, стратегии и тактики поведения в конфликте и его урегулирование.

По психологическим характеристикам модели поведения в условиях конфликтных ситуаций могут быть следующие.

1. Модель «деловой спор» - между участниками существуют разногласия по конкретному вопросу их совместной деятельности, но обе стороны верят в возможность соглашения. В целом характер таких взаимоотношений можно назвать как товарищеский, имеющий тенденцию прийти к согласию.

2. Модель «формализация отношений» - зона разногласий становится очень широкой, конфликт касается уже не какого-то одного аспекта взаимной деятельности, а нескольких. В подобной ситуации оппоненты не видят возможности соглашения и ищут внешние, официальные способы разрешения конфликта, обращаются за помощью к начальству или коллективу. Товарищеские отношения отсутствуют.

3. Модель «психологический антагонизм» - расширяется и становится более неопределенной зона рассогласований, увеличивается субъективизм в подходах к решению проблемы. Отношения между партнерами приобретают негативный оттенок, возникает неприязнь, нет стремления к согласию, нередка взаимная враждебность, задеваются личностные качества. Преобладает стремление к избеганию совместных контактов.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. У. Томас считает применимой двухмерную мо­дель регулирования конфликтов, основополагающими из­мерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлечен­ных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. У. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интере­сов ради другого;

3. компромисс;

4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5. сотрудничество, когда участники ситуации прихо­дят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон.

Для более эффективного решения проблемы конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения (учитывая, конечно, особенности характера и поведения людей, вовлеченных в конфликт).

По мнению американского психолога К. У. Томаса, существуют следующие стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации:

Стратегия партнерства - ориентация на, учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Стратегия напористости - реализация исключительно собственных интересов, достижение собственных целей. Жесткий подход: участники конфликта - противники, цель - победа. Сторонники такой стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не слушают других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.

В дополнение можно отметить, что бывает и смешанная стратегия - когда напористо-агрессивное поведение одного участника конфликта направлено на нейтрализацию подобного поведения другого участника на фоне настойчивых попыток перевода конфликта в русло партнерства. Можно определить такую стратегию как агрессивное партнерство.

Внутри двух стратегий существуют следующие пять основных тактик поведения:

1. Сотрудничество — стиль, направленный на разрешение противоречий, ле­жащих в основе конфликта. Характе­ризуется тем, что субъект конфликта ориентирован на раз­решение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями ради дости­жения общих целей. Человек с таким ведущим стилем раз­решения конфликтных ситуаций способен пойти на риск снижения своей самооценки в острой жизненной ситуации. Как правило, этот стиль присутствует у неформальных ли­деров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное, что воз­можно благодаря тому, что в системе мотиваций доминирующую позицию занимает мотив достижения цели с хорошим развитием социального волевого контроля.

Сотрудничество возможно при высоких значениях напористости и партнерства. Поиск решений, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Сотрудничество приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

2. Соперничество (противоборство) свойственно в большей степени активным, и агрессивным муж­чинам с мотивацией активно-оборони­тельного поведения и/или самоутверждения в качестве до­минирующих мотиваций. Соперничество вызывает часто максимальное сопротивление у партнеров по общению, так как противоречие разрешается в одностороннем порядке. Это наиболее опасный стиль, который может перевести внеш­ний конфликт в прямую конфронтацию и столкновение с применением силы. Индивид, демонстрирующий этот стиль, как правило, озабочен отношением к себе со стороны окружающих и стремится во всех ситуациях выглядеть по­бедителем. Можно допустить, что при этом стиле поведения проявляется неадекватное завышение самооценки, сохране­ние которой удается с помощью использования определен­ных форм психологической защиты.

Соперничество (противоборство)– возникает при высокой напористости и низком партнерстве. Стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления, применение власти, принуждения, давления, использование зависимости и уязвимых мест партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

3. Компромисс — стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам. Люди с этим стилем стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Противоречие, вызвавшее конфликт, есте­ственно, не разрешается, а маскируется и временно за­гоняется внутрь с помощью частичных уступок и жертв со стороны каждого участника конфликта. Тактика этого стиля — постепенное сближение интересов и сведение их к общему балансу сил и потребностей, что возможно только в случае, если остальные участники готовы идти на уступки. Наименее эффективен в конфликтной ситуа­ции, когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. Компромисс требует от человека ясного понимания ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта и аде­кватной высокой самооценки.

Компромисс – возможен при средних значениях напористости и партнерства. Стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не соблюдаются.

4. Приспособление — стиль, ориентированный на сохранение социальных от­ношений, доминирует у женщин (или у мужчин с женским складом характера), за­нимающих подчиненную социальную позицию на фоне не­адекватной заниженной самооценки. Субъект с этим сти­лем поведения осознает наличие внешнего конфликта и пытается к нему приспособиться с помощью различных тактик, в том числе с участием какой-то психологической защиты. Противоречие, вызвавшее конфликт, как бы сни­мается с помощью уступок со стороны индивида со стилем приспособления. Если внешний конфликт развивается без временного дефицита, то этот стиль может быть вполне эффективным. Однако слишком частое использование это­го стиля независимо от содержания ситуации лишает его носителя инициативы и способности к активным социаль­ным действиям, что рано или поздно приводит к возрастанию напряженности внутренних конфликтов и всем вытекающим последствиям.

Приспособление - поведение присутствует при низкой напористости и высоком стремлении к партнерству. Стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, согласиться с требованиями, претензиями, уход от обсуждения спорных вопросов. Стремление поддержать партнера путем подчеркивания общих интересов, замалчивание разногласий.

5. Избегание — стиль, ориентированный на сохранение статуса своего «Я», поэтому наиболее социально пассивный, сводящийся обычно к непризнанию наличия внешнего кон­фликта. Тактика субъекта с таким стилем поведения сво­дится к уменьшению им значимости событий, вызвавших конфликт. Существует еще один способ поведения индиви­дов с этим доминирующим стилем, который сводится к спо­собности ускользнуть, уйти из конфликтной ситуации. Ес­тественно, что этот стиль не способен разрешить противо­речие, лежащее в основе конфликта, так как личность не признает вообще эти противоречия как реально существующие. Этот стиль свойствен людям со сниженной самооценкой и недостаточно развитым социальным интеллектом. Так же как и предыдущий, стиль избегания порождает усиление внутренних конфликтов.

Избегание - поведение при низкой напористости и низком значении партнерства. Это стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации, не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказываний своего мнения.

Практика показывает, что хорошо адаптированный к социальной среде человек обычно пользуется большей частью рассмотренных стилей поведения в зависимости от конкрет­ного содержания внешнего конфликта

В профессиональной среде наиболее эффективными являются сотрудничество и соперничество, в семейных отношениях одним из наибо­лее удачных способов разрешения сложных жизненных си­туаций может быть компромисс, используемый в сочетании с сотрудничеством.

Проявление различных стилей, возможно, определяется характерологическими особенностями, например уровнем экстраверсии. У ярко выраженных экстравертов домини­рующим стилем поведения в конфликте чаще всего явля­ется соперничество, а затем сотрудничество. Для интро­вертов наиболее легким стилем является избегание и при­способление.

Итак, стиль разрешения внешних конфликтов связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, жизненным опытом и конкретным содержанием ситуации, которая привела к конфликту. Основной компонент последней, безусловно, - это стиль поведения партнера по взаимодействию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.