Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационно-психологическая безопасность

Информация:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, вопринимаемые человеком или специальным устройством.

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».)

Информация – убыль неопределенности, мера определенности. (Работы Больцмана, Н.Винера, А.Реньи и др.)

«Информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом». (В.И. Шаповалов). Совсем в духе того, что писал Ошо Раджниш: «Посмотрите в зал кинотеатра, и вы увидите множество людей, вытирающих глаза. Но ведь на экране на самом деле нет ничего, кроме игры света и тени».

Издревле информация рассматривается в онтологическом аспекте как то, из чего всё начинается. Однако параллельно с развитием рационального мышления развивалось и другое – максимально упрощённое, представление об информации как о сообщении, как о некоторых данных, выраженных в системе того, или иного языка (цифр, слов, звука, цвета и т.п.). Такое представление отображает логический аспект феномена информации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности, обеспечивающее целостность личности как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Негативные информационно-психологические воздействия – это воздействия на психику человека (на сознание и бессознательное, на мотивы, мировоззрение, ценностно-смысловую и эмоционально-волевую сферу личности), способные против воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, препятствовать формированию и функционированию адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора.

Предпосылки актуализации проблемы ИПБ:

информация становится основным ресурсом производства и условием жизнедеятельности человека, а потому преобладающим потоком в обществе. Без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества. Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом;

развитие информационных и психотехнологий и при этом неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности;

кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и, как следствие, утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий; деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост исламского фундаментализма и религиозного сектантизма; ослабление важнейших социокультурных институтов государства – науки, образования, воспитания и культуры;

продвижение идеалов цивилизации потребления, тайным интересом которой является развитие дисгармоничной, деструктивной личности, что при интенсивном развитии информационных и психотехнологий может привести к непредсказуемо печальным последствиям;

от войн традиционных, когда безопасность человека определялась, в основном, сохранностью его тела и биологических функций, человечество переходит к войнам информационным (психосферным, концептуальным, смысловым, ресурсным и т.п.), где основным объектом безопасности выступает сознание человека;

воздействия информационные наиболее эффективны в плане влияния на человека, поскольку направлены непосредственно к его «управляющему центру» – сознанию (в единстве осознаваемой и бессознательной подструктур психики). Особенность информационных воздействий на сознание человека также состоит в том, что они в силу своей универсальности могут представлять угрозы для любого вида безопасности человека;

личность как единица общества – непосредственный носитель индивидуального сознания, воздействуя на которое, можно влиять и на менталитет социума, а потому вопросы информационной безопасности общества, государства в определенной мере (в зависимости от аспекта ее рассмотрения) производны от проблем безопасности личности.

В такой ситуации, еще усугубляющейся недостатком социальных механизмов контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, особую роль играют не столько внешние условия ИПБ, сколько внутренние образования, позволяющие человеку самому обеспечивать собственную безопасность. Для современной науки очевидно, что сам человек в силу его активности должен рассматриваться двояко: как объект и как субъект безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Безопасность человека | Источники, средства и формы информационно-психологических воздействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.