Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники, средства и формы информационно-психологических воздействий

Основные источники угроз информационно-психологической безопасности личности можно разделить по отношению к человеку на две группы: внешние и внутренние.

Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир.

Источники внешних угроз ИПБ:

Иностранные государства.

Российские органы власти и управления, различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).

Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);

Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Основные средства информационно-психологического воздействия на человека:

средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);

литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);

искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);

образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);

воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций – формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);

личное общение.

Источники внутренних угроз ИПБ:

психические характеристики (внушаемость, импульсивность и др.);

неопределенность и конфликт желаний, намерений, стремлений;

неразвитость самосознания;

стереотипность, узость осознанного восприятия реальности, несформированность механизмов критического восприятия (анализа и оценки поступающей информации) и, как следствие, неадекватная картина мира.

Формы информационно-психологических воздействий (способы тайного принуждения человека):

Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)») — распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры. Л. Дуба и Ж. Эллюль (Jacques Ellul) рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». Пропаганда является совокупностью определенных структур, символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations (деятельность различных организаций для достижения взаимопонимания с общественностью).

Контроль сознания (англ. mind control), промывание мозгов (англ. brainwashing, из китайского), насильственное убеждение (англ. coercive persuasion), управление разумом (англ. thought control), реформирование мышления (англ. thought reform) – применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека помимо его воли и желания.

Зомбирование – процедура программирования поведения человека с помощью специальных препаратов и психотехник; в современных публикациях под зомбированием понимаются особые способы управления психикой и поведением человека помимо его собственной воли.

Агитация (лат. agitatio – приведение в движение) – пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств и является распространенным инструментом политической борьбы.

Реклама – пропаганда идей, товаров и услуг, призванная повысить их привлекательность для потребителей

Манипуляция – это вид психологического воздействия, ведущие к изменению (модификации) поведения человека, к скрытому возбуждению у него желаний, намерений, отношений, не совпадающих с его актуально существующими целями.

«Манипуляция – это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением».

1) родовой признак – психологическое воздействие; 2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения собственных целей; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и его направленности); 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости); 6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование «искусственных» потребностей и мотивов для изменения поведения) (Е.Л. Доценко).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационно-психологическая безопасность | Информационно-психологические войны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.