Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые методы работы ИКС




Методы работы информационно-консультационной службы

1. Классификация массовых методов работы ИКС?

2. Цели использования массовых методов и их особенности?

3. Роль СМИ в работе ИКС?

4. Преимущества и особенности групповых методов работы ИКС?

5. Классификация групповых методов?

6. Недостатки и преимущества индивидуальных методов?

Для успешной реализации своих функций работники ИКС должны хорошо владеть методами работы службы, позволяющими научить фермеров формировать свое мнение относительно существующих или возникающих проблем и принимать самостоятельные решенияпо их преодолению. Обладая знаниями о таких методах работник информационно-консультационной службы сможет выбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки зрения разрешения стоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают. Среди многообразия методов работы ИКС целесообразно выделить главные из них. Это массовые, групповые и индивидуальные методы, которые способствуют успешной реализации образовательных программ ИКС, повышению эффективности труда сельских товаропроизводителей.

Одним из важнейших инструментовв деятельности информационно-консультационной службы являются средства массовой информации, составляющие основу массовых методов ИКС. Данный метод передачи информации к потребителю включает в себя: радио, телевидение аудио- и видеотехнику, электронные средства, печатные средства (специализированные журналы, фермерские газеты, брошюры, плакаты, буклеты, официальные сообщения), средства наглядной агитации.

Привлекательность средств массовой информации для ИКС состоит в том, что с их помощью можно быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого количества людей. При этом средства массовой информации должны использоваться в тех целях, которым они в наибольшей степени отвечают, а именно:

- для распространения новых идей и повышения интересов товаропроизводителей к новшествам;

- в целях предупреждения о возможных случаях распространения болезней, массовых появлениях вредителей, карантинных сорняках и т.п.;

- в случае необходимости оказания помощи в чрезвычайных ситуациях;

- для увеличения влияния ИКС на товаропроизводителей;

- в целях организации обмена опытом между фермерами, работающими в данной местности и за ее пределами;

- для систематического обмена опытом между работниками СМИ и ИКС, советов, рекомендаций, использования источников, вызывающих доверие товаропроизводителей, повторения наиболее важной и интересной информации для лучшего ее запоминания.

Особенностью массовых методов является их избирательное воздействие на товаропроизводителей. Другими словами передача информации посредством СМИ является избирательным процессом:

1. Избирательность публикаций. Эти средства не могут передавать всю, имеющуюся у источников информацию. Решение о том, какую информацию передавать по радио или телевидению, как правило принимает редактор, владелец СМИ или правительственные органы в целях пропаганды своей политики. Подобная информация во многих случаях может не вызывать интереса у товаропроизводителей. Поэтому работники ИКС должны работать со СМИ, чтобы они в своих передачах освещали вопросы, отвечающие потребностям фермеров. В свою очередь работники СМИ сами должны хорошо знать условия работы товаропроизводителей, их окружение, потребности. Только в том случае, если передаваемая информация будет удовлетворять потребностям фермеров, способствовать разрешению существующих проблем, она будет востребованной ими.

2. Избирательность внимания. Ни один человек не может читать или слушать все, что печатается и передается. Поэтому передаваемая информация должна отбираться очень строго. Основной подход к отбору информации заключается в том, чтобы она вызывала у товаропроизводителя потребность читать, слушать или смотреть. Данный подход будет побуждать людей к обсуждению прочитанного или услышанного с окружающими, способствовать более энергичному внедрению рекомендуемых перспективных приемов и методов в производство.

3. Избирательность восприятия.Любое сообщение или публикация должны быть подготовлены таким образом, чтобы они правильно воспринимались слушателями. Информация, о новых технологиях, например, подготовленная без учета этого требования, может оказаться непрактичной. Поэтому информацию, передаваемую СМИ на широкую аудиторию необходимо первоначально опробовать на небольшой группе людей. Такая практика даст возможность убедиться в том, что информация подготовлена достоверно, вызывает интерес и воспринимается правильно.

4. Избирательность запоминания. Никто не запоминает всего того, что он прочитал или услышал в передачах радио или телевидения. Люди имеют тенденцию не запоминать то, что расходится с их мнением, или может привести к неприятной дилемме. Обычно запоминается те детали, которые прежде всего побуждают к обсуждению их со своими товарищами. Поэтому сообщения СМИ должны быть короткими и носить разъяснительные цели. Лишняя информация в СМИ скоро забывается. В связи с этим сообщения СМИ должны быть лаконичными, написаны понятным языком, повторяющимися, чтобы их можно было понять и запомнить, иметь четко запоминающуюся структуру и быть согласованными с другими сообщениями ИКС. Важно, чтобы товаропроизводители находили в СМИ подтверждение слов работников ИКС. Наибольшую помощь для запоминания информации могут оказать интервью с фермерами, обмен опытом работы и другие эффективные формы (диалог, дискуссия, ответ на вопросы, рекомендации).

5. Избирательность дискуссии. Как правило у нас нет времени говорить друг с другом обо всем, что мы прочитали или услышали по радио и телевидению. Обычно мы говорим о тех сообщениях, которые сходны с нашим мнением, мнением наших друзей или могут быть интересны для них.

Понимание важности избирательного обсуждения играет большую роль для инновационного процесса. Многочисленные иccледования в области ИКС показывают, что для сельских товаропроизводителей средства массовой информации, как метод обучения взрослого населения, играют значительную роль и, в особенности, с точки зрения создания осведомленности и принятия окончательного решения о внедрении инноваций. Именно через СМИ товаропроизводители получают первую информацию об инновациях. В последующем для принятия решения о применении инноваций, они стремятся обсудить значимость полученной информации с кем-либо, кому они доверяют и в чьей компетенции убеждены. Обычно этим человеком может быть работник ИКС. Но для большинства товаропроизводителей более предпочтительным является обсуждение вопросов, связанных с внедрением инноваций, со своими более преуспевающими коллегами.

В то же время не следует предполагать, что услышанное, изученное и обсужденное с коллегами что-либо новое будет всеми товаропроизводителями немедленно внедряться в производство. Вполне понятно, что часть людей внедряют инновации быстрее, чем остальные. Работники ИКС могут и должны оказывать влияние на ускорение инновационного процесса. Но для этого они должны хорошо знать характер и особенности работающих с ними товаропроизводителей.

Исследования показывают, что сельские товаропроизводители по степени распространения и внедрения инноваций распределяются на 5 категорий (рисунок 3).

Новаторы. (2,5% населения) - это люди, любящие риск. Они достаточно легко справляются с неопределенностью и имеют широкую сеть связей за пределами местного района. Думают абстрактно. Этих людей считают необычными по мышлению. Они имеют средства для того, чтобы быть новаторами. Однако в большинстве случаев о них не думают как о лидерах в сообществе, потому что они, в основном, работают только на себя.

 


Рисунок 3 - Категории товаропроизводителей по отношению к инновациям

Ранние внедренцы (13,5% населения). Люди с высоким уровнем образования, менее догматичны, предпочитают науку и технологию. Имеют абстрактное мышление. Они отличаются деловым подходом к принятию решений. Пользуются большим уважением в обществе.

Раннее большинство (34% населения). Хорошо интегрируются в системе. Принимают решение о внедрении и новаций немного раньше среднего уровня. Они хорошо обдумывают возможные последствия. Не являются лидерами мнения.

Позднее большинство (34% населения). Как правило, скептики, им надо, чтобы убрали все возможные риски от внедрения и неопределенность. Занимаются внедрением инноваций из-за экономической необходимости.

Отстающие (16% населения). Как правило, это товаропроизводители, у которых отсутствуют ресурсы. Любят ссылаться на множество традиций и историю для того, чтобы не заниматься внедрением новых разработок или новых методов хозяйствования в производство. Обладают узким кругозором.

Результаты научных исследований о выделении среди товаропроизводителей разных категорий и личностных характеристиках людей, принадлежащих к этим категориям, оказывают важное воздействие на организацию работы ИКС.

Прежде всего это дает возможность выделять среди товаропроизводителей различные целевые группы, которые требуют дифференцированного подхода к организации их обучения.

Пользуясь приведенными выше характеристиками работники ИКС имеют возможность выявлять среди товаропроизводителей неформальных лидеров. Именно через неформальных лидеров наиболее эффективно осуществляются процессы обучения, распространения знаний и внедрение науки в производство. Характеристика категорий товаропроизводителей показывает, что среди инноваторов и представителей раннего большинства найти неформальных лидеров практически не представляется возможным. Люди, принадлежащие к первой категории, не любят делиться своим опытом с окружающими и работают, в основном, на себя. Представители же раннего большинства часто не отличаются высокой компетентностью. Таким образом, неформальные лидеры чаще всего сосредоточены в группе ранних внедренцев. Однако работники ИКС должны выявлять их путем социологических опросов среди товаропроизводителей.

Оценивая роль СМИ в работе консультационной службы можно заключить, что они:

а) способствуют распространению знаний;

б) приводят к изменению некоторых привычек товаропроизводителей;

в) ускоряют инновационный процесс;

г) способствуют усилению межличностного общения;

д) укрепляют связи работников ИКС, СМИ и науки.

Однако разные средства массовой информации оказывают неодинаковое влияние на товаропроизводителей. И каким бы этот метод обучения ни был хорошим и высокоэффективным, он не может заменить межличностное общение между товаропроизводителями. Только в процессе межличностного общения в наибольшей мере осуществляется процесс обучения, повышения уровня знаний и компетентности. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблиц 2 и 3.

Наконец, чтобы продукция средств массовой информации пользовалась спросом и интересом у товаропроизводителей, она должна отвечать следующим требованиям:

- технические термины должны излагаться доступным языком и простыми словами, имеющими конкретное значение. Абстрактный язык и жаргон в сообщениях исключается

- сообщение должно быть структурировано и иметь ясную аргументацию. Излагаемые в сообщении идеи должны быть логичными. Главные и второстепенные части должны легко различаться друг от друга;

- главные акценты в сообщениях должны формулироваться кратко. Аргументацию следует направлять на достижение главной задачи;

- сообщение или информация должны быть написаны так, чтобы они вызывали стимул у товаропроизводителей прочитать или прослушать их.

Таблица 2 - Степень воздействия на учащихся средств массовой информации

  Радио Газеты Журналы Буклеты
1. Доступность (понятность) информации для учащегося **** *** ** **
2. Наличие обратной связи между источником и получателем * * ** **
3. Степень влияния на учащихся * * ** **
4. Степень воздействия на активность учащихся ** ** ** ***
5. Размер аудитории *** *** ** **
6. Уровень образования аудитории ** *** ** **
Продолжение таблицы 2        
7. Стоимость информации * ** ** *
8. Стоимость информации для ИКС * * * ***
9. Степень доверия к информации * * ** ***
10. Доступ информации ** * *** ****
11. Участие ИКС в подготовке информации * * ** ****

 

Таблица 3 - Различия между СМИ и межличностными связями

Характеристика Каналы межличностного общения Каналы СМИ
1.Потоки информации Двусторонний Односторонний
2.Характер коммуникаций Межличностный (лицом к лицу) Безличностный (многоканальный)
3.Наличие обратной связи Высокое Низкое
4.Способность преодоления селективного процесса Высокая Низкая
5.Скорость передачи информации массовому потребителю Относительная медленная Относительная высокая
6.Возможность согласования содержания информации с потребителем Большая Малая
7.Стоимость информации на 1 потребителя Высокая Низкая
8.Возможность игнорировать информацию потребителем Низкая Высокая
9.Повторение информации Нет Имеется
10.Источник передачи информации Каждый Эксперты, властные структуры
11.Возможное влияние информации Формирование и изменение позиции Увеличение уровня знаний

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.