Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура описания методики решения задач

Структура описания исторического события

  • Дата
  • Исторические объекты
  • Место
  • Причина, повод
  • Условия (экономические, политические, научные, религиозные и т.п.)
  • Результат
  • Исторические выводы

 

 
 

 

 

 
 

 

 

Структура описания технического объекта

 

 

 


 


Логико-композиционная структура текста отражает последовательность расположения смысловых блоков в тексте.

Большинство учебных (и научных) текстов имеют трехчленную композицию: введение – основная часть – заключение. (Все это можно, конечно, отнести и к структурным фрагментам текста: главе, параграфу).

Трехчленная композиция восходит к древности: "всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому [Платон. Федр // Платон. Соч. в 3 т. – Т.2. – М., 1979. – с. 203].

К упомянутым трем звеньям следует добавить заголовок. Предъявление заголовка формирует у читателя ключ к пониманию текста.

Во введении обосновывается необходимость ознакомления читателя с содержанием структурного фрагмента текста, указывается связь данного структурного фрагмента с фрагментами, изложенными ранее.

Важно отметить резюмирующую, подытоживающую функцию заключения. Содержание заключения взаимодействует с содержанием введения и заголовком, замыкая тем самым общий информационный блок.

Наибольшую сложность представляет чтение основной части текста, являющейся наиболее информационно насыщенной, и, как правило, имеющей сложную логико-смысловую организацию.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в структуре текста. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур:

§ индуктивные;

§ дедуктивные;

§ рамочные (дедуктивно-индуктивные);

§ стержневые (индуктивно дедуктивные);

§ имплицитные.

 

В текстах индуктивной структуры обобщение расположено в конце текста, изложение идет от частного и конкретного к общему.

 

 

 
 

 


Тексты дедуктивной структуры начинаются с обобщения. Дальнейшее изложение представляет собой конкретизацию, объяснение или доказательство ключевого положения.

 
 

 


В текстах рамочной структуры изложение начинается с обобщения, которое затем конкретизируется и детализируется, а затем информация вновь обобщается в конце текста. Начальный и заключительный блоки могут полностью совпадать, но могут наблюдаться и частичные различия.

 

 
 

 


В текстах стержневой структуры обобщение не занимает ни начального ни конечного положений. Изложение начинается с частных положений, за ним следует обобщение, которое затем снова уточняется и конкретизируется.

 

В текстах имплицитной структуры обобщающий блок отсутствует, вербально не выражен. Предполагается, что читатель может сделать обобщение самостоятельно (Имплицитный – подразумеваемый, невыраженный. Современный словарь иностранных слов СПб.: «Дуэт», 1994.-752 с.).

 

 
 

 


Цельность (целостность) предполагает, что текст должен быть композиционно цельным, целесообразным речевым произведением, несущим адресату цельную информацию о предмете. Таким образом, цельность представляет собой базовую характеристику текста как предмета коммуникации. Цельность – это психолингвистическая категория. В акте коммуникации автор выражает посредством текста некоторое содержание, которое должно сформироваться в психике читателя в результате прочтения текста. Цель коммуникации – обеспечить максимальное совпадение сформированного у читателя образа содержания с авторским содержанием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура описания теории | Контекстуальное определение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.