Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические требования к программным средствам учебного назначения




Требования к электронному учебнику, как элементу программных средств учебного назначения (ПСУН)

 

Выделяют следующие группы требований:

· дидактические

· функциональные

· технические

· эргономические

 

[Использованы материалы, приведенные на обзорной странице по дистанционному образованию в России http://astu.secna.ru/russian/student/personal/32zva/ ]

 

Дидактическим требованиями к учебным электронным изданиям являются:

  • научность;

Требование научности обучения означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, в том числе и математического, а также метод системного анализа.

  • доступность;

Требование доступности обучения означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

  • адаптивность (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);

Адаптивность предполагает:

    • индивидуальный темп обучения пользователя
    • индивидуальную траекторию обучения пользователя с учетом предшествующей подготовке
    • приспособляемость тактики обучения к типу личности пользователя
    • приспособляемость тактики обучения к текущему психофизическому и эмоциональному состоянию

 

  • систематичность и последовательность обучения (последовательность изложения разделов должна соответствовать отношениям их логического предшествования);

Требование систематичности и последовательности обучения означает обеспечение последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого необходимо:

· предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

· учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

· учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

· тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

· строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

  • связь обучения с практикой;

Для этого необходимо обеспечивать связь предъявляемой информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

  • сознательность;
  • самостоятель­ность и активизацию деятельности (самоконтроль и самокоррекция учащегося, самоподготовка учащегося путем компьютерного тренажа);

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами электронных изданий самостоятельных действий учащихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. Для повышения активности обучения обучающие программы должны генерировать разнообразные учебные ситуации, формулировать разнообразные вопросы, предоставлять обучаемому возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

  • деятельностный подход изучению материала;

В обучающей программе должна прослеживаться четкая модель деятельности учащегося. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала.

  • реализация возможностей компьютерной визуали­зации учебной информации процессов (наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов; наглядное представление скрытых в реальном мире процессов, наблюдение их развитии, во временном и пространственном движении; графическая интерпретация исследуемых закономерностей)

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение учащимся. Требование обеспечения наглядности в электронном издании реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Распространение систем виртуальной реальности, позволит в ближайшем будущем говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения. Представление учебного материала должно соответствовать не только вербально-логическому, но и сенсорно-перцептивному и представленческому уровням познавательного процесса. Электронное издание должно строиться с учетом особенностей таких познавательных психических процессов, как восприятие (зрительное и слуховое), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания), мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное), воображение, память (мгновенная, кратковременная, долговременная с учетом явлений затухания и замещения информации в памяти).

  • реализация интерактивного диалога и суггестивной (от английского слова suggest - предлагать, советовать) обратной связи;
  • широкое использование имитационного моделирования изучаемых или исследуемых процес­сов и (или) явлений;

Имитационное компьютерное моделирование в дидактическом плане должно стимулировать развитие творческой активности обучающихся, динамической визуализации учебного материала. Особенно ценно имитационное моделирование при изучении очень быстро и очень медленно протекающих, иных плохо наблюдаемых процессов, процессов, натурная реализация которых требует специализированного оборудования, имеет высокую стоимость, сопряжена с опасностью для жизни и здоровья человека. Компьютерные модели должны быть снабжены удобными средствами для задания или изменения структуры и параметров изучаемых объектов, имитации внешних воздействий, а также для оценки управляемости и чувствительности изучаемых объектов к параметрическим и сигнальным возмущениям.

  • осуществление контроля с обратной связью для оценки результатов учебной деятельности;

Средства тестирования и контроля знаний и умений должны давать объективную информацию об уровне усвоения учащимися изучаемого учебного материала. Процедуры тестирования должны активизировать познавательную деятельность учащихся. Количество и характер контрольных вопросов и заданий должны быть достаточными для индивидуализации тестирования и контроля знаний учащихся по всем изучаемым объектам. Нахождение ответов на поставленные вопросы должны требовать от учащихся практического применения изученных понятий. Необходимо варьировать контрольные вопросы по уровню усвоения материала, применяя соответствующие проверяемому уровню усвоения виды и формы тестов. Тестовые средства тренажа и самоконтроля знаний должны способствовать закреплению теоретических знаний и практических умений учащихся.

  • автоматизация выполнения рутинных операций за счет выполнения на компьютере трудоемких вы­числительных работ;
  • возможность доступа (в соответствии с методической целесообразностью, техническими и экономическими возможностями обучающихся) к сетевым информационным ресурсам по изучаемой области знаний;
  • формирование умения принимать оптимальное решение или раз­личные вариативные решения в сложных ситуациях;

 

Необходима четкая формулировка целей изучения каждого раздела с перечислением знаний и умений, которые должны быть достигнуты обучающимся в результате изучения раздела. Каждой дидактической единице КУМ должен быть назначен целевой уровень ее усвоения: узнавание, воспроизведение, умение применять знания в стандартных ситуациях, умение применять знания в нестандартных ситуациях, умение получать новые знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.