Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аварийная карточка № 1




Опасные грузы и их классификация.

Опасные грузы и их классификация.

2. Основные положения «Правил безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами»

3. Мероприятия при возникновении аварийной ситуации при перевозке опасных грузов

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Исаев Н.И., Айтказин М.А. «Безопасность жизнедеятельности», (учебник для студентов технических ВУЗов РК), г. Алматы 2006 –373 с.

2. Безопасность жизнедеятельности, учебник для ВУЗОВ под ред Михайлова Л.А, Санкт-петербург, 2005 г.-302 с

3. Айтказин М.А. «Безопасность жизнедеятельности», г. Алматы 2003 –220

К опасным грузам относятся вещества и предметы, содержащие их, которые в условиях перевозки или их хранения могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

При рассмотрении понятия "Опасный груз." имеется ввиду опасность для подвижного состава, строений, сооружений, машин, механизмов; окружающей природной среды.

Опасные грузы разнообразны по своим физико-химическим и поражающим свойствам. Поэтому для каждого такого груза разрабатываются особые условия перевозки, применяются специфические и профилактические мероприятия, учитывающие конкретные особенности перевозимого вещества.

Транспорт, как обслуживающая отрасль, обязан удовлетво­рять появляющийся спрос на перевозку опасных грузов и свое­временно реагировать на появление новых опасных веществ в свя­зи с развитием отдельных отраслей хозяйства и научно-техническим прогрессом с точки зрения обеспечения безопасно­сти перевозок и предотвращения негативного воздействия таких грузов на окружающую среду. Отсюда возникает необходимость обеспечения гарантирован­ного безопасного и эффективного процесса транспортировки очень широкой номенклатуры опасных грузов в различных усло­виях эксплуатации. Так, по данным Российской ассоциации меж­дународных автомобильных перевозок, в России перевозится бо­лее 25 тысяч различных опасных грузов в т. ч. радиоактивные, взрывчатые, ядовитые и др. вещества.

Если в промышленно развитых странах объемы транспорти­ровки опасных грузов в структуре перевозок в основном (свыше 60) выполняются автомобильным транспортом, в условиях СНГ все еще в грузопотоке превалирует железнодорожный транспорт.

Мировая практика свидетельствует, что на автотранспорте наиболее высокий процент аварий при перевозке ОГ, особенно при перевозке нефтепродуктов. Так, по экспертным оценкам на ликвидацию различных техногенных катастроф РФ вынуждена тратить от 1.0 до 2.0% ВНП.

В 1998 году Казахстан присоединился к Европейскому согла­шению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОЛОГ). На Ге­неральной Ассамблее Академия Международного Союза автомо­бильного транспорта (МСАТ) 9 ноября 2001 г. состоялось вруче­ние Сертификата об аккредитации КазАТО Training Centre на право обучения по программе СПК (международные автомобиль­ные перевозки грузов).

В нашей стране перевозки опасных грузов, безусловно, будут осуществляться в усложнившихся условиях дорожного движения, характеризующихся, в частности, отставанием роста дорожной сети, увеличением интенсивности движения, изменением структуры транспортных потоков.

При несоблюдении требований правил перевозок грузы могут представлять разные виды опасности: пожаро- и взрывоопасность, токсичность, радиационную и инфекционную опасность, коррозионность.

Классификация опасных грузов производится согласно ГОСТ 19433 - 81 и основана на ряде международных документов (рекомендации экспертов ООН при перевозке опасных грузов, международные правила перевозки опасных грузов по ж.д.) (МПОГ), Международная грузовая конвенция (МГК), Европейские предписания, касающиеся международных перевозок опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ), Европейская экономическая комиссия ООН, Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

ГОСТ 19433 - 81 предусматривает следующее деление опасных грузов на классы:

1 - взрывчатые вещества (ВВ);

2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (ЛВМ);

5 - окисляющие вещества (ОК. и органические перекиси (ОП);

6 - ядовитые (токсичные вещества) (ЯВ);

7 - радиоактивные (РВ) и инфекционные вещества (ИВ);

8 - едкие и коррозионные вещества (ЕК);

9 - прочие опасные вещества.

Классы делятся на подклассы, так первый класс содержит 5 подклассов, второй - 4, третий и четвертый и восьмой по три подкласса, остальные по два.

При несоблюдении требований правил перевозок грузы могут представлять разные виды опасности: пожаро- и взрывоопасность, токсичность, радиационную и инфекционную опасность, коррозионность.

Радиационную опасность представляют источники ионизирующих излучений: гамма кванты, альфа и бета частицы, потоки нейтронов, рентгеновские и др. лучи. Источниками ионизирующих излучений при перевозках грузов на ж.д. транспорте могут быть радиоактивное сырье, ядерное топливо, изотопная продукция, радиоактивные отходы.

Коррозионность - большая группа химических веществ, перевозимых под названием "едкие и коррозионные грузы". Попадая на кожу людей они вызывают хим. ожоги. Газы, пары и пыль таких веществ обладают обще токсическим действием и выраженными раздражающими свойствами. Эти вещества могут значительно повреждать металлические части оборудования, подвижного состава и упаковку др. грузов.

Пожароопасность - возможность возникновения или быстрого развития пожара. Огнеопасность вещества зависит от условий возникновения горения и способности вещества к самоподдерживающемуся горению. Наиболее опасными являются вещества, способные к воспламенению от малых, кратковременных источников воспламенения и подверженные самовоспламенению при относительно низких температурах.

Воспламенение и горение могут происходить только при определенных концентрациях горючего вещества в воздухе.

Пожар – неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве.

Опасные факторы:

- открытый огонь и искры;

- повышенная температура воздуха и различных предметов;

- токсические продукты горения;

- дым;

- пониженная концентрация кислорода;

- взрывы;

- обрушение и повреждение зданий, сооружений и установок.

Взрывоопасность - способность веществ или смесей под влиянием физического или химического импульса к быстрому самораспространяющимуся физическому или химическому превращению (горению или взрыву). Различают три вида взрывов:

1)Физический (из-за изменения физического состояния системы, например, нагревание баллонов со сжатыми и сжиженными газами);

2)Химический (само распространяющееся с большой скоростью химическое превращение вещества, с выделением тепла и большого количества газов или паров, сжатых до высокого давления, например, перекиси, вещества, выделяющие кислород, пары легковоспламеняющиеся жидкости, пыль твердых веществ);

3) Ядерный (при реакциях деления и синтеза атомных ядер).

При перевозке опасных грузов особую взрывоопасность представляют пропан-бутан и их смеси

При утечке пропан - бутановых смесей и соединении их с воздухом при достижении определённых концентраций образуется взрывоопасные газо- воздушные смеси.

Нижним (верхним) пределом взрываемости (НП и ВП) называется такое минимальное (максимальное) количество горючего вещества в воздухе, при котором при поднесении открытого огня происходит взрыв смеси. При меньшей чем НП концентрации газа в воздухе взрыва не происходит, из-за недостатка горючего газа; при большей чем ВП концентрации газа в воздухе взрыва не происходит из-за недостатка кислорода.

Опасность вещества тем больше чем шире интервал между НП и ВП воспламенения и чем ниже НП. Нижний и верхний предел взрываемости измеряется в процентах.

При разрушении ёмкостей с пропаном или пропан-бутановой смесью для его полного испарения требуется от 1,4 до 1,6 часа в зависимости от температуры воздуха, но источник возникновения взрыва может наступить как в момент разрушения ёмкости, так и вскоре после разрушения, когда основной объём горючего газа будет находится в жидкой фазе. В этом случае произойдёт взрыв сжиженного газа.

Взрывы сопровождаются воздушной ударной волной.

Воздушной ударной волной называется область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница области резкого сжатия воздуха называется фронтом ударной волны.

Избыточное давление во фронте ударной волны DPФф - Р0 - это разность между максимальным давлением во фронте ударной волны (Рф) и атмосферным давлением (Р0). Единицей измерения избыточного давления в системе СИ является Паскаль (Па), внесистемной единицей – килограмм сила на квадратный сантиметр (кгс/см2); 1кг с/см2=100кПа.

При непосредственном воздействии воздушной ударной волны основной причиной появления травм у населения является мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается человеком как резкий удар.

Степени поражения людей от избыточного давления:

Легкие – при DPФ=20-40 кПа (0,2 - 0,4 кг с/см2), характеризуются легкой контузией, временной потерей слуха, ушибами и вывихами.

Средние – при DPФ =40-60 кПа (0,4 - 0,6 кг с /см2), характеризуются травмами мозга с потерей сознания, повреждением органов слуха, кровотечениями из носа и ушей, переломами и вывихами конечностей.

Тяжелые – при DPФ =60-100 кПа (0,6-1,0 кг с / см2), сопровождаются травмами мозга с длительной потерей сознания, повреждением внутренних органов, тяжелыми переломами конечностей и т д

Крайне тяжелые при DPФ >100 кПа (>1.0 кг с /см2), избыточного давления более 100 кПа человек не выдерживает и погибает.

Токсичность (ядовитость) - свойства веществ, которые обуславливают возможность отравления, химических ожогов, заболеваний, гибель людей, животных и растений.

Кроме веществ, которые ядовиты сами по себе, имеется много веществ, способных выделять вредные продукты в определенных условиях - при взаимодействии с др. веществами, попадании в огонь, увлажнении и т.д. Токсичные вещества могут воздействовать на человека, попадая в организм различными путями: проникая через кожу, при проглатывании, вдыхании, через рану.

Оценка опасности химических веществ основывается на представлениях о минимально действующих количествах (порогах действия) ядов. Основным порогом считается порог хронического действия при котором величина концентрации веществ в воздухе приближается к предельно-допустимой концентрации вредных веществ.(ПДК).

При перевозке опасных грузов уделяется особое внимание к таре и маркировке., так например, опознавательный цвет баллонов с пропаном: красный, надпись белая; опознавательный цвет баллонов с азотом – черный; с кислородом – голубой, надпись черного цвета.

 

2. Основные положения «Правил безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами»

 

В настоящее время в Перечень опасных грузов, перевозка ко­торых в Международном сообщении осуществляется по специ­альным разрешениям правительства, вошли: по железным дорогам 565 наименований, по автомобильным дорогам 359 наименований. Свойства этих веществ, их взрывопожарная опасность, опасность для людей и животных, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, указываются в аварий­ных карточках на группу веществ или на каждое вещество в от­дельности.

Практически на всех видах транспорта действуют «Правила безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами».

Основными элементами всех Правил являются аварийные карточки. Каждая аварийная карточка имеет свой порядковый номер и составлена на группу веществ с одинаковыми опасными свойствами и идентичными мерами, которые необходимо применять в случае аварийной ситуации. Номер аварийной карточки должен быть проставлен грузоотправителем на знаках (ярлыках) опасности, наносимых на контейнеры и на грузовые места с опасными грузами, перевозимыми в упаковке.

Аварийная карточка состоит из:

1) перечня опасных грузов, где указывается не только название опасного груза, но и класс опасности (токсичности) ВВ и номер ООН;

2) основных свойств и видов опасности - физико-химические свойства, взрыво- пожароопасность, опасность для человека;

3) средства индивидуальной защиты, применяемые от данных ВВ;

4) необходимые действия при утечке, разливе, пожаре, возгорании и общего характера;

5) меры первой помощи - доврачебная и врачебная.

 

Термины и сокращения, принятые в аварийных карточках опасных грузов.

1. Легко воспламеняются - воспламеняются от действия ис­точника огня с малой энергией зажигания (спички, искры, папиро­сы и т. д.).

2. Опасная зона - зона в радиусе 200 м от места возникнове­ния пожара или утечки легковоспламеняющийся жидкости из ем­кости.

3. Безопасное место - место на отдельном пути, изолирован­ное от главного пути, зданий, сооружений станции, оборудован­ное средствами пожаротушения.

4. Меры предосторожности при транспортировке вагонов с течью легковоспламеняющихся жидкостей. Вагоны (цистерны) с течью легковоспламеняющихся жидкостей отводятся с прикрыти­ем от локомотива не менее 4 вагонов и при прекращении движе­ния по соседнему пути.

5. Полная защитная одежда состоит из изолирующего проти­вогаза, защитного костюма, резиновых сапог и перчаток; нагруд­ника для защиты кожных покровов шеи.

6. Дыхательный аппарат - фильтрующий противогаз или рес­пиратор.

7. Фильтрующие противогазы применять при объемной доле кислорода не менее 18% и суммарной объемной доле ядовитых паров и газов не более 0,5%.

8. Фильтрующие респираторы применять при объемной доле кислорода не менее 18% и концентрации ядовитых паров и газов, превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации) не более чем в 15 раз.

 

Ниже приведено содержание аварийных карточек для наиболее распространенных опасных грузов

 

 

Блаугаз, бутан, изобутан, бутилен, этан, пропан, пропилен, циклопропан и 8 наименований их факции.

Основные свойства. Бесцветный газ. Тяжелее воздуха. Нерас­творим в воде. Перевозится в сжатом или сжиженном состоянии. При выходе в атмосферу превращается в газ. Скапливается в низ­ких участках поверхности, подвалах, тоннелях.

Взрыво- и пожароопасность. Легко воспламеняется от искр и пламени. Может взрываться от нагревания, искр и пламени. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые могут рас­пространяться далеко от места утечки. Опасность взрыва газа на воздухе и в помещениях. Емкости могут взрываться при нагрева­нии. В пожарных емкостях образуются взрывоопасные смеси.

Опасность для человека. Малоопасное вещество. При боль­ших концентрациях вызывает кислородное голодание. В помеще­ниях вызывает головокружение, удушье. Соприкосновение с жид­костью вызывает обмораживание. Возбуждение, сонливость, сла­бость, головная боль, покраснение и зуд кожи, слезотечение, резь в глазах.

Необходимые действия. Общего характера: Используя средст­ва индивидуальной защиты из зоны удалить посторонних. Дер жаться с наветренной стороны. Избегать низких мест. Изолиро­вать опасную зону и не допускать посторонних. Соблюдать меры пожарной безопасности. Не курить. Пострадавшим оказать пер­вую доврачебную помощь.

При утечке и разливе. Не прикасаться к пролитому веществу. Прекратить движение поездов и маневровые работы в опасной зо­не. Устранить источники огня и искр. Убрать из зоны разлива го­рючие вещества. При" наличии специалистов устранить течь, если это не представляет опасность, или перекачать содержимое в ис­правную емкость с соблюдением мер предосторожности. Отвести вагон в безопасное место. При интенсивной утечке дать газу пол­ностью выйти. Изолировать район в радиусе 200 м, пока газ не рассеется. Использовать распыленную воду для осаждения газа. Вызывать на место аварии пожарную и газоспасательную службу данного района. Оповестить об опасности взрыва местные органы власти. Не допускать попадания вещества в тоннели, подвалы, ка­нализацию. Вынести поврежденные баллоны в безопасное место и установить наблюдение до полного выхода газа.

При пожаре. Надеть полный защитный костюм. Изолировать зону в радиусе 800 м. Убрать из зоны пожара, если не представля­ет опасность, и дать догореть. Не приближаться к горящим емко­стям. Охлаждать емкость водой с максимального расстояния. Не прекращать горение, пока не устранена утечка. Тушить тонкорас­пыленной водой, воздушно-механической пеной с максимального расстояния.

При возгорании. Сбить пламя струей воды. Действовать как при утечке.

Меры первой помощи:

а) Доврачебная: Вынести на свежий воздух. Обеспечить теп­ло, покой. При затрудненном дыхании дать кислород с карбоге-ном. Дать капли валерианы, пустырника;

б) Врачебная: Противопоказан адреналин! Атропин - подкож­но. При потере сознания - госпитализировать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.