Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности эмоциональной сферы

Младший подростковый возраст является одним из ключе­вых этапов в процессе становления эмоционально-волевой ре­гуляции личности.

Переживания в этот период становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явле­ний жизни делается более постоянным и устойчивым. Значи­тельно более широкий круг явлений социальной действитель­ности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции (Мухина, 2003).

Младший подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для него характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше управляет выражением своих чувств, чем младший школьник. В определенных ситуациях (плохая отметка, выговор за плохое поведе­ние) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волне­ние, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (кон­фликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Иногда от тя­жело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку самоубийства (Якобсон, 1981).

Резко выраженные психологические особенности подрост­кового возраста получили название «подросткового комплекса».

Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное (и даже од­новременное) проявление ряда полярных эмоциональных реак­ций. Причем достаточных, значимых причин для подобной сме­ны настроения подростка зачастую просто не существует.

Так, чувствительность к оценке посторонними своей внеш­ности, способностей, умений сочетается у подростков с излиш­ней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в от­ношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным други­ми - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазиро­вание - с сухим мудрствованием (Личко, 1985).

Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверс­тниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испыты­вает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного для него ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего чело­века переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон, 1981).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфлик­туют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от ро­дителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек (Клайн, 1991).

Основой сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испы­тывает фрустрацию; негативные переживания часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика ак­тивной деятельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с повышенными ранимос­тью, впечатлительностью, мнительностью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последовательность работы на светодальномере | Особенности общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.