Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Россия - суверенное федеративное государство

Проблема суверенитета - одна из самых фундаментальных проблем в правовой науке. Она возникла тогда, когда возникло само государство. В нашем отечестве при использовании понятия суверенитета преобладали до самого последнего времени политические концепции и подходы преобладали над юридическими, что чревато самыми тяжелыми последствиями.

Понятие суверенитета используется в национальном и международном праве для характеристики особых, специфических свойств, присущих госу­дарству. Суверенитет характерен для любого государства - большого, мало­го, развитого, развивающегося, унитарного, федеративного, независимо от его политического строя.

В отечественной науке под государственным суверенитетом следует по­нимать верховенство власти на своей территории и независимость в меж­дународных отношениях.

Верховенство государства на своей территории проявляется в кон­центрации в руках государства всей власти и властного принуждения в отношении находящихся в его пределах организаций и лиц, в установлении внутригосударственного правопорядка, в единстве и неограниченности го­сударственной власти. Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов в совокупности образует единую власть. разделе­ние функций и полномочий государства между ее органами не разделение власти, а ее организация. Ни один из этих органов не может быть исклю­чен из общей системы, обособлен и противопоставлен другим.

Независимость в международных отношениях выражается в неподчине­нии государства какой-либо внешней власти. Государство самостоятельно, независимо от власти других государств осуществляет свои внутренние и внешние функции.

Независимость во внешних делах проявляется в полной самостоя­тельности государства в осуществлении внешних функций, в определении внешней политики. Свобода внешнеполитической деятельности государства ограничена его обязанностями соблюдать нормы международного права, свои международно-правовые обязательства. Однако нормы международного права- результат соглашения между независимыми государствами. Общеп­ризнанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе­мы только после принятия Государственной Думой и обязательного утверж­дения Советом Федерации закона о ратификации и денонсации международ­ных договоров РФ (ст. ст. 105, 106 Конституции РФ).

В демократическом государстве его суверенитет органичен сувере­нитетом народа, которому принадлежит высшее право определять экономи­ческую, социальную и политическую систему страны. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Концепция абсолютного суверенитета была выдвинута Гоббсом, ко­торый приписал это качество государству-чудовищу Левиафану. Народ ли­шался всяких прав на власть. Однако его концепция тогда оказалась оторванной от жизни. Государству противостояло набиравшее силу граж­данское общество.

Не является абсолютной и независимость государства вовне. Мно­гие его качества, включая суверенные права, определяются тем, что оно является элементом международной системы. Нельзя быть членом мирового сообщества и быть независимым от него. Это членство предъявляет все более высокие требования к государству и в отношении его внутренней сферы. Политико-правовая система должна отвечать международно-признан­ным стандартам уважения прав человека. А согласно Парижской хартии 1990 года участники обязаны укреплять демократию как единственную сис­тему правления.

Таким образом, государственный суверенитет можно определить как исходящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осу­ществлении государством своих функций в рамках национального и между­народного права.

Россия как суверенное государство имеет все государственно-право­вые признаки, атрибуты любой государственности, элементы конституционно-правового статуса.

1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный пре­дел распространения ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Рос­сийская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъек­тов. По ранее действовавшим Российским конституциям кроме территории (автономных республик, областей и округов) имелась территория непос­редственно общефедеральная. С признанием в 1992 г. краев, областей и го­родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельными и равноправными субъектами федерации вся территория России состоит из территорий субъектов.

Определяя конституционные основы правового режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территори­альное море, воздушное пространство над ними. " Впервые в Конституции РФ в этой статье установлены основы статуса конституционного шельфа. Рос­сийская Федерация, подчеркивается в п. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шель­фе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в поряд­ке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Правовое регулирование вопросов территории осуществляется также За­коном "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. Согласно ст. 1 Закона Государственная граница Российской Федера­ции - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверх­ность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Конституция устанавливает также, что границы между субъектами Рос­сийской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опреде­ляется Законом "О государственной границе Российской Федерации".

2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституцион­но-правового статуса суверенного государства является наличие граж­данства (подданства). В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретает­ся и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.

Правовое регламентирование федерального гражданства осуществляется Конституцией РФ 1993 г., Декларацией прав и свобод человека и граждани­на 1991 г., Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Каждый, прожива­ющий на территории России имеет свободу выбора гражданства, не может быть лишен гражданства или права изменить его.

В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации входит определение оснований и процедуры приобретения, изменения и прекращения гражданства; установление административного и судебного порядка обжалования решений по вопросам гражданства; порядка решения спорных вопросов гражданства между федерацией и субъектами.

Наличие федеративного гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, входящих в состав федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного граж­данства влечет за собой утрату гражданства республиканского.

Закон гарантирует защиту граждан и в тех случаях, когда они находят­ся за границей. Эта защита осуществляется дипломатическими представи­тельствами и консульскими учреждениями России.

3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Консти­туцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. пу­тем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные пра­вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изменение Конституции Рос­сийской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы зако­нодательства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы; кодексы; подзаконные правовые акты - нормативные Указы Прези­дента, постановления Правительства, акты федеральных министерств, комите­тов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглаше­ния Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, кон­венций, соглашений; постановления Конституционного суда Российской Фе­дерации и др.

Суверенный характер Российской Федерации обуславливает верховенство и действие на всей территории федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения фе­дерации и субъектов.

Как установлено в ст. 76 Конституции РФ "по предметам ведения Рос­сийской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и фе­деральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принима­ются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации."

Верховенство федерального законодательства обеспечивается конститу­ционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным за­конам " (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

4. Государственно-правовым признаком России как суверенного госу­дарства является наличие системы федеральных органов государственной власти. В содержание основ конституционного строя входит норма, устанав­ливающая, что "государственную власть в Российской Федерации осущест­вляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Феде­рации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации - это глава государства, гарант Конс­титуции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации - является представительным и законода­тельным органом Российской Федерации.

Правительство - это федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть Российской Федерации.

Суды - органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации. Фе­деральными судебными органами являются: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации. Статья 11 п. 3 Конс­титуции РФ устанавливает в этой связи, что разграничение предметов ве­дения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федера­тивными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полно­мочий.

В целях обеспечения единства системы органов исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих пол­номочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соот­ветствующих должностных лиц(п. 1 ст. 76 Конституции РФ).

5. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституци­онно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности го­сударства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.

Основы государственно-правового статуса Вооруженных Сил Российской Федерации сформулированы в законах: "О безопасности" (1992); "Об обо­роне"(1996); "О воинской обязанности и военной службе" (1998) и других актах.

Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы Российской Феде­рации - государственная военная организация, составляющая основу оборо­ны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии и на­несения ему поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы комплектуются как в добровольном порядке, так и по призыву по экстерриториальному принципу, что обусловлено их единым ха­рактером. Их верховным главнокомандующим согласно Конституции РФ явля­ется Президент Российской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пог­раничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы контрраз­ведки, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны.

Перечень этих войск является исчерпывающим. Закон запрещает сущест­вование и создание в Российской Федерации иных воинских формирова­ний, что преследуется по закону. Отсюда вытекает невозможность, напри­мер, создания вооруженных формирований в субъектах федерации.

Общефедеральный характер оборонной деятельности и строительства Во­оруженных Сил обуславливает законодательное регулирование этой сферы федеральным законодательством.

6. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою госу­дарственную федеральную собственность, денежную и кредитную систе­му, единое экономическое пространство.

Статья 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее равную защиту с иными формами собственности. Рос­сийская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, в ко­торой находятся промышленные и строительные предприятия общероссийско­го значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федера­ции, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участ­ки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Во­оруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации "гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. " На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).

В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, де­нежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ де­нежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что "система налогов, взимае­мых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом."

7. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ "Рос­сийская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации."

Россия заключает международные и межгосударственные договоры и сог­лашения с иностранными государствами. Только федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в сос­таве России.

8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации яв­ляется установление государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отмечается в Законе "О языках на­родов РСФСР " от 25 октября 1991 г. статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Как и всякое суверенное государство Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу. Описание и по­рядок использования символов устанавливаются федеральным конституцион­ным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Государственным флагом Российской Федерации с 1991 года является прямоугольное полотнище с соотношением длины 2:1, состоящее из трех разноцветных полос: верхней белой, средней лазоревой и нижней алой.

Согласно Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года N 2050 (Положение о Государственном гербе Российс­кой Федерации):

1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральди­ческом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражаю­щий копьем дракона. (Собрание актов Президента и Правительства 1993. - N 49. - Ст. 4761).

Государственным гимном Российской Федерации является "Патриоти­ческая песнь" М. И. Глинки. Текст гимна еще не определен.

Столицей Российской Федерации является г. Москва, статус которой ус­тановлен федеральным законом.

Предметы ведения Российской Федерации.

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами госу­дарственной власти с помощью установленных конституцией и другими за­конодательными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграни­чении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга; органами власти автономной области и автономных округов.

Анализируя предметы ведения закрепленные в этих законодательных ак­тах, следует учесть наличие в них некоторых противоречий. В этой связи Конституция РФ устанавливает в ст. 1 второго раздела "Заключительные и переходные положения", что в случае несоответствия положениям Консти­туции РФ положений Федеративного договора - действуют положения Конс­титуции РФ.

По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Фе­дерации Конституция делит на две группы: 1. Исключительные предметы ве­дения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ); 2. Сов­местные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъ­ектов (ст. 72 Конституции РФ).

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

-принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов; -федеративное устройство и территория; -регулирование и защи­та прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Феде­рации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; -установ­ление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и су­дебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование фе­деральных органов государственной власти; -федеральная государственная собственность и управление ею; -установление основ федеральной полити­ки и федеральные программы в области государственного, экономическо­го, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; -установление правовых основ единого рынка; фи­нансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмис­сия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; -федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; -федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; -федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; -вопросы войны и мира; -внешнеэкономические отношения Российской Федерации; -оборона и безопасность; -оборонное производство; определение продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; -производство ядовитых ве­ществ, наркотических средств и порядок их использования; -определение статуса и защита государственной границы, территориального мира, воздуш­ного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголов­ное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; -амнистия и помилование; -гражданское, гражданско-процессуальное и ар­битражно-процессуальное законодательство; -правовое регулирование ин­теллектуальной собственности; -федеральное коллизионное право; -метео­рологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисле­ние времени; геодезия и картография; наименование географических объ­ектов; -официальный статистический и бухгалтерский учет; -государс­твенные награды и почетные звания Российской Федерации; -федеральная государственная служба.

Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения Рос­сийской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию выс­ших органов государственной власти Российской Федерации и в других фе­деральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в пос­ледующих главах учебника.

Федеративный характер национально-государственного устройства Рос­сии обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов.

В предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов входит: -обеспечение соответствия конституций и законов республики, ус­тавов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конститу­ции Российской Федерации и федеральным законам; -защита прав и свобод человека и гражданина; -защита прав национальных меньшинств; -обеспе­чение законности, правопорядка, общественной безопасности; -режим погра­ничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра­ми, водными и другими природными ресурсами; разграничение государствен­ной собственности; -природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; -охрана памятников истории и культуры; -общие вопросы вос­питания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; -ко­ординация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; -осущест­вление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемия­ми, ликвидация их последствий; -установление общих принципов налогооб­ложения и сборов в Российской Федерации; -административное, администра­тивно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; -кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; -защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочис­ленных этнических общностей; -установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; -ко­ординация международных и внешнеэкономических связей субъектов федера­ции, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в раной мере расп­ространяются на республики, края, области, города федерального значе­ния, автономную область, автономные города.

Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими феде­ральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами ис­полнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционные основы федеративного устройства России | Индивидуальное сознание человека характеризуется динамикой смысловых образований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.181 сек.