Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры для обеспечения взаимных интересов Центра и субъектов

Возникающие под влиянием многочисленных факторов кризисные состояния хозяйства регионов, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Вместе с тем возможные направления нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, включают меры:

а) макроэкономического регулирования, углубления макроэкономического анализа и прогнозирования (финансовая стабилизация, формирование эффективного налогового законодательства, нормализация на равноправной основе бюджетно-финансовых взаимоотношений между субъектами Федерации
и федеральным центром);

б) институционального регулирования (приватизация и акционирование государственных предприятий, формирование ФПГ, санация убыточных предприятий, поддержка малого бизнеса, проведение земельной реформы, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры, регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями);

в) государственного территориального регулирования (федеральная поддержка экономики регионов зоны Крайнего Севера; регулирование транспортных тарифов для регионов Сибири и Дальнего Востока; федеральная поддержка депрессивных и слаборазвитых регионов, а также регионов, пострадавших
от техногенных аварий, природных и экологических катастроф; реализация целевых федеральных территориально-ориентированных программ);

г) внешнеэкономического регулирования (регулирование экспортно-импортных тарифов, реализация механизма зоны свободной торговли в рамках СНГ и формирование механизма платежного и более широкого экономического союза стран СНГ).

Выбор и обоснование конкретных направлений нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций следует осуществлять в зависимости от характера кризисных ситуаций, степени угрозы национальной безопасности, территориальных особенностей структуры хозяйства, сравнительного уровня развития экономики и социальной сферы и т.д.

Региональный аспект экономической безопасности России в переходный период должен быть ориентирован прежде всего на:

• укрепление экономической базы федеративных отношений, формирование общероссийского рынка (согласование интересов регионов с интересами Федерации, ограничение сепаратистских тенденций, активизация межрегиональных связей и стимулирование укрепления экономических отношений с
отдельными районами, тяготеющими к рынкам АТЭС или ЕС);

• поддержание достаточного уровня производственного и научно-технического потенциала экономически наиболее развитых опорных районов, призванных обеспечить сырьевую и технологическую независимость России и переход ее экономики в постиндустриальную стадию;

• недопущение дальнейшего отставания слаборазвитых регионов и снижения уровня жизни их населения до предела, способного вызвать социальную напряженность;

• государственное регулирование выхода из депрессии старопромышленных районов, играющих ведущую роль в традиционных отраслях и нуждающихся в коренной реконструкции хозяйства, крупномасштабных мероприятиях по предотвращению безработицы;

• активизацию населения, нормализацию положения в демографической сфере, сокращение безработицы, чрезмерных различий в доходах различных групп населения, предотвращение конфликтов между отдельными социальными слоями и группами населения в районах, характеризующихся сильным расслоением по уровню доходов;

• предотвращение межнациональных конфликтов в регионах со сложным национальным составом населения;

• ликвидацию криминогенной обстановки;

• укрепление экономики, правовой базы и таможенной службы приграничных регионов России;

• государственное регулирование экономического положения в регионах-монополистах для недопущения социально-политических выступлений, приводящих к крупномасштабным сбоям в поставках стратегических видов продукции;

• повышение уровня комплексности хозяйства и самообеспеченности районов финансовыми, основными потребительскими и природными ресурсами, улучшение состояния природной среды.

Решение указанных задач должно базироваться на системном подходе к выявлению кризисных ситуаций в регионах и оценке их влияния на общенациональную безопасность страны, позволять комплексно решать сложные задачи по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, ослаблению или полной ликвидации угроз региональной экономической безопасности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология регионов в зависимости от уровня дестабилизации экономических процессов | Методы государственного регулирования территориального развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.