Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дедуктивные умозаключения




Общественное мнение как институт гражданского общества.

В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный.

В методологическом аспекте общественное мнение определяется как сумма приемов отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов.

В институциональном аспекте общественное мнение – это способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение различных групп людей к событиям общественной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. В институциональном аспекте общественное мнение выступает как институт гражданского общества.

Гражданское общество - это совокупность независимых личностей, имеющих возможность реализовать свои цели.

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

Экспрессивная функция связана с выражением позиции индивидов по отношению к социальным событиям. Эта функция позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность.

Консультативная функция общественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни.

Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений, либо стихийно - под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций.

В содержательном отношении общественное мнение существует, с одной стороны, как духовное отношение (оценочное суждение), а, с другой, - как проявление социальной воли.

По своей структуре общественное мнение может быть единодушным (формы тоталитаризма, автократии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.

По форме выражения общественное мнение может проявляться как в вербальной (словесной) форме, так и в невербальной (в непосредственном поведении и отношении людей).

Субъектами общественного мнения выступают любые объединения людей, организации, средства массовой информации, отдельный человек.

В истории социологии сложилось несколько позиций относительно природы общественного мнения.

Г. Тард и Г. Зиммель обосновывали возникновение общественного мнения действием психического механизма подражания. Все сходства, существующие в мире, обусловлены повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

Б. Д. Парыгин определяет общественное мнение как социально - психологическое коммуникативное явление.

А. К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к действительности.

У. Липпман в книге «Общественное мнение» поднимает проблему формирования общественного мнения СМИ. Липпман разработал теорию стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, обладающий значительной устойчивостью. Человек замечает в социальном окружении лишь то, что уже сформировано для него культурой, привычками, установками, пропагандистскими ярлыками.

«Британская энциклопедия» определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, выражаемых значительной частью общества, относительно какого-либо конкретного вопроса.

К устойчивым признакам общественного мнения принято относить следующие:

· публичность высказывания мнения;

· широкая распространенность в массах;

· динамичность;

· направленность (позитивная, негативная, нейтральная);

· интенсивность;

· ОМ выступает как продукт взаимодействия людей;

· ОМ затрагивает общие интересы;

· ОМ формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений;

· услышанные суждения воспринимаются как свои.

К основным условиям формирования общественного мнения относят:

1. Общественную значимость, актуальность проблемы, темы, события. Общественное мнение формируется только в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей, затрагивают их экономические, политические и духовные интересы.

2. Дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся неоднозначные проблемы (не спорят о том, стоит ли развивать экономику, однако вызывают споры такие вопросы, как ввоз в страну ядерных отходов).

3. Необходимый уровень компетентности. Обсуждение какого-либо важного вопроса может не состояться, если люди не обладают элементарной осведомленностью относительно содержания данной проблемы.

Основными методами формирования общественного мнения являются: внушение, убеждение, подражание.

Общественное мнение в различных обществах выполняет различную роль. Чем выше уровень демократизации общества, тем большее значение в нем приобретает общественное мнение.

Однако в случае незрелых демократий общественное мнение становится объектом манипулирования со стороны средств массовой информации и стоящих за ними политических сил. Одним из механизмов такого манипулирования является привлечение внимания только к определенным социальным проблемам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.