КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинг персонала
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач. Он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала; создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда; направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка). Маркетинг персонала выполняет две функции: информационную и коммуникационную. Маркетинговая информационная система в управлении персоналом представляет собой систему обмена сведениями, позволяющую специалистам по маркетингу персонала анализировать, планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия. Основой системы маркетинговой информации по персоналу являются источники этой информации: - учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях; - учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда; - аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости; - информационные сообщения служб занятости; - специализированные журналы и издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом; - выставки, конференции, семинары; - рекламные материалы других организаций; - презентации фирм в учебных заведениях; - система внутренней отчетности организации по кадровым вопросам; - беседы специалистов с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и др.
Информационная функция маркетинга персонала состоит из четырех элементов: 1) изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; 2) исследование внешней и внутренней среды организации (факторы и условия в которых происходит производственная или коммерческая деятельность предприятия); 3) изучение рынка труда (структура рынка, мобильность рабочей силы, источники покрытия потребности в персонале, пути покрытия потребности в персонале, поведение конкурентов на рынке труда, стоимость рабочей силы и т.д.); 4) изучение имиджа организации как работодателя (сравнение с конкурентами. Коммуникационная функция маркетинга персонала. Цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала – установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя. Объектами коммуникационной функции являются: - сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации; - внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов; - открытость системы управления как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.
*Пример 8.4. Являясь сотрудником организации, любой работник выступает в качестве рекламоносителя своей организации. Каким чертам, особенностям, характеристикам Вы бы отдали предпочтение, оценивая ту или иную организацию, в которой работает Ваш товарищ? *Решение: наличие материальных благ, свободный график работы, социальные привилегии.
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы. На которые, ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.
Содержание маркетинговой деятельности определяют внешние и внутренние факторы. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности (табл. 8.1).
Таблица 8.1 – Внешние факторы, определяющие содержание маркетинга персонала
Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организаций (табл. 8.2).
Таблица 8.2 – Внутренние факторы, определяющие содержание маркетинга персонала
Основные направления маркетинга персонала: - разработка требований к персоналу; - определение потребности в персонале (8.4); - расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала (8.5); - выбор путей покрытия потребности в персонале.
Разработка требований к персоналу.
Таблица 8.3 – Группы параметров, выражающие требования к персоналу
Выбор путей покрытия потребности в персонале. Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации – работодателю. Внешние источники – это объекты профессиональной и социальной инфраструктуры. Внешние источники имеют различные пути покрытия потребности в персонале – пассивные и активные. Активные пути: 1) набор персонала непосредственно в учебных заведениях посредством заключения соглашений; 2) представление заявок по вакансиям в местные или межрегиональные службы занятости; 3) использование услуг консультантов по персоналу и услуг специализированных посреднических фирм по найму персонала; 4) вербовка нового персонала через своих сотрудников (семейный круг, другие организации, учебные заведения); 5) заключение лизинговых соглашений с другими работодателями на определенных условиях предоставления кадровых ресурсов.
Пример 8.5. Определить эффективность активных путей внешних источников покрытия потребности в персонале.
Пассивные пути покрытия потребности в персонале: 1) сообщение о вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях; 2) проведение рекламной кампании местного характера и ожидание претендентов после нее.
Таблица 8.4 – Зависимость выбора путей получения персонала от ситуации на рынке труда
Внутренние источники потребности в персонале – это возможности организации в самообеспечении потребностями в персонале. Путями покрытия потребности в персонале являются: перемещение сотрудников в рамках одного или нескольких подразделений (с обучением и без); перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (с дополнительным обучением); формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении. Одним из проявлений коммуникационной функции персонала является осуществление внутриорганизационных связей. Главной задачей этих связей становится выделение на первый план неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации, т.к. собственные сотрудники рассматриваются как носители имиджа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |