Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие способностей, условия развития и уровни




Типология характеров

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Способности – это такие психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Предпосылками для формирования и развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы человека, называемые задатками.

Выделяют два основных условия развития способностей: 1) активное взаимодействие с окружающим миром; 2) обучение и воспитание.

Выделяют также два уровня способностей:

1) репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью. Понятие соответствующе этому уровню – талант (выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области).

2) творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Этому уровню соответствует понятие – гениальность (наивысшая степень проявления творческих сил человека).

Классификация способностей

Способности можно разделить на два больших класса:

1. Природные (или естественные) способности – они связаны с врожденными задатками, формируются на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Многие из природных способностей является общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

2. Специфические человеческие способности – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Это высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и т.п. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем природные способности. Условиями и предпосылкам развития у человека специфических способностей являются следующие:

- наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;

- отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства

- необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности и т.п.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.