Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консерватизм




Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

История консерватизма начинается со времен Великой французской революции. Отправным пунктом современного консерватизма считается выход в свет в 1790 г, знаменитого эссе Э. Барка "Размышление о французской революции». Сам термин «консерватизм" вошел в обиход после основания Шатобрианом в 1815 г журнала "Консерватор".

«Отцы-основатели» консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему.

Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность, жизненное начало.

Характеризуя общество как сплав институтов, норм, моральных убеждений, традиций, обычаев, уходящих своими корнями глубоко в историю, сам по себе факт их взаимосвязанности и единства консерваторы рассматривали как чудо истории, поскольку этот факт невозможно объяснить рациональными доводами. Существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной они ни казалась с рациональной точки зрения.

Основатели консерватизма считали, что политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. В их конструкциях естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность всего общественного организма.

Если либерализм и социализм с самого начала возникли как классовые идейно-политические течения, соответственно буржуазии и рабочего класса, то значительно сложнее обстоит дело с консерватизмом. В целом как идейно-политическое течение консерватизм отражает идеи, идеалы, ценностные нормы средних и мелких предпринимателей, фермеров, лавочников, ремесленников, жителей сельской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим с собой неопределенность и зачастую реальное ухудшение социального статуса.

Истинный консерватизм, призванный защищать статус-кво, должен учитывать изменяющиеся реалии и приспосабливаться к ним. Свою способность к этому консерватизм продемонстрировал на поворотных этапах истории. В период господства свободнопредпринимательского капитализма он интегрировал идеи свободной конкуренции, свободного рынка, а после великого экономического кризиса и особенно после второй мировой войны – идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния и т.д.

В 70-80-е гг. XX столетия консерватизм также претерпел далеко идущую трансформацию. Особенность этого периода состояла в кризисе левых – от коммунистических до социал-демократических – и кейнсианских идей общественного развития. Консерватизм и правизна, по сути дела, заполнили тот вакуум, который образовался с утратой левыми интеллектуальной опоры, их ослаблением, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге. Привлекательности моделей и рецептов, предлагавшихся консерваторами и правыми, способствовало и то, что в этот период существенно изменилось отношение к консерватизму как идеологическому феномену. Сразу после второй мировой войны многие политические партии консервативной ориентации в европейских странах не рисковали принять название "консервативные", боясь отождествления с фашизмом и реакцией. В настоящее время фашизм с его претензиями на "революционный консерватизм" в глазах многих представителей гуманитарных и социальных наук Запада оказался достоянием истории. В конце 70-х гг. консерватизм вновь приобрел популярность. В ряде европейских стран возникли политические партии под названием "консервативная".

В последние десятилетия обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например, "новые правые" во Франции), а с другой стороны – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973-74 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества. Усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускорение темпа жизни, нарушение духовного и экологического равновесия вызвали серьезный кризис в общественном сознании стран Запада. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, крепком государственном порядке и стабильности, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйству, привилегированности отдельных социальных слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и отдельном гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность граждан, прежде всего по месту жительства. Эта модель отличалась от либеральной, ориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия и "договариваться" с государством. Государство неоконсерваторов должно строиться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой. И хотя предпочтительным политическим устройством для такой модели взаимоотношений гражданина и государства становилась демократия, все же основные усилия теоретики неоконсерватизма (Д.Белл, З.Бзежинский) тратили на разработку программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения населения в политику).

Предлагавшиеся неоконсерваторами программы не могли разрешить многие социально-экономические проблемы (например, инфляции, обнищания населения). Однако неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.