Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор потребителя с ординалистских позиций

Тема 3. Ординалистская теория поведения потребителя

1. Выбор потребителя с ординалистских позиций

2. Кривые безразличия, их свойства

3. Бюджетная линия

4. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора

 

Потребительский выбор основывается на нескольких факторах – потребительские предпочтения, цены на блага и величина дохода потребителя. Удовлетворить свой потребительский выбор человек может с помощью разного набора благ.

Потребительские предпочтения – это своеобразные «ранги», которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения потребностей. Те варианты, которые, по мнению потребителя, способны лучше удовлетворить его потребности, будут иметь большее значение для него.

Недостаток кардиналистского подхода в том, что полезность – это понятие исключительно индивидуальное: то, что для одного потребителя полезно, для другого полезно в другой степени, или даже вредно. Так как полезность блага для разных потребителей неодинакова, использование каких-либо единиц для измерения полезности неправомерно. Измерение полезности также достаточно условно, так как нет четко определенной единицы измерения. Здесь важно отметить также, что и предельная полезность денег также изменяется с изменением дохода (одна гривня для человека с малым достатком имеет большее значение, чем одна гривня для более обеспеченного человека).

В результате этого возник ординалистский подход (от нем. – «порядок») к оценке полезности (Е.Е. Слуцкий (1880-1948), Р. Аллан (1906-1983), Дж.Р. Хикс (1904-1989)). Он основан не на измерении полезности, а на упорядочении благ по степени их предпочтительности. Многие блага взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые потребляются только совместно (комплементарные, или взаимодополняющие блага), другие служат удовлетворению одной потребности (субституты, или взаимозаменяемые блага). То есть, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельного блага, а от всего набора потребляемых благ, что позволяет оценивать полезность с точки зрения предпочтений. Потребитель способен определится с очередностью, последовательностью выбора благ для удовлетворения своих потребностей.

Центральная идея ординалистского подхода состоит в том, что потребитель не способен количественно измерить полезность некоторого набора благ, но может сравнивать различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности (степени удовлетворения потребностей, что аналогично уровню общей полезности) на основе субъективной оценки. Таким образом, субъективная теория полезности была преобразована в общую логику выбора, что сблизило теоретическую базу с практическим поведением потребителей.

Основоположник данного подхода В. Парето (1848-1923) рассматривал предельную полезность лишь как один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. Им было предложено перейти к оценке предпочтений между группами благ, выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве инструмента такого анализа были предложены кривые безразличия, с помощью которых графически изображается система предпочтений потребителя. Они были введены в микроэкономический анализ Ф. Эджуортом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесие потребителя с кардиналистских позиций | Кривые безразличия, их свойства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.