Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и закон предложения

В основе спроса лежат постоянно растущие и изменяющиеся потребности людей, а предложение выступает в качестве ответной реакции на эти потребности.

Предложение – это объем и номенклатура находящихся на рынке и готовых поступить в продажу благ (потенциальный объем продажи). Это масса товаров и услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Как и в отношении спроса, различают:

- предложение отдельного товара или группы близких товаров, поставляемых одной фирмой, – индивидуальное предложение;

- поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами, – рыночное предложение;

- поставки всех товаров, поступающих на рынок от всех продавцов, – совокупное предложение общества (используется в макроанализе).

Зависимости, присущие индивидуальному предложению, характерны и для совокупного предложения.

Как и спрос, предложение рассматривается, прежде всего, в зависимости от цен реализации, так как в цене содержатся доходы продавцов, побуждающие их заниматься предложением товара на рынок. Поэтому все множество цен Р, определяющее величины предложения при данных ценах, – это цены предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения, с понижением цен – сокращается, т.е. имеет место прямая зависимость между ценой и предложением. Этот закон диктуется исключительно здравым смыслом продавцов, желающих получить максимальную выручку от реализации товара. При повышении цены на выпускаемый товар производители задействуют дополнительные производственные мощности, также в данную отрасль устремляются и другие производители, что в итоге и увеличивает предложение.

На предложение, как и на спрос, также влияют неценовые факторы:

1) изменение цен на ресурсы и на другие сопряженные товары (заменители и дополнители), что приводит к перераспределению ресурсов;

2) динамика численности продавцов;

3) технологический уровень производства и технические нововведения;

4) изменение налогов и дотаций;

5) ожидания продавцов (по поводу спроса, цен, доходов);

6) форс-мажорные обстоятельства (природные условия, войны, катастрофы, политические конфликты и т.п.).

Их влияние иллюстрируется смещением всей кривой предложения, что означает изменение характера предложения: вверх – означает сокращение предложения, вниз – означает рост предложения. Влияние же ценового фактора обусловливает изменение величины (объема) предложения, что иллюстрируется, аналогично ценовому фактору спроса, движением точки по кривой предложения (рис.5.3):

Р

S1 S2

 

Р2

 
 


Р1

 

 

Q1 Q2 Q3 Q4 Q

 

Рис.5.3. Изменение характера и величины предложения

 

В примере, приведенном на рис.5.3, показано, что повышение цены с Р1 до Р2 увеличивает величину (объем) предложения с Q1 до Q2. Влияние неценовых факторов изменяет характер предложения (с S1 до S2) с Q1 до Q3 при цене Р1, а при цене Р2 – с Q2 до Q4. Аналогичные выводы можно сделать и при обратной динамике рыночной цены и предложения.

В реальной хозяйственной практике на рынке действуют факторы, определяющие динамику предложения:

- выручка от реализации товарной продукции;

- экономическая конъюнктура (рыночная ситуация) – рост или спад;

- уровень конкуренции;

- состояние торговли.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спрос и закон спроса | Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.