Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологии, ее функции, методология и место в системе общественных наук




ЛЕКЦИЯ 1

ВВЕДЕНИЕ. КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

План

 

1. Предмет социологии, ее функции, методология и место в системе общественных наук.

2. Классическая социология: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К.Маркс, М. Вебер.

Предмет социологии. К социологическому знанию в нашей стране обращаются часто, особенно тогда, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений или манипулировать поведением людей для достижения определенной цели. В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами. Средства массовой информации с легкостью оперируют данными социологических исследований.

На деле же социология – наука серьезная. Даже те, кто изучают социологию в высших учебных заведениях, не всегда могут разглядеть за академическим языком учебников, сложной терминологией направленность этой науки на решение актуальных жизненных проблем. Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. В результате ее изучения развивается социологическое мышление и воображение. Социологическое знание – это знание универсальное, помогающее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности, избегать ошибок. Для выпускника высшего учебного заведения, особенно педагогического, оно поможет достичь успеха в профессиональной деятельности. Имея прямой выход на все виды социальной деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последние десятилетия глубокие перемены в российском обществе предъявляют все большие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и социальных групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания закономерностей и законов, которые носят название социальных. Поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как и карта для путешественника. Это знание дает в обобщенном виде социология.

Социология есть наука об обществе. Это основной смысл ее названия, которое состоит из двух слов: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («наука»). Этот термин предложил и ввел в науку Огюст Конт, французский ученый и философ Нового времени (1798 – 1857). Его считают основоположником социологии как самостоя­тельной науки об обществе. Стремительное развитие буржуазного общества, изменение его социальной структуры и механизмов управления потребовали новых знаний, новой общественной науки.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она, единственная их всех наук, изучает общество в целом. Специфика социологии, отличающая ее от социальной философии, истории, психологии, политики и других наук, заключается в ее объекте и предмете.

Объектом социологии является совокупность социальных отношений и взаимодействий, объединенных в различные формы социальной организации (группы, институты, общности).

Представления о предмете социологии менялись на протяжении ее существования. Основатели социологии рассматривали в качестве ее предмета общество как целостную систему, по-разному определяя ее сущность, структуру, динамику и перспективы развития. В конце ХХ в. появились альтернативные взгляды на предмет социологии. Центральное место в них начинает занимать не общество как целостная система, а социальный субъект как активное действующее лицо, как автор социальных процессов, изменения, развития. Дискуссии продолжаются по сей день.

Предметом социологии является система функционирования и развития социальных явлений, социальных процессов и отношений, опосредованных обществом и реальной деятельностью личности, группы, общности, общества в целом в определенном социокультурном контексте.

В графическом виде предмет социологии можно представить следующим образом:

 

 
 

 

 


Рис. 1. Определение предмета социологии как науки

Предметом изучения социологии являются не единичные уникальные события человеческой жизнедеятельности, а социальная закономерность. Это устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или ее отдельных подсистем. Одной из центральных категорий социологии стало социальное явление, которое представляет собой совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении к друг другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.

Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы, независимо от того, присутствует при этом данный индивид или нет. В процессе взаимодействия индивиды становятся носителями и выразителями каких-либо социальных качеств. При этом социальное может выступать на нескольких уровнях: индивидуальный уровень (взаимодействие осуществляется двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что социология – это наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности его возникновения, функционирования и развития социальных образований разного уровня и отношений между ними.

Структура социологического знания. Социологическое знание неоднородно и имеет достаточно сложную, многоуровневую структуру. Можно выделить три уровня: общесоциологические теории, специальные (частные) социологические теории и прикладные исследования.

Общесоциологические теории, которые называют еще общетеоретической социологией, отражают глубинные и сущностные вопросы развития общества, человечества в целом, вскрывают причины возникновения, функционирования и развития различных социальных феноменов, занимаются разработкой категориального аппарата науки и методологии. К общесоциологическим теориям относятся позитивная социология О. Конта, органическая теория общества Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера, учение К. Маркса и др. Общетеоретическая социология предстает как система общесоциологических теорий.

По словам В.Н. Лавриненко, «на общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов (социально-классовые и национальные отношения, отношения между обществом и личностью и т.д.). Совокупность всех указанных выше отношений образует определенное общество, которое выступает как система данных отношений. Их наиболее полный охват и глубокий научный анализ возможны только на уровне общесоциологических теорий…. На этом же уровне исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической, духовной и других сфер жизни общества, вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимости…»[1].

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического исследования осуществляют специальные (частные) социологические теории. Они также имеют название «теории среднего уровня», которое предложил американский социолог Р. Мертон в 1947 г. Эти теории имеют более узкую предметную область по сравнению с общесоциологическими теориями. Теории среднего уровня изучают закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни. Они раскрывают два основных типа социальных связей: между обществом и отдельной сферой общественной жизни, а также внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

В настоящее время существует огромное количество теорий среднего уровня. Их можно разделить на три группы:

1. Теории социальных институтов. К ним относятся социология семьи, труда, образования, политики, религии, культуры и т.п.

2. Теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, этносов и др.).

3. Теории специализированных социальных процессов (социальной мобильности, урбанизации).

Эти теории обосновывают способы воздействия людей на разные стороны их жизнедеятельности, обосновывают пути улучшения функционирования различных социальных институтов. Теории среднего уровня направлены на решение практических проблем, поэтому служат методологической основой для конкретных социологических исследований.

Конкретные (эмпирические), прикладные исследования проводятся в рамках экономических, правовых, политических и других наук. Целью таких исследований является получение объективных данных о различных сторонах социальной реальности. Как правило, это исследования местных событий, они проводятся на одном объекте. Объективная информация, получаемая в результате эмпирических исследований, помогает выявить противоречия в деятельности социальных институтов и общественной жизни в целом, а также тенденции в развитии социальных явлений. Именно этот уровень социологического знания наиболее связан с практикой. Данные исследования могут служить основой при выработке рекомендаций по решению текущих и перспективных задач общественного развития, деятельности государства, политических партий, трудовых коллективов и социальных групп.

Уровни социологического знания существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют, образуя целостную структуру, хотя их роль в ней неодинакова. Это отражено на рис. 2.

 

Общесоциологические

теории

 

Теории среднего

уровня

 

Прикладные

исследования

 

 

Рис. 2. Уровни социологического знания

 

Функции социологии. Роль и значение социологии в системе общественных наук определяются ее специфическими функциями.

Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция – это накопление знаний об обществе, его структурных элементах и процессах, изучение закономерностей социального развития. Особенно необходим анализ знаний о функционировании социальных институтов, а также изучение социальных отношений между субъектами, объективных и субъективных сторон их деятельности. Значение данной функции социологии в настоящее время увеличивается в связи с дальнейшим ускоренным развитием человечества. Особенно важной она стала в условиях системной трансформации общества. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях мы способны обеспечить стабильное развитие страны.

Прогностическая функция связана с предыдущей. Социология вырабатывает научные прогнозы развития общества на основе анализа происходящих социальных процессов. При этом производится анализ направленности и тенденций развития социальных явлений и процессов, прогнозируется изменение состояния исследуемого объекта. Благодаря социологии составляются краткосрочные или долгосрочные прогнозы на основе знания сущности социальной реальности, а также законов ее функционирования и дальнейшего развития, что особенно важно на переходном этапе развития.

Практическая функция социологии предусматривает сбор, систематизацию и накопление социологической информации, а также разработку на их основе практических рекомендаций по совершенствованию политических и экономических отношений, деятельности различных социальных институтов. Эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях: от трудового коллектива до общества в целом. Любое из современных обществ регулирует политические и экономические, социально-классовые и национальные отношения. Все большее значение приобретает такое регулирование и в России. Значительное усложнение современных обществ и условий их развития приводит к тому, что усиливается потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы, свою роль в котором играет и социология.

Мировоззренческая функция характерна для всех общественных наук. Она заключается в том, что социология формирует у человека более или менее полную систему взглядов на окружающий его мир, а применительно к социологии – на мир социальный.

Гуманистическая функция социологии заключается в объяснении того, какие социальные условия необходимы, чтобы человек стал реализовывать себя как субъект социальной деятельности, чтобы смог в конечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность.

Методология социологии. С методологией социологического исследования необходимо ознакомиться не только профессиональным социологам, но и тем, кто принимает социальные и политические решения на основе данных эмпирических исследований, тем, кто формирует общественное мнение, тем, кто желает разобраться в социальной реальности, опираясь на публикации в СМИ.

Методология (от греческих слов methodos – способ познания и logos – учение, слово) имеет в настоящее время несколько значений:

1. «Наука о методе.

2. Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной конкретной науки.

3. Совокупность теорий, концепций, парадигм, приемов исследования, применяемых в той или иной науке, на ее конкретно-исторической стадии развития» [2].

Основные методы социологии можно разделить на три группы: 1. Общие методы исследования (подходы), которые задают определенную направленность научного исследования. 2. Общенаучные методы, относящиеся к познанию как таковому. 3. Методы эмпирических исследований.

Представления о методах социологии формировались в процессе становления социологии как науки. Развитие общих подходов исследования происходило от позитивизма к понимающей социологии, к структурно-функциональному анализу общества.

Общие методы исследования (подходы):

Позитивистский метод ­– предполагает изучение общества при помощи общенаучных методов и методов естественных наук (наблюдения, эксперимента и др.). Г. Спенсер исследовал социальные явления с помощью методов индукции и дедукции.

Диалектико-материалистический метод предусматривает изучение общества с материалистической точки зрения. Основоположниками его являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Первоначально понятие «диалектика» (греч. dialķetiķé) означало искусство вести беседу. Диалектический подход позволяет исследовать социальную действительность во всем ее многообразии, взаимосвязи и в постоянном движении, изменении. Социальная действительность становится такой потому, что каждое явление или процесс являются сами по себе противоречивыми, несут в себе противоположные начала. Общество развивается по определенным объективным законам.

Метод понимающей социологии разработал М. Вебер. По его мнению, социология призвана не фиксировать и не объяснять социальную действительность, а интерпретировать и истолковывать смысл социальных действий. Главная задача социологии в том, чтобы понять внутренние силы объектов (общества в целом, группы, организации или индивида), их значение для других людей.

Структурно-функциональный анализ обосновали Т. Парсонс и Р. Мертон. Они рассматривали общество как систему со сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет определенные функции (роли). Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, позициями и ролями. Социальная система представляет собой единство, а ее функция – сохранение социальной системы как целого. Функционирование общества достигается благодаря тому, что оно удовлетворяет определенным функциональным требованиям. Поведение индивида и группы в обществе обусловлены нормативными представлениями, ценностями, становящимися высшим регулятором социального процесса.

Феноменологический подход в социологии разработал А. Шюц. Этот подход исходит из анализа общества не как объективно существующего целого, а как «мира повседневности», здравого смысла и обыденного сознания, отраженного в сознании рефлексирующих индивидов. Как считал Шюц, социология должна изучать взаимодействия, представления индивидов, не принимая на веру научное знание.

Метод символического интеракционизма основывается на понимающей социологии М. Вебера. Он исходит из того, что люди образуют и реализуют свою социальную жизнь через взаимодействия (интеракции) с помощью разнообразных символов. Социальный процесс трактуется согласно этому подходу как процесс выработки и изменения социальных значений, как постоянное определение и взаимоопределение ситуации взаимодействия их участниками. В ходе такого переопределения меняется и объективная с точки зрения участников этих интеракций среда социальной деятельности.

К общенаучным методам познания относятся индукция, дедукция, анализ, синтез и др. Индукция представляет собой метод перехода от отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряде предметов определенного класса. Индукция делает вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. В индукции использовано положение о том, что во всяком научном явлении есть нечто общее, выступающее как объективная закономерность. Индуктивный метод направлен на выявление этой закономерности.

Как бы ни были развиты методы индукции, научное познание не может обойтись без дедуктивного метода. Под дедукцией понимают метод перехода от общих суждений к частным, а также необходимое следование из одних высказываний других высказываний с помощью законов и правил логики. Дедуктивное умозаключение делается по следующей схеме: все предметы класса А обладают свойством В, предмет а относится к классу А, следовательно – обладает свойством В.

В современном научном познании наблюдается расширение использования дедуктивных методов. Это связано с тем, что научное исследование все чаще сталкивается с явлениями, недоступными непосредственному восприятию (микромир, метагалактики, минувшие эпохи в развитии человечества и т.п.). Однако не следует преувеличивать роль дедукции, так же как и индуктивных методов. Роль дедуктивных методов ограничена тем, что они не позволяют получить содержательно новое знание. В дедуктивном выводе нет ничего такого, что не содержалось бы в посылках. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания некоторой системы положений на базе исходного знания. Тем не менее, в процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно связаны. Индуктивные методы имеют большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, а дедуктивные – в теоретических науках – как средство их логического упорядочения и построения.

Изучение научных фактов начинается с их анализа. Анализ – это метод познания при помощи расчленения или разложения предметов (объектов, свойств, социальных процессов, явлений и т.д.) исследования на составные части. Разложение имеет целью переход от изучения целого к исследованию его частей, источника и основных факторов развития, структуры, функций и осуществляется посредством абстрагирования от связей частей друг с другом, т.е. от структуры объекта. Но анализ не является конечной целью научного исследования, которое стремится воспроизвести целое, понять его внутреннюю структуру, характер его функционирования, законы его развития. Эта цель достигается последующим теоретическим и практическим синтезом.

Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижении целого в единстве. Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках, в том числе и в социологии, осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Анализ и синтез предполагают и дополняют друг друга. По сути, анализ всегда выступает как метод познания целого, а не только его отдельных элементов. Поэтому он не только невозможен без синтеза, но с самого начала его предполагает. Изучение же отдельных элементов есть только момент в процессе познания целого.

Для обработки и обобщения фактов в науке широко используется классификационный метод. Классификация позволяет свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т.д.), выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов, обнаружить устойчивые признаки, отношения и закономерности. Классификация способна подвести итоги предшествующих исследований, предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами. Классификация должна объединять в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках, должна быть устойчивой и гибкой, удобной в обращении и обеспечивать сравнительно легкий поиск нужных объектов или информации о них.

Одним из методов научного познания является аналогия, посредством которой достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Степень достоверности умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений – чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение. Применение метода аналогии в познавательном процессе требует определенной осторожности. Четкое выявление условий его эффективного функционирования не так просто.

Аналогия находится в основе метода моделирования. Сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в качестве заместителя изучаемого объекта. Объект-заместитель называется моделью, а объект исследования – оригиналом. Применение модели должно позволить исследователю получить новое знание об объекте исследования. Универсальность метода моделирования позволяет применять его во всех областях и этапах научного познания.

В научном познании применяется также и абстрагирование. Это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя. Сначала исследователь определяет существенные свойства, связи, стороны и т.д., далее изучаемый объект заменяется другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель. Ни одно исследование не обходится без абстракции, так как она дает возможность, исследуя получившийся идеальный объект, представителя класса объектов, переносить полученные данные на весь класс.

Существует и метод идеализации, основанный на абстрагировании, но предполагающий мысленное конструирование таких объектов, в которых то или иное свойство, состояние представлены в предельном виде. Идеализация – это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы в реальности. В результате реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

В познании часто используется исторический метод. Он предполагает исследование возникновения, формирования и развития объекта в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте или явлении в процессе его развития. Специфика исторического метода обуславливается особенностями самого исторического процесса: последовательностью событий во времени и проявлением исторической необходимости через множество случайных событий.

Методы эмпирических социологических исследований будут подробно рассмотрены в лекции 15.

Место социологии в системе гуманитарных наук. Социология развивается не изолировано, а в постоянной связи с другими общественными науками. Во-первых, социология дает им научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, она предоставляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности.

Каждая общественная наука – экономика, политология, история, правоведение и др. – изучает какую-либо одну сферу жизни общества, а социология исследует общество как целостный социальный объект с присущими им свойствами, отношениями, закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности – экономической, правовой или политической. Поэтому можно сказать, что социология является по отношению к другим гуманитарным наукам генерализирующей наукой (П. Сорокин). В этом и состоит значение социологии.

Социология зависит от открытий в других науках. Тесная связь существует между социологией и философией. Философское познание было первой попыткой изучить социальную реальность на абстрактном уровне, оно предшествует социологии. Поэтому эти науки имеют общие аспекты в изучении социальной реальности, рассматривая общество в целом, в его системности. Социальная философия при этом выступает в качестве общетеоретической и методологической основы социологии. Однако философия и социология различаются предметом, целями и задачами исследования. Основное различие философского и социологического подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия – философскому осмыслению теоретических источников.

Немало общего и между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь, прежде всего, на изучении фактов. Позитивным в этой ситуации является то, что факт – это состоявшееся событие, поэтому и социолог, и историк могут наблюдать последствия уже произошедшего. Особенно это касается не отдельного события, а больших исторических периодов, социальных циклов. Так, мы можем всесторонне проанализировать причины Октябрьской революции 1917 г., определить ее последствия как для России, так и для мира в целом. Отрицательным моментом в познании является то, что факты разрознены, поэтому и социолог, и историк должны анализировать большой массив информации для того, чтобы сделать научные выводы.

Отличия между социологией и историей связаны с изучением и интерпретацией исторического факта. Социология выявляет повторяющееся, типичное, закономерное в ряду социальных явлений и процессов, что и является ее целью, а история – конкретно-хронологический ход событий во всей их индивидуальности. Так, история исследует причины, ход и последствия Великой Отечественной войны, а социология изучает войну как разновидность социального конфликта. История изучает то, что уже свершилось, а социология – переносит центр тяжести своих исследований на современность. Метод социологии, с помощью которого можно объяснить повторяющееся, типичное, – это метод обобщающий, т.е. генерализирующий. Метод же истории в основном индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление в точки зрения его индивидуальных характеристик. Социология и история являются науками, взаимно обогащающими друг друга.

Значительно и сходство между социологией и политологией. Политология в стремлении раскрыть закономерности политической жизни как одной из сфер жизни общества не может не учитывать особенности общества как целостной социальной системы, на что, собственно, и направлен социологический анализ. Вместе с тем общество нельзя понять, а тем более изменить, без учета действия на его развитие политических режимов и структур. Особенно четко взаимосвязь социологии и политологии проявляется в существовании такой специальной социологической теории, как социология политики. Политическая социология в то же время является и частью политологического знания. Ее предмет можно определить как социальную обусловленность политики, социальные условия и основы действия, социальную роль политики. Изучать политику с точки зрения социологии, значит рассматривать ее через призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом. Исследуя политику как важный элемент социальной системы, взаимодействующий с другими социальными структурами, политическая социология исходит из того, что политика порождена обществом, а все политические феномены социальны.

Наиболее близкими по предмету считают социологию и социальную антропологию. Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных обществ, для того, чтобы определить происхождение и процессы развития человеческого рода и человеческой культуры. Социология же изучает современные сложные общества.

Значительно больше отличий между социологическим и психологическим знанием. Первое отличие: психология изучает индивидуальные психические особенности человека, а социология – социокультурные причины, последствия, меры предупреждения его поступков. Второе отличие, связанное с первым, заключается в том, что для психолога индивидуальная психика – единственный уникальный мир. Социолог же рассматривает индивидуальную психику как типичную особенность, присущую каждому человеку, отвлекаясь от индивидуальных особенностей каждого человека. Третье отличие заключается в том, что социолог не изучает бессознательное, иррациональное, а уделяет внимание рациональной составляющей человека.

Взаимная связь существует и между социологией и экономическими науками, социологией и правовыми науками, социологией и этикой и другими науками. Таким образом, можно сказать, что все общественные науки взаимосвязаны, хотя и выделяют различные аспекты исследования.

Итак, мы выяснили, чем отличается социология от других наук, какие функции выполняет, определили методы, применяемые данной наукой, ее место в системе гуманитарных наук. Теперь можно перейти ко второму вопросу, а именно – к развитию социологической мысли.

2. Классическая социология: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс

Предпосылки возникновения социологии. Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими мировоззренческими изменениями, которые происходили в Европе в конце ХVIII – начале ХIХ вв. Общество переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Политические революции, начавшиеся с Великой французской буржуазной революции в 1789 г., продолжались весь ХIХ век. Революции провозгласили свободу, равенство, братство, отстранив от власти помещиков-феодалов. Появились новые политические институты: парламенты, политические партии, получил развитие выборный процесс. Промышленная революция в Европе привела к тому, что множество людей оказались выброшенными за пределы своего привычного существования и вынуждены были искать работу в городах, что предопределило развитие урбанизации. Женщины все более вовлекались в политику, экономику, общественную жизнь. Бурное развитие капитализма принесло и многие социальные болезни. В европейских странах богатые становились еще богаче, бедные – еще беднее. На усиление эксплуатации трудящиеся ответили акциями протеста: вспыхнули восстания лионских и силезских ткачей, возникло движение луддитов, чартистское движение и др. В целом полностью изменился уклад жизни больших масс людей, их привычные образцы социального поведения. Традиционные религиозные ценности стали терять свою значимость. В мышлении произошел переход от теологии к индивидуализирующему сознанию. Старая философия оказалась не в состоянии дать ответы на вопросы о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Изменение мировоззренческих тенденций фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Само зарождение социологии было ответом на эти изменения. Характерно, что обществознание, занимавшее промежуточное положение между абстрактными и философскими концепциями, с одной стороны, и естественно-научными дисциплинами, с другой, стало ареной, где отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стала общепринятой критика старых философских школ, их схоластических концепций общественного устройства. Науки стали играть принципиально новую роль в жизни общества, прежде всего через повсеместное создание университетов и колледжей. Возникло представление о том, что люди с помощью науки смогут управлять миром. Были предприняты попытки создать науку об обществе на основе применения методов естественных наук, которые стали необычайно популярны. Поэтому в область социального познания стали вторгаться не только естественно-научные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые натуралистические модели (механицизм, биологизм, органицизм и др.).

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в ХVII в. впервые возникает идея о том, что общество – это система. Известные тогда законы естественных наук, прежде всего в геометрии, механике и астрономии, вступали в противоречие с многочисленными и противоречивыми социальными фактами. Именно поэтому были сделаны попытки распространить эти законы на общественные явления. Во время Просвещения возникла теория, где общество сравнивалось с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объяснялись межличностные взаимодействия, обмен и разделение труда. Ж.-Ж. Руссо вплотную подошел к разрешению проблемы социального неравенства. Великие географические открытия (ХVI – ХVII вв.) привели к развитию антропологии в социологическом смысле.

Таким образом, появление социологии носило объективный характер и было вызвано насущными потребностями социальной жизни, подготовлено развитием научного знания.

О. Конт – основатель социологии. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Он же является автором термина «социология». Основные труды: «Курс позитивной философии» в 6 томах, «Система позитивной политики» в 4 томах, «Дух позитивной философии».

Конт резко противопоставил социологию теологии. Истинная наука в его понимании должна отказаться от неразрешимых проблем, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Он считал, что только та наука имеет право на существование, которая приносит практическую пользу. Как писал О. Конт, его новая наука – социология – должна основываться на пяти принципах, «выражающих суть позитивизма:

1. Она должна быть «точной, естественной наукой», опираться на методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть другим исследователем.

2. Отличаться реализмом (в противоположность идеально-утопическим проектам).

3. Быть полезной, способствовать «водворению мира», «укреплению общественного порядка», «улучшению положения низших классов».

4. Иметь определенность.

5. Быть положительной, нацеленной на открытие «неизменных законов»[3].

Термину «позитивное» Конт придавал несколько значений:

– реальное в противовес химерическому;

– полезное в противовес бесполезному;

– достоверное в противовес недостоверному;

– точное в противовес смутному;

– положительное в противовес отрицательному.

Основной и первоначальной реальностью, из которой исходит социология, является «социальная система», т.е. общество как своего рода организм, определенная целостность, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. На структуру социологии большое влияние оказала одна из естественных наук – физика. По аналогии с разделами физики Конт выделил в социологии социальную динамику и социальную статику.

 

Социология в целом изучает общество как целостный социальный организм, как систему. Это и есть ее предмет. Общество определяет функционирование и развитие всех составляющих его элементов.

Социальная статика Социальная динамика
Изучает как части структуры общества функционируют, взаимодействуют друг с другом. Прежде всего О. Конт уделял внимание основным социальным институтам, воздействовавшим на индивида и обеспечивающим социальную интеграцию. В качестве таковых выступили семья, государство, религия. Посвящена проблемам социального развития и политики изменений. Конт стремился выявить законы развития человечества, применимые ко всем обществам, а не к какой-либо конкретной стране или народу. Каждая стадия развития подготавливает следующие этапы. Поэтому настоящее связано как с прошлым, так и с будущим.

 

Рис. 3. Структура социологии как науки по О. Конту

Развитие общества, прежде всего, его познавательной деятельности является проявлением Закона трех стадий. Первая, теологическая стадия, продолжалась до 1300 г. В начале этой стадии человеческий ум видел за каждым явлением или процессом действие сверхъестественных сил. По сути это фетишизм. Он затем сменяется политеизмом (многобожием), поклонением различным богам. Наибольший расцвет такого понимания произошел в античной Греции. В конце теологической стадии религиозное сознание переходит к монотеизму (единобожию). Таким образом, на первой стадии человеческого развития господствует религиозное сознание. Но человеческое сознание продолжает развиваться и старая система разрушается.

На второй, метафизической стадии, продолжавшейся с 1300 до 1800 г., разрушается старый общественный порядок. Человеческое сознание оперирует понятиями, отражающими реальные процессы, но из-за слабого развития науки эти понятия тоже слабы и абстрактны. Явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей. В качестве общей сущности и первоначала выступают дух, природа, космос, материя. «Метафизический дух», по мнению Конта, – это проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. Чтобы стать нормальным, обществу нужна интегрирующая сила, которая развивается по мере движения вперед научного знания.

Позитивная стадия начинается с 1800 г. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит в основном из научных наблюдений. Все больше открываются и исследуются законы развития мира. Наука не является самоцелью, она служит прогрессу и просвещению. Главное для науки – умение наблюдать и предвидеть, в этом и состоит ее практическое значение. В позитивном обществе, по О. Конту, должны быть гармония целого (общества) и его частей, всех сторон общественной жизни. Это является залогом стабильности общественной жизни.

Достижение О. Конта состоит в том, что он отмечал закономерный и прогрессивный характер развития общества в своем учении о социальной динамике. На развитие общества могут влиять и влияют множество факторов – биологические, астрономические законы, климат и расовый состав населения. Главным же стала эволюция человеческого сознания.

Положения социологии Конта позволяют глубже осмысливать современные проблемы развития общества, являются актуальными и в наше время. Труды О. Конта оказали большое влияние на многих ученых, в том числе на Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Теория общества Г. Спенсера. Многие идеи О. Конта воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903), широко образованный ученый. Написал ряд трудов: «Социальная статика», «Синтетическая философия», «Принципы социологии» в 3 томах, «Изучение социологии» и др. В отличие от Конта, Спенсер исходил из достижений не физики, а биологии и психологии.

Он явился основателем органической школы в социологии (социального дарвинизма) – это течение, по которому закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора являются определяющими факторами развития общества.

Герберт Спенсер придерживался мнения, что общество сходно по своей структуре с биологическим организмом, описывал его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Ученый обосновывал свои взгляды следующим образом: «(1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; (2) и те, и другие усложняются; (3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; (4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают»[4].

Для доказательства своих воззрений Спенсер сравнивал правительство с мозгом. Мозг «управляет» деятельностью человеческого тела, правительство руководит функционированием общества. Правительство, по мнению социолога, не должно вмешиваться в процессы, происходящие в обществе. Тогда сильнейшие смогут выжить, а слабейшие, неприспособленные будут вымирать. Торговля в обществе сравнивается социологом с кровообращением, деньги – с кровяными тельцами. Передающие информацию и связывающие общество единой сетью коммуникации телеграфные провода играют роль нервной системы. Следует отметить, что Спенсер не принимал во внимание специфические социальные качества общества.

Большое внимание ученый уделял социальной динамике. Он выдвинул теорию эволюционного развития общества. Под эволюцией он подразумевал прогрессивное развитие общества по пути его усовершенствования и усложнения деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Элементами эволюции являются: 1. Интеграция – переход от простого к сложному. 2. Дифференциация – переход от однородного к разнородному. 3. Возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному.

Через эти три критерия Спенсер рассматривал эволюцию конкретных обществ и их структур. При этом эволюция одновременно приводит к изменениям самих структур и их функций. Усиление определенности, например, приводит к определенности функций. Изменения в обществе обусловлены потребностями людей. Эволюция не является чем-то неподвластным человеку. Наоборот, она совершается людьми в процессе их деятельности. Социальная эволюция закономерна. Герберт Спенсер вводит понятие «социальное равновесие» – результат компромиссов в действиях людей и социальных институтов, результат гармонии интересов

На основе этих критериев Г. Спенсер делит общества на военные и промышленные. В военном обществе армия представляет собой мобилизованный народ, а народ – армию на отдыхе. При этом все обязаны выполнять определенные социальные обязанности. Волей гражданина во всех видах деятельности – общественной и частной – руководит правительство, т.е. военное общество имеет тоталитарные черты. Общество полностью управляется из центра, подобно тому, как живой организм подчинен нервному центру. В промышленном обществе структуры и функции более интегрированы, дифференцированы и упорядочены. Люди значительно свободнее в исполнении социальных функций. Управление децентрализовано и демократично, общественные отношения, в отличие от военного общества, складываются на основе добровольной кооперации. Индустриальное общество приходит на смену военному, но не исключается и регресс в развитии общества.

Социология Э. Дюркгейма. Продолжил разработку теории общества как единого социального организма Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он написал множество работ, среди них: «Метод социологии», «Самоубийство. Социологический этюд», «О разделении общественного труда», «Социология образования», «Педагогика и социология» и др.

Теория социального реализма Дюркгейма заключалась в том, что природу социальных явлений нужно объяснять социальными факторами. Общество, как утверждал Дюркгейм, состоит из совокупности элементов социальной реальности – социальных фактов. Они и являются предметом социологии. Ученый тем самым выступил против тех исследователей, которые считали внутренние, психические факторы главными в поведении людей. «Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение…» [5]. Социальные факты могут быть материальными и нематериальными.

Социальные факты объективно существуют по отношению к отдельным индивидам. При рождении человек застает уже готовые религиозные обряды и законы, обычаи и правила поведения, язык и денежную систему, которые функционируют независимо от него. Следствием объективности социальных фактов становится давление, оказываемое ими на индивидов, принуждающее их к определенным действиям. Поэтому каждый испытал на себе социальное принуждение. Юридические и моральные нормы не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал на себе наказание. Так же обстоит дело и с другими социальными фактами. В учении Дюркгейма содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности.

По его мнению, только изучив разделение труда в обществе, которое управляет его жизнедеятельностью, можно сделать вывод, является ли данное общество нормальным или патологическим. Именно разделение труда создает определенные связи между людьми, которые и поддерживают социальную солидарность. В истории человечества можно выделить два типа разделения труда, а следовательно, два вида солидарности – механическую и органическую.

Механическая солидарность подразумевает низкий уровень разделения труда, когда индивиды могут заменять друг друга в выполнении функций, слабо дифференцированы структура и функции общества. В духовной сфере существует общая для всех мораль, общая религия, общие ценности и нормы. Индивидуальное сознание подчиняется коллективному, совпадает с ним. Такая солидарность существует в неразвитых обществах. Органическая же солидарность предполагает разделение труда, связанное с выполнением каждым индивидом специфических профессиональных и общественных функций. Резко увеличивается количество структур и их функций. Люди отличаются друг от друга, хотя на индивида имеет влияние и общество. Солидарность в развитом обществе – это естественное следствие разделения производственных ролей. Органическая солидарность основана на индивидуальном сознании, которое стремится к осознанию коллективистских отношений.

Изучая общественный кризис, Э. Дюркгейм посвятил самоубийствам отдельную монографию. Признавая, что исходным моментом анализа поведения людей является общество, он не брал физиологические и психические причины самоубийств. Самоубийства, по его мнению, зависят от определенных социальных фактов. Дюркгейм выяснил, что уровень самоубийств выше у протестантов, чем у католиков; значительнее у горожан, чем у сельских жителей; выше у одиноких или разведенных, чем у состоящих в браке. Объяснение этому ученый видел в уровне солидарности. В группах, где меньше коллективизма, индивид отдаляется от общества, поэтому он больше подвержен самоубийствам. И наоборот, большая степень интеграции приводит к уменьшению количества самоубийств. Коллективизм, солидарность – это высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества.

Э. Дюркгейм признан классиком социологии, поскольку он исследовал многие ключевые проблемы социологической науки. Его общетеоретические положения легли в основу принципов структурного функционализма.

Социологическая концепция марксизма. Карл Маркс (1818–1883) – один из самых известных мыслителей ХIХ в., хотя он никогда не называл себя социологом, а скорее считал себя философом и политэкономом. Марксизм всегда характеризовался антибуржуазной направленностью, отвергал существовавшую тогда систему общественных отношений в целом. Сутью концепции К. Маркса является учение о материалистическом понимании истории. Эта концепция получила свое теоретическое и эмпирическое развитие в известном труде Маркса «Капитал».

Сутью материалистического понимания истории стало положение о том, что способ производства (базис) составляет основу всякого общественного строя. Способ же производства – это единство производственных отношений и производительных сил. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник развития и формирования которой находится в ней самой.

Важнейшим содержанием первичного общественного бытия людей является производство материальных благ, через которое удовлетворяются их материальные и другие потребности. Маркс полагал, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[6]. Способ производства состоит из производительных сил и производственных отношений, находящихся в диалектическом единстве. К производительным силам относятся люди, занятые изготовлением товаров и оказанием услуг, обладающие квалификацией и способностью к труду, орудия труда, оборудование, технологии, здания и помещения, конечная продукция и сырье. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, в процессе обмена деятельностью, а также по поводу созданного общественного продукта. В зависимости от того, кому принадлежат средства производства, разные люди занимают разные места в процессе производства, одни являются хозяевами, а другие – наемными работниками.

Марксистская теория дает обоснование диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения формируются под решающим воздействием производственной деятельности людей, несмотря на то, что индивид обладает сознанием и осознанно ставит перед собой определенные цели. После того как производственные отношения перестают соответствовать характеру и уровню развития производительных сил, перед обществом встает задача замены старых производственных отношений новыми, более прогрессивными. Эта объективная необходимость рано или поздно осознается людьми и реализуется ими на практике. Изменение способа производства ведет к изменению всех экономических отношений, а вместе с тем и надстройки. Необходимо подчеркнуть, что на способ производства могут влиять и влияют политические формы классовой борьбы, государственный строй, правовые нормы, философские и политические теории, религиозные воззрения, т.е. надстройка. Надстройка состоит из следующих социальных институтов: семьи, культуры, образования, идеологии, искусства, религии и политики.

Анализ производственных отношений дал возможность Марксу совместно с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) объяснить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходившие в разных странах понятием «общественно-экономическая формация». Это конкретно-исторический тип общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Та или иная общественно-экономическая формация может объединять общества, находящиеся на разном уровне развития и в разной степени выражающая ее признаки. Тем не менее, существенные признаки этих обществ едины, поэтому они и представляют собой одну и ту же формацию. Марксизм выделяет пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Коммунизм – это высшая ступень развития человеческого общества. Социализм же является первой фазой коммунистической формации, а не отдельной формацией. При социализме сохраняются государство и классы.

Смена общественно-экономических формаций происходит прежде всего благодаря изменению экономических факторов, коренящихся в способе производства. По своей сути это революционный процесс. Он начинается с несоответствия производственных отношений прогрессивно развивающимся производительным силам. Им становится тесно в рамках старых производственных отношений, что приводит к кризисам и в конечном итоге к их изменению. После смены способа производства в целом наступает изменение надстройки путем социальной революции.

На основе такого подхода марксизм выделил объективные законы развития общества: 1. Закон определяющей роли способа производства в развитии общества. 2. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. 3. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке. 4. Закон первичности бытия и вторичности общественного сознания.

Учение об общественно-экономических формациях, хотя и подвергается сегодня критике, тем не менее позволяет рассмотреть общество как целостный социальный организм.

Понимающая социология М. Вебера. Выдающуюся роль в разви­тии социологии в конце ХIХ – начале ХХ в. сыграл немецкий ученый Макс Вебер (1864 – 1920). Он поставил перед собой цель – критику положений марксизма.Социолог показал значение идеальных факторов (религиозных, идейно-нравственных ориентиров) для поведения людей.

Среди основных его работ отметим следую­щие: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Хозяй­ство и общество», «Объективность социально-научного и социально-поли­тического познания» и др.

Центральное место в его методологической конструкции занимает концепция понимания. Сущность понимающей социологии в том, что социолог должен понять и объяснить следующее: 1. Посредством каких осмысленных социальных действий люди пытаются реализовать свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось. 2. Какие понятные социологу последствия имеют их стремления для поведения других людей[7]. Понимание М. Вебер использовал как метод раскрытия сущности всех социальных явлений. В основе лежит систематическое и точное исследование, рациональное и точное изучение действий социальных субъектов – логическое понимание. Понимание эмоциональное («вчувствование», сопереживание) является подсобным методом исследования.

Важным вкладом ученого в социологию была разработка понятия «идеальный тип». Под ним подразумевается искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (моральные, политические, религиозные и другие ценности, традиции, правила поведения и нормы). Это понятие близко к идеальной модели в естествознании. Положительным чертами идеального типа стало то, что он характеризует суть общественных явлений, модель при этом должна постоянно изменяться, как и реальные события. Тем не менее, она не совпадает с реальным положением в обществе, поэтому несет в себе черты утопии.

Предмет социологии М. Вебер связывает и с социальным действием. Это – сознательное действие, ориентированное на действия других людей. Действие становится социальным при двух условиях: (1) наличие субъективной мотивации индивида, который вкладывает в действие свой смысл; (2) ориентация на поведение других людей. Из определения следует, что действие, о котором человек не задумывается, например непроизвольный крик от боли, не является социальным. Действие, в котором человек не видит реальной цели – непреднамеренное участие в политической акции, а также чисто подражательное действие (раскрытие зонтов во время дождя), – это не есть социальное действие. Действие не является социальным и если оно не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным. Примером служит маниловщина, которую гениально показал Н.В. Гоголь в «Мертвых душах».

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. Целерациональное социальное действие, совершаемое с учетом ожидания определенного поведения, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения. Критерием рациональности является успех. Примером могут служить действия студента, желающего получить образование и предпринимающего усилия для изучения важных предметов.

2. Ценностно-рациональное – совершаемое на основе сознательной веры в этическую, эстетическую или религиозную ценность поведения. Если сильный человек после удара по одной щеке подставляет другую, то его действие можно понять только учитывая его религиозные представления.

3. Аффективное, которое проявляется через бессознательные психические импульсы и чувства. Их часто можно наблюдать в спорте в виде непроизвольных реакций игроков.

4. Традиционное, основанное на привычке, традициях. Так, в средневековом обществе люди практически не задумывались, почему власть передается по наследству, почему права горожанина меньше, чем права дворянина. Люди поступали традиционным способом, как деды и прадеды. В реальном поведении людей присутствуют все типы социальных действий. В задачу же социолога входит изучение первых двух действий.

Определяя пути развития современного ему капитализма, М. Вебер считал, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это заметно в развитии капитализма, который характеризуется рационализацией жизни в целом, достижения максимального успеха и прибыли, прежде всего через рациональную организацию труда и производства. Рациональное ведение хозяйства, денежного обращения позволяет добиться экономической эффективности. По мнению Вебера, стремление к наживе не является признаком капитализма, капитализм накладывает узы на это иррациональное стремление отдельных личностей, рационально регламентирует его. Рационализация – это всемирно-исторический процесс. В современном индустриальном обществе формальная рациональность стала господствующей тенденцией. Рационализируется мировоззрение, что находит свое воплощение в протестантской этике. Протестантизм возвел достижение экономического успеха в религиозное призвание. Рационализируется деятельность в сфере культура, что проявляется в том, что наука стала единственным способом познания мира. Воплощением рационализма является правовое государство, функционирование которого основано на рациональном взаимодействии граждан, подчинению их законам, политическим и моральным ценностям. Для правового государства характерны в основном целерациональные и ценностно-рациональные действия граждан. Технический инструмент, осуществляющий управление в рационально организованном обществе, – это бюрократия, которая предполагает наличие специального образования и компетентности. Ее чертами являются разделение труда; строгая иерархизация; определенность служебной компетентности; наличие правил и инструкций; безличный характер деятельности, т.е. отсутствие «человеческого» подхода к проблеме; служба должна являться для чиновников единственным видом деятельности, преданность организации; повышение в зависимости от рациональных критериев; строгая дисциплина и контроль. Вообще М. Вебер считал рациональную бюрократию воплощением рациональной формы всякой организации общества. Тем не менее, следует отметить, что бюрократия рассматривается как идеальный тип, а не как существующая реальность.

Социология Макса Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию ХХ в. Она переживает в наше время второе рождение, переосмысливаются многие стороны его взглядов, используются для анализа современной действительности и истории.

Итак, классическая социология (ХIХ – первая половина ХХ в.) заложила основы новой, особой науки об обществе, определились ее основные направления, методологические принципы. Дальнейшее развитие социологии, которое мы изучим в дальнейшем, опиралось на достижения данного периода. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социология является синтезирующей наукой об обществе, занимает особое место в системе гуманитарных наук.

Список литературы

 

Бергер П. Приглашение в социологию: пер. с англ. / П. Бергер; под ред. Г.А. Батыгина. М.: Аспект.-Пресс, 1996.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии / А.Б. Гофман. М.: Мартис, 1995.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995.

Кравченко Е.М. Макс Вебер / Е.М. Кравченко. М.: Весь мир, 2002.

Лапин Н.И. Предмет и метод социологии / Н.И. Лапин // Социс. 2002. № 8.

Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н.И. Лапин // Там же. 2003. № 4.

Маркс К. Социология: сб. / К. Маркс. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001.

Миллз Ч.Р. Социологическое воображение / Ч.Р. Миллз. М.: Стратегия, 1998; М.: NOTA BENE, 2001.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001.

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994. Гл. 1.

Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 156–175.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения / Г. Спенсер. СПб.: Санкт-Петербург, 1996.

Черных А.И. История и социология: проблемы взаимодействия / А.И. Черных // Социс. 2001. № 10.

Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России / Р.П. Шпакова // Там же. 2003. № 3.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.