Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления международной экологической интеграции




На международном уровне экологическая политика направ­лена, прежде всего, на обеспечение скоординированных действий в области экологической безопасности, установление норм, пра­вил и стандартов поведения государств в этой сфере. Под эги­дой ООН разрабатываются:

§ согласованные принципы экологической интеграции стран в мировое сообщество;

§ единая международная система мониторинга природной среды;

§ единые методы оценки состояния природно-ресурсного потенциала;

§ единые методы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

§ общая методология оценки риска возникновения и мас­штабов развития чрезвычайных ситуаций (ЧС) и катаст­роф природного и техногенного характера;

§ унифицированная по кадровому составу и оснащению служба быстрого реагирования на ЧС;

§ международные конвенции, соглашения, правила и проце­дуры, обеспечивающие координацию совместных действий в области оценки риска и принятия мер по предотвраще­нию и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера.

Мировым сообществом принят ряд важных документов в этой области, часть из которых носит региональный характер. В конце 80-х годов ООН принято, например, важное междуна­родное соглашение по ограничению выбросов карбоноксидов для всех стран — участниц ООН. В 1988 г. вступила в действие директива ЕЭС «Оценка воздействия некоторых государствен­ных и частных проектов хозяйственной деятельности на окру­жающую среду» (ОВОС). Оценке подвергаются все крупные проекты, которые могут оказать вредное воздействие на при­родную среду. Организация, предлагающая проект, обязана да­вать в прессе информацию о сути проекта, месте его реализации и заключение ОВОС.

На Всемирной конференции ассоциаций экологического права принята Декларация по экологическому праву (Лимож, ноябрь 1990 г.), согласно которой процедуру ОВОС предложено рассматривать как один из основных правовых и научных инст­рументов выработки национальной стратегии охраны ОС. Дек­ларацией закреплены основные принципы ОВОС и установлены дополнительные:

а) экспресс-анализ вредных воздействий проекта на сопре­дельные территории;

б) указание на наличие или отсутствие законодательных ак­тов (в том числе международных), предусматривающих приро­доохранные меры при разработке и реализации проектов;

в) альтернативные варианты проекта;

г) оценка воздействия на затрагиваемое население и качество ОС в целом;

д) изучение кумулятивного воздействия будущего загрязнения;

е) воздействие на затрагиваемые территории в целом;

ж) выявление научных неопределенностей.

Контроль ОВОС призваны осуществлять независимые науч­ные специализированные органы. В случае риска причинения серьезных или необратимых воздействий на ОС компетентные органы должны иметь право требовать пересмотра проекта до/ его реализации или отмены.

Приняты следующие основные принципы экологической инте­грации стран.

1. Экологические системы не имеют директивных границ.

2. Биосферный потенциал — основное богатство государства.

3. Нерасточительное потребление биосферной продукции — основной фактор накопления национального богатства.

4. Хозяйственная деятельность не может нарушать биологи­ческую продуктивность и разнообразие экосистем.

5. Природные ресурсы, обеспечивающие непрерывное вос­становление жизненной среды множества субъектов экологиче­ского права, используются на справедливой компенсационной основе ненарушения биосферного потенциала.

6. Мигрирующие биологические виды имеют охраняемое право свободного перемещения, обусловленного эволюцией ви­дов и сообществ.

7. Международные отношения строятся на принципах эко­логического доверия и взаимной экологической помощи.

8. Всякое нарушение жизненной среды другого государства должно быть справедливо компенсировано.

Сегодня существует ряд неотложных вопросов для мировой эколого-экономической системы. На мировом уровне требует решения проблема гибели лесов, которая приняла гигантские масштабы и достигает сегодня уже 63% территории Земли. Со­гласно Международной совместной программе по оценке и мо­ниторингу воздействия загрязнения воздуха на леса (МСП «Леса») для оценки санитарного состояния леса определена сеть участков, площадь каждого из которых равна 16 × 16 км. Глав­ная цель такого исследования — оценка состояния лесов, изме­нения их жизнеспособности в течение ряда лет, а также прогноз их будущего состояния в связи с существующими видами за­грязнений почв, водоемов и воздуха.

Как средство сохранения глобального биосферного баланса специалистами ООН обсуждается предложение по списанию части долга государствам-должникам по кредитам (в частности, странам Южной Америки) за невырубку лесов. Это предложение повлекло за собой идею глобального экологического страхова­ния. Разработка такой концепции будет серьезным шагом впе­ред к экологической макроэкономике Земли.

Обсуждается введение санкций за трансграничные загряз­нения через международный суд. Специалисты полагают, что с введением в международные отношения процедуры ответст­венности за трансграничные воздействия на ОС с реальными объемами компенсаций и санкций экологическую макроэко­номику можно будет считать состоявшейся[16]. Однако мировым сообществом не разработана и не принята единая процедура оценки воздействия и расчета величины ущерба природе и здоровью человека.

В экологической макроэкономике окружающая среда должна рассматриваться как один из стоимостных факторов мировой экономической системы. В связи с этим необходимо внести значительные дополнения к процедурам ОВОС и управлению риском, учитывающие не только стоимость отрицательных трансграничных эффектов, но и стоимость компенсационных мероприятий странам, понесшим ущерб. Это будет существен­ным продвижением в области экологической макроэкономики и развития рыночных отношений на новом уровне — путем учета полных издержек на мировую экологическую безопасность в экспортно-импортных ценах.

В такой экономической системе по праву займет свое место Россия, сохранившая определенное биосферное богатство (не­тронутые земли у нас составляют около 50%, тогда как в разви­тых странах они практически отсутствуют) и почти безвозмездно компенсирующая сегодня утраченный биосферный потенциал многих сопредельных стран. Однако для этого России, мы полагаем, необходимо осознать, что ее основное предназначение в XXI в. — стать ведущей биосферной державой, спасением для всей земной природы. Сегодня получается так, что западные ученые, осознавая всемирное экологическое предназначение России, болеют за ее судьбу больше, чем мы сами.

Особое место занимают вопросы международного право­вого регулирования процессов производства, реализации и по­требления продуктов питания и товаров широкого спроса по критерию экологической безопасности. Повышенное содержа­ние вредных веществ в продуктах питания вызывает серьезную обеспокоенность общественности и потребительских обществ во многих странах мира. На третьей международной конфе­ренции по информации «Об изучении и технологии пищи» в Будапеште (октябрь 1989 г.) обсуждался вопрос о контроле за распространением и применением пестицидов и гербицидов в сельском хозяйстве.

Экспорт сельскохозяйственных ядохимикатов через продук­ты питания, содержащие их остатки в опасных для здоровья ко­личествах, может нарушить экологическую безопасность стра­ны-импортера. Поэтому регулирование трансграничного пере­носа вредных веществ с товарами — особая область действий ООН и международного законодательства.

Мониторинг продуктов питания по критерию их экологиче­ской чистоты осуществляется сейчас во многих странах. Наи­больший опыт работы в этом направлении имеет Шведская на­циональная администрация пищи, которая действует в координа­ции с национальными центрами по контролю пищи в Австралии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, США. Много лет на базе Шведской национальной администрации пи­щи издается международный бюллетень «The Food Laboratory News», где публикуются основные материалы по различным на­правлениям экологической безопасности пищи.

Наличие научно-методической базы, потребность общества в безопасной пище обеспечили почву для подготовки Междуна­родной конвенции по экологической безопасности продуктов питания. Конвенция будет содержать как минимум два основ­ных раздела — национальный и международный. Сложности могут возникнуть из-за противоречий производителей и потребителей продуктов питания. Показательна в этом плане работа конгресса США по изменению Закона о пищевых продуктах и лекарствах. Предложенный законопроект направлен на то, что­бы оградить здоровье американцев от негативного воздействия остатков пестицидов, содержащихся в продуктах, в том числе импортных. Устанавливался лимит допустимого риска для ос­татков в пищевых продуктах химических веществ, считающихся канцерогенными. Предусматривался также запрет экспорта пес­тицидов, не получивших одобрения официальных инстанций США. Таким образом, впервые законодательно предложено ра­зорвать замкнутый «круговорот яда». Однако такая инициатива пока не получила практического применения.

Проблема «круговорота яда» слишком тесно связана с эко­номическими и сельскохозяйственными проблемами, которые пока являются более приоритетными, чем экологические инте­ресы. Имеет она большое значение и для России, поскольку сегодня экспортно-импортные операции совершаются великим множеством организаций при дестабилизации пограничного карантинного контроля. В связи с этим резко возросло число слу­чаев попадания на внутренний рынок опасных для здоровья продуктов питания — до половины всех импортируемых продо­вольственных товаров содержат опасные вещества.

Использование лимитов приемлемого риска для пищевых продуктов требует создания единой международной системы пра­вил и методов оценки. Для этого необходимы согласованные дей­ствия международных организаций, в частности Продовольствен­ной и Сельскохозяйственной организаций при ООН (ФАО), Все­мирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В 1989—1990 гг. практически все страны ЕЭС высказались в поддержку экологического этикетирования как средства реа­лизации мировой эколого-экономической политики. Такая система основана на принципе добровольности, присвоение этикетки осуществляется жюри по заявке производителей. В состав жюри входят представители всех заинтересованных групп — производителей, потребителей, экологов, синдикатов и средств массовой информации.

Многие производители начинают рассматривать вхождение в систему экологического этикетирования как выгодную меру, так как это повышает конкурентоспособность их продукции. При­мером может служить Германия, где к 1990 г. число чистых видов продукции составило уже 3100, причем 10% продукции было произведено в других странах.

Большая роль в системе экоэтикетирования отводится Ев­ропейскому агентству по охране окружающей среды, которое вырабатывает критерии оценки продукции и контролирует со­блюдение производителями взятых на себя обязательств по безопасности товаров.

Еще одним важным направлением международного сотруд­ничества является оценка и управление риском возникновения внезапных катастроф и чрезвычайных событий техногенного происхождения. Интенсивность и энергонасышенность совре­менных производств обусловливают большую потенциальную опасность возникновения аварий и катастроф, которые по сво­им экологическим, экономическим и социальным последствиям не имеют политических и географических границ. Это подтвер­дили авария на ядерном реакторе АЭС «Три Майлс Айленд» (США, 1979 г.), затем - Чернобыльская катастрофа и гибель в 1986 г. американского космического корабля «Челленджер».

Основные исследования посвящены вопросам надежности сложных технических систем и комплексов, вероятности их без­отказной работы в экстремальных условиях. Потенциальная опасность технологических систем оценивается международны­ми специалистами той или иной степенью риска для здоровья человека и состояния природных экосистем. Строятся сценарии и модели поведения систем в случае наступления тех или иных событий, степени распространения поражения и т.д.

Проблема чрезвычайно важна и для России. На ее террито­рии эксплуатируется более 800 ядерных и 1500 химических и биологических объектов повышенной опасности, десятки тысяч километров магистральных трубопроводов, по которым переме­щаются — внутри страны и за рубеж — сотни тысяч тонн взрыво- и пожароопасных и отравляющих веществ. Учитывая высо­кую степень износа оборудования и коммуникаций (около 70%), риск возникновения новых Чернобылей, имеющих мировые разрушительные последствия, огромен.

Таким образом, сотрудничество в области экологической безопасности за последние 20 лет становится одним из важней­ших внешнеполитических приоритетов. Оно по-новому опреде­ляет основные направления всего хода экономического процесса как на международном, так и на национальном уровнях. Иными словами, появился регулятор общественного социально-эконо­мического развития, имеющий всеобщий характер, — это регу­лятор экологический. Количество имеющейся информации о внешней среде и ее влиянии на внутрисоциальные процессы уже подошло к той черте, когда необходимо новое качество ее оценки и использования. Ощущение прорыва на новый уровень знания, а также растущее количество проблем эколого-эконо-мического характера все более инициирует и стимулирует работу многих ученых и специалистов разных стран, их укрепляющееся год от года сотрудничество.

В заключение отметим, что растущие потребности стран в международном обмене товарами, технологией, услугами, ин­формацией, как и острейшая необходимость совместного проти­водействия глобальным угрозам, с неизбежностью будут толкать мир к взаимодействию не только разных наций и государств, но разных культур и образов жизни. И это, естественно, далеко не прямолинейный, а противоречивый и сложный процесс.

Литература

1. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 575 с.

2. http://literus.narod.ru/Bussines/MirEcon/1-g6-4.htm


[1] Максимова М. В XXI век — со старыми и новыми глобальными проблемами // МЭиМО. 1998. № 10.

[2] Рогожина Н. В поисках ответа на экологический вызов // МЭиМО. 1999. № 9.

[3] Статистический ежегодник ЕМЕР (Европейской программы мониторинга и оценки).

[4] Максимова М. Цит. произв.

[5] Максимова М. Цит. произв.

[6] Marxism and Ecology. N-Y. 1997.

[7] «У нас есть шанс...» Размышления эколога о человечестве, экологии и жизни // Зеленый мир. 1999. №24-25.

[8] Словесная Н, Экологическая безопасность: уроки развивающихся стран. ИМЭМО РАН. -М. 1993.

[9] Максимова М. Цит. произв.

[10] Рогожина Н. Цит. произв.

[11] Быстрый рост мирового народонаселения// Коринф. 1999. №39

[12] Внутренний рынок и охрана природы// Коринф, 1999. №29.

[13] Взаимосвязь мировой торговли и окружающей среды// Коринф, 1999. №23.

[14] UNEP Industry and Environment Program (1994), p. 28.

[15] Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), Новосибирск. 1992.

[16] Донченко В.К. Экологическая интеграция. Ч. 1: Социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. Спб., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.