Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Как уже говорилось в предшествующей лекции следующий период в истории развития византийской культуры - это период классического «византинизма» - его границы

Как уже говорилось в предшествующей лекции следующий период в истории развития византийской культуры - это период классического «византинизма» - его границы принято очерчивать с 843 года - времени восстановления иконопочитания по 1204 год - захват Константинополя крестоносцами. Это время наибольшей отточенности византийского искусства, его широкой экспансии в страны православного круга, и, в частности, в княжества Древней Руси, и даже западные страны.

Внутри этого периода традиционно принято выделять два больших этапа, получивших названия по именам правящих династий - «македонский» (867 - 1057 гг.) и «комниновский» (1057 -1204 гг.) периоды. В литературе часто к этим названиям прибавляют название «возрождение» - термин условный, не имеет ничего общего с итальянским Возрождением. С одной стороны действительно проявляется интерес к античным источникам, но по своей стилистике искусство уже очень далеко отошло от классического образца. Тем не менее использование этого понятия скорее связано с желанием обозначить гармоничность и законченность как композиционную, так и иконографическую, искусства этого времени.

Для культуры Византии этого периода характерно следующее. Особый интерес к развитию образования и возрождение интереса к античному знанию Особую роль сыграл патриарх Фотий, чье патриаршество (858-867, 877-886) совпало с правлением Василия 1 Македонянина, основателя новой династии. Фотий утверждал идею о ценности положительного (светского) знания, вне зависимости от его источника, включая знания древних о природе и материи. В 1045 году в Константинополе открылось новое высшее училище, условно называемое университетом, с двумя факультетами - философским и юридическим.

1Х - Х вв. - необходимость всеобъемлющей систематизации христианского вероучения. Эту задачу выполнил Иоанн Дамаскин в труде «Точное изложение православной веры». Он привел в стройную систему учение церкви и решительно встал на сторону иконопочитателей.

Вместе с тем именно в этот период происходит схизма между православной и католической церквями (1054 г.).

В этот же период происходит окончательное формирование большинства иконографических типов, а так же установление иконографии росписи храмов.

Период с 726 - 843 гг. (перерыв 787 - 813 гг.) - период иконоборчества был так же не особо благоприятен для развития архитектуры. Арабские завоевания восточных византийских провинций, а так же сокращение размеров империи, упадок городов - все это не способствовало развитию архитектуры. Вместе с тем развитие и установление чина литургической службы потребовало развития специального пространства с выделенными алтарными частями, а так же подкупольным пространством. В этот период ведущим архитектурным типом становится - крестовокупольный тип храма (в Византии получивший название храма на колонках).

Церковь в св. Ирины в Константинополе. План.

Церковь в св. Ирины в Константинополе. Внешний вид.

Церковь Килиссе Джами в Константинополе. План.

Столбы или колонки по углам центрального квадрата несут купол, обычно поставленный на высоком барабане и с помощью парусов или тромпов связанный с несущими столбами. Распор купола гасится при помощи полуциркульных сводов, берущих начало от подпружных арок. Своды повышены по сравнению с угловыми пространствами. Внутреннее пространство образует крест.

Появление крестовокупольного храма относится к более ранней эпохе. Уже в церкви Давида в Фессалониках в У веке была использована сходная структура. Однако, ее незначительные размеры и провинциальное расположение не дают возможности говорить о ней как о стилеобразующем памятнике. Ведущим подобный тип становится лишь в УП - УШ вв.

Византийский богослов Максим Исповедник рассматривал здание церкви следующим образом:

1. Церковь - образ и подобие Божие

2. Церковь - образ мира, составленный из существ видимых и невидимых

3. Церковь - образ чувственного мира в отдельности.

4. Церковь - символический образ человека.

5. Церковь - подобие души, рассматриваемой в самой себе.

Подчеркнутый антропоморфизм подобного понимания церкви в византийской культуре был следствием не столько античного антропоморфизма, но был неразрывно связан с идеей Боговоплощения и вочеловечивания. Новая архитектура, четко и дифференцированно разработавшая систему завершающих здание сводов, создала идеальные условия для размещения изображений по вертикальным зонам в соответствие с их сакральной значимостью. Купол, барабан главы, паруса, центральные своды, конхи апсид, арки - все эти части здания выявили свое место в символической трактовке храма при помощи живописи - храм как микрокосм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественный текст | Монументальная живопись македонского периода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.