Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Италия. Достаточно условный и схематичный




Прованс.

Испания.

Сантьяго де Компостела, 1078 - 1120.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Серебрянный портал.

Достаточно условный и схематичный. По стилистике близок к Тулузе и Муассаку.

Портик Славы, 1168 - 1188.

Портик Славы, 1168 - 1188.

Мастер Матео. Округлость скульптуры. Это уже путь к готике. Натурализм фигур. Улыбающийся молодой пророк Даниил - смягченность пластики.

Кон. Х1 - нач. ХП вв. Нотр Дам ла Гранд в Пуатье. Западный фасад.

Иллюстрируется история человечества начиная с грехопадения. Фасад как ящик для скульптуры. Использование колонок и арочек. Включение элементов классической архитектуры, но трактуются неклассично.

Юг Франции. Сильное наследие древнеримского искусства. В романике происходит локальное «возрождение». Использование как элементов классической архитектуры, так и в пропорциях и общей трактовке.

Сен Трофим в Арле, сер. ХП в. Общий вид.

Сен Трофим в Арле. Портал.

Сен Трофим в Арле. Тимпан. Христос во славе.

Несмотря на классические членения перенасыщенность скульптурным декором.

Сен Жиль дю Гар в Арле, посл. треть ХП в.Общий вид.

Сложная программа - три тимпана. В центре - Христос во славе. По бокам - Богоматерь с младенцем и Распятие. Объемность, мягкость.

Сан Дзено в Вероне, Х1 в. Общий вид.

Мастер Вильгельмо. Укороченость пропорций. Насыщенность декора. Использование аркатурных поясов и пилястр.

Сан Микеле ин Форо в Луке, 11 - 13 вв.

Романская монументальная живопись.

Сохранилось немного. Близость к византийским образцам, особенно в Италии. Использование композиций Христос во славе в конхах апсид.

Сант Анжело ин Формис, 1072-1087.

Сант Анжело ин Формис, 1072-1087. Христос Пантократор.

Недалеко от Монтекасино, близость к Византии, но более уплощенно.

Сен Савен сюр Гартан, ок. 1100 г.

Сен Савен сюр Гартан.

Цилиндрический свод сплошь покрытый фресками. Быстрота и мягкость рисунка.

Ковер из Байе (Нормандия), ок. 1095 г.

Ковер из Байе (Нормандия).

63 х 0,5 м2. Завоевание Англии норманнами.

В миниатюре - продолжение традиций, идущих от оттоновской миниатюры, но краски становятся резче, композиции более насыщены фигурами.

Евангелие из собора в Шпеере,

Иннициал V Книги Иова, 12 в., Иннициал F «Смерть Саула», Книга из Ламбета.

Кит. Бестиарий, кон. 12 в.

В 10 -11 вв. в Европе происходит постепенный рост городов. Развитие ремесел. Разные пути восстановления городов - вокруг замков сюзеренов, вокруг монастырей, объединение нескольких крестьянских поселений и т.д. В 12 - 13 веках установление муниципальной жизни. Формирование основных муниципальных институтов. Формирование городского права (Страсбург, Магдебург), дававшее особые привилегии городским жителям. Формирование гильдий и цехов.

Рост городов обозначил новую эпоху не только в хозяйстве Европы, но и в ее культуре. Развитие образования. В 12 веке появляются университеты - один из первых в Париже (12 в.). Происходит новое открытие мира. Мир перестает быть для церкви и человека враждебной средой - в богословии: св. Франциск Ассизский и Фома Аквинский.

Но вершиной средневековой философии стала схоластика (от слова - школа). Считали, что необходимо соединить откровение и разум. Разум и строгая логика - подручные средства в познании мира. Крупнейший представитель схоластики - св. Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274). Два главных произведения - «Сумма католической веры против язычников» и «Сумма теологии» - всеохватность. Выдвигает пять доказательств существования Бога. Рассматривал природу как отражение божественной красоты. Соединение спиритуализма и натурализма в искусстве.

Как уже раньше говорилось готический период в истории искусства принято ограничивать 12 -14 веками. Хотя подобное ограничение не совсем правильно. В 12 веке - готическое искусство развивается на территориях Франции. Тогда как полномасштабное распространение этого стиля в Европе происходит лишь в 13 веке.

Появление готического искусства было связано в области общего развития с появлением такого богословского течения как схоластика. (Э.Пановский. Готический собор и схоластика), о котором говорилось выше. А художественное воплощение - связано с развитием строительной техники и появлением нового конструктивного решения. Традиционно возникновение готики относят к 40-м годам 12 века и связывают со строительными работами, которые велись в аббатстве Сен Дени недалеко от Парижа (область Ile de France) при аббате Суггерия (иногда можете встретить транскрипцию Сюжжер).

Сен Дени. Западный фасад.

Сен Дени. Интерьер.

Конструкция включает в себя четыре элемента: опоры, стрельчатые нервюрные своды, аркбутаны, контрфорсы. Использование стрельчатой арки - давала меньше распор, кроме того стрельчатый свод, в отличие от полуциркульного, давал возможность перекрывать помещения любых очертаний. Отход от связанной системы, применяемой в романской архитектуре. Оживы (диагональные арки) и щековые (боковые) арки берут на себя функцию каркаса свода - их называют еще нервюры или гурты. Они образуют статически напряженную каркасную сетку. Легкое заполнение сводов между нервюрами.

Сен Дени. Травея.

Нервюры передавали распор на столбы. Концентрация нагрузки в местах, где сходятся оживы и щековые арки - возможность разгрузить стену и заполнить ее оконными проемами. Погашение распора выносится за стены здания - он передается при помощи арки - аркбутана на контрфорс - пилон. Создание особого скелетного облика здания. Прочитываемость рационального построения. Вместе с тем особое мистическое ощущение, которое подчеркивалось введением витражей. Мозаичных застеклений окон (свинцовый каркас, заполненный кусочками цветного стекла, поверх которого черной краской наносится мелкая разделка деталей). Цветное стекло превращало земной свет в свет мистический. Ирреальный свет - иллюстрация к гимну посвящения - «стены сделаны из драгоценных камней». Слияние всех частей здания. Устремленность материи вверх.

Особое место западного фасада - обилие скульптурных украшений - выделяется несколько зон - зона перспективных порталов, зона розы, зона галереи королей, башни.

Обилие изобразительного материала - восприятие готического собора как «Библии для бедных».

В готическом искусстве выделяется несколько этапов - ранняя готика (от 40-х гг. 12 в. - нач. 13 в.), зрелая готика (1-ая пол. 13 в.) и поздняя готика (кон. 13 в. - 15 в.).

Все соборы строились очень долго, поэтому часто в одном и том же соборе присутствовали элементы разных периодов развития готического стиля. Наиболее характерный пример - Собор Нотр Дам в Шартре.

Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид.

Строительство началось в 1130-х годах. Собор строился в стиле ранней готики. В 1194 году сгорел - остался только западный фасад, хотя одна из башен получила свое завершение в 16 в. С 1194 по 1220-е строительство нового собора. 1194-1220 - хор, 1194-1225 - нефы, 1212 -1220-е - южное крыло трансепта, после 1224 г. - северное крыло трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Контрфорсы.

Собор Нотр Дам в Шартре. Контрфорсы, аркбутаны.

Собор Нотр Дам в Шартре. Аркбутаны.

Собор Нотр Дам в Шартре. Северное крыло трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Северное крыло трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Апсида с венцом капелл.

Еще очень массивный. Много нерасчлененной массы камня.

Собор Нотр Дам в Шартре. Интерьер.

Собор Нотр Дам в Шартре. Вид на апсидную часть.

Перебивки гуртов по вертикали. Массивная зона трифория.

Собор Нотр Дам в Шартре. Королевский портал.

Собор Нотр Дам в Шартре. Королевский портал. Фрагмент.

Очертания стрельчатых арок - почти полуциркульные. Еще не так сильно выражена перспективность. По стилистике близка к романским порталам.

Вознесение Марии - Христос во славе - Мария с младенцем Христом. На откосах тимпанов - изображения аллегорий времен года и аллегорий свободных художеств. На откосах - ветхозаветные цари. Столбообразность. Акцент на орнаменте.

Собор Нотр Дам в Шартре. Южный трансепт. Общий вид.

Собор Нотр Дам в Шартре.Южный трансепт. Центральная часть.

Собор Нотр Дам в Шартре.Центральный тимпан. Христос между Марией и Иосифом. В архивольтах - сонмы ангелов. На центральном столбе - Христос - учитель.

Собор Нотр Дам в Шартре. Святые мученники.

Происходит дальнейшее обособление статуй от стены. Тема страшного суда как всепрощения. Постепенное формирование композиции - «священное собеседование»

Собор Нотр Дам в Шартре. Северный трансепт. Изображение ветхозаветных пророков и царей.

Собор Нотр Дам в Шартре. Архивольты северного трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Центральный тимпан северного трансепта. Коронование Марии. На столбе св. Анна с младенцем Марией.

Собор Нотр Дам в Шартре. Правый тимпан северного трансепта. Иов на гноище.

Собор Нотр Дам в Шартре. Левый тимпан северного трансепта. Рождество Христа и Поклонение волхвов.

Дальнейшее развитие пластики. Использование разнообразия поз. Но сохраняется строгость исполнения.

Шартр сохранил практически полностью витражи 12 - 13 веков.

Собор Нотр Дам в Шартре. Витраж. Богоматерь с младенцем на троне.

Самый старый витраж. Относится к 12 веку. Уцелел при пожаре 1194 года. Преобладание синего и красного. Моделировка крупными формами.

Собор Нотр Дам в Шартре. Западная роза.

Роза к 13 веку. Окна к 12 веку. Представлена генеалогия Христа.

Собор Нотр Дам в Шартре. Западный фасад. Фрагмент окна. Встреча Марии с Елизаветой и Рождество.

Собор Нотр Дам в Шартре. Роза южного трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Роза северного трансепта.

Собор Нотр Дам в Шартре. Фрагмент окна северного трансепта. Аарон.

формы становятся крупней, появляются коричневый и зеленоватый цвета.

Другой крупный памятник ранней и зрелой готики - Собор Нотр Дам в Париже.

Его строительство началось в 1163 году при Морисе де Сюлли, а в 1182 году алтарь и хор были освящены. В 1196 году собор был закончен за исключением западного фасада, который был сделан окнло 1210 года. Во второй половине 13 века был перестроен трансепт.

Собор Нотр Дам в Париже. Западный фасад.

Собор Нотр Дам в Париже. Южный фасад.

Собор Нотр Дам в Париже. Часть южного фасада.

Собор Нотр Дам в Париже. Апсидная часть.

Собор Нотр Дам в Париже. Интерьер.

Еще очень массивный. Но появляется единство интерьера. Практически нет перебивок нервюр. Опираются на столбы-колонны. Акцент на античном наследии.

Скульптурное убранство сильно пострадало во время Великой французской буржуазной революции. Реставрирован Виолле ле Дюком. Подлинной скульптуры осталось мало.

Собор Нотр Дам в Париже. Правый портал западного фасада. Портал святой Анны.

Св. Анна с Марией по бокам ангелы, епископ Парижа Морис де Сюлли, король Людовик УП, слева в углу писец. Внизу - изображение евангельских сцен. Предполагается, что делал мастер круга Королевского портала в Шартре.

Собор Нотр Дам в Париже. Северный трансепт.

Мадонна на столбе - s-образная изогнутость.

Самым выдающимся памятником зрелой готики является собор вРеймсе - место коронации французских королей.

Строительство продолжалось с 13 -15 вв.

В 1210 году сгорел романский собор. К 1240-м годам собор был в общих чертах закончен. Западный фасад был выполнен во второй половине 13 века. Включает в себя более 1000 скульптур. Очень живой и зыбкий. Начинают утрироваться отдельные элементы готической структуры.

Собор в Реймсе. Западный фасад.

Собор в Реймсе. Западный фасад.

Собор в Реймсе. Центральный вход.

Собор в Реймсе. Центральный вход. Коронование Марии.

Собор в Реймсе. Западный фасад. Центральный вход. Встреча Марии с Елизаветой. Благовещение.

Собор в Реймсе. Голова Марии из встречи Марии с Елизаветой.

Собор в Реймсе. Улыбающийся Архангел из Благовещения.

преобладание греческого вкуса. Возможно, было воздействие античных памятников, привезенных из Константинополя.

Памятник переходный к поздней готике - Собор в Амьене.

1218 - сгорел старый собор. В 1220 началось строительство нового собора, которое в основных чертах было закончено к 1269 году. Западный фасад до уровня розы был сделан к 1240 году. Достраивался в 14 - 16 вв. Часто сравнивают с резным ларчиком. Самый большой. Высота подъема сводов 42,3 м.

Собор в Амьене. Западный фасад.

Собор в Амьене. Столб центрального входа. Прекрасный Бог Амьена.

Смягченность пластики. Спокойствие и монументальность. Нет рафинированнсти Реймса.

Собор в Амьене. Южный рукав трансепта. Золотая мадонна.

70-е гг. 13 в. S-образный изгиб. Готическая улыбка. Станет достаточно стандартным образом в поздней готике.

Сент Шапель в Париже. Апсида верхней церкви.

Сент Шапель в Париже. Роза.

Королевская капелла построена в 13 веке. Включает в себя нижнюю и верхнюю церкви. Особый интерес верхняя церковь. Полное уничтожение стены - сплошное застекление. Роза относится к 14-15 вв. - растительные очертания - цветущая готика.

В 13 веке начинается экспансия готики в страны Европы. Особое место - Германия. Для развития готики в Германии характерны те же черты, что и для Франции. Но все более экзальтированно и натуралистично. Возможно, сказывалось отсутствие классических корней.

Собор в Бамберге.

Два этапа работ - 40-е гг. 13 в. и вторая половина 13 в.

К первому этапу относится

Собор в Бамберге. Княжеский портал. Страшный суд.

По концепции близко к романике. Страшные черти. Подчинение фигур очертаниям тимпана. Но вместе с тем акцент на эмоциях.

Ко второму этапу относится

Собор в Бамберге. Правый портал западного фасада. Мария и Елизавета.

Разделены. Елизавета за углом. Подчеркнутая объемность и монументальность. Но большая натуралистичность по сравнению с Реймсом.

Собор в Бамберге. Бамбергский всадник.

В интерьере. На консоли. Образ средневекового рыцаря.

Собор в Наумбурге. Общий вид.

Романско-готическая постройка. Скульптуры хора - портреты донаторов - и преграды вокруг хора - т.н. летнера.

Собор в Наумбурге. Общий вид хора.

Собор в Наумбурге. Хор. Ута и Эккехард. 2-ая пол. 13 в.

Очень индивидуальная трактовка. Марк -граф. Приземленный, мещанский. Ута - закрывается плащом. Нежность и деликатность.

Собор в Наумбурге. Летнер. Тайная вечеря.

60-70-е гг. 13 в. Тайная вечеря - Иуда получает 30 серебрянников - Поцелуй Иуды - Отречение Петра - Христос перед Пилатом - Бичевание - Несение креста.

Особое место - собор в Страсбурге - на пересечении германских и французских земель.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт. Успение Марии.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт.Синагога и Эклессия.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт. Синагога.

1-ая пол. 13 в., зрелая готика, близко к французким образцам. Большая измельченность складок. Равновесие и гибкость.

Собор в Страсбурге. Западный фасад.

Собор в Страсбурге. Западный фасад.

Собор в Страсбурге. Тимпан центрального портала. Страсти Христовы.

Собор в Страсбурге. Фрагмент откоса центрального портала западного фасада.

Конец 13 века - поздняя готика. Все геометризируется. Становится более декоративным. Экзальтированность с претензией на рафинированность.

Т.о. используя слова Зедельмайера о готическом соборе можно сказать, что «В готическую эпоху Бог представляется близким к человеку и необходим был лишь маленький шаг, чтобы превратить образ вочеловечившегося Бога в образ обожествленного человеческого существа».

Лекция 4.

В 13 веке начинается экспансия готики в страны Европы. Особое место - Германия. Для развития готики в Германии характерны те же черты, что и для Франции. Но все более экзальтированно и натуралистично. Возможно, сказывалось отсутствие классических корней.

Собор в Бамберге.

Два этапа работ - 40-е гг. 13 в. и вторая половина 13 в.

К первому этапу относится

Собор в Бамберге. Княжеский портал. Страшный суд.

По концепции близко к романике. Страшные черти. Подчинение фигур очертаниям тимпана. Но вместе с тем акцент на эмоциях.

Ко второму этапу относится

Собор в Бамберге. Правый портал западного фасада. Мария и Елизавета.

Разделены. Елизавета за углом. Подчеркнутая объемность и монументальность. Но большая натуралистичность по сравнению с Реймсом.

Собор в Бамберге. Бамбергский всадник.

В интерьере. На консоли. Образ средневекового рыцаря.

Собор в Наумбурге. Общий вид.

Романско-готическая постройка. Скульптуры хора - портреты донаторов - и преграды вокруг хора - т.н. летнера.

Собор в Наумбурге. Общий вид хора.

Собор в Наумбурге. Хор. Ута и Эккехард. 2-ая пол. 13 в.

Очень индивидуальная трактовка. Марк -граф. Приземленный, мещанский. Ута - закрывается плащом. Нежность и деликатность.

Собор в Наумбурге. Летнер. Тайная вечеря.

60-70-е гг. 13 в. Тайная вечеря - Иуда получает 30 серебрянников - Поцелуй Иуды - Отречение Петра - Христос перед Пилатом - Бичевание - Несение креста.

Особое место - собор в Страсбурге - на пересечении германских и французских земель.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт. Успение Марии.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт.Синагога и Эклессия.

Собор в Страсбурге. Южный трансепт. Синагога.

1-ая пол. 13 в., зрелая готика, близко к французким образцам. Большая измельченность складок. Равновесие и гибкость.

Собор в Страсбурге. Западный фасад.

Собор в Страсбурге. Западный фасад.

Собор в Страсбурге. Тимпан центрального портала. Страсти Христовы.

Собор в Страсбурге. Фрагмент откоса центрального портала западного фасада.

Конец 13 века - поздняя готика. Все геометризируется. Становится более декоративным. Экзальтированность с претензией на рафинированность.

Т.о. используя слова Зедельмайера о готическом соборе можно сказать, что «В готическую эпоху Бог представляется близким к человеку и необходим был лишь маленький шаг, чтобы превратить образ вочеловечившегося Бога в образ обожествленного человеческого существа».

Искусство Возрождения.

Темой этой и последующих лекций будет искусство Возрождения, одной из самых ярких эпох в истории европейской культуры. Исследование Возрождения связано со многими трудностями: его хронологические рамки, отдельные стадии его развития, даже само понятие «Возрождение» - все это до сих пор служит предметом дискуссий. Ранее в нашей историографии господствовала та точка зрения, что Ренессанс был периодом абсолютно порвавшим с традицией средних веков, хотя в исторической литературе этот период полностью вписывается в периодизацию средних веков. Сейчас большинство ученых согласно с тем, что Возрождение не является ни завершением средневековой, ни началом культуры нового времени, а представляло собой переходный тип культуры, качественно отличающийся и от того и от другого, но вместе с тем содержащий в себе черты и того и другого. Оно питалось как античной, светской по своему содержанию, так и средневековой, христианской культурой. Свою связь с античностью признавали и всячески подчеркивали сами деятели Возрождения; связь с средними веками они решительно отвергали. Тем на менее эта связь была очень прочна.

Термин «Возрождение» был впервые употреблен художником и архитектором Джорджо Вазари, который в своей книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (ок. 1550 г.) рассматривал свою эпоху как время возрождения (rinascita) искусства после тысячелетнего варварства. За два столетия до него Джованни Бокаччо в «Декамероне» устами одного из своих героев говорит, что Джотто «снова вывел на свет искусство, в течении многих столетий погребенное по заблуждению тех, кто писал, желая угодить скорее глазам невежд, чем пониманию разумных». Гуманист XV века Марсилио Фичино писал: «Хвала нашему веку, который является золотым благодаря золотым дарованиям».

Новым было формирование другого, отличного от средневекового, представления о человеке. Человек рассматривается как вершина Творения Бога. Другой известный гуманист Пико делла Мирандола в своем сочинении «Речь о достоинстве человека» пишет о том, что Бог, создав мир, пожелал, чтобы кто-то любил и восхищался этой красотой и мог оценить плоды его труда. Тогда он создал человека и сказал: «Не даем мы тебе о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы место, лицо и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь».

Подобный подход к анализу личности человека породил большой интерес к этике - формирование идеала доброго гражданина. Кроме того большую роль приобретает личность творца, который по своим творческим возможностям уподобляется Богу.

Человеческое тело рассматривается как эстетическая данность. Трехмерный принцип изображения. Утверждение реальной, чувственной картины мара. Формирование представлении о личностях-титанах - ощущение изолированности человеческого субъекта.

Опыт работы с античной традицией - «Морализованный Овидий», «хроники Александра Македонского» - приобретают в это время систематический характер. Принципиально меняется точка зрения - «античность умерла». Ее восстановление идет по двум путям «подражание античность» и «подражание природе».

Обращаясь уже к собственно процессу искусства Возрождения, следует отметить, что оно обладает сложной исторической динамикой с глубокими внутренними противоречиями.

1. Проторенессанс - 1260-80 - нач. 15 в. - период предшествующий собственно Ренессансу. Переходный период, связанный с общим подъемом европейской культуры в 13 в. Искусство Проторенессанса не было однородным. Если до 1320-х гг. можно говорить о подражании античности, то начиная со второй четверти Х1У века итальянское искусство находится, особенно в областях Северной Италии под сильным воздействием интернациональной готики. Готика - привнесение компоненты натурализма.

2. Раннее Возрождение - нач. 15 в. - 1480-е -нач. 16 в. - В 1410 -1420-х годах в итальянском искусстве происходить решительный перелом, связанный с творчеством Брунеллески, Донателло и Мазаччо. Это время формирования новой этики и эстетики на основе синтеза античных и средневековых идей. Развитие перспективы, которая превращается в научно-объективное знание. Появление станковой картины.

3. Высокое Возрождение - 1480-1500 - 1520-40 - краткий период высшего синтеза в искусстве. Для него характерно стремление к монументальной величественности, классической ясности форм. Леонардо да Винчи, Микеланджело (работы до 1520 г.), Рафаэль, Тициан.

4. Позднее Возрождение - 1520-40 - 1560-90 - Кризис идеала гармонической личности. Ощущение трагического несоответствия универсальности идеала ограниченным возможностям каждой конкретной личности. Переход от объективной истины мира к примату художественного сознания.

Пояснить термины - дученто, треченто, кватроченто, чинквиченто.

Проторенессанс.

Для Италии это тот переходный период, который одновременно является связующим и разделяющим звеном между средними веками и Возрождением.

Впервые этот термин был употреблен немецким историком искусства Я.Бурхардтом в его сочинении «Чичероне» (1855 г.) для обозначения группы флорентийских построек 12 века, выполненных в инкрустационном стиле. Впоследствии он распространил это понятие на все памятники романской архитектуры Тосканы с их антикизирующим мраморным декором. Затем он использовал эту систему периодизации для анализа истории изобразительного искусства Италии 13-14 вв. Две стилевые тенденции - собственно Проторенессанс и треченто. Николо Пизано, Каваллини, Джотто - не затронуты готическим искусством. Джованни Пизано, Дуччо, Симоне Мартини, братья Лоренцетти - неотделимы от готического искусства.

На рубеже 14 -15 вв. готическая стилевая линия нарастает в скульптуре и живописи, захватывая территории Северной Италии, Умбрию и даже Флоренцию

С 1320-1400 гг. - усиление готического начала - братья Лоренцетти, Андреа Пизано, Андреа Орканья и т.д.

Скульптура.

Процесс возрождения рельефа и круглой пластики.

Никколо Пизано или Никколо д,Аппулио.

Кафедра Пизанского баптистерия, 1260 г.

искусство этого мастера можно определить как классицизирующую романику. Шестиугольная кафедра на семи столбах. Колонны крапчатые. Белый мрамор рельефов. Цикл, посвященный жизни Христа.

Кафедра Пизанского баптистерия. Рождество. Аллегория силы.

Использование мотивов, идущих от античных саркофагов. Мадонна предстает как римская матронна. Аллегория силы - Геракл - использование обнаженной фигуры. По исполнению - близость к античным памятникам. По теме - средневековью.

Джованни Пизано.

Сын Николо Пизано. Влияние искусства готики. Сочетает классический стиль с готическими приемами.

Кафедра ц. Сант Андреа в Пистойе, 1300 - 01.

Шестиугольная. Близка к кафедре Пизанского баптистерия. Появление напряженности, волнения. Усиление контраста светотени. Но использование буравчика - позднеантичные памятники. Изогнутость фигур, чуть более вытянуты.

Кафедра собора в Пизе, 1302-10.

Восьмигранная. Почти круглая. Профили классические. Замена столбов фигурными кариатидами. Обилие фигур, повышение глубины рельефа. На основных столбах Аллегории умеренности и силы. Умеренность - нагая женская фигура - Venera Pudica - Венера Стыдливая.

Одним из наиболее крупных заказов времени треченто - бронзовые двери Флорентийского баптистерия.

Врата Флорентийского баптистерия. Встреча Марии с Елизаветой, 1330-1336.

Использование формы квадрифолия. В фигурах чувствуется воздействие готического искусства. Но компоновка более свободная. Использование архитектурного фрагмента.

Живопись Проторенессанса.

Основа живописи Проторенессанса - три неравнозначные компоненты - византийская манера, классицизирующая манера и готика.

Основным направлением живописи Проторенессанса, получившим свое завершение уже в живописи раннего Возрождения был переход от иконного принципа построения живописного изображения к картинному.

Иконный принцип - изображение символов - плоскостность, линеарность, использование устойчивых иконографических мотивов, схематизированность форм, золотой или светлый фон, как воплощение нетварного света, зависимость масштаба фигур от их значимости. Использование обратной перспективы.

Первым нарушившим этот принцип был

Пьетро Каваллини.

Связан с Римом, где в 1278-1303 гг. при Николе Ш и Бонифации ХШ реставрация раннехристианских мозаик ц. Санта Мария Маджоре, ц. Сан Паоло фуори ле Мура.

Мозаики ц. Санта Мария ин Трастевере в Риме, нач. 1290-х. Рождество.

В апсиде. Близко к канонам византийской иконографии. Но вместе с тем включает приемы, восходящие к раннехристианскому искусству: включение пейзажных элементов, использование цветных рефлексов в тенях. Подчеркнутая пластичность.

В области алтарной иконы одним из реформаторов старого стиля был

Чимабуэ.

Маэста (Величие) из ц. Санта Тринита, 1280-1285.

Высота ок. 4 м. Очень близка к византийским образцам - особенно в изображении Мадонны. Фигуры размещаются по вертикали. Самое интересное - попытка перспективно изобразить трон.

Богоматерь на троне в окружении ангелов, 1290-е.

Усиление объема и трехмерности. Более свободная постановка фигуры. Не используется золотой ассист.

Мастер св.Франциска.

Фрески церкви Сан Франческо в Ассизи, сер. 90-х гг. 13 в.

неизвестно кто был автором, часто приписывают Джотто. Иконография не устойчивая, так как культ начинает только складываться. Включает в себя 28 композиций. В основе текст - Legenda Major - написанный св. Бонавентурой.

Св.Франциск отдает свой плащ нищему.

Св.Франциск проповедует птицам.

Св.Франциск изгоняет демонов.

Св.Франциск изгоняет демонов. Фрагмент.

Использование пейзажных и архитектурных мотивов. Использование устойчивого типа ликов. Попытка объемной моделировки. Кубистичность архитектуры. Трудно говорить о перспективе, скорее использование аксонометрических проекций.

Мастером в творчестве которого наиболее ярко проявились черты нового стиля является - Джотто.

Был связан с Римом. В легенде его имя связывается с именем Чимабуэ, хотя стилистически он ближе к Каваллини. Его римские работы не сохранились.

Росписи капеллы дель Арена (дельи Скровеньи) в Падуе, 1304-13.

Капелла была построена по проекту Джотто. Огромный исторический цикл. Джотто - главное рельеф. Цвет выполняет подсобную функцию. Фрески покрывают всю поверхность стены и свода. Членение на горизонтальные ряды.

Верхний - жизнь родителей Марии Иоакими и Анны - слева, справа - жизнь Марии.

Ниже - жизнь Христа.

Ниже - страсти Христовы.

Ниже - живописная иммитация мраморной инкрустации.

Брак в Кане Галилиейской. Оплакивание Христа.

Видение св.Иоакима.

Видение св.Иоакима. Фрагмент.

Был бесплоден, ушел к пастухам, во сне явился ангел, который благовествовал о будущем ребенке. Попытка передать среду. Пластичная трактовка формы.

Бегство в Египет.

Рождение Марии.

Распятие.

Воскресение Христа.

Главным является использование композиционных приемов. Джотто ограничивает каждую композицию изолированным действием, происходящем на некой сценической площадке. Установление точки зрителя. Фигуры приобретают объемно-пластическую моделировку. Джотто оперирует обобщенной формой. Нет натурализма. Идеализм, проистекающий из обобщения и монументализации чувственной действительности. Особую роль приобретает жест - не символический, но эмоциональный характер. Мгновение, застывшее в вечность. Современниками воспринимался особенно. Вернемся к уже упоминавшемуся нами Боккаччо «Джотто, благодаря несравненному своему дару все, что только природа, содеятельница и мать всего сущего, ни производит на свет под вечно вращающимся небосводом, изображал пером или же кистью до того похоже, что казалось, будто это не изображение, а сам предмет, по каковой причине многое из того, что было им написано, вводило в заблуждение людей: обман зрения был так силен, что они принимали изображенное им за сущее».

Маэста, 1310-1315.

по общей схеме близка к Чимабуе. Сохраняется золотой фон, увеличен масштаб фигуры Богоматери. В архитектуре трона - готические детали. Пространственность в постановке ангелов пред троном. Объемность моделировок.

Вместе с Флорентийской школой живописи в первой половине Х1У века существовала другая крупная живописная школа - Сиенская школа. В отличие от Флоренции Сиена находилась под большим влиянием готической культуры: акцент на цветности, на игре линий.

Дуччо ди Буонинисенья.

Старший современник Джотто. Он многое сохранил от старой манеры. От новаторов брал только то, что ему было нужно. Более медленный переход от иконного принципа к картинному.

Мадонна Ручеллаи, ок.1285 г.

очень близка к византийским образцам. Свой особый тип. Все более тонко. Верхняя часть трона как в Византии - выгородка платом. Очень звучные цвета.

Маэста (Opus Magnum), 1308-11.

Для Сиенского собора. Сейчас частично разрозненна. Отделены части пределлы.

Ширина - 4,5 м. Высота - 2 м.

По программе сравнимо с монументальными росписями. Маэста с покровителями Сиены, на обороте жизнь Христа. Пределла - жизнь Марии.

Лицевая сторона - напоминает большие византийские иконы. Только в изображении трона проявляется попытка пространственного построения. Использование полутонов в построении ликов.

Маэста. Оборот.

Благовещение.

Лекция 5.

Другой известный мастер Сиенской школы - Симоне Мартини.

Более готизитрован. Мастер очень тонкий и аристократичный.

По преданию, он, будучи в Авиньоне написал портрет Лауры, возлюбленной Петрарки.

Маэста из Палаццо Публико в Сиене, 1315.

Фреска. Сильно облетела. Из-за утрат кажется более плоской. Фреска окружена бордюром с изображением святых в медальонах.. Сближение со шпалерой. На темном фоне, в разделке много золота. Типаж близок к общеготическому идеалу.

Гвидоричо да Фольяно, Палаццо Пубблико в Сиене, 1328-1330.

Новая тема - изображение заслуженных людей. Великий полководец - кондотьер, боровшийся против Луккского тирана. Завоевал две крепости - включены в композицию. Силуэтность. Внимание к орнаментам.

Полиптих Орсини. Благовещение, 1333.

Благовещение. Фрагмент.

Линеарная стилизация. Натурализм в изображении цветов.

Пьетро и Амброджо Лоренцетти.

Погибли в 1348 году от чумы. Пьетро - ученик Дуччо, хотя увлекался Джотто. Амброджо - ориентация на Флорентийскую школу живописи.

Росписи Палаццо Пубблико в Сиене, кон. 1330-х.

Связывают с именем Амброджо Лоренцетти. Тема - последствия доброго и злого правления.

Все нераздельно. Смешаны пейзажи и аллегории. Изображения городов и полей. Повествовательность - предшествие кватроченто.

Аллегория доброго правления.

Изображение фигуры Согласия.

Влияние доброго правления на провинциальную жизнь.

Включение аллегорической фигуры Безопасности.

Во второй половине 14 века - распространение готики. Близость к общеевропейским образцам. Принципиальные изменения произойдут лишь в начале 15 века во Флоренции.

 

 

Лекция 5.

Другой известный мастер Сиенской школы - Симоне Мартини.

Более готизитрован. Мастер очень тонкий и аристократичный.

По преданию, он, будучи в Авиньоне написал портрет Лауры, возлюбленной Петрарки.

Маэста из Палаццо Публико в Сиене, 1315.

Фреска. Сильно облетела. Из-за утрат кажется более плоской. Фреска окружена бордюром с изображением святых в медальонах.. Сближение со шпалерой. На темном фоне, в разделке много золота. Типаж близок к общеготическому идеалу.

Гвидоричо да Фольяно, Палаццо Пубблико в Сиене, 1328-1330.

Новая тема - изображение заслуженных людей. Великий полководец - кондотьер, боровшийся против Луккского тирана. Завоевал две крепости - включены в композицию. Силуэтность. Внимание к орнаментам.

Полиптих Орсини. Благовещение, 1333.

Благовещение. Фрагмент.

Линеарная стилизация. Натурализм в изображении цветов.

Пьетро и Амброджо Лоренцетти.

Погибли в 1348 году от чумы. Пьетро - ученик Дуччо, хотя увлекался Джотто. Амброджо - ориентация на Флорентийскую школу живописи.

Росписи Палаццо Пубблико в Сиене, кон. 1330-х.

Связывают с именем Амброджо Лоренцетти. Тема - последствия доброго и злого правления.

Все нераздельно. Смешаны пейзажи и аллегории. Изображения городов и полей. Повествовательность - предшествие кватроченто.

Аллегория доброго правления.

Изображение фигуры Согласия.

Влияние доброго правления на провинциальную жизнь.

Включение аллегорической фигуры Безопасности.

Во второй половине 14 века - распространение готики. Близость к общеевропейским образцам. Принципиальные изменения произойдут лишь в начале 15 века во Флоренции.

В 1410 -1430-е годы в искусстве Италии происходит перелом, связанный с именами трех друзей - Брунеллески, Донателло и Мазаччо и происходит перелом именно во Флоренции.

Впоследствии флорентийский гуманист Марсилио Фичино писал «Наш век вернул к жизни искусство и произошло это во Флоренции».

Однако, возникает вопрос - почему произошел этот перелом? Возможно, это было связано с тем, что во Флоренции в результате борьбы с Миланским герцогством происходит превращение гуманизма, первоначально формировавшегося как элитарное латинизированное течение, в общественно-гражданскую идеологию.

Леонардо Бруни пишет историю Флоренции, сравнивая ее с республиканским Римом, что впоследствии найдет отражение в формировании такого скульптурного жанра как портрет, в котором первоначально будет использоваться идеал римского республиканского портрета с его натуралистичностью.

Это провоцировало интерес и сознательное отношение к славному, древнему прошлому. Использование античных источников. Происходит постепенное соединение идей христианства и идей античности. Возвращение интереса к философии Платона.

Происходит формирование новой этики и эстетики. Новое прочтение священного писания. Новая роль художника. Художники начинают выступать в качестве литераторов. Гиберти, Филарете, Пьеро делла Франческа пишут о законах перспективы, появление первых трактатов по начертательной геометрии. Леонардо да Винчи говорит о науке живописи.

Новый этический идеал человека - virtus и dignitas - особенно в скульптуре - пафос мужественности, внутреннего горения, напряженности, которые лучше всего определяются термином «terribilita», в отличие от расслабленного мягкого идеала готики.

Зарождение нового стиля «аль антико» произошло в творчестве Николо Пизано. Новый стиль со своей системой образных представлений складывается в первых двух десятилетиях 15 века. Ярче всего он проявляется в творчестве Донателло. Именно в это время появляется понятие «statua», которого не было в средние века. Оно обозначало подобие, фигуру.

В этот период происходит дальнейшее развитие автономных жанров: статуи в нишах, рельеф-картина, строящаяся по законам перспективы, надгробие, проповеднические кафедры. Кроме того начинают развиваться новые жанры: конный монумент, скульптурный портрет, медаль, мелкая пластика.

В этот период скульптура опередила живопись. Воздействие скульптуры на живопись.

Нанни ди Банко.

Вместе с Донателло определил новую линию развития флорентийского искусства. Но в большей степени связан с готикой.

Евангелист Лука для Флорентийского баптистерия, 1410-е гг.

Влияние готики проявляется в импозантности позы, некотором изгибе фигуры. Удлиненность пропорций. Но появляется новая пластичность драпировок. Лицо напоминает лицо императора Коммода.

Статуи четырех святых для фасада Ор Сан Микеле, 1411-13.

Ор Сан Микеле - рынок зерна. Готические обрамления ниш. Покровители цеха. Изображены в тогах. Классический подход к изображению фигур. Уплотненность, укороченость пропорций, хотя в фигурах остается некоторая изогнутость.

1401 год - конкурс на создание врат для флорентийского баптистерия. Южные врата были выполнены в середине 14 века Андреа де Понтендера (Пизано). Для конкурса необходимо было выполнить одну композицию, вписанную в форму квадрифолия, форму, которую использовал в своих работах Андреа де Понтендера. Конкурс выигрывают Брунеллески и Гиберти.

Брунеллески. Жертвоприношение Авраама.

Очень затесненная. Резкость движения. Движение ангела слева направо. Фигура Исаака напоминает античные обнаженные. Фигуры вываливаются из квадрифолия.

Гиберти. Жертвоприношение Авраама.

Композиция строится совсем иным способом. Сдвигает основную сцену влево. Ангел, парящий над фигурой Исаака. Повествовательность. В целом все более спокойно. Исаак - настоящий античный эфеб. Сознательное цитирование античности.

В результате заказ получил Гиберти - специфический мастер. Последние десять лет своей жизни посвятил написанию «Комментариев». Фактически - первый историк искусства. В своем творчестве был сильно связан с готикой. Дает пример постепенного перехода от готической традиции к ренессансной.

Рельефы северных дверей Флорентийского баптистерия, 1403-24.

Бичевание Христа.

Сохраняет схему Андреа Пизано - 28 рельефов в квадрифолиях, на тему - жизнь Христа. Заметен переход к менее готическим формам. Усложненность планов, включение античных деталей в архитектуре и обработке складок. Но еще слишком заполненные и затесненные композиции.

«Райские врата» (восточные) для Флорентинского баптистерия, 1425-52.

Ветхозаветные сюжеты. Программа была предложена Леонардом Бруни. Гиберти отказывается от 28 полей, сделав только 10. Объединяя в одной композиции несколько сюжетов. Включение архитектуры близкой к Брунеллески.

Сотворение Адама, Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая.

История Моисея.

Еще один флорентийский мастер так же совершивший очень плавный переход от готики к Возрождению - Якопо делла Кверча. Очень интересный мастер. Соединение монументальности и напряжения. Ранние работы - скульптуры Мадонн, близкие к идеалу интернациональной готики, хотя пропорции более укрупненные, тяжеловесные.

Портал Сан Петронио в Болонье, 1425-38, Создание Евы.

Рельефы расположены на пилястрах, обрамляющих вход (Ветхий завет) и на балке архитрава (Новый Завет). Для этих рельефов свойственен чрезвычайный лаконизм. Любовь к геометрии - треугольные нимбы. Композиции затеснены. Строгость эмоций.

Самый выдающийся скульптор 15 века - Донателло.

Ведущая фигура флорентийской жизни. Именно в его творчестве происходит наиболее органичный синтез готики и античного искусства.

Иоанн Евангелист для Флорентийского собора, 1408-15гг.

колени чуть вниз, а торс направляет вверх. При виде снизу - усиление движения. Укрупняет складки - создание постамента. Лицо не так лирично как у Луки Нанни ди Банко. Наоборот - одухотворенность.

Евангелист Лука для Ор Сан Микеле, 1410-е.

S-образность фигуры получает обоснование - Донателло использует прием хиазма, который был выработан в круге античных памятников. Глубина складок. Интересно, что Донателло учитывает точку зрения зрителя. Он не пользуется буравом, но ставит фигуру так, что светотень сама доделывает скульптуру.

Мадонна Пацци, 1410-120-е гг.

сплющенный рельеф. Создание глубины за счет использования условной перспективной коробки. По контуру выбирает мрамор под углом - усиление светотени - усиление объемности. Формирование жанра рельефа-картины.

Св. Георгий для цеха оружейников, 1415-17 гг.

Рельеф «чудо Георгия о змее».

Три точки опоры. Средневековый идеал рыцаря. Много от готики: вытянутость пропорций, изогнутость, легкая s-образность. Вместе с тем округлость, объемность, устойчивость формы. Доспехи, обтягивающие тело. На постаменте сплющенный рельеф. Создание иллюзии объемности за счет композиции - конь в ракурсе, варьирование степени объемности.

Украшение колокольни Флорентийского собора, 1420-е гг. Авакум (Цукконе).

Донателло выполнил статуи пророков Авакума и Иеремии. Учитывая большую высоту он укрупняет складки и физиогномические черты. Вытянутость головы - учет перспективного сокращения

Купель Сиенского баптистерия, 1420-е гг. Пир Ирода.

работал вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти. Донателло сделал один рельеф. Использует архитектуру. Саломея, дочь Иродиады, танцевала на пиру. Восхитила Ирода, обещал исполнить ее желание. Попросила голову Иоанна Крестителя. Донателло соединяет сплющенный и высокий рельеф. Архитектура - разделяет временные и пространственные планы. Использует классический идеал архитектуры. Рельеф рассчитан на взгляд сверху вниз - сокращение пропорций и усиление рельефности. Вводит интересный эмоциональный мотив - в страхе разбегающиеся путти.

Давид, 1-ая пол. 1430-х гг.

бронзовый. Первый образец свободно стоящей статуи. Давид - ветхозаветный персонаж - выходец из Вифлеема, пользующийся покровительством Яхве. Был пастухом. Победил филистимляна Голиафа, убив его из пращи, и затем отсек у него голову. Постамент - венок, на котором лежит голова Голиафа. Все подчинено классическому принципу - хиазм, идеальность наготы, шляпа, затеняющая лицо, конец движения. Идеальность наготы - текучесть контура, нет разрывов, хотя бронза это позволяет. Но сам материал дает вибрацию, Донателло использует контраст светотени - блики и затененные части, пропорции слишком хрупкие для античности, экспрессия внутреннего движения - близость к готике.

Алтарь Кавальканти из ц.Санта Кроче. Благовещение, 1-ая пол. 1430-х гг.

из известняка. Была раскрашена. Архитектура создает великолепную пространственную раму. Почти круглая скульптура. Эмоциональность прочтения. Голова Мадонны - голова античной статуи.

1443-1453 - Донателло работает в Падуе. Север Италии. Усиленное готическое начало.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты на площади Санто в Падуе.

Возрождение античной традиции конного монумента - Марк Аврелий, кони Сан Марко, два конных памятника в Равенне. Памятник поставлен на границе с кладбищем, параллельно плоскости фасада Темный силуэт на фоне неба. Укорачивает туловище коня - собранность цельной композиции. Остановленность движения - нога коня поставлена на шар. Всадник легко управляющий своим конем. Изображен без шлема - триумфатор.

Юдифь и Олоферн, 1456 г.

происходит изменение стиля Донателло. Статуя сделана по заказу Козимо Медичи. В основе - апокрифическая книга Юдифи - вдова спасла город от ассирийского войска, убив их военачальника Олоферна. Пробралась в лагерь, приглашена на пир, удалилась с ним в палатку. Когда он опьяненный уснул, отрубила ему голову. Гуманистическая программа - внизу надпись: «Государство рушится от распутства, скромность поднимает города». Выполнение абсолютно не классическое. Разорванный силуэт, фигура Олоферна, свесившаяся с пьедестала. Страшный замах меча.

Мария Магдалина, 1450-е гг.

деревянная статуя, тонированная под бронзу. Переход к идеалу аскезы. Духовная красота. Натурализм.

Бронзовые рельефы для кафедры церкви Сан Лоренцо, 1460-е, Снятие с креста.

Доделаны после смерти Донателло. Противоречат тому, что было в начале. Неархитектоничность, затесненность, уплощенность пространства. Старый Христос. Мария Магдалина похожая на наяду. Раскадровка очень странная - обрезает два других распятия - видны только ноги.

В середине 15 века происходит восстановление античных жанров, таких как портрет -

Дезидерио да Сеттиньяно. Портрет молодой женщины, 1455-1460.

Работал в Урбино. Гладкая обработка мрамора. Вытянутые пропорции лица. Нет готической манерности, хотя не лишено некой стилизации.

Флорентийский мужской скульптурный портрет уподобляется римскому республиканскому портрету с его веризмом, но типажи более живые, подчеркнутая индивидуальность, много декоративных эффектов -

Антонио Росселино. Портрет Джованни Келлини, 1456.

Бенедетто да Майано. Пьетро Меллини, 1474.

В этот же период происходит реформирование концепции надгробия, которое кроме плиты с изображением усопшего начинает включать изображения Мадонны с младенцем, надписи, повествующие о заслугах усопшего, аллегорические фигуры. Примечательно, что в качестве обрамления используются формы, напоминающие римские триумфальные арки - тема триумфа над смертью.

Тенденция к динамизации изображения и передачи эмоций, проявившаяся в поздних работах Донателло, получила завершение в творчестве Верроккьо.

Его творчество очень хорошо показывает, чем закончилось развитие флорентийской скульптуры в 15 веке.

Давид из палаццо Синьории.

Резкая экспрессивная манера в сравнении с Донателло. Изображен до боя. Готовность к действию. Разрывает контур. Угловатость и индивидуальность форм. В отличие от синтетичности Донателло преобладает описательность и аналитичность.

Памятник кондотьеру Коллеони около ц. Сан Джованни э Паоло в Венеции.

Был отлит Леонардо да Винчи по модели Верроккьо. Стоит параллельно боковому фасаду базилики. Более динамичный, резкий, графичный. Конь еще более хрупкий - мускулатура проработана как на экорше. Господство человеческой воли над конем. Рваный контур.

Таким образом, скульптура Италии 15 века проходит путь от готической спиритуализации через отвлеченную идеальность к индивидуальной экспрессивности.

Развитие живописи итальянского Возрождения запаздывает по отношению к развитию скульптуры. Скульптура, опережающая развитие живописи очень много даст ей. Огромную роль сыграли рельефы райских врат Гиберти. Уччелло, страстный поклонник перспективных построений начал свою работу в мастерской Гиберти. Готика дала натуралистическую и цветовую компоненту.

Огромная роль архитектуры, объединяющей композиции, переводя ее на язык четких делений. Организация пространства при помощи перспективных конструкций.

Эволюция ренессансной живописи шла следующим путем:

1. Мазаччо и флорентийская живопись до 60-х годов 15 в.

2. Становление и развитие ренессансного художественного стиля. Взаимодействие классических и готических черт - Пизанелло.

3. Выход за пределы Флорентийской школы - Пьерро делла Франческа. Синтез формы в перспективе с цветом.

4. С 1450-х - развитие школ северной и южной Италии - Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, венецианская школа.

5. Флорентийская живопись второй половины 15 века - Полайолло, Гирландайо, Боттиччели.

6. Умбрийская школа живописи последней трети 15 века - Перуджино, Пинтуриккьо - путь к творчеству Рафаэля.

Изменение стиля происходит в творчестве Мазаччо.

ориентируется не на современную ему живопись, а на скульптуру.

Мадонна с младенцем и со св. Анной, 1420-24 гг.

новая иконография - святое родство. Изображена на золотом фоне. Ангелы держащие плат и ангелы по бокам от трона - готические. Использование разномасштабности. Главное - в изображение фигур. Пространство не за счет перспективы, а за счет тел. Видно, что Богоматерь сидит ниже и ближе к зрителю, чем святая Анна. Треугольность композиции. Сложный разворот фигуры младенца Христа. Рука Анны - в сложном перспективном развороте.

Полиптих из Пизы, 1425 г.

разрознен, центральная часть находится в Лондонской национальной галерее. Использует традиционную средневековую схему полиптиха. Христос берет из руки Марии виноград и кладет себе в рот. Четкость объемного построения за счет объемности тел. Использование архитектурных деталей.

Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, ок. 1427-28 гг.

Фрески данной капеллы были выполнены по заказу торговца шелками и крупного политического деятеля Флоренции Феличе Бранкаччи. Заказ был выполнен совместно Мазаччо и Мазолино. Возможно, что руководителем работ был именно Мазолино. Фрески в 70-х годах 15 века были дополнены Филиппино Липпи. Сюжет - деяния апостола Петра.

Вид от алтаря слева.

Следующее распределение сюжетов: верхний ряд - Изгнание из рая (Мазаччо), Чудо со статиром (Мазаччо), Проповедь апостола Петра (Мазолино); нижний ряд - Апостол Петр в темнице (Филиппино Липпи), Воскрешение сына Теофила (Мазаччо, заканчивалась Филиппино Липпи), Исцеление тенью (Мазаччо).

Вид от алтаря справа.

Следующее распределение сюжетов: верхний ряд - Грехопадение (Мазолино), Воскрешение Тавифы (Мазолино, но архитектурный фон - Мазаччо), Крещение апостолом Петром новообращенных (Мазаччо); нижний ряд - Освобождение апостола Петра из темницы (Филиппинно Липпи), Смерть апостола Петра (Филиппино Липпи), Смерть Анании. Раздача милостыни (Мазаччо).

Грехопадение.

Мазолино более традиционен. Еще сохраняется близость к общеготическому идеалу. Особенно в ликах. Пейзаж как ковер. Нет перспективы. Хотя достаточно правильное изображение обнаженных тел.

Изгнание из рая.

Экспрессия. Неправильная передача ног. Нет подробной деталировки. Главное - обобщенность. Появление теней.

Изгнание из рая. Фрагмент.

Чудо со статиром.

В основе - Евангелие от Матфея -Собиратели пошлины спросили у Петра, не заплатит ли его учитель. Петр ответил: да. По приказу Христа выловил рыбу, открыв ей рот нашел динарий.

Мазаччо показывает событие в трех эпизодах. Пространство развивается в глубину, но не глубоко. Включает архитектуру, которая показана достаточно условно, как и пейзаж. Действие сосредоточено на переднем плане - подчеркивается передняя плоскость. Нет иллюзии прорыва в пространство. Отсутствие богатых одеяний и многочисленных натуралистических деталей. В отличие от Джотто разнообразие типов лиц. Есть антикизирующие мотивы.

Чудо со статиром. Фрагмент.

Чудо со статиром. Фрагмент.

Джотто - работа массами, Мазаччо - композиции из отдельно стоящих фигур. Статуарность, появляющаяся в живописи. Существует версия, что голову Христа - наиболее идеальную написал Мазолино.

Апостол Петр крестит новообращенных.

Апостол Петр крестит новообращенных. Фрагмент.

Пейзаж условен, но составлен из перспективно удаляющихся горок.

Исцеление тенью.

Архитектура достаточно условна. Тяготеет к простым геометрическим фигурам. Но уже заметно использование прямой перспективы.

Воскрешение сына Теофила. Фрагмент.

Перед Петром монахи кармелиты. Фигура Петра - явно сидящая, но не понятно на чем.

В связи с общей конкретизацией языка живописных произведений возникает определенная сложность в изображении видений или изображения в одной композиции людей и божественных сил.

Троица. Фреска ц. Санта Мария Новела во Флоренции, 1427 г.

на боковой стене, затем была перенесена. Нижняя часть осталась, раскрыта при реставрации. Изображен лежащий скелет и надпись: «И я был такими как вы, и вы будете такими как я». Тема «vanitas» от лат. «Vanitas vanitatum et omnia vanitas est». Тема истории человечества - от Адама до Христа, который дал избавление от смерти. Изображены коленопреклоненный донатор с женой. Архитектура - разделение реального и визионерского пространства. Для разных пространств - разные перспективные точки. Архитектура берет на себя роль золотого фона. Примечательно, что используется именно сводчатая архитектура.

В творчестве других мастеров постепенный переход от готики к системе Возрождения.

Фра Беато Анжелико.

Находился под сильным влиянием интернациональной готики. Очаровательная наивность и чистота чувств. Нет монументальности и пластичности Мазаччо. Мир как райский сад, пребывающий в гармонии и блаженстве. Мир отраженной благодати, сияющий в чувственной красоте мира.

Коронование Богоматери, 1434-35 гг.

на золотом фоне с выгравированными золотыми лучами, идущими от центра в котором помещены Богоматерь и Христос. Впечатление видения усиливается эффектами перспективы. Одновременно и пространственность и орнаментальность.

Росписи монастыря Сан Марко во Флоренции, 1438-1446 гг. Благовещение.

Цветные крылья архангела. Все происходит в капелле. Фигуры висят в пространстве.

Паоло Донни (Уччелло).

Ученик Гиберти. Был страстным поклонником новых идей. Неутомимый рисовальщик перспектив. Вазари описывает его днем и ночами просиживающим за своими экспериментами. И когда в пылу ночной работы его убеждали лечь в постель он восклицал: «Какая сладостная вещь эта перспектива». Не умел вычерчивать композицию, увлекался частностями. Построение пространства за счет тел.

Битва при Сан Романо, 1456 (Уффици).

Битва при Сан Романо, фрагмент.

Битва при Сан Романо, 1456 (Лондон).

Низкий горизонт, панорамность. Не видно неба - напоминает шпалеру. Несомасштабность фигур и фона. Перспективные трюки - изображение лежащей лошади, взбрыкнувшая лошадь.

Св. Георгий со змеем, 1460 г.

готизированный, воплощение рыцарского идеала. Декоративность. Огромное количество деталей.

 

Лекция 7.

Паоло Донни (Уччелло).

Ученик Гиберти. Был страстным поклонником новых идей. Неутомимый рисовальщик перспектив. Вазари описывает его днем и ночами просиживающим за своими экспериментами. И когда в пылу ночной работы его убеждали лечь в постель, он восклицал: «Какая сладостная вещь эта перспектива». Не умел вычерчивать композицию, увлекался частностями. Построение пространства за счет тел.

Битва при Сан Романо, 1456 (Уффици).

Битва при Сан Романо, фрагмент.

Битва при Сан Романо, 1456 (Лондон).

Низкий горизонт, панорамность. Не видно неба - напоминает шпалеру. Несомасштабность фигур и фона. Перспективные трюки - изображение лежащей лошади, взбрыкнувшая лошадь.

Св. Георгий со змеем, 1460 г.

готизированный, воплощение рыцарского идеала. Декоративность. Огромное количество деталей.

Творчество Мазаччо открыло новую страницу в истории развития западноевропейской живописи. Тем не менее, как мы уже говорили на прошлой лекции переход от готической системы живописи к ренессансной осуществлялся довольно медленно в творчестве таких мастеров как Фра Беато Анжелико и Паоло Уччелло. К кругу этих же мастеров принадлежит и Антонио Пизано, по прозвищу Пизанелло.

Его творчество захватывает три с половиной десятилетия (ум. в 1455 г.), как раз тот период, когда произошла реформа Мазаччо. Однако, Пизанелло был тесно связан с областью северной Италии - Ломбардией, откуда он взял традицию, связанную с влиянием интернациональной готики, традицию анималистических зарисовок - интерес к мельчайшим деталям жизни. Вместе с тем, Пизанелло оказался под сильным влиянием новой развивающейся традиции искусства. Занимался медалью - возрождение жанра античной скульптуры.

Медаль Лионелло д,Эсте, аверс и реверс.

Диаметр - 6,5 см. Высокий рельеф. Изображение в профиль. В это время живописные портреты тоже в профиль - связано с возрождением античного жанра медалей. На обороте - рельеф, имеющий дидактическое содержание.

Св. Георгий и принцесса, ц. Св.Анастасии в Вероне.

Чудо св.Евстахия, сер. 15 в.

Св. Евстахий во время охоты увидел оленя с распятием между рогов. По стилистике близко к Уччелло, но нет стольких перспективных обманок. Очень высоко поднята линия горизонта. Интерес к деталям, а не к общему построению композиции.

В середине 15 века происходит распространение флорентийской манеры по всей территории Италии. В этом процессе совершенно особо выделяется творчество такого мастера как Пьеро делла Франческа.

Родился в небольшом умбрийском городке Борго Сан Сеполькро. В конце 1430-х годов обучался во Флоренции, где познакомился с новой системой живописи. После этого много путешествовал по Италии, в частности, он был в Риме, Ферраре, Перудже. Именно в творчестве Пьеро делла Франческа произошел синтез флорентийской традиции перспективы и идущей от готики традиции цвето-световой передачи. На основе этого синтеза он создает цветовую перспективу. Был автором двух трактатов: «О перспективе и живописи» и «О пяти совершенных телах». Удивительное сочетание простоты и усложненности, научности и визионерства. Создает ощущение сверхчеловеческого времени. Реальное действие приобретает характер величайшего символов.

Крещение, 1450-е.

Центральная створка алтаря, была выполнена для Борго Сан Сеполькро. Особенно хорошо видно как строится соотношение пространства и фигур. Фигуры располагаются на переднем плане, пластически фиксируя его. Уподобление фигур архитектурным телам. Далекий пейзаж - контраст для фигур. Подчеркивает их выключенность и непринадлежность к этому миру. Отсутствие эмоций. Голова Христа возвышается над линией горизонта. Возвращение к символизму.

Бичевание Христа, 1450-е.

Поругание Христа легионерами в доме Пилата. Композиция с двумя точками схода. Возможно, это обозначало мир реальный и нереальный. Программа не ясна. Неизвестно, что обозначают фигуры, стоящие справа, возможно связаны с «Восстали князья земные и собрались против Господа». Колонна, круг у ног Христа - обозначение вневременного мира.

Фрески капеллы Св. Креста церкви Сан Франческо в Ареццо, 1452-1460.

Тема фресок - «Золотая легенда» Якопо да Вораджине (сер. 13 в.). Крест, на котором распяли Христа, был сделан из дерева на могиле Адама, выросшего из семени райского дерева познания добра и зла. Срубленное при царе Соломоне оно служило мостиком, и пророчица царица Савская предрекла его будущую судьбу. Впоследствии крест явился во сне императору Константину перед решающей битвой с его братом Максценцием. Крест затем был найден матерью Константина Еленой. В 615 году крестом завладел персидский царь Хасров, вставивший его в свой трон. Император Ираклий разбил Хасрова и вернул крест в Иерусалим. Сцены расположены не в хронологическом порядке.

Смерть Адама.

Старуха Ева. Почти в технике гризайля. Удивительная объемность и затесненность пространства. Нет резких жестов.

Сцена с царицей Савской.

Делится на две части - поклонение мостику и разговор с царем Соломоном. Как и у Донателло - архитектура делит пространство на разнообразные временные планы. Пейзаж - отстраненный. В архитектуре - слишком резкое перспективное удаление - невозможность прочтения глубины пространства. Сохраняет переднюю плоскость - использование профильных изображений.

Сон Константина.

Ночная сцена. Свет из нескольких источников - ангел, луна, факел, загораживаемый воином. Свет - высветляющий цвет. Геометрическая форма шатра. Свет, изменяющий цвет.

Битва Максценция с Константином.

Кровь течет, а звуков нет. Грандиозность истории. Застылость. Использование светлых тонов и контрастов теплого и холодного тонов.

Триумф истинного креста.

Битва Ираклия с Хосровом.

Воскресение. Комунальный дворец Борго Сан Сеполькро, 1460-е.

Саркофаг, отделяющий мир земной и мир небесный. Сложные перспективные развороты тел спящих стражников. Сохраняется передняя плоскость - стражник, лежащий спиной. Розовый плащ Христа и розовый рассвет.

Диптих: Федериго де Монтефельтро и Баттиста Сфорца, 1465.

Написан в технике масляной живописи - ус




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.476 сек.