Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения инвентаризаций

В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Проведению инвентаризации предшествует определенная подготовительная работа: материально-ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении или выдаче ценностей; работники учета заканчивают обработку документов по движению имущества и финансовых обязательств, делают записи в учетных регистрах, определяют остатки ценностей по счетам материально-ответственных лиц. Бухгалтерия посылает дебиторам выписки из их лицевых счетов с требованием погашения задолженности или письменного подтверждения суммы долга. От кредиторов должна быть затребована выписка об остатках задолженности с тем, чтобы проверить правильность взаимных расчетов.

Перед началом инвентаризации руководителем организации издается приказ о ее проведении по ф.№ИНВ-22, предусмотренной в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 №88 (ред. От 03.05.2000). Приказ регистрируется в журнале учёта контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (ф.№ ИНВ № 23).

В приказе следует указать состав имущества, подлежащего инвентаризации, её причину, порядок и сроки ее проведения, персональный состав инвентаризационной комиссии: руководитель предприятия или его замести­тель (председателя комиссии); главный бухгалтер; начальники структурных подразделений (служб); представители обществен­ности. Для непосредственного проведения инвентаризации иму­щества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (пред­седатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бух­галтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны включаться опытные работ­ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.

В межинвентаризационный период на предприятиях (органи­зациях) должны проводиться систематически проверки и выбо­рочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в ме­стах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками ин­вентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются долж­ностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители об­щественности.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

- осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;

- совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определе­нии результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списа­нию недостач в пределах норм естественной убыли;

- вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хра­нения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;

- несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а так­же цены и т. п.);

г) за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи за­ведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке. Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление конт­роля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выпол­нением правил их хранения, соблюдением материально ответ­ственными лицами установленного порядка первичного учета.

В проведении инвентаризации обязательно участвуют материально - ответственные лица. При отсутствии хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации ее результаты признаются недействительными. До начала проверки фактического наличия имущества от материально - ответственных лиц должны быть получены расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все поступившие ценности приняты к учету, а выбывшие - списаны в расход. Содержание расписки включается в заголовочную часть инвентаризационной описи.

Председатель комиссии визирует все приходные документы, приложенные к отчету, на основании которых в бухгалтерии определяются остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску материальных ценностей должны быть прекращены. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации допускается отпуск ценностей в присутствии членов комиссии. На такие ценности составляются отдельные описи под наименованиями «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации» и «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». На приходных и расходных документах председателем комиссии производится отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую они записаны. Указанные документы принимаются к учету после инвентаризации. До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить наличие карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, технических паспортов или другой технической документации; документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

Работу по проведению инвентаризации целесообразно разделить на три этапа. Первый — предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей; проверяется правильность весоизмерительных приборов.

Второй — члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Они должны быть ознакомлены с инструкцией «О порядке проведения инвентаризации», а также получить необходимые бланки для проведения инвентаризации. Материально - ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или списанных в расход ценностей нет. Как правило, инвентаризацию проводят в присутствии материально-ответственного лица (без него — в случае смерти, болезни и т. д.)

Инвентаризацию проводят в порядке расположения материальных ценностей по месту хранения и по каждому материально-ответственному лицу в отдельности. Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи (3 экземпляра), где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или химическим карандашом четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственным лицом. Перед подписью материально-ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены по натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении». Материально-ответственное лицо имеет право при необходимости оспаривать результаты инвентаризации. С этой целью пишется заявление с приложением соответствующих документов на имя председателя инвентаризационной комиссии не позднее следующего дня после завершения инвентаризации.

По окончании инвентаризации могут осуществляться контрольные проверки правильности ее проведения. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации следует проводить по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т.п.), где проводилась инвентаризация, с участием членов инвентаризации комиссии и материально - ответственных лиц. Особо тщательно должны быть проверены наиболее необходимые и пользующиеся повышенным спросом ценности, значащиеся в описи.

При выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей.

Руководитель организации должен немедленно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии, допустившего нарушение в проведении инвентаризации ценностей. Результаты контрольной проверки инвентаризации оформляется актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Третий этап – выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и председателем инвентаризационной комиссии.

По окончании проверки инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, виды и задачи инвентаризации | Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.