Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Современные идеологические концепции и доктрины

 

1. Социалистическая идеология – развитие и кризис

2. Либерализм, неолиберализм

3. Консерватизм, неоконсерватизм

4. Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии

Поскольку современный мир – это каледойскоп самых пестрых социальных сил и общностей, имеющих иногда диаметрально противоположные, антагонистические социальные, политические интересы, то все это находит свое адекватное отражение в существовании различных видов политических идеологий.

1. Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный, товарищеский) – идеология трудящихся, основанная на их стремлении к строю социальной справедливости и равенства граждан независимо от общественного положения.

Развитие социалистической идеологии начинается с момента появления классового и имущественного неравенства и эксплуатации в человеческом обществе, т.е. еще с древних времен. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как: Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, А.Сен-Симон, К.Маркс, Ф.Энгельс, Э.Бернштейн, А.Грамши, В.Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации, социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки.

Основными ценностями социалистической идеологии являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

Принцип социализма. Социализм в политической сфере как «живое творчество масс» предполагает народовластие и самоуправление. В социальной – взаимопомощь, интернационализм и солидарность, широкое государственное участие. В экономике – приоритет общественных форм собственности, активную роль государства.

Социализм имеет объективную социальную, духовную основу. Поэтому события октября 1917 г., которые совершались под социалистическими лозунгами, большинством исследователей оцениваются не как случайные, а как имеющие под собой серьезную историческую традицию. Но в силу ряда объективных и субъективных причин в СССР была реализована модель государственно-бюрократического, административно-командного социализма. Ее историческое поражение вызвало ослабление позиции социалистических идей и в бывшем СССР, и в мире в целом. Тем не менее, и коренные, и имеющие отношение уже к современной эпохе факторы, обуславливающие существование и жизненность социалистической идеологии, продолжают действовать. Среди последних: необходимость сотрудничества в решении проблем обеспечения устойчивого развития, успешный опыт использования социалистических методов организации экономики и социальной жизни в целом ряде стран, в том числе и высокоразвитых, социализация политического сознания широких слоев масс и др.

2. Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному индивиду) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельности государства.

Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов-националистов в корсетах (испанский парламент), заседавших в Кадисе. Затем оно нашло применение в Англии и Франции и вслед за ними в других европейских языках.

Начало развития либерализма приходится на период буржуазных революций XVII–XVIII вв. и получает он широкое распространение в XIX в., когда в ряде западноевропейских стран возникли либеральные партии с соответствующими программами. Либеральное мировоззрение восходит к Реформации, Просвещению, ньютоновской научной революции. У него истоков были идеи Дж.Локка, Ш.Монтескье, И.Канта, А.Смита, Т.Джефферсона, А.Токвиля, И.Бентама. Основные идеи и установки либерализма были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г., развивались также они в Голландии, скандинавских странах. Своеобразным полигоном, но котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России либеральное мировоззрение укоренилось позже – в конце XIX – начале XX в.

Либерализм формировался и утверждался в различных социально-исторических условиях, имеет различные традиции, особенности и т.п. Но все же есть и основные положения либеральной идеологии. Либерализм в мировоззренческом смысле означает:

– свободу от социально-групповых, классовых, национальных ориентаций (предрассудков);

– индивидуализм и подчеркивание самоценности личности;

– демократизм, терпимость к иному, космополитизм;

– рационализм, веру в разум человека, его творческую силу, возможность переустройства мира в соответствии с какой-либо схемой, идеей (в этом он близок к социализму).

К основным ценностям либеральной идеологии можно отнести свободу, индивидуализм и частную собственность. Либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели, представление о равенстве всех людей в их естественном, врожденном праве на самореализацию. Индивидуализм – источник творческих возможностей человеческого общества, построенного на принципах либерализма. Такой подход стимулировал предприимчивость, новаторство, которые в совокупности сделали капитализм столь динамичной системой.

Свобода понималась приверженцами либерализма как свобода от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение экономических, физических, интеллектуальных ограничений, накладываемых на человека. В качестве гаранта свободы провозглашалась частная собственность. При этом существовал постулат, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности, так как они являются его сущностным продолжением. Именно из экономической свободы выводилась политическая свобода.

В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделения властей, свободы выбора занятий, конкуренции, защите прав меньшинств и др. Политический либерализм основывается на политико-социологических учениях эпохи Просвещения (учение об общественном договоре, «естественном» состоянии и правах человека), на этике и правовой философии Канта. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, не зависимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназначенные политические принципы.

С формированием в либерализме идеи индивидуальной свободы появилась и проблема отношений государства и отдельного человека. В либеральной идеологии государство – «ночной сторож», у него ограниченный комплекс самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. По Локку государство – не голова, увенчивающая общество, а шляпа, которую можно безболезненно сменить. Аксиома либерализма – государство обязано защищать права и свободы отдельного человека, но не должно вмешиваться в его жизнь, ограничивать свободу.

Либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов парламентаризма и правового государства, разделения властей. Данные принципы отражены и в нынешней Конституции Республики Беларусь.

В экономической сфере либерализм требует отмены ограничений со стороны государственной власти простора для частной инициативы, безусловного соблюдения принципа частной собственности, конкуренции и свободного рынка. Идеи экономического либерализма наиболее полно воплотились в классической английской политэкономии (А.Смит). В основе последней лежало представление о том, что свободное взаимодействие индивидуумов как «общественных атомов» с необходимостью приведет к установлению некого равновесного состояния общества, которое, в конечном счете, окажется на пользу всем и каждому.

Развитие общества привело к возникновению неолиберализма – доктрины, сохраняющей верность принципам демократии, свободной конкуренции, но полагающей, что они не смогут достичь успеха автоматически, а требует постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. Неолиберализм явился попыткой приспособить либеральные принципы к современной социальной действительности. Еще в начале XX в. обнаружилось, что конкуренция привела к повышению веса и влияние крупного капитала, промышленных и финансовых магнатов, что свободная игра рыночных сил не обеспечивает социальную гармонию и справедливость. Но особенное развитие новые идеи получили после кризиса 1930-х гг., в теориях и практике Д.Кейнса и Ф.Рузвельта, также и на основе изучения опыта социального развития СССР, находят они применение в политике правительств и многих современных развитых государств. Вместе с тем подобная трансформация не означает автоматическое сближение либерализма с социалистическими идеями, ведь для либерализма социальные права в любом случае являются вторичными, подпоркой для политических прав личности.

3. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в мировоззренческом плане?

Во-первых, для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э.Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих, консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает справка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

4. Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии.

Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.

Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.

Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах. Традиционно к левым относят также анархистов. Разумеется, этот перечень не исчерпывает все оттенки современных политических течений левой ориентации.

Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального типа прослеживается сходство с социал-демократической концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Не случайно, поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки.

Концепции социализма национального типа широкое распространение получили в афро-азиатских странах. Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы других политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм». «автохтонный социализм» (от греч. «автохтоне», что значит аборигены, коренные жители) в Латинской Америке и др.

Движение «новых левых» родилось в период бурных студенческих выступлений в западных странах в 60-е годы нашего столетия. Ныне это разнородные по своей политической ориентации группы, главным образом среди интеллигенции и студенчества, претендующие на роль наиболее радикальных противников современного капитализма. Они отвергают ценности буржуазного общества, выступают против бюрократии, современных властных структур.

Экосоциализм – это левое течение движения «зеленых». Его идеологи считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды, субъектами же политической жизни будут не традиционные партии, а альтернативные движения. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами, поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации, а о широкой децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства.

Анархизм сформировался в России как общественно-политическое течение в середине XIX в., поставившего задачу создания истинно свободного общества и представляло одно из направлений утопического социализма. Решение этой проблемы анархисты связывали с ликвидацией такой формы организации общества, как государство.

В обыденном сознании слова «анархизм», «анархия» прочно ассоциируются с хаосом, произволом, разрушением. Привычными для слуха стали сочетания «разнузданный анархизм», «примитивный анархизм».

Анархия как течение общественной мысли объединяет весьма разнородные концепции по единственному, и в конечном счете формальному критерию: отрицанию власти. Архия – власть. Ан-архия – безвластие. Поэтому так называемые анархические элементы можно найти во многих, особенно социалистических теориях. Однако анархизм и социализм в истории общественной мысли оказались противоположными и враждующими течениями.

Источник негативного отношения к анархизму следует искать в долголетней традиции борьбы – и не только теоретической, но в первую очередь политической – между марксистским, социал-демократическим течением социализма, которое анархисты называют «государственным», «авторитарным», социализмом с одной стороны, и, с другой, течением анархическим.

Анархизм как направление – это общественно-политическое течение, проповедавшее освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.

Анархизм – идейно-теоретическое течение, выражавшее интересы и воззрения определенных слоев буржуазного общества. Спектр этих взглядов широк – от крайнего индивидуализма до коллективизма, от религиозного мистицизма, самосозерцания и стремления к самоусовершенствованию до крайней революционности.

Из всей истории анархизма можно выделить два основных направления:

– анархо-индивидуализм, отвергает любые формы коллективизма;

– анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, отличительные черты которых – революционность и допущение некоторых форм капитализма в общественной жизни, признание рабочих синдикатов (профсоюзов) высшей формой классовой организации пролетариата.

Безгосударственный общественный идеал – это исходный пункт и конечная цель всех теоретических рассуждений анархизма. На выработку коренного положения анархизма – отмену государства – повлияли такие обстоятельства:

– идеи утопического социализма по вопросам о будущем устройстве общества или «казарменный коммунизм», или возврат назад в «золотой век», первобытнообщинный строй;

– опыт Парижской Коммуны и революции 1848 г.;

– взгляды на государство, его функции и исторические перспективы, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом;

– исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в.: самодержавие (ненавистное), с одной стороны и крестьянская община с другой (в ней сторонники видели задаток будущего общества).

Главными идеологами учения анархистов в России являются М.А.Бакунин (1814 – 1876) и П.А.Кропоткин (1842 – 1921).

В теоретических взглядах Бакунина переплетаются традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с идеями крестьянского социализма, которые уже широко были распространены в России в то время.

Социализм по Бакунину – это общество социальной справедливости, воплощающее народный идеал: все земли принадлежат народу, право пользования средствами производства принадлежит общине, абсолютная автономия. Общинное самоуправление враждебное отношение к государству. Воплощение этого народного идеала в жизни требует искоренения четырех общинных пороков:

– патриархальности;

– поглощения свободы личности общиной;

– веры в царя;

– религиозности.

Бакунин указал два возможных средства достижения народного идеала:

1) Кооперативный социализм как средство преобразования социально-экономического быта крестьян и рабочих.

2) Революционный – непосредственная организация всенародного бунта.

Сам Бакунин отдал предпочтение второму средству. Он считал, что революция никогда не делается личностями или политическими подпольными организациями. А происходит сами по себе. Исходя из этого, он считал индивидуальный террор эффективным средством политической борьбы.

Второй фигурой в идеологии анархизма является П.А.Кропоткин. У него идея будущего общества выглядела как вольный союз самоуправляющих общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудие и средства производства, предметы быта; отказ от высшего образования, приводящего к умственному неравенству. Царскую монархию в России Кропоткин считал государственным строем ему буржуазном обществе общественные организации, коллективы, которые должны были подготовить почву для исчезновения государства.

Необходимо отметить, что марксизм обосновал необходимость государства для защиты революции и проведения социально-экономических реформ.

Анархизм доказывал несовместимость государства и революции, так как государство согласно анархизму – консервативная сила, таящая в себе угрозу возникновения личной диктатуры.

В период первой русской революции возросло число анархистских групп, например: Анархисты-коммунисты – требовали немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления.

Анархисты-террористы – проповедовали саботаж в области экономики. Они первыми в истории ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства.

Анархисты-синдикалисты – выступали за уничтожение политической власти, захват предприятий, призванной организовывать производство и распределение.

Пан анархисты – выступали за отказ от любого вида деятельности, ведущей к укреплению государства, в том числе и от труда.

Мистические анархисты – концентрировали свое внимание только на личной жизни.

В годы первой мировой войны представители анархо-синдикализма и анархо-коммунизма выступали с лозунгами: «война до победного конца», надеясь, что она спровоцирует мировую революцию. Направление анархистов на мировую революцию как средство, приближающее ликвидацию европейских государств, определили и их тактику в февральской буржуазной революции.

Идейная и организационная разобщенность анархистов разных направлений ярко проявилась в России во время Октябрьской революции. Некоторые анархистские группы сразу же заняли враждебные позиции по отношению к большевикам, другие относились к ним вполне лояльно.

С 1918 г. часть анархистов начала сотрудничать с Советской властью, признавая, что политика большевиков соответствует требованиям народных масс. Но как только Советская власть начала устанавливать революционный порядок, дисциплину, требовать выполнения издаваемых ею декретов, большая часть анархистов выступила против политики Советского государства. В ряде городов группа анархистов создали вооруженные отряды, и, сомкнувшись с уголовными элементами, стали осуществлять разбой, ограбления, убийства. Они занимались экспроприацией банков и касс предприятий. Провоцировали рабочих на забастовки и мятежи.

Задачей анархистов была организация нового безвластного общества; стереть с лица земли строй комиссародержавия и чрезвычайной охраны; организация массового движения.

Родоначальником анархистов по праву считается англичанин Вильям Годвин (1756 – 1836). С выхода в свет в 1793 г. его «Исследования о справедливости в области политики и ее влияние на добродетель и благополучие» и начинается история анархизма. Годвин исследовал противоречие между обществом и государством, в котором общество представляло хорошую сторону, а государство – дурную. С последним необходимо было бороться. Обоснование «высшего социального принципа» – справедливости – приводит Годвина к идее о необходимости уничтожения частной собственности.

Имя анархизму дал Пьер-Жозеф Прудон. Вышедшая в 1840 г. его книга «Что такое собственность» наделала много шума. В ней он подвергает критике исследуемые формы общества: «собственность» и «общность» (коммунизм). Причем последний возможен лишь в государственной, уравнительной форме.

Истинным основоположником индивидуалистического анархизма признан Макс Штирнер. Его работа «Единственный и его собственность» была опубликована в 1845 г. Теория Штирнера – пример доведенного до конца индивидуализма – отрицания внешней власти, не признающего ничего кроме личного «я».

Следует отметить, что позиция всех анархистов – уничтожение государства. А равно и политической организации общества как таковой – предполагает осуществление определенных преобразований в неполитических сферах общества. Так как нельзя решить проблему свободы личности исключительно упразднением государства.

Политическая реакция кануна XX века в России не давала возможости существовавшим анархическим идеям образовываться в учение, способное дать жизнь новому течению в революционном движении. Анархизм был крайне радикален. Он требовал не просто преобразования государства, но его уничтожения. Поэтому-то анархизм как крайнее «левацкое» течение виделся царизму как одна из опасностей.

Анархизм являет собой довольно пестрое собрание различных концепций. Вследствие этой разности социальная база анархизма представляет собой нечто аморфное, ее невозможно четко очертить.

Многие считают, что анархизм неизбежно ведет к коммунизму. А коммунизм – к анархизму. Причем и тот и другой представляют собой не что иное, как выражение одного и того же стремления преобладающего в современных обществах, – стремление к равенству.

Анархистов чаще всего упрекают в том, что они не признают организации. Основан, однако, этот упрек на совершенно ложном представлении о том, что такое анархизм и что такое организация. Дело представляется так, что анархизм – это хаос, беспорядок, вражда каждого против всех, тогда как организация – это гармония, поддерживаемая строгой дисциплиной, подчиняющей волю массы воле немногих избранных. В итоге, особенно у нас в обществе, создалась масса предрассудков.

Анархизм делает последний шаг по пути к освобождению личности: он добивается уничтожения власти во всех ее видах, уничтожения государства, хотя бы в виде демократии. Его идеал не жандарм, охраняющий рабочего, а полное уничтожение самого института жандармерии, уничтожение всех организаций насилия, превращение буржуазного государства не в социальную республику, а в рабочее общество, в свободный союз свободных рабочих ассоциаций.

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимые изменения политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX в. и сложившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.

В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А.Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоему выдуманному народу – «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защиты собственных территорий суверенитета от внешних посягательств.

В постсоветских республиках в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу. При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в Беларуси.

Национальная идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.

Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:

– обращается к глубинным, природным началам человека, его стремлению разделить мир на «своих» и «чужих»;

– имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;

– тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.

Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII – XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»» «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящей господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.

Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.

Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.

На рубеже XX – XXI вв. активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба – идеология глобализма. Объективные предпосылки и реальные возможности возникновения такого идеологического феномена созданы всемирным процессом глобализации, охватившим экономическую, политическую, социальную, психологическую, социокультурную и иные сферы современного, преимущественно постиндустриального общества (либо общества, быстро продвигающегося по пути к постиндустриальной, информационной цивилизации). Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Мощными двигателями и ускорителями развертывания глобализации стали: а) создание и стремительное усиление экономической и политической мощи транснациональных корпораций (ТНК), осуществляющих более 1/5 общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства; б) быстрое развитие и баснословное обогащение международных банков, страховых и других финансовых организаций; в) формирование и активная деятельность глобальных торговых сетей, проникающих сквозь всякие межгосударственные, таможенные и иные границы; г) компьютерная революция, вызвавшая возникновение новейших коммуникационных технологий и мощных информационных потоков, охватывающих все регионы мира и видоизменяющих образ жизни людей.

В таких условиях сильнейшим ускорителем общемировых трансформаций становится глобальная переориентация культуры, а процессе которой становятся все более распространенными понятия «мировая культура», «глобальная культура», «трансформационные культурные потоки», за которыми нередко скрываются претензии на создание новоявленной культуры «транснационального структурного капитализма», ориентированной на формирование американоподобной среды в мировом масштабе для бизнеса и продуктов массовой культуры, тиражируемой миллионами и миллиардами копий при помощи кинематографа, телевидения, видеопроката, Интернета.

Большинство западных социологов и политологов трактуют процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается гораздо более сложной, чем теоретические построения, более противоречивой и непредсказуемой. Нельзя не замечать, что интенсификация транснациональных отношений, неизбежно снижающая статус национальных государств, их социально-политическую значимость, оборачивается противоположной тенденций – усилением националистических ориентаций, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран и возмущенных своим бедственным положением народов.

Столь подавляющее превосходство мирового гегемона позволяет США навязывать многим регионам планеты свою систему ценностей, брать на себя претензии защищать демократию «без границ», выраженные в доктринах «ограниченного суверенитета и регионального права». Причем эти обязательства США берут на себя от имени евроатлантической военно-политической организации НАТО, расширение которой на Восток (вместе со стремлением действовать в любой точке мира) следует рассматривать как целенаправленную стратегию навязывания политических и культурных ценностей одного государства всему миру.

Глобализация информационных процессов создает новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах.

Становящийся все более масштабным новый «культурный интервенционизм», основанный на информационных новинках и стремящийся к насаждению во всех регионах мира американизированных вариантов культуры и потребительской системы ценностей, наталкивается на возрастающее неприятие, а нередко и сопротивление национальных и региональных культурных элит и не только в развивающихся странах Азии и Африки, но и в такой высококультурной и преуспевающей стране, как Франция. Именно Франция, бережно сохраняющая и преумножающая традиции своей национальной культуры, стала первой в мире страной, специальным законом квотирующей количество транслируемых американских фильмов, радио- и телепрограмм. А это означает, что усиливающаяся глобализация, вопреки ее самым активным приверженцам и собирателям ее плодов, не ведет к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике, ни тем более в культуре. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным, а широко распространяемые в нем стандарты вестернизированной, преимущественно американизированной, культуры не в состоянии стать эталоном единой, скроенной по одному образцу «мировой культуры».

Разумеется, следует иметь в виду, что распространяемые через средства массовой информации, включая Интернет, программы американизированных радио- и телепередач, видеороликов т.п. всеми возможными способами декларируют свою идеологическую нейтральность, отрекаясь как от правых (за излишний консерватизм), так и от левых (за чрезмерный либерализм или даже социал-демократизм). И все-таки во всех случаях их «центристская», «объективная» позиция оказывается скроенной по модифицированным и умело лакированным образцом пресловутой «американской мечты».

Итак, круг замыкается: объективно необходимые продукты глобализации современного мирового сообщества порождают стремление сконструировать глобальную идеологию, преимущественно проамериканской направленности, а видимые или умело законспирированные в кино-, теле-, радио-, Интернет-продукции идеологические клише подталкивают потребляющих эти товары людей в разных странах к ощущению того, что мы становимся единым миром.

В многогранной и многообразной по средствам воздействиям на людей системе идеологии глобализма особенно важное значение в начале XXI в. придается Интернету. Его специфическая особенность, отличающая эту «мировую паутину» от других интерактивных кибернетических средств, заключается в том, что пользователь сайтов психологически уверен в свободе своего информационного выбора в гораздо большей степени, чем телезритель, радиослушатель или читатель газеты. К тому же Интернет включает в орбиту воздействия на пользователя сети более широкий спектр информационной стимуляции сознания индивида, его чувств, эмоций, воображения и других психологических компонентов личности, чем печать, радио или телевидение. В его распоряжении не только звук, текстовый материал, набор быстро меняющихся видовых картинок, но и многообразие красок, геометрических фигур, разнообразнейших схем, причем меняющих свои конфигурации прямо на глазах потребителя этой информации, что создает у последнего чувство сопричастности избирательной, активной, сопровождаемой обратной связью реципиента с источником информации.

Таким образом, Интернет как кибернетическая информационная система может выступать (как показатели события последних лет в Ираке, Грузии и ряде других регионов мира) в качестве мощного информационного психологического оружия, используемого в определенных идеологических целях. В качестве объекта для использования такого оружия выступают национальное самосознание, социально-политические настроения, ценностные и мировоззренческие установки различных социальных групп и общностей. А основной целью его применения становятся достижение успеха в идеологическом противоборстве, дезинформация, расшатывание политической и оборонной устойчивости соперничающего государства.

 

Тема 4. Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства.

 

1. Понятие, сущность и роль конституции в обществе.

2. Конституционные основы государственного и общественного устройства в Республике Беларусь.

3. Конституционные права и свободы граждан Республики Беларусь.

 

1. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» и означает «устройство». В настоящее время конституцию определяют как основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами, представляющий собой основу всего текущего законодательства. На основе конституции формируется вся система создания законов. Конституция определяет количество ветвей власти, их компетенцию, разграничивает их функции. В конституции перечислены права и обязанности граждан, установлены отношения между гражданином государством и обществом, прописаны механизмы избирательной системы и т.д. Поскольку конституция является основным законом, то акты, принимаемые всеми ветвями власти должны соответствовать наполнению конституции. Любой закон не может вступить в силу, если он расходится с конституцией, кроме того, все ранее принятые нормативные акты также не могут действовать, если они не согласуются с конституцией.

Кроме юридического, конституция имеет еще и политическое наполнение. Она фиксирует и регулирует общественные отношения. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей. Именно в этом заключается идеологический аспект конституции. В ней, пускай в неявной форме, прописана идеология государства, указаны цели, к которому оно стремится.

Конституции стран СНГ, в том числе и белорусская, подготовлены на основе европейского опыта, поэтому свободны от явных идеологических перегрузок. В конституционных текстах зафиксирован плюрализм мнений, свобода совести, многообразие политических институтов. Ни одна партийная идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для всех граждан. Такая постановка проблемы спасает государство то кризисов в период смены власти, когда к управлению приходят силы с альтернативными политическими взглядами, система государственной идеологии меняется в случае, если прежние и новые взгляды партийные, и остается прежней или немного корректируется, если они общие для всех. Конституция как основной закон является высшим источником права.

 

2. В Конституции Республики Беларусь записано, что она – унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

Унитарное государство имеет единые центральные органы власти и единое законодательство. Помимо унитарных могут существовать и федеративные государства, в которых кроме центральных действуют и региональные органы власти и законодательство, отличающееся от центрального в силу того, что часть территории государства обладает этнической или другой спецификой. Республика Беларусь слишком мала по территории, чтобы представлять из себя федерацию, кроме того, республика практически моноэтнична, т.е. национальные меньшинства представляют достаточно небольшой процент населения страны.

Демократическое государство отличается тем, что в нем обеспечивается народовластие, политический и идеологический плюрализм, осуществляется принцип разделения властей, существует местное самоуправление, имеются различные формы собственности. Народовластие является основным принципом демократии, в ст. 3 конституции записано, что народ – единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто, по их мнению, наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в пять лет осуществляются выборы президента. В конституции указано, что в стране существует политический и идеологический плюрализм. Это доказывается существованием политических партий и общественных организаций, имеющих различные, зачастую альтернативные друг другу идеологии, которые можно свободно проповедовать. В настоящий момент в республике насчитывается 17 политических партий и около 2400 общественных объединений самых различных направлений.

Правовое государство имеет принципом верховенство права, что и отражено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь. В правовом государстве все политические институты и др. действуют в рамках конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Суверенитет государства показывает, что государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать всю свою территорию и иметь государственные символы.

 

3. Раздел 2 «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь посвящен правам и обязанностям граждан. В ст. 21. сказано, что «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства». Далее в разделе расшифровываются права и свободы. Поскольку белорусское государство социальное, оно гарантирует право на достойный уровень жизни. Кроме того, что государство гарантирует права, закрепленные в государственных законах, оно гарантирует исполнение и прав, предусмотренных в международных соглашениях. Государство дает гарантии политических прав. Граждане могут объединяться в любые организации с любой идеологией, если она не противоречит закону. Однако в этом праве существуют ограничения у сотрудников силовых органов и прокуратуры, поскольку членство в организациях может привести к использованию служебного положения во благо той или иной организации. Государство обязуется защищать граждан от всевозможных посягательств, а также обеспечивает неприкосновенность личности, невмешательство в личную жизнь. Государство также защищает экономические права граждан. Всем гражданам предоставлено равное право осуществлять хозяйственную деятельность, все формы собственности имеют равные права на защиту государства. Граждане имеют разнообразные права, которые помогают сохранить им свою культурную, национальную, религиозную и прочую идентификацию. Так в Конституции есть право на участие в культурной жизни, право на сохранение своей национальной принадлежности, использование своего родного языка и др.

Помимо прав и свобод у граждан Республики Беларусь существуют и обязанности, которые также прописаны в Конституции. Однако существует обязанность, которая записана в конституции, но распространяется на всех лиц, находящихся на территории Беларуси. Статья 52 гласит: «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции». Этим подчеркивается, что деятельность законов распространяется не только на граждан, но и на временно прибывших лиц.

 

Тема 5. Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства.

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.

2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.

3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.

4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.

 

1. Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.

И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США.

Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН.

Президент – Глава государства уполномочен формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, а также представлять Беларусь внутри страны и в международных отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей.

Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

- полномочия особого института президентской власти во всех сферах государственного управления;

- объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;

- посредничество Президента выведено за сферу публичных властей и распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества;

- президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Родоначальником идеи о необходимой конституционности четвертой ветви власти считается французский политический деятель Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая – может быть проведена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, утверждения указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.

Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:

Во-первых, гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент – Глава государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства при поддержке населения страны.

 

2. Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики – Палаты территориального представительства.

На основе статуса полномочий Парламент играет в идеологии двоякую роль: учувствует одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности и целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.

Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция означает, что основная задача Парламента – законотворческая.

Впервые слово «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler – говорить).

Представительные и законодательные органы имеют богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом Княжестве Литовском основными властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».

Нельзя не заметить того, и это естественно, что двухпалатный парламент имеет и «двухпалатную» идеологию. Это объективно при различии объема и направленности их ролей в Парламенте.

Кроме этого, в Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.

Идеология места, роли и полномочий Парламента зависят от формы правления в государстве. В парламентских республиках Парламент формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает госбюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.

Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии отражают его основные полномочия в конкретных направлениях деятельности.

Первое – законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.

Именно в парламентах представлены и сталкиваются разнообразные интересы различных социальных и национальных групп, национальных общностей и на более высоком уровне проявляются идеологические позиции и взгляды.

Второе – представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье – идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.

Четвертое – контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

В качестве основных факторов формирования идеологии белорусского государства, в становлении которых принимает участие парламент, выделяются следующие:

- совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, повышения социально-политической активности различных структур общества;

- обогащение духовной жизни граждан республики, их политической. Нравственной, профессионально,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Становление идеологии белорусского государства | Тема 6. Идеология избирательных кампаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.234 сек.