Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства

Религия – это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующе поведение и специфические действия (религиозный культ), основанные на вере в сверхъестественное, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному и совершенному.

Современная религия представляет собой:

· Отражение объективной реальности;

· Общественную подсистему;

· Выражение глубинных общественных связей;

· Возникающее в процессе становления человека и общества аспекты их взаимодействия и жизнедеятельности;

· Необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий на них непосредственное воздействие;

· Способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

· Феномен общественной культурны.

В своем историческом развитии религиозные представления человека выразились в ряд форм религий:

Ранние: тотемизм – вера в родство (происхождение) той или иной группы людей от животного или растительного предка; анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, имеет более широкий, всеобщий характер, чем тотемизм; магия – комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов; фетишизм – приписывание отдельным предметам магические силы и свойства, способные влиять на ход событий и окружающий мир.

Развитые: политеизм – поклонение развитому пантеону (связанной между собой сверхъестественных сил) божеств, многобожие; монотеизм – поклонение оному единому Богу-творцу. Впрочем, религиозные системы могут и не иметь понятия Творца, а божеств относить к нашему материальному миру и сближаться на философском уровне с атеизмом (различные формы буддизма).

Религия выполняет целый ряд важных социальных функций, реализуемых как на общесоциальном (общество), так и на микросоциальном (личность) уровнях.

Общесоциальные функции религии:

· Компенсаторная – восполнение человеческих слабостей (незнания) перед лицом природных или общественных сил, что имеет определенное позитивное значение;

· Регулятивная – регулирует поведение людей, основываясь на догматической символике и других конфессиональных требованиях;

· Интегрирующая – способствует консолидации общества, конфессиональному единству, другим формам сплочения людей;

Микросоциальные функции:

· Мировоззренческая – удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентирами и установками, вытекающими из религиозного объяснения мира, символов и догматов той или иной религии;

· Функция нравственного воспитания – несет общечеловеческие нормы морали, утверждая, что нравственные законы должны соблюдаться потому, что они есть веление Бога. Способствует нравственному совершенствованию, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

· Культурно-воспитательная и культуротворческая функции – в них реализуется собственная природа религии, и ее роль в жизни общества и личности.

· Политическая – оправдание и/или обожествление власти.

Именно религия выполняла в древних и средневековых обществах и государствах роль идеологии, а в некоторых государствах играет роль идеологии и в настоящее время: Саудовская Аравия (вахаббитский ислам), Иран (шиитский ислам). Только с наступлением Нового времени в истории Европы в результате секуляризации (от лат. Secularis – «светский»), превращения церковного имущества в светское, проводившегося с целью ослабления экономического могущества и политической роли церкви в государстве, происходит окончательное становление светского государства. И все равно, даже во многих светских государствах религия и религиозные организации оказывают значительное влияние и на общество, и на политику, и на идеологию. Например, католические страны Европы – Италия, Испания, Португалия, православная Греция. Существуют и активно действуют различные политические партии, идеологией которых является непосредственно та или иная религия или религиозное направление (например, Христианско-демократический Союз в Германии или же христианско-демократическое движение в целом; в странах Восточной Европы религиозные организации выполняют функцию проводников радикальных социал-демократических идей социальной справедливости).

Являясь сложной системой, религия имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из ряда компонентов: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

Главным специфическим признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное сознание имеет также два относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная психология – это совокупность несистематизированных представлений, идей, чувств, образов, настроений, переживаний, привычек, установок, потребностей, через призму которых человек воспринимает и оценивает окружающий мир в иллюзорной и фантастической форме (следствием религиозной психологии является мифологическое сознание – наиболее характерное для современного общества, когда человек получает такое количество информации, которое просто не в состоянии «обработать»).

Религиозная идеология – это стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, разработкой которых занимаются специально подготовленные люди, служители культа, богословы.

Как автономная система, религия тесно связана с этнокультурной традицией, причем именно эта связь в значительной степени определяет незыблемость ее авторитета. Опираясь на традицию, религия придает ее нормам сакральный характер, и тем превращает их в жесткий стандарт, в обязательный для всех стереотип поведения. Будучи включенной, вместе с собственно религиозными идеями и институтами в единую систему (религию в широком смысле), традиция создает своего рода непробиваемый защитный панцирь, предохраняющий структуру от разрушения под воздействием внешних сил. Именно в этом – обратное воздействие религии на жизнь общества, на характер культуры, на ход истории.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. В статье 31 Конституции каждому человеку предоставлено право определять свое отношение к религии, т. е. исповедовать любую религию, лично или совместно с другими, или не исповедовать никакой. В статье 7 Конституции говорится, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Статья 5 запрещает создание организаций, ведущих пропаганду религиозной вражды. А в статье 16 прямо говорится о запрете деятельности религиозных организаций и их представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя или связана с нарушением прав и свобод граждан, угрожает их здоровью и моральности. Статьи 14 и 15 говорят о том, что государство регулирует отношения между этническими и социальными группами и обеспечивает сохранение и развитие их духовно-культурного наследия (в состав которого, естественно, входит и религия). Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования в Республике Беларусь носит светский характер (статья 9 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Законодательство Республики Беларусь о свободе совести находится в контексте Всеобщей декларацией прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, политических взглядов, происхождения и социального положения.

Законодательство о свободе совести в Республике Беларусь представляет собой трехуровневую структуру:

· Первый уровень – международные правовые акты, содержащие основополагающие идеи, принципы религиозной свободы и носящие в целом правоустанавливающий и декларативный характер;

· Второй уровень – конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

· Третий уровень – указы Президента Республики Беларусь, правовые акты органов исполнительной власти.

Совершенствование законодательства в сфере свободы совести должно проходить по нескольким направлениям:

· Привидение национального законодательства в соответствие с международными нормами;

· Обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в нем норм;

· Формулирование и закрепление основных принципов конфессиональной политики государства;

· Закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов в стране.

Конфессиональная политика государства это прежде всего:

1. Комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к религиозным конфессиям, находящимся в равном положении, направленные на урегулирование отношений между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества;

2. Политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой (атеизм);

3. Сознательная деятельность государства, его аппарата, с целью достижения определенных целей в религиозной сфере, властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Стратегия сотрудничества общества, государства и религиозных организаций характерна для большинства развитых стран. Сам факт существования в обществе религии и ее институтов требует от каждого государства выработки и реализации хорошо продуманной, научно обоснованной модели политики по отношению к религиозным организациям: с одной стороны оказывая им разнообразную поддержку, с другой – осуществляя контроль за их деятельностью.

Стратегия религиозной политики государства определяется:

· Ход политического развития в целом;

· Место религиозных организаций в процессе исторического развития государства и общества;

· Уровень развития демократических институтов;

· Стратегия сотрудничества государства, общества и религиозных организаций, статус религиозных организаций близок к общественным;

· Активное включение религиозных организаций в политические процессы (в переходный период).

Государственная религиозная политика осуществляется при помощи органа государственного управления по делам религий. Его деятельность определяется статьями 10-12 закона «О свободе совести и религиозных организациях». Он ведет государственный реестр религиозных организаций и осуществляет контроль деятельности религиозных организаций и исполнения ими законодательства Республики Беларусь.

Религиозные организации, объединения и общины должны пройти государственную регистрацию и соответствовать следующим критериям: вероисповедание, разработанная культовая практика, проведение богослужений, религиозное воспитание и просвещение своих последователей, руководителем ее может быть только гражданин Республики Беларусь (ст. 13 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). Если данные критерии отсутствуют, то в регистрации может быть отказано. Для полноценного рассмотрения создается государственная религиозная комиссия. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь, осуществлении деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, направленной против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни религиозная организация может быть ликвидирована (ст. 23 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях на соответствующих территориях осуществляют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Областные, Минский городской исполнительные комитеты создают свои подразделения по делам религий, подчиненные им и республиканскому органу государственного управления по делам религий (ст. 36 закона «О свободе совести и религиозных организациях»). В случае нарушений религиозной организацией законодательства Республики Беларусь, регистрирующий орган в трехдневный срок выносит письменное предупреждение. Если имевшие место нарушения не были устранены в шестимесячный срок, то регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. Причем ее деятельность приостанавливается до решения суда (ст. 37-38 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Запрещены:

· Создание и деятельность религиозных организаций, направленных против суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

· Создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и образовательных учреждениях;

· Вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации и обучение их религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц их заменяющих.

Государственная религиозная политика в Республике Беларусь основывается на том, что «идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 6 закона «О свободе совести и религиозных организациях»).

Государство активно сотрудничает с религиозными организациями в сфере культурно-нравственного воспитания, а в некоторой степени и в идеологической. Так уже традицией стало вручение премии «За духовное возрождение» накануне православного Рождества (по юлианскому календарю), проводимое совместно Президентом Республики Беларусь и митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом Всея Беларуси.

Исторически так сложилось, что Беларусь – многоконфессиональное государство. В ходе развития белорусской государственности в разные временные периоды неизменным атрибутом идеологии белорусской государственности была религия. В конце X в. на землях современной Беларуси появляется христианство, принятое от Византии (православие). Язычество (политеизм, многобожие) уступает более развитой религии – христианству, которое более отвечает интересам правящих слоев и позволяет княжествам Восточной Европы вступать в общение со странами Западной Европы и Византией «на равных». В XIV в., после заключения Кревской унии с Польшей, начинает распространяться католичество (после раскола в 1054 г. появляются греко-кафолическая церковь или православие (ортодоксия) и римско-католическая церковь). Вместе с эпохой Возрождения на Беларуси распространяются первые протестантские общины. С XIV в. на землях Беларуси появляются иудейские (евреи, караимы) и мусульманские общины (татары). Таким образом, Беларусь имеет исторически сложившуюся структуру нескольких традиционных конфессий, оказавших свое влияние на формирование и развитие белорусской нации: православие, католицизм, протестантство традиционное (евангелические лютеране), иудаизм, ислам.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» основывается на принципах:

· Признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

· Духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

· Неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама.

По состоянию на 01.01.2003 г. на Беларуси функционировало 2825 религиозных общин (1265 православных, 432 католических, 33 старообрядческих, 432 ХВЕ (христиан веры евангельской), 268 ЕХБ (евангельских христиан-баптистов), 29 – Совет церквей ЕХБ, 13 греко-католических (униатских), 20 новоапостольских, 27 иудейских, 27 исламских, 26 свидетелей Иеговы, 6 бахаи, 3 мормонов, 6 кришнаитов, 1 первых христиан). Всего имеется 25 зарегистрированных конфессий. В настоящее время осуществляется перерегистрация всех религиозных общин в Республике Беларусь. В 2005 г. Была официально зарегистрирована армянская апостольская церковь – одна из древнейших ветвей христианства (с III в.).

Действует 1003 православных храмов, 371 костел, другие культовые здания (всего на 01.01.2003 г. – 1986). Строится 234 новых здания (157 православных церквей, 37 костелов, 39 протестантских молельных домов).

В Республике Беларусь действует 140 духовных организаций общеконфессионального значения: православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантских миссионерских организаций, 41 религиозный центр и управления (10 православных и 4 католических епархий). Общее количество религиозных организаций в Республике Беларусь на 01.01.2003 г. – 2965.

Имеется 2629 служителей культа (1154 православных священника, 305 католических ксендзов (177 – граждане иностранных государств: Польши, Литвы, Австрии, США), в соответствии со ст. 29 закона «О свободе совести и религиозных организациях» иностранный гражданин может заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь только в течении одного года). В 2002 г. протестантскими общинами было приглашено 329 иностранных граждан (в т. ч. 23 – для религиозной деятельности).

На Беларуси было:

· Православная церковь (1999 г.) – 10 епархий, 1071 приход, 962 священника, 14 монастырей (5 мужских и 9 женских), 14 братств, 31 сестринство, Минская духовная семинария (с 1989 г.), Минская духовная академия (1995 г.), богословский институт в структуре БГУ (ранее – богословский факультет в ЕГУ), духовное училище, издаются четыре журнала, 10 газет, другая литература;

· Римско-католическая церковь (01.01.2001 г.) – 405 приходов, 266 ксендзов, 7 женских монастырей, Гродненская высшая духовная семинария, издаются шесть журналов, три газеты;

· Лютеранство (01.01.2003 г.) – 13 общин;

· Кальвинизм – Христианская религиозная конгрегация (Белорусский евангелический реформационный собор);

· СЕХБ – 268 общин.

Интересно состояние православной церкви на Беларуси именно в раскладке по епархиям (данные 1999 г.):

1. Минская епархия – 279 приходов, 183 храма, 10 часовен;

2. Могилевская епархия – 68 общин, 65 храмов, восемь молитвенных домов, одна часовня;

3. Брестская епархия – 162 общины, 163 храма, 18 часовен;

4. Гродненская епархия – 81 община, 79 храмов, пять молитвенных домов, один храм при больнице;

5. Новогрудская епархия – 85 общин, 108 храмов, 2 часовни;

6. Пинская епархия – 147 общин, 147 храмов, 34 часовни;

7. Гомельская епархия – 86 общин, 81 храм, семь молитвенных домов;

8. Туровская епархия – 50 общин (данные 2000 г.);

9. Витебская епархия – 82 прихода;

10. Полоцкая епархия – 76 общин, 79 храмов, одна тюремная церковь.

Таким образом, наибольшее число православных общин (приходов) находится в Брестской области, на втором месте идет Минская область, на третьем – Гродненская. На востоке Беларуси количество православных религиозных общин значительно меньше, это видно по Могилевской, Гомельской и Витебской областей. С одной стороны это социальный знаковый показатель особенностей населения в западной и центральной частях Беларуси, а с другой – своеобразный «щит», возводящийся Русской православной церковью на западных рубежах своего влияния, против прозелитической экспансии католической церкви, которая на настоящее время состоит из 1) Минско-Могилевская архиепархия-митрополия (Минская и Могилевская области), 2) Гродненской римско-католической епархии (Гродненская область) – входит в состав Минско-Могилевской архиепархии, состоит из 152 парафий (общин) (01.01.1995 г.), 3) Пинской римско-католической епархии (Брестская и Гомельская области), 4) Витебской диоцезии (Витебская область). Большинство верующих римско-католической церкви сосредоточены на западе Беларуси, точнее, в Гродненской области. То есть, в цели и задачи всех прочих католических епархий и диоцезий входит и активная прозелитическая деятельность.

Динамика развития религиозности населения (начало 90 гг. XX в. – начало XXI в.):

· Удельный вес православных среди верующих сократился с 51 % до 44 %;

· Удельный вес католиков сократился с 15,7 % до 15,2 %;

· Численность православных увеличилась в четыре раза;

· Численность католиков увеличилась в три раза;

· Численность протестантов увеличилась в четыре раза.

На начало XXI в. около 50 % взрослого населения Республики Беларусь считает себя верующими. Из них более 80 % - православные, более 10 % - католики, 2 % - протестанты, 0,2 % - мусульмане, 0,2 % - иудеи, 1 % - другие. В Западной Беларуси процент религиозности населения более высок, чем в Восточной – верующими себя считают 70-80 % населения, при среднем по республике – 45-50 %. Но на деле «практикующими» верующими, регулярно посещающими храмы, является только 15 %, а реально состоят и действуют в тех или иных общинах лишь 5-6 % (по соцопросам в Москве (РФ) и Беларуси).

По проводившимся опросам в гороскопы верят 26 % православных, в «дурной глаз», «порчу» и колдовство – 47 %, в спиритизм – 25 %, тогда как в существование дьявола – только 32 %. В переселение душ верят 27 %, 21 % доверяет магии, хотя бы раз участвовали в сеансе спиритизма 10%. Оказывается, при сравнении характеристик сознания «определенно верующих» и «определенно неверующих» (атеистов), то обнаруживается, что именно последние в 2 – 4 раза меньше подвержены влиянию различных суеверий, оккультизма, сатанизма и прочих неорелигий. Так, соотношение верящих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 47 % и 21 %, в спиритизм – 25 % и 6 %, в астрологию – 29 % и 15 %. Более того, распространенность «веры в колдовство» среди верующих прямо пропорциональна частоте посещения ими церкви. Среди посещающих церковь еженедельно их 54%, 2 – 3 раза в месяц – 59%, один раз в месяц – 50%, 2 – 5 раз в полгода – 54%; снижается она только среди посещающих церковь довольно редко – один раз в полгода (41%) и один раз в год (40%), еще ниже – среди тех, кто вообще не посещает церковь (31%), хотя все должно было быть, казалось бы наоборот. Тот факт, что распространенность суеверий и оккультизма среди верующих прогрессирует по мере увеличения частоты посещения ими церкви, свидетельствует о слабом влиянии духовенства даже на постоянных прихожан, которые выходят из храма с теми же заблуждениями, с которыми в него и пришли. Во многом данная ситуация объясняется «кадровой проблемой» религиозных организаций: т. е. подготовкой достаточного количества священников, обладающих должным качеством знаний. В республике все-таки развивается церковное образование и в православной, и в католической церкви. К тому же, в соответствии со ст. 28 закона «О свободе совести и религиозных организациях», религиозные объединения в соответствии со своими уставами могут создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

В XX в. в религиозной сфере жизни общества появились насколько направлений, которые получили общее наименование « новые религии » или «new age». Появление таких неорелигий в современном обществе связано с происходящими в обществе информационными процессами. Наряду с евангелическим протестантизмом (особенно с таким направлением, как пятидесятничество) культы new age представляют собой религиозную составляющую такой современной идеологии, как глобализм. Учения данного типа характерны синкретизмом, активной, даже агрессивной, проповеднической деятельностью, умелое пользование средствами массовой информации. Культы «new age» подразделяются на четыре типа: 1) «религии объединения» (кришнаиты, Оомото и ряд других); 2) культы христианской (точнее, «псевдохристианской») направленности (Церковь Унификации Муна, Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Христа); 3) культы оккультной традиции (масонство, розенкрейцерство, сатанизм); 4) синкретические религии (неоязычество, бахаи, сайентология, «Белое Братство», Церковь Виссариона). В составе этих движений примерно половина в возрасте от 14 до 25 лет, 20 % – от 30 до 35 лет, остальные – пожилые люди. То есть явно присутствует ориентация на молодежь.

По характеру реализации своих идей Новые религии подразделяются также на четыре типа: 1) экстремистские религии с доминированием эсхатологических идей о «конце света» и реализацией их в виде пропаганды и провоцирования катастрофических изменений в обществе, радикального переустройства жизни адептов (уход из семьи, с работы, отказ от собственности, самоубийства); 2) культы, проповедующие постепенные, «эволюционные», изменения в сознании людей, что, как правило, означает господство жестко структурированного общества, делящегося на «высших» и «низших», которые разделены непреодолимой пропастью; 3) религиозные движения, связанные с переустройством той или иной социальной группы (как правило, ориентированы на молодежь); 4) религиозные движения, ориентированные на утилитарно-прагматическое приспособление к определенному хозяйственно-бытовому устройству общества. Но все неокульты сходятся в своих целях полного подчинения человека, а в перспективе – к достижению «мирового господства». Это тот случай, когда религиозные организации взяли на вооружение методики агрессивного менеджмента, распространенные в сфере бизнеса (проблема «зарабатывания» денег весьма значительная для новых религий, так состояние Муна в настоящее время определяется суммой в шесть миллиардов долларов (!), а лидер Аум Сенрикё Асахара Сёко владел сетью прибыльных ресторанов). Хаос в сознании современного человека им выгоден: ведь, когда нет твердых нравственных ориентиров, когда ни в душе, ни в уме нет порядка и умения различать добро и зло, человеком легко овладеть, а его волю сделать податливой и управляемой. Можно выделить также наличие 5) консервативно-реставрационных религиозных движений, связывающих будущее общества с давно отжившими реалиями (абсолютная монархия, община, натуральное хозяйство, язычество).

В отличие от традиционных конфессий, существовавших на белорусской земле несколько столетий, для которых понадобилось время на возрождение полноценной деятельности, уничтоженных советской властью организаций и учреждений, большинство Новых религий («новый век», нью эйдж, new age) уже владело разработанными механизмами адаптации к современной культурной среде, готовыми ответами на все вопросы, поставленные современностью, «технологиями», которые якобы способствовали быстрому духовному росту и совершенствованию.

Культы new age не только разрушительно воздействуют на государство и общество, разрушая их структуры (например, семью), но и внедряются и в традиционные религии, подрывая их изнутри. Это понятно, ведь религиозные организации это часть общества, со всеми его проблемами. Здесь достаточно привести пример РПЦ (Русской Православной Церкви). Все чаще встречается скрытая принадлежность православного духовенства к той или иной секте. В одной из сибирских епархий среди монашествующих обнаружились последователи Богородичного центра, в других – тайные почитатели Виссариона. В Челябинской епархии – скрытые члены Белого братства, поклонники учения Рерихов, сайентологов. А в церковной печати (газета «Во имя Христа») встречаются откровенные антихристианские заявления. Похожая ситуация имеет место и в других традиционных конфессиях. По крайней мере, сами сторонники new age считают, что Второй Ватиканский собор римско-католической церкви открыл им дорогу внутрь нее. Один из основных признаков, позволяющий отличить секту от нормальной религиозной традиции – это наличие «скрытых» учений или обрядов, которые та или иная религиозная группа не желает публично раскрывать.

Идеология белорусского государства должна основываться на тех базовых морально-нравственных и социальных ценностях, которые свойственны традиционным для страны конфессиям (православию, католичеству, протестантизму (в его классических формах), иудаизму и исламу), на основе которых сформировался самобытный менталитет населения Беларуси. Необходимо помнить, что религиозная ситуация на Беларуси в течение столетий определялась в основном довольно высоким уровнем межконфессиональной толерантности (терпимости).

В сфере идеологии у религий современное государство может позаимствовать много действительно нужного, учитывая тот многовековой «опыт» религии, как идеологии в традиционном обществе. Что тем более важно в условиях современных вызовов как в социально-политической, так и в идеологической сферах. Когда особенно важным в условиях глобализации и господства поп-культуры сохранить национальную самобытность и уникальность традиций Беларуси.

 

 

Литература

1. Кудрявцев, КМАиМС, 1989.

2. Атаев С. С. Технология и механизация строительного производства, 2 тома.

3. Контора С. Е. Расчет экономической эффективности и применение машин в строительстве.

4. Канюка Н. С. Комплексная механизация.

5. Коран Е. Р. Обоснование выбора и условий формирования комплектов машин для ЗР.

6. Мешик Ч. П. Формирование эффективности парка машин для строительных работ.

7. Шафранский Б. Н.и др. Определение потребности в строительных машинах.

8. Гладков В.Ю и др. Проектирование парков машин; Учебное пособие. Балашиха; Изд. ВТУ, 2004,

 

 

Лекция № 1

 

Основные понятия, термины курса

 

Механизация строительства – замена ручного труда, трудом с использованием в технологии строительного производства машин и механизмов.

Основная цель механизации строительства – повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения утомительных, однообразных операций при переменном условии снижения стоимости СМР.

В зависимости от степени оснащенности различают:

· частичная – механизация отдельных видов работ при сохранении доли ручного труда,

· комплексная – совокупность взаимосвязанных основных и вспомогательных процессов, выполняемых с помощью средств механизации, в результате чего исходное сырье, материал превращается в готовую продукцию.

Автоматизация – осуществляется без управления человека – более высокая степень механизации.

Показатель оценки уровня комплексной механизации:

,

Wо – общий объем СМР,

Wкм –объем СМР, выполненный комплексно- механизировано,

Wчм – частично механизированный,

Wр – объем работ, выполненный вручную.

 

Коэффициент комплексной механизации и автоматизации:

ΔSчм, ΔSкм – экономия приведенных затрат при выполнении частичных механизированных работ и комплексно механизированных работ.

 

 

Степень механизации:

,

Nрм – число рабочих, занятых механизированным трудом.

Nр-- число рабочих, занятых ручным трудом.

Механовооруженность строительства:

,

Sм - стоимость механизмов используемых на объекте;

Sсмр - общая стоимость СМР выполняемой на объекте.

 

Механовооруженность труда:

 

Энерговооруженность строительства:

Nмех - мощность механизмов.

 

Энерговооруженность труда:

Рр – число работающих.

 

 

Лекция № 2

 

Основные положения индустриальной технологии

строительства

ИТС представляет круглогодичное проведение работ из элементов заводской готовности с максимальным использованием средств механизации. Строительное производство – это комплекс производственных процессов, выполняемых на строительной площадке в подготовительные и основные периоды строительства.

Строительно-монтажные работы – это комплекс работ, выполняемых при возведении зданий и сооружений, и включает обще строительные, монтажные, отделочные и специализированные работы.

Рассматривая строительное производство как единый процесс возведения объектов из элементов заводской готовности, можно выделить следующие этапы:

1) добыча сырья в карьерах;

2) доставка сырья, материалов, полуфабрикатов на предприятия стройиндустрии;

3) самопроизводство строительных конструкций;

4) доставка изделий на объект строительства;

5) строительно-монтажные работы непосредственно на строительных площадках.

СМР подразделяется:

1. Последовательный метод, который представляет поэтапное (последовательное) производство работ на каждом объекте или захватки.

m – число захваток,

n – число объектов,

Ту – производительность выполнения СМР.

 

2. Параллельный метод.

3. Поточный метод представляет разбивку процесса возведения зданий на ряд технических процессов, выполняемых за определенный промежуток времени.

Интенсивность процесса:

W – объем работ,

Т – срок строительства.

 

Для выполнения СМР на каждой фазе строительства можно выделить средства механизации – это комплекты машин и парки машин.

Каждый из этих элементов характеризуется определенной взаимосвязью между машинами, особенностями их функционирования, методами и способами производства работ и формирования их и эксплуатацией.

Комплект машин – это совокупность строительных машин, выполняемых определенную работу, составляющих, как правило, часть технического процесса.

Комплекс машин – это совокупность взаимосвязанных строительных машин, выполняющих заданный технологический процесс.

Парк машин – это совокупность однородных машин для выполнения заданных работ.

Основные схемы комплектования средств механизации

СМР

1.Основная машина и несколько параллельно работающих вспомогательных машин.

2.Основная машина и несколько последовательно работающих вспомогательных машин.

3.Основная машина и несколько параллельных цепей последовательно работающих вспомогательных машин.

4. Основная машина с комплектом сменного навесного рабочего органа.

5. За первой основной машиной параллельно работает несколько вспомогательных: в процессе участвуют также последовательно работающие вспомогательные машины.

6. Несколько основных машин и цепочка параллельно работающих вспомогательных.

7. Основная машина работает после вспомогательной. За основной машиной работает несколько вспомогательных.

 

 

По характеру работ:

1) непрерывного действия – когда все машины работают непрерывно (стан непрерывной прокатки изделия).

2) циклического действия – когда все машины работают циклично (экскаватор – автосамосвалы, кран – панель

3) комбинированного действия – когда часть работает непрерывно, а часть циклично (Бетоносмесительный завод - бетона – непрерывная укладка бетона).

По характеру взаимодействия:

1) Система машин с нерегулируемым потоком – означает, что взаимодействие машин в системе происходит по известному или заданному закону распределения.

2) Система машин с регулируемым потоком – через определенные промежутки времени.

Виды и средства механизации

Самостоятельно.

 

 

Лекция № 3

 

Принципы подбора средств механизации СМР

 

Выбор машин для производства СМР на конкретном объекте осуществляется на стадии разработки проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

Два этапа подбора:

1. Предварительный или укрупненный расчет – по техническим параметрам (производительность).

Тн – нор-ый срок строительства,

W – объем работ,

Т – срок строительства.

2. Выбор на основе принципа оптимизации.

 

Принципиальная схема подбора комплекта машин для объектов строительства выглядит следующим образом: все объекты группируются по техническим и объемно планировочным характеристикам.

Определяются объемы работ по видам однородных операций на объекте, выполняемых средствами механизации определенного назначения.. Выбирают состав и структуру комплексов машин.

 

 

Основные условия комплектования:

1. Минимальное число машин, участвовавших в техническом процессе, и параметрическое соответствие условиям производства работ.

2. Состав комплекса машин должен обеспечивать непрерывность строительного потока.

3. Д. б. проведено согласование параметров основных и ведущих машин комплексов.

В процессе комплексной механизации возникают различные состояния системы: объект – технология – комплект машин. В зависимости от состояния этой системы можно выделить:

1. Когда объект определен, а технология комплексной механизации неопределенна, что соответствует решению задач технологического проектирования.

2. Когда объект определен, технология известна, необходимо подобрать комплект машин – это соответствует поиску оптимальной комплексной механизации.

3. Объект определен, средства механизации, но технология неопределенна, задача оптимальному поиску технологии работ по известному комплекту машин.

4. Когда объект неопределен, но заданы объемы работ, технология из в-ой механизации определены, задача заключается в оптимизации выполнения работ в минимальные сроки, определяемые параметрами функционирования средств механизации.

Процесс оптимального формирования комплексной механизации м.б. выполнен с достаточной достоверностью при условии, если имеется всесторонняя характеристика организации работ и точность исходной информации. В техническую характеристику входят: техническая, организационная, экономическая, технологическая.

На основе выбранного или синтезированного критерия оптимизации уст-ют зав-ть между показателями механизации процесса и техническими параметрами строительных процессов.

Исследования формолизованной модели механизации можно провести многими методами. Применимы два метода:

1. Эвристический – основанный на совокупных знаниях опыта, интеллекта и интуиции.

2. Математический – с использованием формовочных алгоритмов (аналитический, численный) с широким использованием ЭВМ.

При формировании системы комплексной механизации важным является выбор критерия оптимизации. Существуют две основные формы критерия оптимизации:

1. Достижение максимально полезного эффекта при затратах заданных ресурсов.

2. Минимальные затраты ресурса с достаточной заданностью полезного эффекта.

Принципиальная схема разработки системы

машин для строительства

 

капитальные вложения и объемы работ
технологические характеристики СМР
комплекты машин по видам работ

 

       
   
 


классификация СМР
номенклатура машин для выполнения немеханизированных процессов

технические характеристики объектов

       
 
   
 


номенклатура строительных процессов
машины, недостающие для комплекса механизации

структура способов механизации по видам работ

 
 


выработка машин по видам работ
процессы, подлежащие замене на индустриальные
технические требования для проектирования недостающих средств механизации

 

       
   
 


сводная команда машин для комплексной механизации

 

 

экономико-математическая модель для расчета парка машин
структура парка машин
потребность машин для строительства

 

 

Лекция №4

Народнохозяйственный эффект:

,

Со – сметная стоимость объекта;

Тн,ф – нормативный и фактический срок строительства;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

 

Дополнительный экономический эффект:

,

Wo – объем работ данного вида;

Це – себестоимость единицы продукции;

Су – удельные приведенные затраты;

показатель критерия оптимизации затрат, показывает эффективность при досрочном вводе в эксплуатацию.

 

Расчет парка машин по методике Госстроя

Потребность в СДМ определяется исходя из объема каждого вида выполняемых работ.

Выделяют условия и характер, объемы и сроки ввода, климатические и биологические условия строительства, технологию СМР, а также техническое состояние машин, организацию и ремонт техники, технической оснащенности и другие факторы.

Анализ воздействия различных факторов показывает, что определяющим в выборе средств механизации являются объемы работ; способы механизации определяются видом машин и величиной эксплуатационной производительности.

Количество машин определяется:

,

Уi – удельный вес того объема работ;

Wi – объем работ данного вида;

Пiэ – годовая эксплуатационная производительность парка машин.

 

Объем работ: основанием объема работ служат проекты о сметной документации, в которой объемы работ задаются в денежных показателях.

Кi – нормативный коэффициент;

Д – 1млн.руб.

парк машин.

 

Эксплуатационная производительность машин:

 

Тгд – время работы машины в течение года;

.

 

Лекция № 5

Техническое и технологическое проектирование

в строительстве

1. Технические нормы в строительстве нормируют затраты труда, производительность машин и материальные ресурсы на единицу продукции

уровень производительности труда,

Тн,ф – продолжительность работы нормированное, фактическое.

- ЕНИР (71 сб-к – 66000норм.)

 

2. СНИП (5 сборников):

1) Организация управления и экономика;

2) Нормы проектирования – 12 групп;

3) Организация производственных приемов работ – 9 групп;

4) Сметные нормы;

5) Нормы затрат материалов и трудовых ресурсов – 4 группы.

Два вида технологического проектирования:

1. Разработка новых технологических решений, включая совершенствование процессов, и разработка требований к новым средствам механизации.

2. Разработка проекта производства работ, основанного на использовании по конкретному объекту и заданного условия технологических решений и использования средств механизации.

В проекте производства работ учитываются местные условия, инструктивные документы, сроки строительства; определяются методы производства работ, потребность в средствах механизации и материала; приводятся технические карты и схемы; оговариваются мероприятия по охране окружающей среды и контроль качества работы.

Проект организации строительства является инициативным документом для заказчика и подрядчика, в котором приведены укрупненные показатели по технологическим решениям, средства механизации, сроки строительства и материал технического обеспечения.

Механизация СМР на объекте должна обеспечивать производительность труда за счет применения СДМ, оборудования и средств малой механизации (нормо- комплекты). Механизация д.б. комплексная и осуществляется комплектами машин необходимой оснастки, инвентаря и приспособлений.

Виды, маркировки и число ведущих и вспомогательных машин д.б. приняты и оценены по принципу оптимизации параметра и объемно-планировочных решений возведенных зданий и сооружений с возможностью минимального использования числа видов машин.

Комплексная механизация земельных работ с мерзлыми грунтами (2 этапа):

· с предварительной подготовкой;

· непосредственная разработка мерзлого грунта специальными машинами блочным способом и землеройными машинами с рабочим оборудованием для разрушения грунтов.

 

Лекция № 6

Блочный метод разработки грунтов

Сущность метода заключается в том, что мерзлый грунт не подвергается сплошной разработке или оттаиванию. Мерзлый грунт режут буровыми или дискофрезерными машинами, а затем удаляют краном или ЗТМ. Стоимость разработки грунта 19-36 коп. – 1куб. Трудоемкость 0,015-0,025

Два способа:

1. Мелкоблочный;

2. Крупноблочный.

Выбор способа определяется механизмом, который производит удаление грунта.

Мелкоблочный – размеры блоков определяются размерами ковша экскаватора или грузоподъемностью транспортных средств.

Крупные блоки от основного массива можно осуществить несколькими способами:

1. Непосредственно строительным краном.

2. Сдвиг блока тягачами.

3. Комбинированным.

ширина щели;

размер блока;

g - плотность;

QГ – грузоподъемность.

, .

 

К – коэффициент вялости массива по глубине (вечно мерзлый грунт);

S – площадь блока;

С – внецентровое усилие приложение нагрузки.

Механический 56,3 в том числе

Статическое рыхление 13,3%

Траншейное копание 13,3%

Ударное разрезание 7,3%

Экскаваторы с активными зубьями, молоты 2,8%

Взрывной способ 30,4%

Способ предохранения от промерзания 2,8%

Химическое оттаивание 1,1%

Прочие методы 9,7%

Машины для разрушения грунтов методом

отрыва

Применяется для разрыхления грунтов 5, 6 категории в трудно доступных местах.

Р.О. выполнен в виде шнека или винта переменного диаметра, который м.б. навешен на трактор или ручной специальный инструмент. Диаметр винта определяется по экспериментальной формуле, исходя из мощности.

 

ho – глубина;

j1 – угол подъема винтовой лестницы.

Крутящий момент:

 

Способ разработки Энергоемкость Удельная трудоемкость Стоимость
Предохранение от промерзания; Огневое оттаивание; Электрическое оттаивание; Буровзрывной; Механический: при . ручном винтовой; Резание грунта; Статическое рыхление; Ударное разрушение; Вибрационный   1,36 13,3   8 – 30 1,4     0,28 5,45 2,8 0,65 16,4   0,02 – 0,002 0,11 – 0,14   0,3 – 0,7 0,48   0,57 – 0,85 0,25 0,03 – 0,9 0,002 – 0,005 0,005 – 0,05 0,44 – 0,8   0,015 – 0,24 0,3 – 0,9   0,32 – 1,76 0,5 – 0,65   2,3 0,17 0,32 – 2 0,1 – 0,3 0,25 – 0,10 0,43 – 0,7  

Лекция № 7

Комплексная механизация свайных работ

1) По способу устройства:

· забивные;

· набивные.

2) По форме:

· квадратные;

· трапециидальные;

· круглые;

· сплошные;

· полые;

· винтовые;

· трубчатые.

·

3) По способу передачи нагрузки:

· Сваи-стойки;

· Висячие сваи.

Свайный фундамент включает три элемента:

1. Ростверк.

2. Сваи.

3. Грунт.

Способы погружения свай:

1. Забивание.

2. Вибропогружение.

3. Завинчивание.

4. Комбинированный.

- энергия.

Подбор молотов для погружения свай:

1. По отношению веса ударной части к весу сваи

1,5(1); 1,25(2); 1,0(3).

1) для плотных грунтов;

2) для средних;

3) для слабых.

2. В зависимости от энергии удара

а = 25 Дж/кН – для обычных грунтов;

F – несущая способность сваи.

К – коэффициент для разных типов машин:

· для трубчатых = 6,

· для штанговых = 5,

· для подвесных = 4.

- для трубчатых,

Н = 2,8м – рабочая высота.

- для штанговых,

Н = 1,7 – 2,2 Н.

Подбор вибропогружателя:

Мв.м – момент вращающихся масс;

s - вес сваи.

 

 

Лекция № 8

Механизация свайных работ на вечномерзлых

грунтах

Способ погружения свай зависит от температурного состояния грунта. В пластично мерзлые грунты при средней температуре грунтов по длине сваи – 0,5применяется буроопускной способ.

Смысл буроопускного способа заключается в том, что стандартные сваи устанавливаются предварительно пробуренных скважинах. Диаметр скважины превышает наибольший размер поперечного сечения сваи не менее чем на 5см с последующим заполнением скважины грунтовым раствором.

В твердомерзлых глинистых грунтах, мелких и пылеватых смесях при средней температуре ниже 1,5применяют опускной способ. Смысл этого способа заключается в погружении свай в скважины, обработанные оттаиванием грунта.

Способ оттаивания грунта:

1. Электрический (1,5 суток).

2. Коаксиальное нагревание.

3. нагреватели (продолжительность нагрева 36 – 48 часов, расход тепла 28000ккал/куб).

4. Паровые иглы (глубина до 1,5м): в зависимости от типа грунта оснащаются наконечниками 3х типов: нормальные, рыхлительные и скоростного вида.

 

 

1) Нормального действия – применяется на глинистых грунтах.

 

2) Рыхлительного действия – применяется на песчаных грунтах.

 

 

3) Скоростного действия – применяется на пылевидных и торфяных грунтах.

 

Бурозабивные сваи применяются в пластинчатых и твердопластичных грунтах с каменистыми включениями, за счет погружения свай в предварительно пробуренные скважины.

Важнейшей характеристикой того или иного способа свайного фундамента являются сроки забивания свай в грунт до набора несущей способности свай. Срок = 0.

Неправильный подбор комплекта машин приводит к неравномерной загрузке недоиспользованной N машин, малой производительности механического труда.

Комплект машин и механизмов должен охватывать весь комплекс работ технологической цепочки:

1) Подготовительные;

2) Свайные;

3) Замораживание свай в зависимости от способа погружения;

4) Бетонные работы;

5) Монтажные работы;

6) Испытание фундамента.

Основные показатели механизации:

1. Поточно-непрерывная механизация свайных работ.

2. Рациональные способы и методы.

3. Подбор нормо комплекта машин.

 

 

Лекция № 9

Монтаж конструкций

Является комплексно-механическим процессом поточной сборки зданий, сооружений из элементов и конструктивных узлов заводской готовности. Эффективность производства монтажных работ обеспечивается при сочетании следующих конструктивных и организационных технологических факторов:

1) Укрупнение и унификация конструкций.

2) Совмещенное ведение монтажа при поточной организации работ с крупноблочной сборкой.

3) Комплексная механизация и частичная автоматизация.

Монтажные работы подразделяются на:

· основные – подготовка к подъему, выверка,

· подготовительные – доставка элементов на объект, складирование и укрупнительная сборка.

Схемы технологических вариантов организации

монтажных работ

 

1. Завод – изготовитель.

2. Центральная площадка укрупнительной сборки.

3. Приобъектный склад.

4. Приобъектная площадка укрупнительной сборки.

5. Площадка изготовления строительной конструкции на объект.

6. Объект.

1-6 – схема

1-2-6

1-4-6

1-2-4-6

1-2-3-6 – с завода на склад

1-3-6

5-6 – когда конструкции не на заводе делают

Методы и способы монтажа:

Методом монтажа называется техническое решение, определяющее последовательность сборки здания и сооружения и способ установки конструкции в проектное положение.

В зависимости от последовательности монтажа различают следующие методы:

1) раздельный;

2) комплексный;

3) совмещенный.

При разном способе монтаж конструкции выполняется последовательными проходками одним или несколькими монтажными средствами.

Раздельный метод – каждый из которого производит монтаж одного изделия.

Комплексный метод представляет монтаж ячейки или захватки за одну проходку краном.

Совмещенный метод – это совместный монтаж здания с монтажом оборудования.

По крупности:

1) мелкоэлементный;

2) поэлементный;

3) блочный;

4) крупноблочный.

По способу закрепления конструкции:

1) безвыворочная установка;

2) инструментальная;

3) выверка при помощи кондукторов.

Способ монтажа:

1) Вертикальный подъем.

2) Наращивание.

3) Подращивание.

4) Поворот.

5) Поворот со скольжением.

6) Надвижка.

Монтажная технологичность конструкций – это степень приспособленности конструкций к транспортировке и монтажу с минимальными затратами ручного труда, времени и средств и характеризуется степенью укрупненности конструкций, относительной равновесностью.

Степень равновесности элементов характеризуется отношением

 

Эффективность укрупнения:

ТЭi – трудоемкость элементного монтажа;

Ту – трудоемкость укрупнения конструкций;

Тм – трудоемкость монтажа.

 

Лекция № 10

Механизация монтажа зданий из железобетонных

конструкций

Монтаж промышленных зданий железобетонных конструкций ведут несколькими технологическими потоками. Каждому из них придается кран, который является транспортным средством и монтажной оснасткой. Движение кранов и монтажные позиции выбирают с таким расчетом, чтобы кран с одной позиции смонтировал наибольшее число элементов зданий и сооружений. При пролете здания 12м и шаге 6м, кран, двигаясь посередине монтажного пролета, монтирует до 6 колонн или фундаментных стаканов, а при пролете 18м, 24м – кран передвигается вдоль одного монтажного ряда.

При монтаже раздельным методом монтажная зона разбивается на технологические участки. Размеры их назначаются с таким расчетом, что к моменту установки конструкций верхнего яруса (подкрановые балки или фермы) с плитами прикрытия, чтобы прочность бетона в стыках колонн с фундаментным блоком достигла не менее 70%, то есть время установки колонн на участке д.б. минимальное, и определяется технологическим перерывом между началом установки колонн и началом монтажа верхнего яруса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства | Сутність фінансового менеджменту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.