Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: методология анализа структуры рынков




 

Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий; Отрасль объединена характером используемых технологий; Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок Определение рынка связано с целью исследования: - пространство для взаимодействия экономических агентов; - идентификация рынка происходит в зависимости от широты или узости задания его границ; Рынок объединен удовлетворяемой потребностью;
По видовому признаку отрасли делятся: А) первичные отрасли (добывающая промышленность, с/х); Б) вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность); В) отрасли инфраструктуры (транспорт, здравоохранение и т.д.); Г) отрасли управления и науки; Классификационные признаки рынка: А) объекты сделок; Б) условия функционирования; В) степень локализации сделок; Г) типы взаимосвязей; Д) характер взаимодействия фирм.

 

В теории рынком называется совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок. Рынки можно классифицировать по многим признакам.

Любая экономическая система, независимо от культурных и политических традиций, должна решать какое продукты предлагать и в каком количестве, как ограниченные ресурсы будут распределены на производство каждого из них и как конечные продукты будут распределены между различными членами общества. Существуют три альтернативных метода решения этой группы проблем:

1) решения могут быть приняты в соответствии с традициями (кастовая система профессионального отбора в Индии)

2) проблемы могут быть решены путем централизованного планирования (СССР или детальный контроль министерства обороны США за подрядчиками)

3) рыночный подход;

Предмет теории отраслевой организации связан прежде всего с третьим подходом рыночным. Экономика отраслевых рынков - это область экономической теории, которая сформировалась в 30-е и 40-е гг. XX в., опираясь на достижения многих научных школ. Главную роль в ее зарождении и последующем развитии сыграли Гарвардская и Чикагская школы. Именно они определили два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков:

1) подход с точки зрения парадигмы "Структура - поведение - результат";

2) подход с точки зрения теории цен;

Первый подход был предложен в 50-е годы Эдвардом Мейсоном и Джоем Бейном и впоследствии получил название "structure - conduct - performance". Второй подход использует микроэкономические модели для объяснения поведения фирм и структуры рынков.

Схематичное представление парадигмы: (ниже)

Считается, что результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей в таких вопросах как, ценовая политика и практика, открытые и тайные соглашения между фирмами, продуктовая и рекламная стратегии, затраты на исследования и разработки, инновации в производственном оборудовании, тактика решения юридических вопросов и т.д.

Поведение в свою очередь зависит от структуры соответствующего рынка, который характеризуется численностью продавцов и покупателей, уровнем дифференциации конкурирующих продуктов, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм, конфигурации кривых затрат и т.д.

На структуру рынка в свою очередь воздействует множество базовых условий, например, со стороны предложения размещение и собственность на основные виды сырья, характер соответствующей технологии, длительность использования продукта, затраты на единицу выпуска и т.д. Со стороны спроса:Ценовая эластичность при различных ценах, доступность товаров заменителей, темпы роста и временные колебания спроса, рыночные характеристики продукта. Сплошные стрелки показывают причинные связи, которые ведут от структуры рынка к поведению фирмы и к результату поведения фирм на рынке.


 

Схематичное представление парадигмы:

 
 

БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ
       
   
 
 

 
 

 
 

Существуют также эффекты обратных связей - прерывистые стрелки. Например Ценовая политика продавцов может поощрять вход фирм на рынок или выход с него, трансформируя таким образом параметры структуры рынка.

В идеале высокая результативность должна автоматически следовать из рациональной рыночной структуры и поведения фирм. Но вследствие различных причин рынок может стать несостоятельным, что приводит к экономическому результату, который ниже принятых рыночных норм. Тогда правительство может прибегнуть к политике вмешательства и пытаться улучшить состояние экономики, применяя политические меры, которые будут воздействовать как на структуру рынка, так и на поведение фирм. Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов или субсидий.

Микроэкономический подход к анализу организации отраслевых рынков начал разрабатываться главным образом экономистами Чикагской школы. Один из первых сторонников микроэкономического подхода Д.Стиглер даже высказывал точку зрения, что экономика отраслевых рынков не существует, как отдельная область знаний в экономической теории, а просто совпадает с теорией договорных цен в микроэкономике. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования, с одной стороны, и с доступностью статистической информации с другой.

Стоит отметит, что зарождение экономики отраслевых рынков связано с появлением условий, когда предпосылки классической модели свободной конкуренции перестали отвечать экономической реальности.

Корни экономики отраслевых рынков можно найти в классической теории фирмы, разработанной А.Смитом в XVIII в. и А.Маршалом в XIX в. Первые заслуживающие внимания достижения в теории олигополии были сделаны также в XIX в А.Курно и Ж.Бертраном. Очень важное продвижение в теории было сделано в связи с разработкой теории монополистической конкуренции Э.Чемберленом. Модель монополистической конкуренции привнесла в экономическую теорию концепцию дифференциации продукции, указала на решающую роль входа на рынок новых фирм. Два подхода к анализу отраслевых рынков долгое время развивались разными путями, лишь в 70-х начале 80-х гг. они взаимно обогатили и дополнили друг друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.