Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели концентрации продавцов

Рассмотрим показатели концентрации продавцов на рынке. Пусть в отрасли функционируют n фирм, объем выпуска которых q, где i=1….n, ранжированы от большего к меньшему, объем выпуска отрасли в целом составляет:

А рыночная доля каждой i –й фирмы равна:

Коэффициент концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:

Показывая удельный вес выпуска r ведущих фирм в объеме реализации отрасли в целом, коэффициент концентрации весьма популярен, поскольку для его расчета не требуется полная статистическая информация о структуре выпуска отрасли.

Главный недостаток коэффициента концентрации – условность выбора параметра r (числа фирм для анализа).

Для принятия во внимание все точки на кривой концентрации был разработан индекс Герфиндаля – Хиршмана, который представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех n фирм отрасли.

Возводя в квадрат рыночные доли, индекс Генфиндаля – Хиршмана фактически взвешивает рыночные доли

Индексы Ханна и Кея – это наиболее общий класс индексов концентрации

???

Существуют, по крайней мере, два различных подхода к объяснению причин концентрации: с точки зрения эффекта масштаба и стохастический подход..

Сторонники первого подхода отстаивают гипотезу, что технологические возможности и эффект масштаба – это главные факторы рыночной концентрации. Это часть детерминистского подхода, согласно которому в каждый момент времени должен существовать определенные равновесный уровень концентрации на рынке. Он определяется условиями спроса и предложения, а также поведением субъекта рынка. Именно в направлении этого равновесного уровня происходит саморегулирование рынка. Из гипотезы следует, что высокий или возрастающий уровень рыночной концентрации можно объяснить лежащими в его основе технологическими изменениями.

Стохастический подход. Сторонники второго подхода концентрируют внимание на проблемах изменения уровня концентрации в процессе реального функционирования экономических систем. Основная идея – на практике изменения в уровне концентрации отражают чистый эффект множества случайных факторов, которые определяют принятие решений и темпы роста на уровне отдельных фирм.

Список случайных факторов: изменение в ценовой политике конкурирующих фирм, эффект от слияния и поглощения фирм, динамика валютных курсов и т.д.

При анализе структуры рынка, как правило, оцениваются ценовая эластичность спроса, индекс Лернера и рыночная власть фирм.

Фирма обладает рыночной (монопольной властью), если она имеет возможность влиять на установление рыночной цены выше предельных издержек, т.е. выше конкурентного уровня рыночной цены. Изменение монопольной власти часто основано на расчетах по индексу Лернера, у которого существует много модификаций.

Индекс Лернера показывает, что монополист имеет лишь ограниченный контроль над ценой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок и рыночные структуры | Емкость рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.