Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правового статуса человека и гражданина в ЗС

Окончательное определение итогов

Возможный 2-ой тур голосования

Подсчет голосов и определение итогов

Голосование

Агитационная кампания

Регистрация избирателей

Образование изб. органов

Образование изб. участков

Образование избирательных округов

Назначение выборов

Выдвижение кандидатов

+ 2 возможные стадии:

 

9 стадия: Подсчет голосов и определение результатов выборов:

 

Тема № 6. – 1 час

 

1. Конституционно-правовое закрепление прав и свобод личности в зарубежных странах (основные модели).

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных со­циалистических стран, а также некоторых других тоталитарных режи­мов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными государством.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права “третьего” и “четвертого” поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правам трудящихся, В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам. Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Правовые системы и права личности. Хотя принципиальные поло­жения международного права о правах человека приняты большей час­тью государств мира, конкретно правовое положение личности в общест­ве зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соот­ветствующего правового регулирования. В условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской “правовой семьи”) преобладает индиви­дуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитар­ного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сто­ронники считают, что человек живет в обществе и не может быть свобод­ным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Ос­новная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится го­сударству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмеча­лось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существу­ют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами (на­пример, по конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин), по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. Акцент в мусульманском праве делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной “правоверных” (перед мусульманской уммой).

В обычном праве (например, система устных правовых обычаев пле­мен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин (некоторые европейские ис­следователи пытались их записывать и даже кодифицировать) и распро­страняются только на соплеменников. Согласно представлениям, господ­ствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовы­вать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его пле­менного статуса, только в данном племени. Человек — лишь часть, “кле­точка” племени, он не имеет, по существу, отдельных от племени прав.

 

2. Личные права и свободы граждан.

В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен­ность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заклю­чение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими междуна­родными преступлениями. Правда, у некоторых отсталых племен в от­дельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено. Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным со­блюдением установленных законом процедур. Арест возможен при воз­буждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возмо­жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауп­твахте (мера наказания). Главной юридической гарантией против необоснованного задержа­ния считается институт “хабеас корпус”, возникший в средние века в Великобритании и теперь принятый под этим же названием в большин­стве стран. Он означает, что любой задержанный по его требованию должен быть немедленно доставлен к судье и тот решит, освободить задержанного под залог или отправить в тюрьму. В странах Латинской Америки существует аналогичный институт — “процесс ампаро”. Свобо­да личности не исключает принудительного лечения некоторых больных, например с психическими заболеваниями, временной изоляции других больных с крайне опасными заболеваниями для окружающих. Но осу­ществляется это во всех случаях по судебному постановлению.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, уни­жающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государст­венная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу совести - это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (отно­ситься к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об “антирелигиозных взглядах”). Верующие вправе совершать религи­озные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин “жилище” толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жили­ще, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня­тых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про­исходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболева­ний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра­титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернатив­ную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государствен­ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении докумен­тов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе­рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифи­цированной юридической помощи, презумпция невиновности, право об­виняемого на защиту и др.

3. Политические права и свободы граждан в зарубежных странах.

Политические права связаны с участием в общественно-политичес­кой жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользовать­ся лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств).

К числу политических прав, давно получивших закрепление в консти­туциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам.

Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специ­альных государственных учреждений и должностных лиц, которые впра­ве разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электрон­ным средствам массовой информации, выход в свет определенных мате­риалов. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедо­ступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о средствах массовой информации он несет ответственность. Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений).

Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социа­лизма, говорится о свободе объединения в политические партии, про­фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусуль­манской общины (уммы). До 80—90-х годов в тоталитарных развиваю­щихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме пра­вящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не су­ществовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколь­ко, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особо­го значения.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра­ний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и “сидячие” демонстра­ции). Это формы выражения коллективного мнения по общественно зна­чимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представи­тель полиции может действовать самостоятельно. Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия ут­верждает маршрут движения, может ограничить число участников де­монстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и тех­нических средств. В развивающихся странах полиция при несанкциони­рованных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значитель­ные человеческие жертвы.

Особую форму имеет пикетирование — публичное выражение кол­лективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, други­ми изобразительными средствами. К числу политических прав относится право петиций. Это индивиду­альные и коллективные обращения граждан к высшим органам государ­ства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). Военнослужащие вправе подавать толь­ко индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обра­щения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соот­ветствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социа­лизма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, вклю­чая высшие. Промежуточное место между политическими и личными правами за­нимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифициро­ванной государственной службе с ее чинами и рангами. К государствен­ной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народ­ных заседателей.

 

4. Социально-экономические права и свободы граждан.

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о

правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. Возможна национализация отдельных отраслей хозяйства, об­служивающих общественные потребности (электроэнергетика, вода, газ, нефть, автомобильные заводы). В условиях военного положения возможна реквизи­ция — временное изъятие собственности, например для целей обороны государства, но за плату. Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизиции и некоторых других случаев) может быть изъято только в обществен­ных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возме­щении, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.

Конституции стран тоталитарного социализма устанавливают нерав­ноправное положение различных видов собственности. Законом уста­новлены преимущества для социалистической собственности (государ­ственной и общественной, т.е. собственности различных объединений работников, прежде всего производственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая по­вышенной правовой защите.

В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуаль­ной собственности, связанной с творческим трудом (например, об автор­ских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право зани­маться любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, произ­водство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности сущест­вует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например, работа на садовом участке). Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под кото­рым обычно понимается обеспечение государством гарантированной ра­ботой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. В демократических странах принудитель­ный труд допускается на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения.

Право на труд и свобода труда дополняются конституционными поло­жениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами установлен обязатель­ный почасовой (в США) или помесячный (во Франции) минимум оплаты труда. Существует государственное пособие в случае вынужденной без­работицы.

Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работо­дателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокра­щение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск.

В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государст­ву. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования басту­ющих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработ­ной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекра­щение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собствен­ных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) закона­ми обычно запрещены. Не разрешаются также забастовки на предпри­ятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например, правоохрани­тельным органам, государственным служащим). Правда, из этих запре­тов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, ужесточается перечень запрещений.Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не содер­жат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и не запре­щены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собствен­ность, не будут бастовать против самих себя.

 

5. Гражданство (подданство) в зарубежных странах (понятие, основные институты).

Физические лица и основы их правового статуса. Правовое поло­жение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множе­ственным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчас­ти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны.

Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного госу­дарства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент. Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д. С другой стороны, они не обязаны служить в армии страны пребы­вания, не платят налоги (особенно если между государствами, такими, как, например, США и Россия, есть соглашения об исключении двойного налогообложения), во многих странах не имеют права приобретать землю в собственность. Иностранцы имеют паспорт (удостоверение лич­ности) своего государства, а в стране пребывания им выдается другой документ — вид на жительство (иногда, например для иностранных сту­дентов, просто делается отметка в национальном паспорте). Сказанное относится к “рядовым” иностранцам. На дипломатических представите­лей, на персонал миссий распространяется действие особых правил в соответствии с международным правом и соглашениями, заключенными между государствами.

Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дип­ломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуа­цию. Поэтому в современном международном праве господствует тен­денция к принятию мер, сокращающих состояние безгражданства (за­ключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законо­дательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть прину­дительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к ра­ботникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют осо­бые правила и особый порядок выдворения из страны.

Лица с множественным, двойным гражданством обладают права­ми и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.

Иностранцы, лица без гражданства, с множественным гражданством, равно как и граждане данной страны, обязаны знать и соблюдать законы страны своего пребывания. Незнание законов не освобождает от ответ­ственности за их нарушение.

Граждане и подданные, В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой — права и обязан­ности государства по отношению к гражданину (например, право соот­ветствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности). Гражданство предполагает двухсторон­ние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государ­ства. Термин “подданство” применяется в монархиях. Он отражает лич­ную связь человека с монархом (“подданный его величества”).

Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положе­нию. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных — можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие “ассоциированный гражданин”. Это лица, относя­щиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, как уже отмечалось, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.

Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах.

Способы приобретения и утраты гражданства. Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиа­ция (от латинского слова “филиус” — сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Первое означает приобретение ребенком гражданства родителей независимо от места его рождения. Проблема возникает лишь тогда, когда родители ребенка имеют разное гражданст­во (например, мать — итальянская гражданка, отец — гражданин Фран­ции). Этот вопрос в большинстве стран решается только на основании письменного соглашения родителей о выборе гражданства ребенка. До этого он может оставаться лицом без гражданства или (что чаще) может приобрести гражданство по месту рождения. Принцип права почвы при­меняется к узкому кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство роди­телей которых или родители которых неизвестны, а зачастую к родив­шимся на территории данной страны детям граждан другого государства, если только родители не находились в данной стране по службе (напри­мер, дипломаты). В большинстве стран законодательство предусматри­вает оба основания приобретения гражданства по рождению: и право крови, и право почвы. Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государст­ва, гражданство которого оно желает приобрести. В ряде случаев необхо­дима также подача заявления в органы государства той страны, из граж­данства которой лицо желает выйти. Оба эти заявления обычно подают­ся в местные органы министерства внутренних дел или юстиции, но чаще всего они должны быть написаны на имя главы государства (иногда во­прос об изменении гражданства решает министр внутренних дел). Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необхо­димо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии — 3 года, в Алжире — 7 лет, в Республике Чад — 15); знать язык этой страны (довольно сложный экзамен предусмотрен законодательством Латвии и Эстонии, принятым в 90-х годах: в Латвии, например, помимо знания в совершенстве латышского языка, нужно хо­рошо знать историю страны с начала XX в., а также иметь предков, живших в Латвии с этого же времени); быть психически здоровым и не иметь некоторых болезней (например, СПИДа); не быть зарегистриро­ванным — в частности, в документах Интерпола — в качестве террорис­та; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изме­нение конституционного строя; и т.д

Наряду с рассмотренными существуют и другие, менее распростра­ненные способы приобретения гражданства. К их числу относятся: оп­тация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государст­вом, когда лицо может оставить прежнее гражданство или выбрать новое, как это было, например, в Алжире после достижения им независи­мости в течение трех лет после 1962 г.); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бы­вает редко, но имело место в некоторых государствах после второй миро­вой войны); регистрация (она предполагает упрощенный порядок при­обретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граж­дан данного государства). Эти способы также представляют собой инди­видуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разно­видности натурализации.

Утрата гражданства. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Как отмечалось, заявление обычно подается в местный орган министер­ства внутренних дел, но разрешение дает глава государства. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами госу­дарства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать граж­данства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурали­зации (например, шести лет в Австрии). В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только за действия в пользу иностранного государства, кото­рые причинили ущерб государству гражданина, или за умышленное ук­лонение от военной службы. В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назнача­емого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате рассмотренных выше оптации, трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других — принудительности.

Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся в некоторых государствах тоталитарного социализма, в большинстве стран запреще­на. В отношении иностранцев она может быть осуществлена, но только по постановлению суда (Румыния). В Мексике любого иностранца может выслать орган исполнительной власти.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для след­ствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступ­ления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд.

Тема № 7. – 1 час

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Абсентеизм (причины и способы преодоления) | Австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.